Научная статья на тему '2018. 04. 050. "Черные тетради" Мартина Хайдеггера: философско-политические дебаты. Martin Heideggers "Schwarze Hefte": eine philosophisch-politische Debatte / Hrsg. Heinz M. , Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S'

2018. 04. 050. "Черные тетради" Мартина Хайдеггера: философско-политические дебаты. Martin Heideggers "Schwarze Hefte": eine philosophisch-politische Debatte / Hrsg. Heinz M. , Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР / "ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ" / ФИЛОСОФИЯ / ФРГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Погорельская С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 050. "Черные тетради" Мартина Хайдеггера: философско-политические дебаты. Martin Heideggers "Schwarze Hefte": eine philosophisch-politische Debatte / Hrsg. Heinz M. , Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S»

возможность жить счастливо, потому что только порядок и мера гарантируют существование, добродетель, счастье. Добродетельный человек должен быть счастлив.

Подлинное счастье достигается философскими душами. Тем не менее есть и другой уровень счастья. Как говорится в «Федоне», его достигают те, кто добродетельны в политическом и практическом смысле, обладают мудрой умеренностью и справедливостью, которые приобретаются через привычку и упражнение, но без специальных занятий философией («Федон», 82 B 2-3). Конечно, философ настолько отличается от так называемых нормальных людей, что иногда кажется им смешным. Но философ остается и конкретным человеком, который в реальности не вышел из пещеры, если под ней понимать условия существования человека вообще (condi-zione umana).

В целом, делает вывод автор, у Платона возможно говорить о благой и счастливой жизни с божественной точки зрения или с точки зрения человеческой. Говоря иначе - с абсолютной точки зрения (Блага или Божества) или с точки зрения нашего конкретного обусловленного существования. Последний подход позволяет исключить радикально антигедонистский и сугубо антиинтеллек-туалистский подход. Человек хочет радоваться и наслаждаться. Впрочем, верным остается критерий, вытекающий из природы Блага: совершенная жизнь - это жизнь хорошая (buona), т.е. умеренная или уравновешенная (misurata), которая дает славу и позволяет радоваться или наслаждаться (godere) - насколько это возможно - и на протяжении всей жизни.

Ю.В. Пущаев

2018.04.050. «ЧЕРНЫЕ ТЕТРАДИ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА: ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕБАТЫ. Martin Heideggers «Schwarze Hefte»: Eine Philosophisch-Politische Debatte / Hrsg. Heinz M., Keller S. - Berlin: Suhrkamp, 2016. - 445 S.

Ключевые слова: Мартин Хайдеггер; «Черные тетради»; философия; ФРГ.

Сборник статей издан профессором философии университета г. Зиген Марион Хайнц и научным сотрудником Сидони Келлер. Философский семинар данного университета известен не только

своей быстрой реакцией на публикацию «Черных тетрадей», которые он обсуждал по мере выхода в свет очередных томов, но и своей безоговорочно критической позицией по отношению к тому философскому наследию, которое в них открылось. Данный сборник представляет собой продолжение этого обсуждения (по трем томам «Черных тетрадей», которые вышли в свет к моменту его подготовки), и участвовали в его создании преимущественно авторы, мировоззренчески разделяющие позиции обеих дам, взявших на себя труд его издать.

Формулируя цели сборника, издатели отмечают, что с публикацией «Черных тетрадей» дебаты о вовлеченности философии Хайдеггера в национал-социализм возобновились и обострились. Формулировки, которые, по меркам нынешней политкорректности, однозначно попадают под характеристики «антисемитизма», возмутили не только университетский мир, но и неакадемическую (т.е. далекую от высшей школы) общественность, указывают они. Далее издатели напоминают, что именно в силу данного ожидаемого и неизбежного общественного резонанса в хайдеггероведении еще до публикации «Черных тетрадей», на основании избранных отрывков, разгорелись споры о целесообразности обнародования этой части наследия философа.

Если в дебатах по данной теме, предшествовавших публикации «Черных тетрадей», начавшихся с Гвидо Шнеебергера и продолженных Виктором Фариа и Хуго Оттом, спорящие стороны задавались вопросом о мере вовлеченности Хайдеггера в национал-социализм, то в нынешних речь идет уже о самой сути его философии, полагают издатели (с. 4). По их мнению, «Черные тетради» с их почти «дневниковым» характером не только опровергают тезисы о «кратковременном увлечении» Хайдеггера национал-социализмом, оставшемся якобы без последствий для его философской мысли, и не только открывают «изнутри», с его собственной перспективы, новые страницы его политической биографии, но и дают доказательства той «внутренней связи» его философии с «расизмом, антисемитизмом и национал-социализмом», которых, «как справедливо указывал Ричард Рорти», (с. 5) не хватало в прежних дебатах. Позции Эммануэля Файе, не считавшего целесообразным разделять политико-мировоззренческие позиции Хайдеггера, его

философию и публикацию «Черных тетрадей», получают новое подтверждение, считают издатели.

То новое понимание бытийной истории, которое открывается нам в «Черных тетрадях», позволяет хайдеггероведам по-новому подойти к его философской концепции, увязав его «бытийно-исторические» комментарии к политическим и социальным реалиям своего времени с его философией, и подумать, стоит ли оставлять Хайдеггера как одного из самых значительных немецких философов ХХ в. (именно таковым считался он раньше) в курсе философии или же вернее будет переместить в сферу истории и исследования исторических идей - т.е. изъять его из философской методологии и поместить в одну нишу с мыслителями национал-социалистического времени, изучаемыми с исторических позиций. Для себя издательницы на этот вопрос уже ответили: «Так называемая бытийная история Хайдеггера обосновывает национал-социалистическую концепцию Политического и соответствующие национал-социалистические интерпретации историко-политичес-кой современности» (с. 8). Поэтому в «общественном интересе» его следует изучать в контексте его времени.

Решающими, однако, являются вопросы о том, как это новое наследие изменяет тот угол зрения, под которым обычно изучали философию Хайдеггера, а также о том, нужна ли полная переоценка его философии в свете этих новых откровений. Сами издательницы считают такую переоценку необходимой и в силу этого призывают не «маргинализировать» развязавшиеся после публикации «Черных тетрадей» дебаты, не превращать их в «очередное общественное возмущение Хайдеггером», а увязать их в научную, политико-философскую дискуссию, с тем, например, чтобы воспрепятствовать так называемым «новым правым», все более усиливающимся в последние годы, легитимировать свои концепции ссылками на хай-деггеровский фундамент. «Научный спор - это также и форум, на который выносятся противоречивые мнения о политических опциях будущего», - полагают издательницы (с. 15).

Нет нужды пояснять, что авторы сборника в большей или меньшей мере поддерживают позиции издательниц и полагают масштабную переоценку философского наследия Хайдеггера необходимой.

Сборник поделен на четыре части, причем названия трех последних говорят сами за себя: «Бытие, бытийная история и метапо-литика» (с. 43-172), «Метаполитика в контексте национал-социализма, расизма и антисемитизма» (с. 173-290), «Самоинсценировка Хайдеггера» (с. 291-348) и «Новый подход к старым дебатам» (с. 349-440).

Российскому исследователю сборник будет интересен прежде всего многообразием критических подходов к исследованию философского наследия Хайдеггера в свете «Черных тетрадей», которое он представляет. Спектр статей варьируется от «Хайдегге-ровская критика культуры и идеология народничества» (Т. Роркре-мер, с. 258-275) до «Эпохальная полемика. После "Черных тетрадей", думать с Хайдеггером и против Хайдеггера» (Фрид Г., с. 366383).

В сборнике наряду со статьями молодых авторов, напечатаны произвеления таких именитых исследователей Хайдеггера из мира западной философии, как Э. Файе, Р. Меринг, Р. Волин.

В последующих изданиях РЖ предполагается публикация рефератов наиболее значимых статей сборника.

С.В. Погорельская

2018.04.051. ГЕРМАНН Ф.-В., АЛФИЕРИ Ф. МАРТИН ХАЙДЕГ-ГЕР: ПРАВДА О «ЧЕРНЫХ ТЕТРАДЯХ».

HERMANN F.-W., ALFIERI F. Martin Heidegger: Die Warheit uber die Schwarze Hefte. - Berlin: Duncker & Humblot, 2017. - 335 S.

Ключевые слова: Мартин Хайдеггер; антисемитизм; феноменология; «Черные тетради»; германская философия.

Немецкое, актуализированное издание совместного труда профессора философии Фрайбургского университета ФРГ Фридриха-Вильгельма фон Германна и профессора феноменологии религии в Папском университете Ватикана «Martin Heidegger. La verita sui Quaderni neri», вышедшего в 2016 г. в Италии, представляет собой серьезный вклад в западную философскую дискуссию о «Черных тетрадях», разгоревшуюся еще до их публикации и усилившуюся после их выхода в свет. Более того, эта работа - одна из немногих, в которых систематично, обоснованно, основательно и в то же время гневно и яростно критикуется тот «политкорректный»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.