2019.02.015
градация национальных традиций, истощение природных ресурсов, а также сексуальное насилие. В этом контексте А.К. Дималь выдвигает концепцию устойчивого или ответственного туризма. Подобный тип туризма призван совершенствовать формы общения туристов с местным населением с точки зрения экологических, этических и социальных факторов. Новые формы общения включают в себя такие этические ценности, как целостность, справедливость, честность, уважение, подотчетность, лояльность и доверие. Иногда представители как туриндустрии, так и медицинских учреждений стоят перед выбором: прибыль или интересы пациента (клиента). С точки зрения концепции устойчивого или ответственного туризма, акцент на интересах клиента всегда в перспективе окажется более выгодным, так как способен привлечь в страну тысячи дополнительных туристов, увеличив тем самым количество вакантных рабочих мест.
А. К. Дималь приходит к выводу, что этика необходима человеку в каждом аспекте жизни. Этики отражает природу субъекта так же, как организация. В сфере здравоохранения и туризма, этика играет жизненно важную роль в руководстве организацией на пути к успеху.
О. В. Летов
2019.02.015. ЗОНА РОДИТЕЛЬСКОГО КОНТРОЛЯ И СЛОЖНОСТЬ ПЕДИАТРИИ: ОТВЕТ ОЛДЕРСОНУ. The zone of parental discretion and the complexity of pediatrics: A response to Alderson / McDougall R., Gillam L., Spriggs M., De-lany C. // Clinical ethics. - N.Y., 2017. - Vol. 13, N 4. - P. 172-174.
Ключевые слова: педиатрическая этика; биоэтика; права и желания ребенка; независимость родителей.
Р. Макдугл, Л. Джиллэн, М. Сприггс (Мельбурнская школа народонаселения и глобальных проблем здоровья, Мельбурнский университет, Австралия) и С. Делани (Детский центр по биоэтике Королевского детского госпиталя, Мельбурн, Австралия) отмечают, что П. Олдерсон обвинял указанных выше авторов в том, что в их работах в рамках педиатрической этики недостаточно внимания уделяется таким вопросам, как уважение позиции ребенка, его прав и желаний. Иными словами, слабость позиции Р. Макдугл,
2019.02.015
Л. Джиллэн, М. Сприггс и С. Делани заключается в том, что в ней игнорируется перспектива ребенка как индивида.
Клинический контекст педиатрии представляет собой комплексную картину. «Он включает в себя таких акторов, как родителей, детей и представителей медицинского персонала, постоянно взаимодействующих между собой» (с. 172). Этические аспекты педиатрического процесса включают в себя такие элементы, как 1) взгляды детей и юношей; 2) их права и желания; 3) независимость родителей; 4) процесс принятия решений представителями медицинского персонала. Р. Макдугл, Л. Джиллэн, М. Сприггс и С. Делани в своих работах акцентируют внимание читателей на вопросе укоренившихся разногласий между работниками здравоохранения и родителями относительно методов лечения ребенка. Иными словами, честная позиция врача, с одной стороны, противостоит относительной независимости родительской точки зрения.
Врачи призваны убедить как детей, так и их родителей, что они делают все возможное на благо своих пациентов. С другой стороны, П. Олдерсон и некоторые другие авторы отстаивают позицию, согласно которой интересы врачей, с одной стороны, и детей и их родителей, с другой, могут быть взаимоисключающими. Что может предпринять врач, когда родители настаивают на неоптимальных, с точки зрения медиков, методах лечения? Для этой цели Р. Макдугл, Л. Джиллэн, М. Сприггс и С. Делани выдвигают концепцию «зоны родительского усмотрения», согласно которой в отношениях между родителями и детьми приоритет остается за родителями как людьми более опытными. Более того, в спорах между врачами и родителями последнее слово не должно принадлежать ребенку. Большинство детей не в состоянии принимать решения по поводу выбора того или иного способа их лечения.
В заключение Р. Макдугл, Л. Джиллэн, М. Сприггс и С. Делани предлагают «признать ценность различий, существующих в рамках педиатрической этики, что, в конечном счете, способствует углублению понимания этих сложных этических проблем» (с. 174). Этот подход требует готовности признать плюрализм перспектив, проблем и подходов, которые характеризуют эту область знания.
О. В. Летов