Научная статья на тему 'Современное представление о медицинской этике и деонтологии у выпускников педиатрического факультета'

Современное представление о медицинской этике и деонтологии у выпускников педиатрического факультета Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
950
100
Поделиться
Ключевые слова
ЭТИКА / ДЕОНТОЛОГИЯ / ВРАЧ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Демдоуми Нелли Юрьевна, Власенко Наталья Юрьевна, Полянская Наталья Александровна

В статье представлены результаты анкетирования выпускников педиатрического факультета о современных медицинских технологиях и понимании вопросов этики и деонтологии. Проведенное анкетирование выпускников выявило ряд проблем, тесно связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Широкое использование высокотехнологичной медицинской помощи населению требует от врача-профессионала четкого понимания своего предназначения, твердых моральных устоев, способности самостоятельного принятия решения во благо пациента.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Демдоуми Нелли Юрьевна, Власенко Наталья Юрьевна, Полянская Наталья Александровна,

Problems of formation of medical ethics and deontology principles of thegraduates of the pediatric faculty

The article presents the results of the survey of graduates of the pediatric faculty of modern medical technology and understanding the issues of ethics and deontology. The questionnaire conducted graduates revealed a number of issues that are closely related to their future professional activities. The widespread use of high-tech medical aid to the population requires a physician-professional clear understanding of its purpose, solid moral Foundation, the ability of independent decision-making for the benefit of the patient.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Современное представление о медицинской этике и деонтологии у выпускников педиатрического факультета»

Библиографический список

1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / А. И. Артюхина [и др.]. — Омск : Полиграфический центр КАН, 2012. — 198 с.

2. Красинская, Л. Ф. Формирование психологопедагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Л. Ф. Красинская. — М., 2011. — 51 с.

3. Заир-Бек, Е. С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение / Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына ; под ред. Г. А. Бордовского. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 287 с.

4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза : метод. рек. для преподавателей медицинских вузов / под ред. H. Е. Ва-жеевской. — М. : Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, 2012. — 172 с.

ГЕТМАН Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.

ПЕДАН Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: gettmann_natali@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Н. А. Гетман, Т. Н. Педан

УДК 37.025:303.442.3 н. Ю. ДЕМДОУМИ

Н. Ю. ВЛАСЕНКО Н. А. ПОЛЯНСКАЯ

Омская государственная медицинская академия

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ И ДЕОНТОЛОГИИ У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

В статье представлены результаты анкетирования выпускников педиатрического факультета о современных медицинских технологиях и понимании вопросов этики и деонтологии. Проведенное анкетирование выпускников выявило ряд проблем, тесно связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Широкое использование высокотехнологичной медицинской помощи населению требует от врача-професси-онала четкого понимания своего предназначения, твердых моральных устоев, способности самостоятельного принятия решения во благо пациента.

Ключевые слова: этика, деонтология, врач, дети.

Значимость медицинской этики и деонтологии в современный период особенно усиливается под воздействием научно-технической революции с ее процессами дифференциации и интеграции, развитием знаний, когда происходит бурное насыщение медицины аппаратурой и сложной техникой для диагностики и лечения. В связи с этим все более сложными и опосредованными становятся связи между врачом и больным [1]. Создаются объективные возможности для обесценивания личностного подхода к больному. При отсутствии нравственных качеств у медицинского работника эта возможность может превратиться в действительность [2].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Бесспорно, взаимоотношения медицинского работника и больного — понятие сложное. Оно охватывает целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинскому работнику приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ. Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, бьгть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека [3].

Для квалифицированного оказания медицинской помощи детям врачу необходимо иметь не только глубокие теоретические знания, умело использовать практические навыки, но и тонко понимать психологию больного ребенка и его родителей, четко представлять существующие в этой области этические проблемы [4].

Одна из важнейших среди них — осведомление родителей, родственников ребенка об особенностях заболевания для получения согласия на лечение. Умение врача успокоить, объективно информировать родителей о методах диагностики, организации медицинской помощи ребенку, развитии возможных осложнений и при этом ободрить, настроить на активную помощь, является обязательным этическим требованием [5].

Во второй половине XX века американский ученый В. Р. Поттер предложил понятие «биоэтика» как определение новой этики человечества, которая должна стать «наукой выживания», «мостом в будущее» в условиях современного экологического кризиса [6].

С 2011 года в отечественных медицинских вузах в соответствии с ФГОС третьего поколения в программу подготовки врачей-педиатров была введена

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

новая дисциплина — биоэтика. Уже на первом курсе в ходе учебной практики проводится разъяснение правил общения с пациентами и их родителями. В тематические планы практических занятий со студентами 2-го курса включены вопросы по этико-деон-тологическим принципам работы медицинского персонала, воспитательной работе с детьми различного возраста. Далее со студентами разбираются этика и деонтология в практике врача-педиатра, в хирургии детского возраста, а также при обследовании и лечении инфекционного больного, этика и деонтология в работе врача детской поликлиники в условиях реализации программ приоритетного национального проекта «Здоровье»; вопросы деонтологии, регламентирующие взаимоотношения «врач — врач», «врач — больной ребенок», «врач — родитель»; вопросы деонтологии в акушерстве.

Сегодня, когда со страниц газет и с телеэкранов не сходят обсуждения таких тем, как клонирование, эвтаназия, правомочность абортов, проблемы медицинской этики становятся, как никогда, актуальными. Современные медицинские технологии способны не только продлить человеку жизнь, но и в состоянии быстро и безболезненно прервать ее.

С целью выявления мнения студентов-выпускни-ков о современных медицинских технологиях и понимания вопросов этики и деонтологии было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета Омской государственной медицинской академии. Анкета, разработанная на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, включала вопросы, касающиеся таких тем, как клятва врача, отношение к религии, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия и другое (всего было предложено 16 вопросов). Анкетирование было анонимным, в случае пропуска вопроса или одновременного выбора двух ответов анкета считалась недействительной.

В опросе участвовали 200 студентов педиатрического факультета (100 — 5-й курс, 100 — 6-й курс; две анкеты оказались недействительными). На 5-м курсе было опрошено 37 юношей и 62 девушки, на 6-м курсе — 18 юношей и 81 девушка. Таким образом, было проанализировано 198 анкет.

Религия и медицина находятся в тесном соприкосновении на протяжении всей истории общества, многие религиозные служения и традиции преподносятся как забота о себе и окружающих нас людях. В нашем исследовании преобладающее большинство респондентов по религиозным убеждениям относят себя к православию — 79,6 и 83,7 % соответственно (табл. 1).

На вопрос «Какое место занимает религия в Вашей жизни?» студенты 5-го и 6-го курсов ответили следующим образом: главное значение (2 и 4 % респондентов), 55,1 и 47 % студентов отмечают, что религия занимает значительное место в их жизни, незначительное — 24,5 и 30,6 % соответственно. Около 80 % опрошенных считают необходимым сохранение

Таблица 1

Религиозные убеждения студентов-выпускников педиатрического факультета

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Религия 5 курс (%) 6 курс (%)

Православие 79,6 83,7

Католицизм 2,0 —

Ислам 12,3 10,2

Атеизм 6,1 6,1

Итого 100 100

Таблица 2

Считаете ли Вы необходимым сохранение традиционных религиозных ценностей в России?

Ответ 5 курс (%) 6 курс (%)

Да 87,7 77,5

Нет 4,2 4,1

Затрудняюсь ответить 8,1 18,4

Итого 100 100

Таблица 3

С Вашей точки зрения, нужна ли клятва врача?

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ответ 5 курс (%) 6 курс (%)

Да 81,6 71,4

Нет 10,2 20,4

Затрудняюсь ответить 8,2 8,2

Итого 100 100

традиционных религиозных ценностей в России (табл. 2), причем 40,8 % студентов обоих курсов допускают преподавание ряда тем по курсу биоэтики духовным лицом.

Перед началом профессиональной деятельности российский врач клянется соблюдать принципы, изложенные в «Клятве врача», которая содержит восемь этических принципов и обязательств. Большинство студентов убеждены, что клятва врача не утратила своей актуальности — 81,6 и 71,4 % соответственно (табл. 3).

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Анализ анкет показал, что 97,9 и 95,9 % студентов 5-го и 6-го курса согласны с утверждением, что медицинский профессионализм включает моральные качества врача и предполагает приобретение этического знания.

Особенно интересным оказалось мнение выпускников относительно причин неблагополучного положения дел в нашей медицине. Большинство студентов (71,4 и 40,8 % соответственно) основную причину неблагополучия в медицине видят в недостатке материальных ресурсов и связывают с недостаточным финансированием системы здравоохранения в России, которое в значительной степени осуществляется по остаточному принципу. С духовно-нравственным кризисом общества связывают тяжелое положение в медицине 22,4 и 40,8 % обучающихся.

В настоящее время в Конституции Российской Федерации не определен однозначно момент начала человеческой жизни. При этом в пункте 2 статьи 17 провозглашается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В некоторых случаях жизнь и телесная неприкосновенность эмбриона выступают в качестве объекта, охраняемого уголовным, гражданским и другими отраслями права. Между тем ряд международных документов провозглашает, что человеческая жизнь начинается еще до появления ребенка на свет. В России аборты разрешены на сроке до 12 недель беременности. Если медик проводит операцию искусственного прерывания беременности после 12 недель, то ему грозит тюремный срок до пяти лет и лишение права заниматься медицинской деятельностью.

Декларация прав ребенка применяет понятие «ребенок» к человеческому существу еще до его появ-

Таблица 4 Я считаю, что жизнь человека начинается с момента...

Ответ 5 курс (%) 6 курс (%)

С зачатия 69,4 65,3

С 12 недель 8,1 10,2

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С 22 недель — 4,1

С рождения 22,5 20,4

Итого 100 100

ления на свет и в своей преамбуле указывает на то, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». В нашем исследовании подавляющее большинство респондентов (69,4 и 65,3 %) считают, что эмбрион — уже является человеком (табл. 4). С учетом того, что с января 2012 года вступил в силу приказ М3 СР России, согласно которому выхаживаются дети со сроком гестации более 22 недель, данная позиция является оправданной. Несмотря на то что более 65 % обучающихся обоих курсов считают, что эмбрион уже является человеком, на вопрос «Как Вы считаете, можно ли делать искусственный аборт?» ответы распределились следующим образом: «да» — 36,7 и 40,8 %, «нет» — 44,9 и 38,7 %, «затрудняюсь ответить» — 18,4 и 20,4 % соответственно. При этом большинство выпускников (65,3 и 57,1 %) согласны с утверждением, что искусственный аборт, по существу, является убийством человека. Несогласных с данным утверждением — 26,5 и 16,3 % соответственно; 8,1 и 26,5 % затруднились дать ответ.

Неоднозначным оказался ответ на вопрос о праве врача отказаться от проведения аборта по моральным убеждениям. Конституция РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28). На деле же повсеместно происходит дискриминация по религиозному принципу. Врачи, отказывающиеся делать аборты, подвергаются административному давлению, их вынуждают увольняться с работы. А поскольку аборты производятся практически во всех акушерско-гинекологических учреждениях, то уходить такому врачу некуда. Отношение к данной проблеме в каждом случае зависит от личных пристрастий администрации лечебного учреждения, что противоречит принципам правового устройства общества. Анализ данных анкетирования показал, что 36,7 и 55,1 % обучающихся согласились с тем, что врач вправе отказаться от проведения аборта по моральным убеждениям. Закон должен гарантировать человеку его права, но при этом должны быть необходимы законодательные гарантии того, что, в случае отказа производить аборт или выписывать направление на него, любой медицинский работник, участвующий в процедуре прерывания беременности, а также учащийся медицинского учебного заведения не будет подвергаться дискриминации и что ему будет гарантировано сохранение рабочего (учебного) места. При этом утвержденное в законе право врача отказаться от аборта зафиксировано в Декларации Осло о медицинских абортах, пункт 6:

«Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге» (принята 24-й Всемирной медицинской ассамблеей, Осло, Норвегия, август 1983; дополнена 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, Италия, ноябрь 1983).

Еще одна проблема, связанная с производством аборта, в частности его незаконным производством, требующая неотложного нормативного регулирования, обусловлена во многом прогрессом в области здравоохранения и активным распространением новых методик лечения, с одной стороны, а с другой — коммерциализацией медицинской деятельности и коммерческого использования биологического материала. Эта проблема использования фетальных тканей, то есть биологических остатков эмбрионов и плодов, извлеченных во время искусственного прерывания беременности.

Данные медицинские манипуляции носят «около-абортный» характер, порой способствуя и порождая противоправное прерывание беременности, и даже выполненное юридически и технически безупречным способом искусственное прерывание беременности может иметь неблагоприятные противоправные последствия. Отношение студентов-выпускников к вопросу о допустимости применения лечебных методик, основанных на использовании фетальных (включая абортивные) тканей и «лишних» эмбрионов, полученных при экстракорпоральном оплодотворении, оказалось следующим: 46,9 и 51 % относятся положительно, 26,5 и 10,2 % — отрицательно, 26,5 и 38,7 % затруднились с ответом.

Прогноз по поводу развития взглядов на эвтаназию и возможностей ее законодательного разрешения может быть сделан на базе данных изучения мнений студентов-медиков. Будущие врачи уже сейчас сформировали свою позицию в этом вопросе, и именно эта позиция будет определять их поведение в будущей практической деятельности. В нашем исследовании вопрос о допустимости эвтаназии оказался спорным, при этом большинство ответов оказалось положительными: студенты 5-го курса — 44,5 %, студенты 6-го курса — 32,6 %; около 30 % обучающихся на обоих курсах считают данную процедуру недопустимой. Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психологическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода может провоцировать требования тяжелобольного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за ним. И в этом еще одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса.

Экстракорпоральное оплодотворение (оплодотворение вне тела) — наиболее совершенная и эффективная методика лечения бесплодия, в настоящее время во всем мире ставшая частью рутинной, ежедневной работы специалистов-репродуктологов. На сегодняшний день данная проблема достаточно актуальна, и на вопрос «Считаете ли Вы допустимым экстракорпоральное оплодотворение?» 87,7 и 93,8 % опрошенных студентов ответили «да», 8,1 и 2 % дали ответ

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

«нет», 4 % студентов обоих курсов затруднились ответить.

К вопросу клонирования человека опрошенные обоих курсов относятся отрицательно в 69,4 и 73,5 % случаев, положительно в 22,4 и 16,3 %, затруднились дать ответ в 8,1 и 10,2 % случаев.

Либерализация половой морали способствует пропаганде «легких» связей и разрушению крепкого института семьи, формируя внесупружеские и антиро-дительские доминанты. Несмотря на определенное «упрощение» семейных отношений в современном обществе и пропаганду извращений, развернутую средствами массовой информации, на вопрос «Является ли, на Ваш взгляд, достоинством добрачное целомудрие человека? » 42,8 и 44,9 % опрошенных студентов ответили утвердительно, 34,7 и 20,4 % — отрицательно. Также было интересным отношение обучающихся к пропаганде извращений, развернутой средствами массовой информации: согласились с данным утверждением 65,3 и 79,4 % студентов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На вопрос «Можете ли Вы назвать человека, который являлся бы для Вас идеалом врача? » большинство студентов обоих курсов назвали заведующих кафедрами и преподавателей основных курсов дисциплин академии. О желании работать в России заявили более 50 % студентов обоих курсов.

Если говорить о «заветных желаниях» студентов, то лидирующие позиции занимают мечты о своем здоровье и здоровье и благополучии родных, детей.

К опасениям выпускников относятся страх тяжелой болезни, онкологические заболевания, болезнь и смерть близких людей. Наряду с этим неправильный профессиональный выбор и разочарование в профессии.

Ответ на вопрос «Всегда ли Вы поступаете согласно принципам медицинской этики и деонтологии?» шокировал: 70 % респондентов ответили «по ситуации». Данная позиция, конечно же, предполагает кор-ректирующие действия, но прежде необходимо выяс-нить причину таких ответов.

Таким образом, проведенное анкетирование выпускников выявило ряд проблем, очень тесно связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Широкое использование высокотехнологичной медицинской помощи населению требует от вра-

ча-профессионала четкого понимания своего предназначения, твердых моральных устоев, способности самостоятельного принятия решения во благо пациента.

Библиографический список

1. Сафронова, Е. Ю. Экспериментальная апробация структурно-функциональной модели становления профессиональной этики специалистов здравоохранения в системе повышения квалификации / Е. Ю. Сафронова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. — 2011. — №3 (220). — С. 130—134.

2. Рудык, Ю. С. Аспекты врачебной этики: от клятвы Гиппократа до доказательной медицины / Ю. С. Рудык, С. Н. Пивовар // Здоров'я Украши. — 2005. — № 6 (115). — С. 50 — 51.

3. Прихода, И. В. Исторические и национальные аспекты медицинской этики и деонтологии / И. В. Прихода, А. А. Ры-бальченко // Физическое воспитание студентов. — 2009. — № 1. — С. 54-63.

4. Абаев, Ю. К. Этика в педиатрии и детской хирургии / Ю. К. Абаев // Медицинский журнал. — 2009. — № 1 (27). — С. 151-155.

5. Альбицкий, В. Ю. Современные этические проблемы педиатрии / В. Ю. Альбицкий, С. Я. Волгина // Вопросы совре-менной педиатрии. — 2004. — Т. 3, № 5. — С. 98-99.

6. Potter, Van R. Global Bioethics / Van R. Potter. — Michigan State U.P., 1988. (See all 4 results). — Режим доступа: http:// www.amazon.com/Global-Bioethics-Building-Leopold- (дата обращения: 30.11.2013).

ДЕМДОУМИ Нелли Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии, декан педиатрического факультета. ВЛАСЕНКО Наталья Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии. ПОЛЯНСКАЯ Наталья Александровна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной педиатрии.

Адрес для переписки: chemozubova@rambler.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Н. Ю. Демдоуми, Н. Ю. Власенко, Н. А. Полянская

Книжная полка

Большаков, А. В. Самопознание: о смысле жизни и счастья / А. В. Большаков. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 158 с. - ISBN 978-5-222-22328-4.

В книге впервые сформулирован и обоснован подсознательный «закон стаи», трактовка которого даст ключик к пониманию и прогнозированию поступков людей. Читатели узнают о глубинных мотивах нашего поведения, базисных корнях скандалов в семье и обществе, научатся предсказывать поведение окружающих в спорных ситуациях. В книге рассказано о физиологических механизмах любви и счастья, о смысле человеческой жизни и формуле ума, о поисках человеком гармонии с окружающим миром, о роли денег в нашей жизни, о взаимоотношениях между людьми, о том, как подобрать супруга, избавиться от стрессов, найти работу по своему характеру, раскрыть себя. Предлагаемый материал поможет обрести душевный покой, найти свой, индивидуальный путь к счастью. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она будет интересна людям, работающим в области психологии и конфликтологии.