Научная статья на тему '2019.02.009. И.Ю. ЖИЛИНА. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ. (Обзор)'

2019.02.009. И.Ю. ЖИЛИНА. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ. (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Парижское соглашение / глобальное потепление / климатические изменения / парниковые газы / декарбонизация экономики
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.009. И.Ю. ЖИЛИНА. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ. (Обзор)»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2019.02.009. И.Ю. ЖИЛИНА. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ. (Обзор).

Ключевые слова: Парижское соглашение; глобальное потепление; климатические изменения; парниковые газы; декарбонизация экономики.

В обзоре рассматриваются последствия и способы борьбы с глобальными климатическими изменениями по версии Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК)1.

В последнее десятилетие практически во всех регионах мира участились температурные и погодные аномалии. Так, самые жаркие пять лет приходятся на 2010-2018 гг. (8, р. 10). Адаптация к климатическим изменениям невозможна без учета современного научного знания и систематизации результатов исследований по этой проблеме. По просьбе участников Парижского соглашения (ПС) в рамках подготовки к 24-й Конференции сторон (КС-24) (Катовице, Польша, декабрь 2018 г.) МГЭИК подготовила специальный доклад, посвященный удержанию глобального потепления в рамках 1,5°С (8, с. 2). В его подготовке участвовали более 90 авторов и редакторов-рецензентов из 40 стран, в том числе из России, проанализировавшие более 6 тыс. научных трудов по этой теме (3, с. 1).

В докладе (5) впервые проведен сравнительный анализ влияния глобального потепления в пределах 1,5°С по сравнению с пре-

1 МГЭИК создана в 1988 г. с целью оценки научно-технических и социально-экономических знаний об изменении климата. Является в настоящее время самым авторитетным в мире научным органом по этой проблеме. - Прим. авт.

дусмотренными ПС 2°С1; рассмотрены пути ограничения потепления не более чем на 1,5°C и усиления глобального ответа на климатические изменения, включающего предотвращение будущих климатических изменений за счет сокращения эмиссии парниковых газов (ПГ). В докладе также проводится мысль о связи проблем защиты от климатических изменений, устойчивого развития и искоренения бедности, что, в свою очередь, нашло свое выражение в Целях устойчивого развития (ЦУР)2 (8, p. 3).

МГЭИК в очередной раз подтверждает значительное антропогенное влияние на климатическую систему Земли: в результате человеческой деятельности температура на планете по сравнению с доиндустриальным периодом выросла примерно на 1°С. Проведенный экспертами МГЭИК анализ показывает, что климатические риски для природных систем и человека при глобальном потеплении до 1,5°С выше, чем в настоящее время, но ниже, чем при повышении среднемировой температуры до 2°С. Они зависят от величины и темпов повышения температуры, географического положения региона, уровня его развития и уязвимости, а также выбора мер по адаптации и смягчению влияния климатических изменений.

Так, разница в повышении уровня мирового океана при сценариях глобального потепления на 1,5°С и 2°С составит 0,1 м. При глобальном потеплении на 1,5°С Северный Ледовитый океан будет полностью освобождаться ото льда один раз в столетие, а в случае потепления на 2°С - раз в десять лет (7, TS-11). При этом в одних регионах увеличится количество аномально жарких периодов, в других - количество осадков, тропические циклоны станут еще свирепее, а площадь земель, регулярно страдающих от наводнений,

1 Согласно ст. 2 ПС, его участники взяли на себя обязательство удерживать прирост глобальной средней температуры к 2100 г. ниже 2°С по сравнению с доиндустриальным уровнем и стремиться ограничить рост температуры до 1,5°С (уступка малым островным государствам, для которых изменение климата и связанный с ним рост уровня Мирового океана является вопросом выживания). ПС должно вступить в силу в 2020 г. - Прим. авт.

2 Цели в области устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals (SDGs)) - набор целей для международного сотрудничества в 2016-2030 гг. Документ «Преобразование нашего мира: Цели в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятый ООН в конце 2015 г., содержит 17 глобальных целей и 169 задач. - Прим. авт.

расширится. Общей тенденцией является снижение количества осадков в регионах, уже страдающих от их недостатка, и повышение в регионах с избыточными осадками. Так, по данным Национального управления океанических и атмосферных исследований США (National Oceanic and Atmospheric Administration, NOAA), в сентябре 2018 г. засуха разной интенсивности (от умеренной до «экстремальной») наблюдалась на 25,1% территории США, затронув около 30% населения страны. От самой сильной в течение жизни поколения засухи страдают восточные районы Австралии (9). Фактически наводнения, оползни, периоды сильной жары становятся новой нормой для постоянно растущей части населения Земли.

Ограничение глобального потепления может сдержать повышение температуры и кислотности океана и уровней содержания кислорода в нем, а также снизить риски для морского биоразнообразия, рыболовства и экосистем. Однако предполагается, что даже при повышении температуры до 1,5°C количество коралловых рифов сократится на 70-90%, тогда как при потеплении на 2°С они практически исчезнут. Риск трансформации наземных экосистем на 50-66% ниже при глобальном потеплении до 1,5°С по сравнению с 2°С (7, TS-12). Особенно подвержены климатическим рискам высокоширотные тундры и бореальные леса.

Потепление представляет смертельную опасность для человека. По некоторым данным, в США к 2080 г. ожидается пятикратное увеличение смертности из-за жары (9). Прогноз для более бедных стран еще хуже: на Филиппинах, в Бразилии и Колумбии смертность от жары к 2080 г. может возрасти почти в девять раз (1). Если среднемировая температура повысится до 2°С, повысится риск заражения малярией и лихорадкой денге, а также риск расширения ареала распространения этих болезней.

В целом повышение глобальной температуры на 1,5°С окажет на совокупный экономический рост менее сильное влияние, чем при ее повышении на 2°С. Тем не менее тропические и субтропические страны и при первом варианте столкнутся с серьезными трудностями: по данным Всемирного банка (ВБ), недостаток воды, связанный с засухами в Африке и на Ближнем Востоке, может к 2050 г. привести к снижению ВВП этих регионов на 6% (9). Подобная ситуация болезненна для любого региона, но она разрушитель-

на для территорий, уже столкнувшихся с политическими и гуманитарными проблемами. При повышении глобальной температуры до 2°С наибольшие экономические потери понесут страны и регионы со средним уровнем дохода (Африканский континент, Юго-Восточная Азия, Индия, Бразилия и Мексика) (7, Т8-15)

МГЭИК приходит к следующему выводу: ограничение потепления климата именно полутора градусами необходимо для того, чтобы избежать еще более серьезных и разрушительных, а в некоторых случаях необратимых последствий для жизни на планете. По словам сопредседателя Рабочей группы II МГЭИК Х.-О. Пертнера, даже самое небольшое дополнительное потепление имеет значение, поскольку потепление на 1,5°С или выше увеличивает риск, связанный с длительными или необратимыми изменениями, в частности потерей некоторых экосистем. Ограничение глобального потепления предоставит людям и экосистемам больше возможностей для адаптации и существования при более низких пороговых значениях риска (3, с. 2).

При более низком уровне потепления количество населения планеты, подвергающегося климатическим рискам и уязвимости к бедности, сократится на 62-457 млн человек. Для бедных слоев населения, особенно в регионах, уже встретившихся с проблемами развития, снизятся риски нехватки пищи и воды, вреда здоровью и экономических потерь. Кроме того, сохранение повышения температуры на уровне 1,5°С облегчает достижение целого ряда ЦУР.

В докладе подчеркивается, что если все антропогенные выбросы немедленно сократить до нуля, дальнейшее повышение температуры на планете за пределы уже достигнутого потепления не превысит 0,5°С в течение следующих 20-30 лет, а возможно, и 100 лет. Но при продолжении выбросов ПГ с нынешней интенсивностью повышение глобальной температуры на 1,5°С произойдет уже в промежутке между 2030 и 2052 гг. (7, Т8-4).

Таким образом, авторы доклада настаивают на том, что повышение среднемировой температуры более, чем на 1,5°С относительно доиндустриальных уровней приведет к катастрофическим последствиям, которые начнут проявляться уже к 2040 г. Ситуация усугубляется тем, что «определяемые на национальном уровне вклады» (КБС), т.е. обязательства по снижению выбросов, добровольно взятые на себя странами, подписавшими ПС, совершенно

недостаточны. Даже если они будут выполнены, среднемировая температура вырастет к 2100 г. более чем на 3°С и продолжит повышаться (6). Следовательно, пришло время приспосабливаться к сложившейся ситуации и людям, и бизнесу (9).

Учитывая законы химии и физики, можно сказать, что возможность удержать повышение температуры на допустимом уровне пока сохраняется, но для этого от мирового сообщества потребуются беспрецедентные усилия (3, с. 2). При этом МГЭИК считает единственным действенным способом борьбы с потеплением климата сокращение к 2030 г. выбросов С02 на 45% по сравнению с 2010 г., а к 2050 г. - сведение к нулю чистого баланса между объемом антропогенных выбросов ПГ и поглотительной способностью земной экосистемы (5, 8РМ-15). Таким образом, МГЭИК предлагает мировому сообществу незамедлительно провести масштабную декарбонизацию мировой экономики, что в первую очередь означает резкое сокращение добычи (и, соответственно, сжигания ископаемого топлива) и замену его возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и атомной энергией, а также предполагает развитие технологий улавливания и захоронения углерода. По расчетам МГЭИК, для достижения этой цели к 2050 г. доля ВИЭ (включая био- гидро-, ветряную и солнечную энергии) в предложении первичной энергии должна увеличиться до 49-67%, тогда как доля угля, нефти и природного газа - снизиться, соответственно, до 1-7%, 32-74%, 13-60% (7, ТБ-8-9). Предполагается, что для трансформации энергетической системы в 2016-2035 гг. ежегодно потребуется в среднем 2,4 трлн долл. в ценах 2010 г. (2,5% мирового ВВП) (5, 8РМ-29).

Переход к «нулевым выбросам» к 2050 г. потребует кардинального пересмотра принципов землепользования, сельского хозяйства, градостроительства и промышленности в целом, а также разработки и внедрения новых технологических достижений в области ВИЭ и энергоэффективности (5, 8РМ-21). По некоторым оценкам, в течение следующих 15 лет декарбонизация мировой экономики потребует дополнительных инвестиций в размере 90 трлн долл. (9).

Но главная проблема состоит в том, что инвестиции в сокращение выбросов ПГ требуют коллективных действий и создания новых механизмов солидарности между странами (5, 8РМ-29-31),

что, учитывая сильную политизацию вопроса климатических изме-нений1, весьма проблематично в условиях постоянного нарастания конфликтов и противоречий между участниками системы международных отношений. Многие страны-нефтеэкспортеры, в том числе и Россия, пока не ратифицировавшая ПС, не торопятся сокращать выбросы ПГ. Индия, занимающая третье место в мире по объему выбросов, активно развивает возобновляемую и атомную энергетику, но готова двигаться в «зеленом» направлении лишь пока это не противоречит целям преодоления бедности, в том числе энергетической. Из ведущих экономик лишь ЕС и Китай имеют амбициозные планы по сокращению выбросов ПГ, разделяемые и государством, и обществом. Но эти планы сопряжены с неклиматическими целями: в Европе - с обеспечением энергетической безопасности, в Китае - с улучшением качества воздуха в городах (2).

Список литературы

1. Береснева Е. Жара убивает и продолжает убивать // Научно-популярный портал «Чердак». - 2018. - 01.08. - Режим доступа: https://chrdk.ru/sci/v-adskom-р1ашет^опт

2. Макаров И. На полградуса ниже: Как замедлить потепление климата за $2,4 трлн долл. в год // РБК. - 2018. - 18.10. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/ society/18/10/2018/5bc6e5159a7947366eb2f48c

3. Пресс-релиз МГЭИК 2018/24/РЯ / МГЭИК. - 2018. - 08.10. - 5 с. - Режим доступа: https://www.ipcc.ch/site/assets/up1oads/2018/11/pr_181008_P48_spm_ru.pdf

4. Цегоев В. Загадка глобального роста: За что профессора из США получили Нобелевскую премию по экономике // ЯТ. - 2018. - 08.10. - Режим доступа: https://russian.rt.com/business/artic1e/562200-nobe1evskaya-premiya-ekonomika-2018

1 Это подтверждается, например, присуждением Нобелевской премии по экономике 2018 г. американским экономистам У. Нордхаусу (Йельский университет) за исследования в области «включения климатических изменений в долгосрочный макроэкономический анализ» и П. Ромеру (Школа бизнеса Леонарда Штерна Нью-Йоркского университета) за исследования в сфере «включения технологических инноваций в долгосрочный макроэкономический анализ». Хотя решение Нобелевского комитета в целом соответствует общим принципам присуждения Нобелевской премии, эксперты считают не случайным выбор лауреатов сразу же после публикации доклада МГЭИК и связывает это решение с текущей политикой США (в июне 2017 г. США вышли из ПС) (4).

Global warming of 1.5°C. An IPCC special report on the impacts of global warming of 1.5°C above pre-industrial levels and related global greenhouse gas emission pathways, in the context of strengthening the global response to the threat of climate change, sustainable development, and efforts to eradicate poverty: Summary for Policymakers / IPCC. - 2018. - 06.10. - 33 p. - Mode of access: https://www. ipcc.ch/sr15/chapter/summary-for-policy-makers/

6. Ocampo J.A. L'économie de la crise climatique // Project syndicate. - 2018. -19.10. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/econo mics-of-climate-crisis-by-jose-antonio-ocampo-2018-10/french

7. Technical Summary IPCC SR1.5 / IPCC. - 2018. - 25 p. - Mode of access: http://report.ipcc.ch/sr15/pdf/sr15_ts.pdf

8. Understanding the IPCC Special Report on 1.5°C / World meteorological organization. - Geneva, 2018. - 12 p. - Mode of access: https://library.wmo. int/doc_num.php?explnum_id=5188

9. Verkooijen P.V. Living with Climate Change // Project syndicate. - 2018. - 6.11. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/adaptation-to-climate-change-extreme-weather-by-patrick-v-verkooijen-2018-11

2019.02.010. МЕНЯЮЩЕЕСЯ БОГАТСТВО НАЦИЙ 2018: ПОСТРОЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО БУДУЩЕГО.

The changing wealth of nations 2018: Building a sustainable future / Ed. by Lange G.-M., Wodon Q., Carey K. - Wash.: World Bank group, 2018. - xvii, 233 p.

Ключевые слова: ВВП; счета богатства; экономическое развитие; природный капитал; человеческий капитал.

Данная работа является продолжением исследования Всемирного банка «Где богатство наций? Измерение капитала в XXI веке» (2006) («Where Is the Wealth of Nations? Measuring Capital for the 21st Century»). Авторы отмечают, что такой индикатор, как ВВП, измеряет объемы дохода и производства в экономике, однако он не всегда дает возможность адекватно ответить на вопрос о «здоровье» экономики. ВВП не отражает амортизацию и сокращение производственных активов, а также не показывает, соответствуют ли объемы инвестиций и накоплений темпам роста населения. В то же время счета богатства (wealth accounts) (СБ) позволяют странам проводить инвентаризацию своих активов, без чего невозможно решать проблемы устойчивого развития.

В книге представлены СБ для 141 страны в период 19952014 гг. В СБ учитываются: 1) произведенный капитал (машины и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.