Научная статья на тему '2019.02.001. КЕРН С. МАКРОН ОБЕЩАЕТ РЕФОРМИРОВАТЬ ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ: «ВРЕМЯ ОБРАТИТЬСЯ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ». KERN S. Macron vows to reform Islam in France: «It is time to bring in a new generation».'

2019.02.001. КЕРН С. МАКРОН ОБЕЩАЕТ РЕФОРМИРОВАТЬ ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ: «ВРЕМЯ ОБРАТИТЬСЯ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ». KERN S. Macron vows to reform Islam in France: «It is time to bring in a new generation». Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / ислам / секуляризм / Макрон / реформа / культура / имамат
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.001. КЕРН С. МАКРОН ОБЕЩАЕТ РЕФОРМИРОВАТЬ ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ: «ВРЕМЯ ОБРАТИТЬСЯ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ». KERN S. Macron vows to reform Islam in France: «It is time to bring in a new generation».»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2019.02.001. КЕРН С. МАКРОН ОБЕЩАЕТ РЕФОРМИРОВАТЬ ИСЛАМ ВО ФРАНЦИИ: «ВРЕМЯ ОБРАТИТЬСЯ К НОВОМУ ПОКОЛЕНИЮ».

KERN S. Macron vows to reform Islam in France: «It is time to bring in a new generation». - Mode of access: https://www.gatestoneinstitute. org/11893/france-islam-reform

Ключевые слова: Франция; ислам; секуляризм; Макрон; реформа; культура; имамат.

Сёрен Керн, сотрудник Института Гейтстона (Нью-Йорк), анализирует проект президента Франции изменить статус и реформировать условия функционирования мусульманского культа в стране. Проект включает три составляющие: установить, кто представляет мусульман во Франции, как будет финансироваться мусульманский культ и как будут готовить имамов.

Прежде всего планируется реформировать Французский совет мусульманского культа ^FCM), который был учрежден в 2003 г. по инициативе Николя Саркози в бытность того министром внутренних дел (по французской традиции в обязанности министра внутренних дел входят и вопросы религиозных культов). Организация должна была представлять около 2500 мечетей, действующих во Франции, и служить официальным посредником между мусульманской общиной и государством. Но созданный институт оказался неэффективным в решении поставленных перед ним французским правительством задач из-за противоречий между его членами и сменяемости главы. За противоречиями крылось прямое вмешательство мусульманских кругов из зарубежья, прежде всего - Алжира, Марокко, Турции, и это вмешательство, как считают в поли-

тических сферах Франции, препятствовало интеграции мусульман во французское общество.

Став Президентом Франции, Э. Макрон поставил задачу открыть СБСМ для «наиболее интегрированных» мусульман, что предполагает опору на новых людей из мусульманской общины. «Время обратиться к новому поколению», - констатировал советник Макрона Хаким эль-Каруи, эксперт по исламу тунисского происхождения. Министр внутренних дел сообщил, что преобразование намечено на 2019 г. когда в СБСМ должны пройти выборы нового руководства. «Момент благоприятный для проведения необходимых реформ», - отметил Ануар Кбибеш, бывший председатель Совета.

Планируется также учреждение поста Великого имама Франции, по образцу Главного раввина, представляющего иудаи-стскую общину в стране. Человек, занимающий этот пост, должен иметь моральный авторитет «представлять ислам перед лицом государства», однако неясно, как можно представлять весь ислам из-за многочисленных и соперничающих в нем течений.

Следующий пункт плана касается финансирования мечетей и других мусульманских учреждений и организаций во Франции, которое в настоящее время осуществляется мусульманскими фондами стран Магриба и Персидского залива. Здесь сверхзадача ослабить влияние арабских стран, поскольку, как считает Макрон, оно «препятствует обращению французского ислама к модерно-сти». Техническая сторона дела - сделать прозрачной бухгалтерию мусульманских организаций, приравняв их к действующим организациям культуры, и поставить тем самым под контроль французской юриспруденции деятельность иностранных фондов.

Собственно финансовая проблема - найти замену иностранным фондам. Разумеется, в той или иной форме спонсором должно стать французское государство. А для этого надо ревизовать фундаментальный для французского секуляризма закон 1905 г. об отделении церкви от государства, предполагающий, что государство не может финансировать деятельность любых религиозных организаций.

Есть и морально-политическая сторона проблемы - французскому налогоплательщику придется финансировать функционирование мусульманского культа при серьезном неприятии его в

стране. Предлагаемая альтернатива - налог на торговлю продукцией аль-халяль, что вызывает, по опросу 1БОР, неприятие 70% французских мусульман.

Деньги нужны, в первую очередь на то, чтобы подготовка имамов осуществлялась в самой Франции, тогда как до настоящего времени они приезжали во Францию из стран Арабского Востока и далеко не все из них знали французский язык. Этому вопросу придается особое значение. Как заявил министр внутренних дел Кол-ломб, французское государство должно вмешаться в подготовку имамов, чтобы они были «имамами Французской республики», а не «имамами иностранных государств».

Это главная идея всего плана Макрона - французское государство должно преодолеть влияние мусульманских фундаменталистов извне, из государств Ближнего Востока, где готовятся кадры имамата и откуда осуществляется финансирование деятельности последнего на территории Франции. Керн считает, что это делается с конечной целью, «чтобы для мусульман, живущих во Франции, французские законы имели прерогативу над мусульманским правом». Сам Макрон (и эти слова тоже приводит Керн) высказывался о своем плане более осторожно: следует «лучше интегрировать» ислам во Франции, чтобы «он находился в более мирных отношениях с государством».

План Макрона, который напоминает закон, принятый в Австрии в 2015 г. и сменивший закон Австро-Венгерской империи 1912 г. (в свою очередь, напоминающий французский закон 1905 г. периода Третьей республики о невмешательстве государства в религиозную сферу) был встречен, по оценке Керна, «со смесью оптимизма, скептицизма и насмешки».

Беншейх (БепеЬе1кЬ), мусульманский реформатор алжирского происхождения и бывший глава Соборной мечети в Париже в интервью Радио Франс заявил, что подход Макрона «легитимный» и «интересный». Сложность проблемы в «ужасном парадоксе»: «священный принцип секуляризма» - государство не должно вмешиваться в структурирование культа. В то же время таковое должно произойти1, чтобы у политической власти были посредники в

1 Имеется в виду отсутствие в исламе общерелигиозной организации в виде Церкви. - Прим. реф.

отношениях с культом. Мусульманские лидеры слишком робки, чтобы учредить такую структуру. Поэтому для президента и министра внутренних дел легитимно настаивать на создании «здоровой структуры».

«Фигаро» скептически заметила, что сходные намерения высказывали предшественники Макрона, чьи попытки не увенчались успехом. Однако необходимость действий в этой сфере самая настоятельная, поскольку зарубежные имамы оказываются проводниками салафизма или не препятствуют его распространению. Газета ссылалась на слова мусульманского лидера из Буш-дю-Рон о том, что действительно существует проблема имамов, не воспринявших французскую культуру и никак не связанных с Францией.

Марин Ле Пен заявила, что озабочена возможностью ревизии закона 1905 г. об отделении церкви от государства. В то же время она признала необходимость покончить с иностранным финансированием мечетей во Франции. Сподвижник Ле Пен, бывший вице-президент Национального фронта Флориан Филиппо расценил план Макрона как «покровительство мусульманам». Напротив, колумнист Элен Жуан обвинила Макрона в непоследовательности, в том, что он балансирует между крайностями - сохранением верности республиканским принципам и необходимостью сопротивления радикальному исламу. Впрочем, она признала, что в таких условиях очень затруднительно удерживать среднюю линию, необходимую, как считает сам Макрон, в этом вопросе.

А.В. Гордон

2019.02.002. МОХАНД-АМЕР А. ДУХ ЭВИАНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ.

MO^ND-AMER A. L'esprit des accords d'Evian // Perspectives. -Paris, 2018. - N 17. - P. 20-21.

Ключевые слова: Эвианские соглашения 1962 г.; Франция; история колониализма; Алжирская война 1954-1962 гг.; независимость Алжира; историческая память.

Амар Моханд-Амер - социальный антрополог из Оранского университета Бен-Беллы (Алжир), президент 1МЕЯА d'Aix-Marseille, организации международного научного сотрудничества при Университете Экс-Марсель (Франция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.