учетом их денежного эквивалента, речь идет о так называемой бартерной экономике (пример - платформа по обмену услугами Simbi). Даже если трансакционные операции носят некоммерческий характер, бизнес может быть прибыльным: например, платформа может получать доход от абонентской платы или размещения рекламы.
3. Содержание трансакций. Существуют различия между двумя типами транзакций - по обмену товарами и по обмену услугами (Uber, Airbnb и TaskRabbit). Платформы по обмену услугами автор разделяет на следующие формы:
- по охвату клиентов: сетевые онлайн-платформы (eBay и Amazon Marketplace), имеющие широкую клиентуру по всему миру, и локальные платформы, которые предоставляют местные услуги (TaskRabbit);
- по типу выполняемых задач: на физические (Taskrabbit), интеллектуальные (MTurk) и социальные (Bubble). Различия могут быть проведены между платформами, ориентированными на выполнение стандартизированных, рутинных (MTurk) и нестандартизированных, сложных задач, требующих определенных профессиональных и творческих навыков (с. 20).
Б.Г. Ивановский
2019.01.034. ВАНДЕЛЕ К. ВЫЖИВУТ ЛИ ПРОФСОЮЗЫ В ЭКОНОМИКЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ? НОВЫЕ МОДЕЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ГОЛОСА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ТРУДЯЩИХСЯ В ЕВРОПЕ.
VANDAELE K. Will trade unions survive in the platform economy? Emerging patterns of platform workers’collective voice and representation in Europe. - Brussels, 2018. - 33 p. - (European trade union institute; Working paper N 5).
Ключевые слова: Евросоюз; цифровая платформа; коллективный договор; рынок труда.
В исследовании научного сотрудника Европейского института профсоюзов К. Ванделе анализируется развитие системы коллективного представительства и защиты интересов трудящихся, занятых в секторе цифровых платформ.
Развитие цифровых видов деятельности тесно связано с использованием новых цифровых методов управления, которые позволяют осуществлять распределение функций между работниками, координацию и надзор за исполнением этих функций. Цифровые платформы выступают в качестве цифровых посредников, организующих и управляющих взаимодействием между поставщиками и потребителями товаров или услуг. При этом поставщики, как правило, тратят свои собственные средства и время на осуществление операций, частично компенсируя соответствующие затраты потребителей. Работники цифровых платформ идентифицируются как «независимые субподрядчики» или как «фрилансеры», т.е. имеют статус «самозанятых». В соответствии с нормативными требованиями, регулирующими такую форму занятости, работники не несут ответственность за рыночные риски. Цифровые виды деятельности (независимо от специализации) обеспечивают социально и экономически уязвимым группам населения легкий доступ на рынок труда и облегчают их включение в трудовую жизнь. Вместе с тем цифровые виды деятельности имеют и определенные недостатки. Так, работники часто жалуются на невыплату или неполную выплату зарплаты за свой труд, отсутствие дохода и компенсации за использование их собственного оборудования. Кроме того, цифровые методы управления усиливают риски для здоровья и безопасности людей, размывают границу между рабочим и личным временем, а также усиливают непрозрачность методов контроля работников и распределения работ, оценки исполнения возложенных на работников функций и т.д.
Цифровые платформы привлекают работников для выполнения специфических задач практически по всему миру. Вместе с тем между ними наблюдаются существенные различия в зависимости от уровня профессиональной подготовки и опыта используемого персонала. В связи с этим автор выделяет три типа цифровой деятельности. Первый характеризуется использованием низкоквалифицированных работников, которые выполняют рутинные, многократно повторяющиеся операции - ввод данных, поиск информации, интерпретацию контента и др. Рыночная стоимость такого персонала является очень низкой, а цифровые методы управления позволяют привлечь многочисленную когорту анонимных операторов, особенно из стран Юга (с. 12).
Второй тип цифровой деятельности требует профессиональной подготовки и соответствующих компетенций, в том числе в области графического дизайна, разработки веб-сайтов и программного обеспечения, а также редактирования и перевода. Для выполнения такого рода работы привлекаются высококвалифицированные внештатные сотрудники, часто обладающие креативными способностями. В странах Севера цифровые платформы находят таких сотрудников через специализированные агентства.
Третий вид цифровой деятельности предполагает, что конкретная операция должна быть выполнена в определенном месте и в определенное время, при этом требуются работники с низкой или средней квалификацией.
Определение цифровых платформ как сообществ независимых контрагентов препятствует образованию коллективных представительств работников в этой отрасли, поскольку их статус самозанятых считается несовместимым с участием в профсоюзах. Более того, большая часть платформ враждебно настроены по отношению к любым попыткам организовать подлинно независимые рабочие представительства. Вместе с тем, как свидетельствует анализ на основе случайной выборки (из-за нехватки статистического материала и вследствие быстро меняющейся ситуации), в последнее время наблюдаются определенные позитивные сдвиги в развитии коллективного представительства работников, специализирующихся на цифровых видах деятельности.
Интернет-сообщества в настоящее время находятся на начальной стадии организации защищающих их интересы союзов и представляют собой в основном небольшие городские гильдии, которые охватывают преимущественно курьеров по доставке еды и таксистов. Среди них: объединение водителей такси Plataforma Riders X Derechos BCN в Испании, Бельгийская гильдия курьеров по доставке еды Collectif des coursier-e-s / Koeriers Kollectief, парижское объединение таксистов Collectif livreurs autonomes de Paris. Большинство из этих гильдий рассматриваются как «аффилированные союзы» (union-affiliated), поскольку их поддерживают массовые и существующие уже давно профсоюзные организации, которые оказывают им консультационную поддержку и помощь в вопросах материально-технического обеспечения.
Система коллективных переговоров требует определенных корректировок законодательства. Во-первых, антимонопольное законодательство и регулирование конкуренции на отраслевом уровне могут препятствовать внедрению системы коллективных договоров, поскольку попытка установления минимально приемлемых условий труда может быть истолкована как попытка «фиксации цены» (price-fixing). Во-вторых, в странах, где действуют системы коллективных договоров на уровне отрасли, цифровые платформы либо должны присоединиться к существующим ассоциациям работодателей, либо создают свои собственные объединения. Однако, поскольку сами платформы считают себя «технологическим достижением» (tech success), а не «настоящими работодателями», они этого не делают (с. 22). И наконец, инициативы профсоюзов по внедрению коллективных договоров в секторе цифровых платформ сталкиваются с непониманием, нежеланием и сопротивлением со стороны работников. Тем не менее в Бельгии, Швеции и Швейцарии традиционные профсоюзы предпринимают попытки проведения прямых переговоров с работниками цифровых платформ по вопросам условий труда, коллективных договоров и коллективного представительства. Например, немецкая корпорация IG Metall подписала в 2015 г. Кодекс поведения (Code of Conduct) с восемью цифровыми платформами, согласно которому они обязуются придерживаться «стандартов местной заработной платы». В то же время в Вене было создано объединение курьеров по доставке еды при поддержке профсоюза Vida. В настоящее время идет процесс организации гильдии курьеров по доставке еды в немецких городах совместно с профсоюзом напитков и общественного питания Gewerkschaft Nahrung-Genuss-Gaststatten.
В апреле 2018 г. датский профсоюз 3F заключил первый в мире коллективный договор с цифровой платформой Hilfr.dk, специализирующейся на уборке помещений в частных домах. Договор направлен на улучшение условий труда работников платформы. Первоначально, в течение 12-месячного периода в виде эксперимента здесь были введены минимальная заработная плата, пособие по болезни и пенсионные взносы для лиц, регулярно работающих в рамках платформы. Охваченные коллективным договором работники будут обходиться дороже для клиентов Hilfr.dk, посколь-
ку им придется выплачивать налоги за услуги по уборке. После оценки эффективности экспериментального проекта предполагается принять решение о подписании следующего договора. На европейском уровне, при поддержке Европейского института профсоюзов, Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC) взяла на себя инициативу по налаживанию социального диалога с цифровыми платформами через конференцию, состоявшуюся в январе 2018 г. с целью лоббирования в руководящих органах ЕС решений, касающихся создания нормативной базы, регулирующей деятельность цифровых платформ
Б.Г. Ивановский
2019.01.035. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В ПЯТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ.
Multi-employer bargaining under pressure decentralisation trends in five European countries / Ed. by Leonardi S., Pedersini R. - Brussels: European trade union institute (ETUI), 2018. - 225 p.
Ключевые слова: Евросоюз; социальные гарантии; коллективный договор; профсоюзы.
В книге анализируются последние изменения в национальных системах трудовых отношений в пяти европейских странах (Бельгия, Франция, Германия, Италия и Испания), традиционно характеризующихся обширной статистической базой о заключении коллективных договоров и высоким уровнем их централизованной координации. Недавний экономический и финансовый кризис значительно повлиял на экономический рост и занятость, а также на систему заключения коллективных договоров в рассматриваемых странах. Особенно важными представляются попытки правительств более интенсивно ограничивать автономию социальных партнеров, в частности в соответствии с концепцией «корректирующих инициатив» (corrective initiatives), направленных на адаптацию коллективных договоренностей к текущим политическим целям (с. 15).
Замораживание заработной платы во всех сферах производства в Бельгии, а также политика децентрализации системы координации коллективных договоров в Испании, Франции и Италии