ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2019.01.033. ФЕРНАНДЕС-МАЦИАС Е. ЦИФРОВАЯ ЭРА. АВТОМАТИЗАЦИЯ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ И ЗАНЯТОСТИ. FERNÂNDEZ-MACÎAS E. Digital age. Automation, digitalisation and platforms: Implications for work and employment. - Luxembourg: Eurofound, 2018. - 26 p.
Ключевые слова: цифровая революция; цифровые платформы; занятость.
В докладе Е. Фернандес-Мациаса, сотрудника Еврофонда, цифровая революция определяется как общее ускорение технологических изменений в экономике, вызванных массовым расширением возможностей в области хранения, обработки и передачи информации с использованием электронных устройств. Цифровая революция представляет собой длинную последовательность инновационных всплесков и изменений инструментов и методов управления экономикой. Это связано, прежде всего, с внедрением микропроцессоров и микрочипов - универсальных технологий, которые существенно снизили издержки производства и одновременно увеличили производственные возможности. В результате был создан целый ряд новых продуктов и производств с широкими инвестиционными возможностями. Одновременно с этим цифро-визация вызвала возникновение новых социоэкономических дисбалансов.
Как и предыдущие технологические революции, цифровая революция требует внесения изменений в организационную структуру экономики, что, в свою очередь, обеспечит формирование новых социальных структур и институтов. Технологические изменения существенным образом изменяют систему разделения труда.
Внедрение новых технологий вызывает реорганизацию производственного процесса: меняются или становятся ненужными определенные рабочие функции, по мере того как появляются новые виды деятельности.
Вместе с тем разделение труда является необходимым условием технологических изменений. Во-первых, разделение производственных процессов с целью выполнения отдельных производственных операций является лучшим способом решения технологических задач (с. 5). Во-вторых, специализация производства развивает профессиональные навыки работников и в конечном счете их способности по совершенствованию инструментов и методов труда. В целом разделение труда расширяет профессиональные знания работников и, следовательно, способствует развитию инноваций и технологий.
Рассматривая влияние цифровизации на характер трудовой деятельности и занятости, автор выделяет три основных вектора такого влияния.
1. Автоматизация производственного процесса. Она характеризуется передачей машинам некоторых функций (в частности, управления и контроля), выполняемых человеком: это, прежде всего, машинный ввод данных для выполнения определенных операций в процессе производства. Использование цифровых технологий позволяет осуществлять алгоритмический контроль работы станков и оборудования, расширяя, таким образом, возможности автоматизации. Использование цифрового оборудования и искусственного интеллекта дает возможность автоматизировать весь производственный процесс.
2. Оцифровка производственного процесса включает в себя использование сенсорных устройств и других датчиков для перевода физического процесса производства в цифровую форму, что позволяет использовать преимущества обработки, хранения и передачи цифровой информации.
3. Использование цифровых сетей для координации экономических трансакций при помощи алгоритмов.
Цифровые платформы в значительной степени являются новой формой экономической деятельности, которая не вписывается в существующую систему регулирования производства. Чтобы система регулирования в этом сегменте экономики гарантировала
соблюдение действующих трудовых норм, ее необходимо адаптировать к современным условиям производства. Инновационный подход к регулированию деятельности платформ будет иметь благоприятные социальные последствия. Например, использование алгоритмов с открытым исходным кодом, т. е. с правилами и механизмами исполнения, которые демократически согласованы с пользователями одноранговых сетей (peer-to-peer networks), может быть технически эффективной коммерческой моделью и в то же время может обеспечивать более справедливое распределение результатов трансакции между контагентами.
Рассмотренные три вектора, изменяющие характер труда и занятости, опираются на цифровую инфраструктуру, технологии и профессиональные навыки, которые уже широко представлены в экономике (с. 12).
Поскольку существуют различные типы цифровых платформ, то автор проводит их классификацию на основе принципа «координации экономических операций» (включая обмен товаров и услуг). Это понятие включает в себя и онлайн-сети (в основном социальные), которые также иногда рассматриваются как платформы. В качестве ключевых критериев классификации платформ автор выделяет следующие.
1. Характер собственности. Проводится различие между платформами, находящимися в частной собственности (Uber и Airbnb) и в собственности их пользователей (Blockchain). Частные платформы получают прибыль за счет взимания платы или процента с каждой транзакции. В некоторых случаях (особенно когда транзакции носят некоммерческий характер), помимо платы, частные платформы получают прибыль от рекламной деятельности.
2. Экономическая сущность трансакций. Как коммерческие, так и некоммерческие транзакции являются платной услугой, получение которой может быть упрощено посредством цифровиза-ции. Платформы с некоммерческими трансакциями в наибольшей степени соответствуют концепции «долевой экономики» (sharing economy), когда происходит скорее обмен, чем купля-продажа товаров или услуг. Модель, при которой товары просто распределяются, без получения каких-либо выгод в обмен, автор называет «чисто подарочной экономикой» (пример - домашнее приложение Couchsurfing). В случае, когда товары / услуги обмениваются с
учетом их денежного эквивалента, речь идет о так называемой бартерной экономике (пример - платформа по обмену услугами Simbi). Даже если трансакционные операции носят некоммерческий характер, бизнес может быть прибыльным: например, платформа может получать доход от абонентской платы или размещения рекламы.
3. Содержание трансакций. Существуют различия между двумя типами транзакций - по обмену товарами и по обмену услугами (Uber, Airbnb и TaskRabbit). Платформы по обмену услугами автор разделяет на следующие формы:
- по охвату клиентов: сетевые онлайн-платформы (eBay и Amazon Marketplace), имеющие широкую клиентуру по всему миру, и локальные платформы, которые предоставляют местные услуги (TaskRabbit);
- по типу выполняемых задач: на физические (Taskrabbit), интеллектуальные (MTurk) и социальные (Bubble). Различия могут быть проведены между платформами, ориентированными на выполнение стандартизированных, рутинных (MTurk) и нестандарти-зированных, сложных задач, требующих определенных профессиональных и творческих навыков (с. 20).
Б.Г. Ивановский
2019.01.034. ВАНДЕЛЕ К. ВЫЖИВУТ ЛИ ПРОФСОЮЗЫ В ЭКОНОМИКЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ? НОВЫЕ МОДЕЛИ КОЛЛЕКТИВНОГО ГОЛОСА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ТРУДЯЩИХСЯ В ЕВРОПЕ.
VANDAELE K. Will trade unions survive in the platform economy? Emerging patterns of platform workers'collective voice and representation in Europe. - Brussels, 2018. - 33 p. - (European trade union institute; Working paper N 5).
Ключевые слова: Евросоюз; цифровая платформа; коллективный договор; рынок труда.
В исследовании научного сотрудника Европейского института профсоюзов К. Ванделе анализируется развитие системы коллективного представительства и защиты интересов трудящихся, занятых в секторе цифровых платформ.