Научная статья на тему '2019. 01. 035. Заключение коллективных договоров в условиях их децентрализации в пяти европейских странах. Multi-employer bargaining under pressure decentralisation trends in five European countries / ed. By Leonardi S. , pedersini R. - Brussels: European trade Union Institute (etui), 2018. - 225 p'

2019. 01. 035. Заключение коллективных договоров в условиях их децентрализации в пяти европейских странах. Multi-employer bargaining under pressure decentralisation trends in five European countries / ed. By Leonardi S. , pedersini R. - Brussels: European trade Union Institute (etui), 2018. - 225 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / ПРОФСОЮЗЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановский Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 035. Заключение коллективных договоров в условиях их децентрализации в пяти европейских странах. Multi-employer bargaining under pressure decentralisation trends in five European countries / ed. By Leonardi S. , pedersini R. - Brussels: European trade Union Institute (etui), 2018. - 225 p»

ку им придется выплачивать налоги за услуги по уборке. После оценки эффективности экспериментального проекта предполагается принять решение о подписании следующего договора. На европейском уровне, при поддержке Европейского института профсоюзов, Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC) взяла на себя инициативу по налаживанию социального диалога с цифровыми платформами через конференцию, состоявшуюся в январе 2018 г. с целью лоббирования в руководящих органах ЕС решений, касающихся создания нормативной базы, регулирующей деятельность цифровых платформ

Б.Г. Ивановский

2019.01.035. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ В УСЛОВИЯХ ИХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В ПЯТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ.

Multi-employer bargaining under pressure decentralisation trends in five European countries / Ed. by Leonardi S., Pedersini R. - Brussels: European trade union institute (ETUI), 2018. - 225 p.

Ключевые слова: Евросоюз; социальные гарантии; коллективный договор; профсоюзы.

В книге анализируются последние изменения в национальных системах трудовых отношений в пяти европейских странах (Бельгия, Франция, Германия, Италия и Испания), традиционно характеризующихся обширной статистической базой о заключении коллективных договоров и высоким уровнем их централизованной координации. Недавний экономический и финансовый кризис значительно повлиял на экономический рост и занятость, а также на систему заключения коллективных договоров в рассматриваемых странах. Особенно важными представляются попытки правительств более интенсивно ограничивать автономию социальных партнеров, в частности в соответствии с концепцией «корректирующих инициатив» (corrective initiatives), направленных на адаптацию коллективных договоренностей к текущим политическим целям (с. 15).

Замораживание заработной платы во всех сферах производства в Бельгии, а также политика децентрализации системы координации коллективных договоров в Испании, Франции и Италии

служат ярким примером нового подхода к проблеме коллективных договоров в рассматриваемых странах. Такие правительственные инициативы нацелены на ослабление солидарности трудящихся, а также на ограничение стандартов социальной защиты.

В Бельгии, в соответствии с законодательством, коллективные договора могут заключаться на трех уровнях - национальном, отраслевом и на уровне предприятий. Каждый работодатель участвует в отраслевом договоре. При этом условия такого договора распространяются на всех работников, в том числе тех, которые не являются членами профсоюза, от имени которого он подписывается. Таким образом, профсоюзы ведут переговоры от имени всех работников определенного сектора экономики. Кроме того, когда эти коллективные договора заключаются на государственном или отраслевом уровнях, они в обязательным порядке утверждаются королевским указом (royal decree) (с. 69).

Бельгия - одна из стран Западной Европы, в которых используется автоматическая привязка размера зарплаты к индексу потребительских цен, что служит гарантией социальной безопасности. Единственное ограничение, налагаемое законодательством, заключается в том, что для индексации зарплаты из индекса потребительских цен должны исключаться цены на такие товары, как алкоголь, сигареты и автомобильное топливо. Такой индекс потребительских цен именуется индексом здоровья (health index) и рассчитывается как скользящая средняя (moving average) за четыре месяца. При этом используются следующие два типа индексации:

1) сводная система (pivot system): рост зарплаты (в процентах) соответствует росту индекса здоровья (иногда с задержкой на месяц и более). Эта система используется в основном в государственном секторе;

2) система коэффициентов (coefficient system): значение текущего индекса здоровья сопоставляется с его базовым значением в определенный период, и изменение индекса отражается на размере зарплаты. Этот расчет может производиться каждый месяц, квартал, полгода и год. Как правило, пересмотр зарплаты происходит ежегодно в начале года.

В Германии коллективные договоры включают систему отраслевых коллективных договоров и характеризуются высоким уровнем охвата такими договорами предприятий и работников.

В рамках переговоров отраслевые профсоюзы и ассоциации работодателей согласовывают условия труда и перечень дополнительных социальных выгод в отдельных отраслях с целью нивелирования конкурентных различий на отраслевых рынках труда (с. 106).

С начала 1990-х годов в Германии активно развивался процесс децентрализации системы заключения коллективных договоров, в результате чего значительная часть ответственности за согласование уровня зарплаты была перенесена на предприятия и работодателей. Это значительно снизило влияние рабочих советов и профсоюзов. Согласованные в ходе коллективных переговоров трудовые стандарты, которые когда-то считались формально неприкосновенными нормами, в настоящее время все чаще пересматриваются на уровне компаний. Как следствие, действия профсоюзов теперь более тесно связаны с потребностями компаний, а рабочие советы имеют меньше возможностей влиять на решения руководства предприятий. В итоге функциональная дифференциация профсоюзов и рабочих советов, которая была фундаментальной основой германской двойной системы представления интересов трудящихся, стала более размытой (с. 144).

Согласно опросу, проведенному в 2015 г., стабильное большинство членов рабочих советов рассматривают процесс децентрализации переговоров как «неоднозначный» и «в целом проблематичный»; и лишь 23% приветствуют эту тенденцию. Довольно часто на рабочие советы оказывалось давление со стороны руководства предприятий с целью принудить их пойти на уступки. Поскольку рабочие советы уже не могли ссылаться на обязательные стандарты, принятые на отраслевом уровне, был потерян важный инструмент сопротивления действиям работодателям.

Начиная с 1982 г., когда были приняты законы (Auroux Low)1, которые радикально изменили действовавшее трудовое законодательство, система коллективных договоров во Франции развивалась в направлении децентрализации, осуществляемой на государственном уровне. По мнению сторонников этой политики,

1 В соответствии с законами Ору (министра труда, члена ФКП) были значительно расширены права профсоюзов и комитетов предприятий по контролю за деятельностью администрации, обязательность коллективного договора при соответствующем требовании комитета предприятия, установлен порядок обязательных отчислений в кассу комитетов предприятий и др. - Прим. реф.

конкурентоспособность предприятий усиливается за счет заключения коллективных договоров непосредственно на предприятиях, так как обеспечивается более тесная связь между требованиями трудящихся и потребностями в той или иной продукции (услугах). В то же время перемещение процесса заключения коллективных договоров на уровень предприятий гарантирует более эффективную социальную защиту работников. Реформы коллективных договоров активизировались в 2000-х годах и привели к существенным институциональным изменениям. Одни изменения, например такие как увеличение числа вопросов, обязательных для обсуждения на уровне компаний (ограничение роста зарплаты и сокращение рабочего времени), способствовали активизации деятельности профсоюзов. Другие - способствовали укреплению позиций работодателей (расширение возможностей для отступления от тех или иных достигнутых договоренностей и компетенций по проведению коллективных переговоров организаций, не входящих в профсоюзы).

В целом децентрализация привела к росту дифференциации подходов к коллективным переговорам в отдельных секторах экономики. Так, в металлургии на отраслевом уровне согласовываются только минимальные стандарты зарплаты и одновременно крупным компаниям предоставлено право согласовывать размеры зарплаты и суммы дополнительной компенсации. Финансовый кризис и последовавшая за ним рецессия стимулировали активизацию переговоров о внедрении в металлургии, которая находится под сильным влиянием международной конкуренции и экономического цикла, новых типов коллективных договоров на уровне компаний в целях поддержания занятости.

В отличие от металлургии в розничной торговле отраслевые коллективные переговоры никогда не играли ведущую роль, а переговоры на уровне предприятий были ограничены вопросом о продолжительности рабочего времени, особенно в выходные дни. В последние годы активно велись обсуждения по поводу увеличения количества часов работы розничных магазинов. В 2016 г. правительство Франции приняло закон Эль-Комри (El Khomri law) (по имени министра труда), предусматривающий, в частности, отступление от жестких рамок коллективных договоров, регулирующих продолжительность работы магазинов, в частности по субботам.

Этот закон полностью изменил систему коллективных договоров во Франции в отношении децентрализации коллективных переговоров для стимулирования повышения конкурентоспособности, роста производительности труда и занятости (с. 186).

В Италии коллективными договорами охвачены 88% предприятий частного сектора и более 90% государственных организаций. Как и в других странах ЕС, в Италии после финансового кризиса также наблюдается процесс децентрализации процесса заключения коллективных договоров. В июне 2011 г. между министерством промышленности и тремя ведущими профсоюзами было подписано соглашение с двойной целью:

- определение поддающихся измерению критериев представительства профсоюзов в коллективных переговорах и обязательности коллективных договоров с компаниями;

- усиление децентрализации коллективных переговоров с возможностью включения положений об открытии переговоров на уровне компаний, но в рамках, установленных на первичном, национальном уровне.

Чтобы быть признанными для представительства в коллективных переговорах, профобъединения должны пройти 5%-ный порог, рассчитываемый как среднее количество голосов, полученных на выборах в рабочие советы, сертифицированные Национальным институтом социальной защиты. На уровне предприятия основным представительным органом работников является профсоюзное представительство (гаррге8еп1ап2е 8тёасаН а21еп^аН). Коллективный договор, подписанный на уровне предприятия, является обязательным для выполнения, если он одобрен большинством членов профсоюзного представительства.

В период с сентября 2016 по апрель 2017 г. новые представительства социальных партнеров провели обновление более 50 отраслевых соглашений, охватывающих свыше 7 млн трудящихся (55% от общей численности занятых). По состоянию на май 2017 г. на национальном уровне действовало 42 соглашения, касающихся 5,8 млн работников, из которых 15% приходилось на государственный сектор. В настоящее время (после семилетнего «замораживания» переговоров) возобновилось обсуждение вопроса о заключении общенационального соглашения, охватывающего 3 млн работников государственного сектора (с. 197).

Все достигнутые соглашения предусматривают увеличение номинальной зарплаты двумя или тремя траншами. Согласно данным Банка Италии, среднее увеличение зарплаты составит незначительную величину - 0,8%. Некоторые соглашения предусматривают «замораживание» немедленного увеличения зарплаты на срок до трех лет. Соглашения, достигнутые в сфере торговли и ремесел, отказались от использования гармонизированных индексов потребительских цен (harmonised indices of consumer prices, HICP), применяемых в ЕС, чтобы предоставить участникам коллективных переговоров больше возможностей для принятия решения по индексации зарплаты.

Система коллективных переговоров в Испании развивалась со времени восстановления демократии и Конституции в 1978 г. до финансово-экономического кризиса 2008-2015 гг. В этот период наблюдалось постепенное расширение коллективных договоров и охвата ими трудящихся, а также рост числа вопросов, которые обсуждались на переговорах. Великая рецессия оказала сильное отрицательное влияние на рынок труда страны. В Испании последствия кризиса были более драматичными, чем в других европейских странах. В период 2008-2016 гг. работы лишились 2,3 млн человек, что составило 37% всех потерянных в странах ЕС-28 рабочих мест, а численность рабочих мест уменьшилась на 11,4% за указанный период против 0,5% в среднем по ЕС-28. В связи с этим в 2015 г. Еврокомиссия рекомендовала правительству Испании привести в соответствие рост зарплаты и производительность труда, что должно стимулировать децентрализацию процесса составления коллективных договоров. Несмотря на проведенные реформы, модель коллективных договоров по-прежнему действует неэффективно и признается слишком «жесткой», а социальная ситуация в стране остается чрезвычайно тревожной. В 2017 г. Еврокомиссия выразила разочарование по этому поводу. У испанских работодателей, как и прежде, отсутствуют обязательства по поводу согласования размера зарплаты и учета рабочего времени. Связано это, по мнению авторов, с тем, что такие обязательства не предусмотрены в трудовом законодательстве страны.

Б.Г. Ивановский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.