Научная статья на тему '2019. 01. 024. Думен дж. Борьба до смерти. Doomen J. The struggle unto death // Eubios: Journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2018. - vol. 28, n 4. - p. 127-130'

2019. 01. 024. Думен дж. Борьба до смерти. Doomen J. The struggle unto death // Eubios: Journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2018. - vol. 28, n 4. - p. 127-130 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / ИНТЕРЕСЫ ИНДИВИДУУМА / ЭВТАНАЗИЯ / ПОТЕРЯ ДОСТОИНСТВА СУБЪЕКТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 024. Думен дж. Борьба до смерти. Doomen J. The struggle unto death // Eubios: Journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2018. - vol. 28, n 4. - p. 127-130»

2019.01.024

медицинские показания - это по определению процесс, включающий в себя личностные ценности. Во-вторых, врачи вольно или невольно включают личностные ценности в процесс принятия своих решений.

О. В. Летов

2019.01.024. ДУМЕН Дж. БОРЬБА ДО СМЕРТИ. DOOMEN J. The Struggle unto Death // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 4. - P. 127130.

Ключевые слова: биомедицинская этика; ценность человеческой жизни; интересы индивидуума; эвтаназия; потеря достоинства субъекта.

Дж. Думен (Открытый университете, Валькенбургервег, Нидерланды) отмечает, что «вряд ли подвергается сомнению положение, согласно которому интересы индивидуума должны быть определяющими в медицинской практике» (с. 127). Лишение жизни по требованию пациента и помощь в осуществлении самоубийства остаются вне закона в рамках голландского законодательства. Вместе с тем врачи, оказывающие подобную помощь, не преследуются по закону в случаях соблюдения следующих условий. Во-первых, врач должен быть уверен в том, что страдание пациента было постоянным и невыносимым. Во-вторых, врач должен быть уверен, что согласие пациента было добровольным и всесторонне изученным. В-третьих, необходимо информировать пациента о его состоянии здоровья и перспективах. В-четвертых, и врач, и пациент должны прийти к убеждению, что в данной ситуации иного разумного выхода не существует. В-пятых, врач должен проконсультироваться еще по крайней мере у одного специалиста, который произвел бы осмотр пациента и дал письменное заключение по поводу его состояния. В-шестых, врач должен оказывать помощь в осуществлении самоубийства с должным вниманием.

Законы по поводу эвтаназии, сходные с голландскими, были приняты также в таких европейских странах, как Бельгия и Люксембург. Во всех указанных государствах помощь в осуществлении эвтаназии разрешено осуществлять исключительно врачам. В отличие от Нидерландов и Люксембурга, в Бельгии закон не

2019.01.024

предусматривает критерии, при которых допустима добровольная эвтаназия: эти критерии до сих пор обсуждаются специалистами. Так или иначе, практически во всех западноевропейских странах имеют место дискуссии о том, имеют ли право пациенты, чьи страдания велики и их невозможно прекратить, выражать требование добровольного ухода их жизни. Согласно существующим законам, к эвтаназии субъект может обращаться лишь в том случае, когда боль оказывается невыносимой. Однако проблема заключается в том, что само представление о критериях невыносимости является субъективным. «Невыносимые страдания могут толковаться широко, охватывая как боль, так и (в частности) увеличение зависимости, все большую потерю достоинства или перспективу ужасной смерти» (с. 128).

Если изучить причины, по которым люди делают запросы на эвтаназию, то оказывается, что боль является наименее распространенным мотивом. Такой фактор, как потеря достоинства субъекта, важен для пациентов, выражающих просьбу об эвтаназии, гораздо чаще. Если это справедливо, то можно сказать, что настоящее законодательство недостаточно для реализации желаемой цели. Проблемы, возможно, увеличатся в связи с надвигающимся старением населения. Исследования показывают, что число пожилых людей, допускающих для себя добровольную эвтаназию или наличие суицидальных препаратов, растет. Иными словами, существующее законодательство не в полной мере учитывает желания тех пациентов, у которых на первый план выступает не физическое страдание, а такой моральный фактор, как утрата достоинства.

Дж. Думен приходит к выводу, что голландские законы, касающиеся добровольного ухода пациента из жизни, не в полной мере отражают чаяния пожилых людей. Если в случае с пациентами, страдающими от постоянной и невыносимой боли, помощь медиков может быть оказана, то в отношении пожилых людей, испытывающих моральные муки, врачи бессильны. Возможно, еще более важными являются ситуации (которые касаются не только пожилых людей), когда индивиды «страдают от жизни»: их страдания трудно оценивать с медицинской точки зрения.

О.В. Летов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.