Научная статья на тему '2019. 01. 023. Бьерк дж. , Лино Н. , Джут Н. Эмпирический и философский анализ решений врачей в отношении медицинских показаний. Bjork J. , lynoe N. , Juth N. empirical and philosophical analysis of physicians’ judgments of Medical indications // clinical ethics. - N. Y. , 2016. - Vol. 11, n 4. - p. 190-199'

2019. 01. 023. Бьерк дж. , Лино Н. , Джут Н. Эмпирический и философский анализ решений врачей в отношении медицинских показаний. Bjork J. , lynoe N. , Juth N. empirical and philosophical analysis of physicians’ judgments of Medical indications // clinical ethics. - N. Y. , 2016. - Vol. 11, n 4. - p. 190-199 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ЦЕННОСТНО-НАГРУЖЕННЫЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНФОРМИРОВАННЫЙ ВЫБОР / БЛАГОДЕЯНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Летов О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 023. Бьерк дж. , Лино Н. , Джут Н. Эмпирический и философский анализ решений врачей в отношении медицинских показаний. Bjork J. , lynoe N. , Juth N. empirical and philosophical analysis of physicians’ judgments of Medical indications // clinical ethics. - N. Y. , 2016. - Vol. 11, n 4. - p. 190-199»

занию ему оптимальной медицинской помощи и снимают в той или иной степени бремя ответственности с врача.

О. В. Летов

2019.01.023. БЬЕРК Дж., ЛИНО Н., ДЖУТ Н. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ ВРАЧЕЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ.

BJORK J., LYNOE N., JUTH N. Empirical and philosophical analysis of physicians' judgments of médical indications // Clinical ethics. -N.Y., 2016. - Vol. 11, N 4. - P. 190-199.

Ключевые слова: биоэтика; ценностно-нагруженный; личностные ценности; информированный выбор; благодеяние.

Дж. Бьерк, Н. Лино и Н. Джут (сотрудники отдела исследований и развития Каролингского медицинского института, Стокгольм, Швеция) подчеркивают, что цель данной статьи - показать роль личностных ценностей и предпочтений того или иного врача в формировании медицинских предписаний. Медицина - это область ценностно-нагруженная. Как и любой другой институт, члены которого стремятся к определенной цели (в данном случае -улучшению здоровья), само наличие намерения указывает на то, что действия субъекта, по крайней мере отчасти, обусловлены личностными ценностями. Стремясь к улучшению здоровья пациентов, медицинские сотрудники неизбежно исходят из предположения, что улучшение здоровья - это желательная цель. Врач, который не ценит хорошее здоровье выше, чем плохое здоровье, и добро выше зла, очевидно, не соответствует статусу своей работы.

Наиболее важные «официальные» ценности в здравоохранении - это свобода, благодеяние, невредительство и справедливость. Такие принципы, как доброжелательность, «не навреди», прямым образом относятся к процессу медицинского лечения. Медицинские показания сами по себе являются оценочным процессом, так как врач вынужден взвешивать улучшение здоровья пациента, с одной стороны, и возможные побочные эффекты от лечения - с другой. В случае если достижимое улучшение здоровья в достаточной степени велико, а возможные побочные эффекты достаточно малы, то принципы благодеяния и непричинения вреда действительно подкрепляют мнение врача о конкретном ме-

дицинском показании как лечении, соответствующем «медицинским канонам». Но поскольку врачи - это в то же время люди, их ценности могут расходиться с официально признанными. Разумно предположить, что некоторые из них придерживаются определенных личных убеждений, которые могут вступать в противоречие с официальными ценностями.

Этические проблемы могут возникнуть в случае, если ценности отдельного врача значительно отличаются от официальных ценностей. Если врачам разрешить поступать в соответствии исключительно с личными ценностями, принципы предсказуемости и прозрачности в медицине могут быть нарушены, что, в свою очередь, может препятствовать возможности пациента сделать информированный выбор того или иного способа лечения. Этические кодексы поведения, основанные на официальных ценностях, призваны ограничить влияние личностных ценностей врачей. «Тем не менее существует множество эмпирических исследований, свидетельствующих о том, что, несмотря на всю систему сдержек и противовесов, личностные ценности иногда входят в клиническую практику неявно или через черный ход» (с. 191). Поскольку личные ценности врачей скрыто представлены в анализе конкретной ситуации, они оказываются «невидимыми» для всех сторон: как для пациента, так и для других врачей. Иными словами, процесс фактического принятия решений может быть обусловлен личностными ценностями врача.

Когда личностные ценности врачей обусловливают фактические аспекты принятия медицинских решений, это может привести к определенным проблемам. Во-первых, «личностный уклон» может поставить под угрозу принцип свободы пациента. Очевидно, что чем более предвзятой для пациента выступает информация врача, тем сложнее будет пациенту принять решение в свете своих собственных ценностей и предпочтений. Проблемы могут, конечно, возникать даже по отношению к «официальным ценностям», но это выходит за рамки настоящего исследования. Во-вторых, если личностные ценности врачей неявно влияют на процесс принятия решений, выбор методов лечения, предлагаемых пациенту, будет зависеть от этих ценностей.

Дж. Бьерк, Н. Лино и Н. Джут приходят к следующим выводам. Во-первых, хотя врачи и пациенты могут не осознавать этого,

медицинские показания - это по определению процесс, включающий в себя личностные ценности. Во-вторых, врачи вольно или невольно включают личностные ценности в процесс принятия своих решений.

О. В. Летов

2019.01.024. ДУМЕН Дж. БОРЬБА ДО СМЕРТИ. DOOMEN J. The Struggle unto Death // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 4. - P. 127130.

Ключевые слова: биомедицинская этика; ценность человеческой жизни; интересы индивидуума; эвтаназия; потеря достоинства субъекта.

Дж. Думен (Открытый университете, Валькенбургервег, Нидерланды) отмечает, что «вряд ли подвергается сомнению положение, согласно которому интересы индивидуума должны быть определяющими в медицинской практике» (с. 127). Лишение жизни по требованию пациента и помощь в осуществлении самоубийства остаются вне закона в рамках голландского законодательства. Вместе с тем врачи, оказывающие подобную помощь, не преследуются по закону в случаях соблюдения следующих условий. Во-первых, врач должен быть уверен в том, что страдание пациента было постоянным и невыносимым. Во-вторых, врач должен быть уверен, что согласие пациента было добровольным и всесторонне изученным. В-третьих, необходимо информировать пациента о его состоянии здоровья и перспективах. В-четвертых, и врач, и пациент должны прийти к убеждению, что в данной ситуации иного разумного выхода не существует. В-пятых, врач должен проконсультироваться еще по крайней мере у одного специалиста, который произвел бы осмотр пациента и дал письменное заключение по поводу его состояния. В-шестых, врач должен оказывать помощь в осуществлении самоубийства с должным вниманием.

Законы по поводу эвтаназии, сходные с голландскими, были приняты также в таких европейских странах, как Бельгия и Люксембург. Во всех указанных государствах помощь в осуществлении эвтаназии разрешено осуществлять исключительно врачам. В отличие от Нидерландов и Люксембурга, в Бельгии закон не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.