Научная статья на тему 'Эвтаназия как социально-правовое явление'

Эвтаназия как социально-правовое явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1035
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвтаназия как социально-правовое явление»

ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

В литературе по уголовному праву нет темы, которая привлекала бы к себе такое большое внимание, как тема о преступлениях против жизни.

Эвтаназия (греч. eu - хорошо + thanatos - смерть) буквально означает «легкая смерть». Огромное значение для понимания сущности эвтаназии имеет ее классификация. Так, в зависимости от поведения медицинского работника эвтаназия делится на активную и пассивную. Под понятием «активная эвтаназия» подразумевают осуществление определенных действий, введение лечебных средств, ускоряющих наступление летального исхода. В свою очередь понятием «пассивная эвтаназия» охватываются процедура неприменения средств и

невыполнение медицинских манипуляций, которые поддерживали бы в течение определенного времени жизнеспособность тяжелобольного пациента1. Учитывая такие особенности осуществления эвтаназии, указанные способы иногда в литературе называются, соответственно, «метод наполненного шприца» и «метод отложенного шприца»2 3. Отдельно стоит отметить, что иногда в литературе обособленным видом эвтаназии считают «автоэвтаназию», т.е. добровольное прекращение пациентом своей жизни, осуществляемое с целью прекращения собственных страданий .

Еще одна классификация эвтаназии проводится в зависимости от возможности пациента высказать свое согласие на ее проведение. Так, по указанному критерию эвтаназию разделяют на добровольную (осуществляемую по свободному согласию пациента), недобровольную (осуществляемую без согласия пациента) и принудительную (осуществляемую вопреки воде пациента)4. Иногда последние два вида эвтаназии, которые осуществляются вопреки воле человека, именуют криптоназией (от греческого kryptos - тайный, скрытый, thanatos - смерть). Кроме того, в этом случае абсолютно не важным является то, сам ли врач принимает решение об умерщвлении пациента либо к тому его склоняют семья или законные представители больного.

Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить ”криминальную”, подлежащую уголовному наказанию эвтаназию и, соответственно, легальную эвтаназию, допустимую при соблюдении

1 Стеценко С.Г. медицинское право - СПб, 2004, с. 360-361

2 Шерман с. Эвтаназия // http://gazeta.lenta.rU/dossier/11-03-1999_eutanasia.htm#hist

3 Кассихина Н.М. Проблемы эвтаназии // В кн.: Актуальные проблемы правового регулирования

4 Кемп К.В. Эвтаназия // http://www.crimea.com/~creation/text/44.htm

установленных законом условий. Так, в Голландии осуществление врачом эвтаназии без соблюдения установленных законом условий (добровольный запрос пациента и т.д.) влечет уголовную ответственность.

Первенство в вопросе легализации эвтаназии сегодня занимает Голландия. Именно там 2 апреля 2002 г. был принят Закон «О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве». В соответствии с положениями указанного Закона каждый, достигший 16 лет, имеет право самостоятельно определить порядок и способ завершения своей жизни. Для физических лиц в возрасте от 12 до 16 лет для осуществления этого акта необходимо согласие родителей или иных законных представителей. Врач, осуществляющий эвтаназию, должен быть уверен в том, что просьба больного является самостоятельной и хорошо продуманной, а ощущаемые страдания - продолжительными и невыносимыми. Кроме того, на врача возлагается обязанность проинформировать пациента о его состоянии и перспективах относительно выздоровления. Первым широко известным делом «медицинской эвтаназии» в Голландии стало осуждение в марте 1952 г. врача, давшего своему брату, болевшему туберкулезом, по его просьбе смертельную дозу лекарства. Суд инкриминировал ему в вину убийство по просьбе, которое предусмотрено ст. 293 УК Г олландии, и вынес условный приговор сроком в один год. Судебные процессы, имеющие место в последующие годы относительно голландских врачей, обвиняемых в осуществлении эвтаназии, привели к новой ситуации, когда лишение пациента жизни переставало быть уголовно наказуемым деянием.

Вторым государством в мире, законодательно оформившим идею легализации эвтаназии, стала Бельгия. 23 сентября 2002 г. парламент этого государства принял Закон согласно которому эвтаназия и помощь в самоубийстве были легализованы в соответствии с условиями, идентичными нидерландским1. Согласно этому Закону право на эвтаназию имеют лица, достигшие 18 лет. В случае если пациент не может высказать свою просьбу, то по его выбору просьбу об эвтаназии может внести иное лицо, достигшее совершеннолетия. Своеобразный подход относительно легализации эвтаназии закреплен в США. Так, в законодательстве практически всех штатов эвтаназия и ассистируемое самоубийство остаются противозаконными и недопустимыми. Исключением из общего права стал штат Орегон, который первым и единственным легализовал

1 В Бельгии вступил в силу Закон об эвтаназии // http://txt.newsru.com/world/23sep2002/death lethal injection.html

помощь в самоубийстве путем принятия в 1994 г. закона «Об умирании с достоинством»1.

В мире есть еще несколько государств, которые не признают за эвтаназией характера преступного деяния. К ним, в частности, относятся: Швейцария, Германия, Швеция и Финляндия, в которых пассивная эвтаназия находится за пределами правового преследования; Колумбия разрешает осуществлять при отдельных обстоятельствах пассивную эвтаназию; Япония имеет специальную процедуру осуществления пассивной эвтаназии. В декабре 2004 г. французские парламентарии подавляющим большинством голосов одобрили законопроект, которым предлагают легализовать пассивную эвтаназию. В марте 2009 Парламент Люксембурга принял закон о легализации эвтаназии - умерщвления смертельно больного человека по его просьбе, а в феврале 2010 г. -Шотландия.

В остальных странах мира, в том числе и в странах СНГ, эвтаназия находится за пределами правовой легализации. Так, в соответствии со ст. 45, 60 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан2 медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии-удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.

Учитывая все изложенное выше, мы можем прийти к выводу, что на сегодня эвтаназия ни в одном из своих проявлений и форм не может считаться достаточным правовым основанием для лишения человека жизни и соответствующего прекращения его права на жизнь. Необходимо также отметить, что вопреки существующему общеевропейскому отрицательному отношению к эвтаназии существует четкая тенденция относительно легализации пассивной эвтаназии в отдельных экономически развитых странах.

Сама проблема эвтаназии в мире еще не решена. В связи с этим целесообразно привести основные аргументы приверженцев и противников легализации эвтаназии. Прежде всего следует заметить, что на сегодня удельный вес приверженцев активной формы эвтаназии незначителен. Наиболее серьезными следует считать аргументы, которыми оперируют приверженцы легализации пассивной эвтаназии. К их основным аргументам следует отнести:

1 Американцы отстояли право на смерть // http:www.mednovosti.ru/news/2002/04/19/euthanasia/

2 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, с.

1318

- эвтаназия применяется с «гуманной» целью помочь больному человеку избавиться от страданий, достойно уйти из жизни;

- эвтаназия все равно существует вне правового поля, а специальный закон разрешит проконтролировать этот процесс1;

- когда медики отвечают отказом пациенту в осуществлении эвтаназии, то последний ощущает невыносимые страдания, что само по себе не имеет смысла и довольно жестоко, а также может рассматриваться как применение к человеку пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, которое прямо запрещено рядом международно-правовых актов2;

- человек имеет право на жизнь, которая включает возможность распоряжаться данным правом по собственному усмотрению;

- эвтаназия расширит возможности юридически закрепить

3

завещательные и прочие волеизъявления пациента ;

- эвтаназия, осуществляемая медицинскими работниками, избавит членов семьи неизлечимо больного человека от укоров совести и финансовых затрат, которые могли обременять их положение.

Далее приведем основные аргументы, выдвигаемые противниками эвтаназии:

- решение об эвтаназии вопреки тому, что принимается лицом осознанно, может быть осуществлено поспешно и не взвешено; кроме того, в состоянии болезни практически не избегнуть пороков воли, например врач может допустить ошибку вследствие принудительного волеизъявления пациента, которое может быть искажено из-за насилия, угрозы, шантажа, уговоров и т.п.;

- легализация эвтаназии окажет непосредственное влияние на общественное сознание, поскольку, с точки зрения общественной морали,

4

все узаконенное считается таким, что поощряется государством ;

- возможность совершения врачебных ошибок; данный аргумент, как представляется, является одним из наиболее серьезных;

- легализация эвтаназии способна инициировать злоупотребления со стороны медицинского персонала и может привести не только к

1 Олейник А. А. Эвтаназия - актуальная проблема биомедицинсокй этики // В кн.: Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности. Материалы 2-й Всероссийской научно-практичсекой конференции / Под общ. ред. С.Г. Стеценко, с. 326

2 Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Г осударство и право, 2000, № 11, с. 57

3 Конюшкина Ю. А. Об эвтаназии // Юрист, 2002, № 9, с. 59-60

4 Славкина Н.А. Эвтаназия: за и против (Правовые аспекты) // В кн.: Современные проблемы права и государства. Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - М., 1999, с. 64-65

определенному приостановлению развития медицины, поскольку врачи перестанут отыскивать новые средства и пути лечения1, но и к ее криминализации, поскольку, как показывает практика, легализация эвтаназии в отдельных государствах не сняла, а наоборот сделала более острой проблему «хорошо задокументированных загадочных смертей».

- с религиозной точки зрения, христианство исповедует принцип, что жизнь является даром Божьим и лишь Бог может даровать и отбирать жизнь; усиливает данный тезис и религиозный аспект, который нашел свое место в одной из десяти библейских заповедей - «не убий» (Исх 20:13; Мф 5:21).

На мой взгляд, активная эвтаназия, по крайней мере, в наше время, не имеет права на жизнь, так как скрывает в себе массу возможностей для неправильного применения акта эвтаназии. Например, в условиях нашего государства, при бедности медицины, эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и лечение которых недостаёт денежных средств. Формальное разрешение эвтаназии может стать определенным тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи, тем самым, приводя к развитию такого процесса в медицине, как криминализации и стагнации.

Единственным способом проявления эвтаназии в нашем обществе может являться добровольная и пассивная эвтаназия. Нужно чётко и недвусмысленно сформулировать законодательную норму, согласно которой больной имеет полное право знать диагноз своей болезни, её возможные последствия, степень риска неблагоприятного исхода при отказе от лечения, степень надежды на выздоровление. Если больной находится в вегетативном состоянии, должна быть определена необратимость такого состояния. На мой взгляд, вопрос об эвтаназии следует решать в присутствии самого больного или его представителя, имеющего задокументированное заранее волеизъявление, если это не возможно по ряду причин, то всё равно, вопрос об умерщвлении не должен решаться одним лицом, а, например, консилиумом врачей, при чем родственники должны быть проинформированы о таком решении.

Как видим, эвтаназия остается одной из самых сложных и противоречивых проблем современного мира, требующая разрешения.

1 Лопухин Ю.М., Арднивс Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые условия ее применения // Вестник Российской академии медицинских наук, 1996, № 12, с. 64-65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.