Научная статья на тему 'Медико-правовые аспекты эвтаназии'

Медико-правовые аспекты эвтаназии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1362
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-правовые аспекты эвтаназии»

Лысенко А.И., Мельникова О.В. МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области

Проблемы правового статуса человека и гражданина в последнее время приобретают огромную актуальность, свидетельством чего является количество проведенных и проводимых научных исследований в этой сфере.

Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина традиционно ограничивается их защитой в тех случаях и в тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 150 ГК РФ).

Впрочем, существует точка зрения, что в отношении нематериальных благ гражданина могут складываться и регулятивные гражданские правоотношения, включающие субъективные права и обязанности. Соответственно, в структуре личного неимущественного права следует выделять правомочия по владению, пользованию и распоряжению (1). В свете данной позиции гражданин не только обладает жизнью, здоровьем, честью, достоинством и прочими нематериальными благами, но и вправе ими распоряжаться. В качестве примера право гражданина отказаться от лечения, в том числе потребовать прекращения мер по поддержанию жизни.

Вопрос о правомочиях гражданина по распоряжению собственной жизнью сопряжен с проблемой эвтаназии. Важное значение для анализа любого правового явления имеют его точное определение, рассмотрение возможных вариантов его интерпретации и применения. Научные споры по поводу эвтаназии актуализируют обращение к этимологии данного термина, к его различным толкованиям и возможной классификации обозначаемого им феномена.

Термин "эвтаназия" является составным и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного "ev" - т.е. благо, или эпического "ev", что значит "хороший, добрый, красивый, доблестный, благородный" и слова "thanatos", что значит "смерть".

Этот термин был введен в научный оборот в XVI в. английским философом Фрэнсисом Бэконом. В своем сочинении "О достоинстве и приумножении наук" Ф. Бэкон, определяя облегчение страданий как обязанность врачебного персонала, написал: "Я совершенно убежден, что долг врача состоит не толь-

ко в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самую смерть более легкой и спокойной..." (2).

Комплексный характер эвтаназии как социально-правового явления обусловливает выделение ее различных форм, в совокупности которых проявляются ее сущностный характер и содержание.

По характеру совершенного врачом деяния принято выделять активную и пассивную эвтаназии. Активная эвтаназия осуществляется путем активных медико-социальных действий врача (создание неблагоприятных условий для выживания). Пассивная эвтаназия предполагает отказ от проведения или прекращение медико-социальных мероприятий, направленных на спасение жизни пациента (отключение жизнеобеспечивающей аппаратуры, прекращение питания, влекущее голодную смерть пациента).

С точки зрения роли волеизъявления пациента в акте эвтаназии последняя может быть добровольной и принудительной. Добровольная эвтаназия основана на "доброй воле", свободном желании дееспособного, вменяемого пациента. Осознание пациентом последствий осуществляемого на основании его просьбы акта является обязательным признаком добровольной эвтаназии. О принудительной эвтаназии можно говорить в следующих случаях: во-первых, когда принудительная эвтаназия имеет место в случае воздействия на волю пациента со стороны врача, ближних пациента или третьих лиц (путем уговоров, угрозы, шантажа, воздействия на родственные чувства); во-вторых, когда врач руководствуется исключительно просьбой ближних или доверенных лиц пациента (в тех случаях, когда пациент, ввиду крайне тяжелого состояния, находится без сознания либо не способен выразить свою волю с помощью известных средств - устно, письменно, с помощью знаков).

Анализ законодательства позволяет выделить "криминальную", подлежащую уголовному наказанию эвтаназию и, соответственно, легальную эвтаназию, допустимую при соблюдении установленных законом условий (например, в Голландии).

Эвтаназия как правовая, медицинская, этическая, психосоциальная категория поднималась еще в глубокой древности, эта проблема является чрезвычайно актуальной и на сегодняшний день и требует детального рассмотрения и анализа.

Российским законодательством эвтаназия запрещена в любой форме, ст. 45, 60 «Основы законода-

тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан» однозначно запрещает медицинскому персоналу осуществление эвтаназии, т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации по ст. 105, 109, 124 УК РФ.

Обязывая врача идти до конца в борьбе с болезнью пациента, закон в то же время предоставил право больному отказаться по собственному усмотрению от медицинской помощи. Так, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 г. содержат статью 33 "Отказ от медицинского вмешательства", которая гласит: "гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от

медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, даже если оно начато, на любом этапе проведения".

К сожалению, на сегодняшний день в России механизм реализации этого права практически не разработан. Посвященная данному вопросу статья 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан крайне слаба с точки зрения юридической техники прежде всего потому, что в ней не закреплены процедурные аспекты отказа. Существующий правовой пробел заполняется опрометчивыми рекомендациями, не имеющими под собой достаточных правовых оснований.

Налицо коллизия норм, которая на практике приводит к ограничению личной свободы пациента под предлогом неурегулированности в законе механизма реализации права на отказ от лечения.

Вопрос разрешения эвтаназии в России обсуждается последние 15-20 лет. Он вызывает жаркие споры философов, медиков и юристов, однако по настоящее время законодателем Уголовном Кодексе РФ не принята специальная норма об ответственности за совершение эвтаназии. Уголовный закон рассматривает эвтаназию как обычное убийство, по ст.105 УК РФ. Вряд ли это можно признать правильным.

Важной особенностью эвтаназии является то, что она, за исключением принудительных форм, совершается по доброй воле пациента, выраженной в виде обращенной к врачу просьбы о лишении жизни. В этой связи в качестве убийства по ст.105 УК РФ можно рассматривать лишь принудительную эвтаназию.

Проблематичность применения ст.105 УК РФ к эвтаназии обусловливает необходимость дополнения УК РФ специальной статьей об эвтаназии (3). В этих целях следует из общей законодательной нормы об убийстве выделить в самостоятельный состав менее опасный вид убийства со смягчающими обстоятельствами - эвтаназию.

Убийство, предусмотренное ст. 105 УК РФ, - это умышленное лишение жизни другого человека, осуществленное помимо его воли, акт убийства квалифицируется как насильственный, предполагающий насилие над личностью потерпевшего, а эвтаназия совершается только по просьбе потерпевшего вследствие наличия у него неизлечимой болезни, сопровождающейся невыносимыми страданиями, т.е. лишение жизни согласуется с волей потерпевшего. Последнее должно обусловливать пониженную уголовную ответственность за содеянное.

Стремительное развитие научно-технического прогресса, достижения современной медицины в области реаниматологии - все это заставляет юристов, медиков и философов по-новому взглянуть на проблему эвтаназии. Возросшее внимание к эвтаназии связано не только с достижениями медицины, но и с изменениями в системе нравственных и духовных ценностей, пониманием приоритетности прав человека. Проблема эвтаназии имеет не только юридическую, но и ярко выраженную нравственную сторону. Ее разрешение имеет огромное практическое значение, позволяя обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан.

В последние годы на страницах периодической печати постоянно публикуются научные труды, в которых авторы обсуждают различные аспекты проблемы: предлагаются разного рода классификации и

определения, которые разносторонне характеризуют эвтаназию. Частота данных публикаций свидетельствует о достаточно высоком интересе общества к данной проблеме и о том, что окончательной и единой позиции в современном светском мире относительно эвтаназии пока еще нет.

Проблема ответственности за эвтаназию стоит не только перед российским законодателем. Поэтому при исследовании убийства по просьбе потерпевшего интересна в сравнительном плане законодательная практика зарубежных стран.

Наряду с всеобщим отрицанием эвтаназии существует ряд государств, где "помощь в самоубийстве" выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении. Примером тому может служить Голландия, где еще в 2 0 02 году был принят Закон "О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве".

Вторым государством в мире, которое законодательное восприняло идею легализации эвтаназии, является Бельгия, 23 сентября 2002 года парламент этого государства принял закон, согласно которому эвтаназия и помощь в самоубийстве стали легальными в соответствии с условиями, идентичными тем, что размещены и в законодательстве Голландии.

В мире есть еще несколько государств, которые не признают за эвтаназией характера преступного деяния. К ним в частности относятся: Швейцария, Германия, Швеция и Финляндия, в которых пассивная эвтаназия находится за пределами правового преследования; Колумбия, которая разрешает осуществлять при отдельных обстоятельствах пассивную эвтаназию; Япония, которая имеет специальную процедуру осуществления пассивной эвтаназии (4) . Стоит также отметить и тот факт, что первый шаг по легализации пассивной эвтаназии предприняли также и парламентарии Франции. Так в декабре 2004 года они подавляющим большинством голосов одобрили законопроект, которым предлагают легализировать пассивную эвтаназию. Существенной особенностью этого закона является наличие в нем права неизлечимо больного пациента требовать прекратить лечение, а также возможность применения врачами сильных обезболивающих средств, даже если те ускоряют смерть пациента (5) . В остальных странах мира, в том числе и в странах СНГ, эвтаназия находится за пределами правовой легализации.

Учитывая все изложенное выше необходимо отметить, что вопреки существующему общеевропейскому отрицательному отношению к эвтаназии, существует четкая тенденция относительно легализации пассивной эвтаназии в правовых порядках отдельных экономически развитых стран. Учитывая этот фактор, необходимо отметить, что проблема эвтаназии имеет право на обсуждение лишь в странах с высоким уровнем социального обеспечения.

В современных условиях экономического кризиса, высокого уровня смертности, разгула преступности, всеобщей безответственности легализация эвтаназии в России была бы преждевременным решением. Прежде к этому надо подготовить сознание общества для чего требуется дискуссия людей, говорящих на взаимно понятном языке.

Более убедительной является позиция, высказанная в рекомендациях парламентской ассамблеи Совета Европы от 25 июня 1999 года N 14/8 (1999), где отмечается, что приоритетным направлением раз-

вития должно быть не легализация эвтаназии, а развитие паллиативной помощи, устранение боли и всесторонняя поддержка пациентов, членов их семей и других лиц, которые осуществляют уход за терминальными больными и умирающими.

Литература

1. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. 2-е

изд., испр. и доп. М., 2001. С. 26 и сл.

2. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 256.

3. Ивченко О. Завещание жизни // Домашний адвокат. 2001. N 7. С.8.

4. Эвтаназия и закон: где и почему ее разрешают // http://www.temadnya.ru/spravka/30apr2002/

1290.html

5. Французы изменили клятве Гиппократа // http://www.gazeta.ru/2004/12/01/oa_141215.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.