Научная статья на тему 'Эвтаназия в свете неотъемлемого права человека на жизнь'

Эвтаназия в свете неотъемлемого права человека на жизнь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1597
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право на жизнь / смерть / эвтаназия / болезнь / пациент / самоубийство / активная и пассивная формы эвтаназии / the right to life / death / euthanasia / illness / patient / suicide / active and passive forms of euthanasia.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамян Сюзанна Кароевна, Пилипенко Демьян Александрович

В данной статье рассматриваетсяпроблемные аспекты эвтаназии в свете веро-ятных последствий ее легализации. В исследо-вании дается определение понятия эвтаназия,рассматриваются его особенности. Проанали-зированы активная и пассивная формы эвта-назии. Исследован опыт зарубежных странотносительно реализации данного института. Вусловиях нашего государства при бедностимедицины эвтаназия может превратиться всредство умерщвления одиноких стариков, де-тей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИ-Дом. Признание эвтаназии законом можеттакже лишить государство стимула для финан-сирования исследований по поиску эффектив-ных средств лечения болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUTHANASIA IN THE LIGHT OF THE INALIENABLE RIGHT OF THE PERSON TO LIFE

in this article is considered problem aspects of euthanasia in the light of probable consequences of its legalization. In research definition of concept euthanasia is given, its features are considered. Active and passive forms of euthanasia are analysed. Experience of foreign countries concerning realization of this institute is investigated. In the conditions of our state at poverty of medicine euthanasia can turn into means of killing of lonely old men, disabled children, the persons having a cancer and AIDS. Euthanasia recognition by the law can also deprive the state of incentive for financing of researches on search of effective remedies of treatment of diseases.

Текст научной работы на тему «Эвтаназия в свете неотъемлемого права человека на жизнь»

УДК 342

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru

Пилипенко Демьян Александрович

курсант 2 курса направления подготовки «Юриспруденция» Milena.555@mail.ru

Эвтаназия в свете

НЕОТЪЕЛЕМОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ

Suzanna K. Abramyan

Candidate of Law, associate professor of the theory and history of state and law State sea university of a name of the admiral F.F. Ushakov Milena.555@mail.ru

Demyan A. Pilipenko

Cadet 2 courses of the direction of preparation «Law» Milena.555@mail.ru

Euthanasia in the light of

THE INALIENABLE RIGHT OF THE PERSON TO LIFE

Аннотация. В данной статье рассматривается проблемные аспекты эвтаназии в свете вероятных последствий ее легализации. В исследовании дается определение понятия эвтаназия, рассматриваются его особенности. Проанализированы активная и пассивная формы эвтаназии. Исследован опыт зарубежных стран относительно реализации данного института. В условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, де-тей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения болезней.

Ключевые слова: право на жизнь, смерть, эвтаназия, болезнь, пациент, самоубийство, активная и пассивная формы эвтаназии.

Annotation. in this article is considered problem aspects of euthanasia in the light of probable consequences of its legalization. In research definition of concept euthanasia is given, its features are considered. Active and passive forms of euthanasia are analysed. Experience of foreign countries concerning realization of this institute is investigated. In the conditions of our state at poverty of medicine euthanasia can turn into means of killing of lonely old men, disabled children, the persons having a cancer and AIDS. Euthanasia recognition by the law can also deprive the state of incentive for financing of researches on search of effective remedies of treatment of diseases.

Keywords: the right to life, death, euthanasia, illness, patient, suicide, active and passive forms of euthanasia.

Вопрос о легализации такой медицинской практики как эвтаназия является, безусловно, весьма серьёзным. Правовые проблемы, связанные с эвтаназией, должны рассматриваться в тесной связи с правом на жизнь, которое является одним из базовых и неотъемлемых прав человека.

«Эвтаназия» (эйтаназия, эутаназия) (от греч. eu -хорошо и thanatos - смерть), намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным» - такое определение достаточно точно характеризует эвтаназию в целом, однако существуют отдельные аспекты, достойные рассмотрения, которые будут освещены в дальнейшем.

Для каждого человека больно и невыносимо видеть, как страдают умирающие, особенно если больные являются родственниками. Современ-

ный человек разучился переносить боль стоически, а человечество в целом во многом утратило умение терпеть. Все чаще говорится о том, что человек должен иметь возможность воспользоваться «правом на смерть» в случае смертельной болезни. Защитники эвтаназии ссылаются и на такой факт как: поддержание жизни на стадии умирания или в вегетативном состоянии, осуществляемое с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно - средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадёжных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни других людей, болезни которых поддаются лечению.

В то же время, противники эвтаназии: писатели, юристы, духовенство - не устают повторять, что современная цивилизация идет по пути оправдания самоубийства, что «помощь в совершении самоубийства» недопустима. Другой серьезный довод против эвтаназии сводится к тому, что жизнь дана человеку Богом, она священна и

237

неприкосновенна, а значит и решать, когда она должна прекратиться, может только Бог. Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, так как медицинское знание постоянно стимулируется именно борьбой со смертью. Проблема эвтаназии до сих пор остаётся нерешённой. Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся по-разному; общественное мнение расколото до жёстко полярных точек зрения.

Как таковая практика умышленного прекращения жизни из милосердия не нова. Так в Европе XII в. существовал мизерикорд (фр. misericorde - «милосердие, пощада») - разновидность стилета, предназначенная для добивания смертельно раненных, данное деяние не рассматривалось как нечто осуждаемое, напротив, это рассматривалось как избавление раненого от страданий.

Термин «эвтаназия» впервые употребил английский философ Френсис Бэкон, который в своём произведении «Instauratio Magna» писал: «Скажу более, развивая сию тему: долг медика не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в смягчении страданий, вызванных болезнью; и состоит он не в том лишь, чтобы ослаблять боль, почитаемую опасным симптомом; если недуг признан неизлечимым, лекарь должен обеспечить пациенту легкую и мирную кончину, ибо нет на свете блага большего, нежели подобная эвтаназия ...».

Стоит так же сказать, что до Второй Мировой войны к эвтаназии относились совершенно иначе, она была распространена почти по всей Европе. Одним из ярких примеров можно назвать судьбу австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Хотя Фрейд и страдал танатофобией, муки, вызванные раковой опухолью, в конечном итоге склонили его к принятию непростого решения. 23 сентября 1939 года, по просьбе Зигмунда Фрейда и с согласия Мари Бонапарт, хороший друг и врач Фрейда Макс Шур ввёл ему летальную дозу морфина, после чего тот впал в кому и уже не проснулся [1, с. 328.].

Необходимо разобраться в разновидностях эвтаназии, ведь этот термин включает в себя весьма отличающиеся друг от друга способы. Различаются следующие ее виды:

а) по согласию пациента:

1) добровольная эвтаназия - осуществляется по просьбе самого пациента, когда он способен выражать свою волю, или, как например, в США, пациент может заранее оформить согласие на случай бессрочной глубокой комы;

2) недобровольная эвтаназия - применяется в случае невозможности пациентом выразить свою волю и осуществляется с согласия родственников пациента;

б) по степени активности врача:

1) «Метод наполненного шприца» - предполагает активные действия со стороны врача,

которые заключаются во введении пациенту смертельной дозы препарата, значительно ускоряющего наступление смерти. Выделяют 3 основные формы активной эвтаназии:

- активная «Убийство из милосердия» - происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает смертельный исход;

- «Самоубийство, ассистируемое врачом» -происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью;

- «Собственно активная эвтаназия» - может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки;

2) пассивная «Метод отложенного шприца» -заключается в прекращении оказания медицинской помощи, которая продлевала жизнь пациента, что существенно ускоряет наступление летального исхода.

Пионерами в движении за эвтаназию являются такие европейские государства как Нидерланды и Швейцария. Швейцария легализовала эвтаназию ещё в 1941 году в кантоне Цюрих. С момента отказа многими странами от эвтаназии возникло такое понятие, как «суицидальный туризм» и, опасаясь того, что Цюрих станет «столицей» подобного туризма, власти Швейцарии в 2002 году инициировали референдум о том, чтобы ограничить круг лиц, которые могут быть подвергнуты данной процедуре, гражданами Швейцарии. Однако, 78 % проголосовавших высказались против. Вопреки опасениям суицидальный туризм не стал катастрофой, а к эвтаназии прибегают не так много людей; ежегодно эту процедуру проходят не более 200 человек при том, что в Швейцарии законы относительно эвтаназии -самые либеральные. Кроме Швейцарии и Голландии, эвтаназия разрешена в Люксембурге, Бельгии и в некоторых штатах США (Орегон и Вашингтон).

В заключение стоит отметить, что споры относительно эвтаназии вряд ли утихнут в ближайшее время. В конце концов, сама процедура весьма неоднозначна, так как является необратимой. Однако, как мы полагаем, здравое зерно в эвтаназии всё же есть. Так, например, больные раком с метостазирующей опухолью, который невозможно вылечить даже в случае ее ампутации, обречены на крайне мучительную смерть, или же больные такой редкой патологией как кластерные головные боли, настолько сильной, что человек, испытывающий их, почти всегда кончает жизнь самоубийством с той лишь только целью, чтобы прекратить свои мучения. Однако, кто-то скажет: «Были же случаи чудесного исцеления!» - безусловно, были, но готовы ли эти люди утверждать, что мучительная жизнь и не менее мучительная смерть - справедливая цена за жалкие крупицы надежды на «чудо»?

238

В случае полной легализации эвтаназии она, скорее, станет безусловным злом. Велика также опасность злоупотреблений ею. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения болезней. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя. С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в

Литература:

1. Шур М. Зигмунд Фрейд. Жизнь и смерть. М. : Центрполиграф, 2005. 528 с.

2. Андреева А.А. Проблема эвтаназии в современном обществе / А.А. Андреева, В.В. Приходько // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2012. Т. 2. № 11.

некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии [2, с. 862.]. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.

В заключение, хотелось бы отметить, что мы -современные люди, знаем нормы морали, знакомы с понятием «гуманизм». Мы не живем в эпоху античности и пришли к осознанию ценности человеческой жизни, к осознанию того, что жизнь - самое главное, что у нас есть!

Literature:

1. Shur M. Sigmund Freud. Life and death. Moscow :Tsentrpoligraf, 2005. 528 р.

2. Andreev A.A. the Problem of euthanasia in contemporary society / A.A. Andreev, V.V. Prikhodko // Bulletin of medical Internet conferences. 2012. Vol. 2. № 11.

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.