Научная статья на тему '2018. 04. 060. Экспорт природного газа из России в Европу. Russian natural gas exports to Europe // Russian analytical digest / Center for security studies (CSS), Eth. - Zurich: research Centre for East European studies, Bremen: University of Bremen: Institute for European, Russian and Eurasian studies, 2018. - n 221. - 11 p. - mode of access: www. CSS. ETHZ. Ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/CIS/ center-for-securities-studies/pdfs/RAD221. Pdf'

2018. 04. 060. Экспорт природного газа из России в Европу. Russian natural gas exports to Europe // Russian analytical digest / Center for security studies (CSS), Eth. - Zurich: research Centre for East European studies, Bremen: University of Bremen: Institute for European, Russian and Eurasian studies, 2018. - n 221. - 11 p. - mode of access: www. CSS. ETHZ. Ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/CIS/ center-for-securities-studies/pdfs/RAD221. Pdf Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ЭКСПОРТ ГАЗА / ТРАНЗИТ ГАЗА / ГАЗПРОМ / НАФТОГАЗ / ГАЗОПРОВОДЫ / СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Положихина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 060. Экспорт природного газа из России в Европу. Russian natural gas exports to Europe // Russian analytical digest / Center for security studies (CSS), Eth. - Zurich: research Centre for East European studies, Bremen: University of Bremen: Institute for European, Russian and Eurasian studies, 2018. - n 221. - 11 p. - mode of access: www. CSS. ETHZ. Ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/CIS/ center-for-securities-studies/pdfs/RAD221. Pdf»

рамках ЕАЭС. Хотя в дальнейшем такие ситуации нельзя исключать. Показательно, что Казахстан после девальвации российского рубля в 2014 г. не ввел никаких защитных мер против подешевевшего российского импорта, в то время как в 1998 г. в похожей ситуации эта страна тут же возвела протекционистские барьеры.

Автор считает маловероятным значительное углубление евразийской региональной интеграции. Страны ЕАЭС избегают зависимости друг от друга и от России. Последние два значительных достижения ЕАЭС в 2017 г. - создание единого рынка лекарственных средств и новый Таможенный кодекс - согласованы в компромиссном варианте, в который не было включено множество изначально запланированных шагов по интеграции. Еще большее значение имеют растущие свидетельства того, что Россия теряет интерес к ЕАЭС.

Внимание политического руководства в Москве сейчас больше сосредоточено на проблемах в Украине или Сирии, сотрудничестве с Китаем и другими азиатскими странами или на многочисленных кризисах в отношениях с США и ЕС, которые имеют в настоящее время большее значение для позиционирования России как великой державы. Это, с одной стороны, может дать преимущества ЕАЭС, который может сосредоточить усилия исключительно на технических вопросах торговли и экономики. С другой стороны, это повышает вероятность того, что Россия в своих экономических и политических решениях не будет учитывать интересы государств - членов ЕАЭС, что может отрицательно сказаться на сотрудничестве в рамках данного интеграционного объединения.

A.A. Сидоров

2018.04.060. ЭКСПОРТ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПЗ РОССИИ В ЕВРОПУ.

Russian natural gas exports to Europe // Russian analytical digest / Center for Security Studies (CSS), ETH. - Zurich: Research centre for East European studies, Bremen: University of Bremen: Institute for European, Russian and Eurasian studies, 2018. - N 221. - 11 p. - Mode of access: www.css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/ center-for-securities-studies/pdfs/RAD221.pdf

Ключевые слова: РФ; экспорт газа; транзит газа; Газпром; Нафтогаз; газопроводы; Северный поток-2.

В очередном номере аналитического дайджеста Russian analytical digest, который издается совместно рядом зарубежных исследовательских центров, рассматриваются различные аспекты экспорта российского газа в Европу.

С. Пирэни (S. Pirani, Институт энергетических исследований, Оксфорд. Великобритания) анализирует современное состояние и перспективы торговли газом между Россией и Украиной.

Объем поставок природного газа России в Украину падает, констатирует автор. Согласно контракту 2010 г. между Газпромом и Нафтогазом, Украина планировала закупать 52 млдр куб. м газа до 2019 г. Максимальный фактический объем импорта газа из России составил 40 млрд куб. м в 2011 г. и сократился до нуля в 2016 г. Наоборот, импорт природного газа на Украину из других стран вырос с нуля в 2010 г. до 14 млрд куб. м в 2017 г. Масштаб транзита российского газа в Европу, согласно контракту, должен был составлять 113-110 млрд куб. м, но реальные поставки были меньше и колебались от 104,2 млрд куб. м в 2011 г. до 62,2 млрд куб. м в 2014 г. и 93,4 млрд куб. м в 2017 г. (с. 6).

Хотя контракты на импорт российского газа на Украину и транзит российского газа через Украину европейским клиентам в 2009-2019 гг. остаются в силе, но они были нарушены обеими сторонами. Нарушения стали предметом одного из самых крупных разбирательств коммерческого арбитража, начатых в Стокгольмской торговой палате в апреле 2014 г. Согласно решению, принятому 28 февраля 2018 г., Газпром не выполнил своих обязательств по минимальным объемам транзита газа в 2009-2017 гг. и в результате должен Нафтогазу 2,56 млрд долл. (с. 2).

Надежды, что заключение арбитража позволит вовлеченным в спор компаниям подвести черту под прошлым и начать договариваться об условиях транзита после 2019 г., не осуществились. Протест Газпрома против принятого решения вряд ли приведет к другому результату, а само разбирательство неважно для завершения текущих контрактов. Однако все это осложняет дальнейшие переговоры. Кроме того, в мире происходят и другие события, значимые с точки зрения газовой торговли России с Европой.

По мнению автора, сокращение масштабов российско-украинской газовой торговли продолжится. Прямых поставок, вероят-

но, не будет. С 2020 г. транзит российского газа через Украину будет составлять намного меньшие объемы, а к середине 2020-х годов может совсем прекратиться. Возможность изменения ситуации зависит от улучшения политических отношений, что, в свою очередь, определяется ситуацией на востоке Украины. Автор делает вывод, что в данном случае торговля оказалась неспособна отделить себя от политики (с. 2).

Р. Гетц (R. Gotz, Фонд науки и политики, Берлин, Германия) рассматривает юридические, экономические, экологические и политические аргументы, выдвигаемые в ходе дискуссии о строительстве газопровода Северный поток-2 (Nord Stream-2) из России в Европу по дну Балтийского моря.

СССР осуществлял экспорт природного газа в Европу почти исключительно через украинскую газовую систему, которая была создана в 1970-х годах. Для того чтобы разрушить монополию Украины на транзит газа, Газпром начал строительство газопроводов в обход ее границ. Первым стал созданный в 1997 г. экспортный трубопровод Ямал - Европа, идущий через Белоруссию и Польшу в Германию. Объем украинского транзита газа сократился приблизительно до половины газового экспорта России, когда вошли в строй в 2003 г. газопровод Голубой поток (в Турцию) и газопровод Северный поток (в Восточную Европу) в 2011 г. Причем Газпром планировал удвоить мощность балтийских трубопроводов за счет строительства еще одного газопровода - Северного потока-2 (см.: табл.) (с. 10).

Европейская комиссия (ЕК) и Европейский парламент, которые находятся под влиянием восточноевропейских политических деятелей, критически настроенных по отношению к России, не считают Северный поток-2 необходимым для поставки газа в Европу и возражают против намерения Газпрома уменьшить объем транзита через Украину. Чтобы создать юридические препятствия для строительства Северного потока-2, ЕК в ноябре 2017 г. представила проект поправки к Газовой директиве ЕС1, который рас-

1 Газовая директива - часть Третьего энергопакета ЕС (одного из основополагающих документов энергетического законодательства в странах Европы), принята в 2009 г. и направлена на либерализацию газового рынка. Применительно к газопроводам она требует разделения функций транзитера и поставщика газа, а также допуска к поставкам по трубе третьих сторон. - Прим. реф.

пространяет ее действие на морские трубопроводы из третьих стран. Однако юридическая служба Совета Европы отклонила предложения, поскольку газопровод Северный поток-2 подпадает под действие Конвенции ООН по морскому праву (ПЫСЬОЗ), основывающейся на принципе свободы морей. В тех секторах Балтийского моря, которые полностью входят в исключительные экономические зоны и континентальные шельфы прибрежных государств, должны решаться специфические проблемы последних (право извлечения природных ресурсов, защита окружающей среды). В территориальных водах (12-мильные зоны) применяются национальные регулирующие акты, а не Газовая директива ЕС.

Таблица

Мощность магистральных газопроводов из России в Европу и Турцию (млрд куб. м)

Газопроводы Направление 2018 г. факт. Прогнозируемое использование

2019 г. 2020 г. 2021 г.

Украина - Восточный коридор Восточная Европа 90 90 65 30

Украина - Южный коридор Юго-Восточная Европа 26 10 10 -

Голубой поток Турция 16 16 16 16

Ямал - Европа Восточная Европа 36 36 36 36

Северный поток-1 Восточная Европа 57 57 57 57

Северный поток-2 Восточная Европа - - 25 54

Турецкий поток-1 Турция 16 16 16 16

Турецкий поток-2 Юго-Восточная Европа / Италия - - - 16

Всего 225 225 225 225

Транзит через Украину 116 100 75 30

По мнению автора, ЕК игнорирует факт, что проектируемый Северный поток-2 в большей степени соответствует требованиям ст. 194 Лиссабонского соглашения, чем существующая украинская газовая сеть. Маршрут от полуострова Ямал до Балтийского моря короче почти на 2000 км по сравнению с маршрутом к украинской границе. Это более эффективно экономически и экологически более выгодно, так как меньше природного газа сжигается в компрес-

сорных станциях. Новые трубопроводы более износостойки и потребляют меньше энергии, чем российские и украинские газопроводы, построенные в советское время и в большинстве случаев уже превысившие сроки своей эксплуатации. Аргумент, что Северный поток-2 позволяет Газпрому увеличить свое доминирование на европейском газовом рынке, неверен. Доля компании на рынке зависит не от транспортных маршрутов, а от размера поставок газа и цен конкурентов (включая поставщиков сжиженного газа).

Противники Северного потока-2 утверждают, что этот газопровод является не экономическим, а политическим проектом, нацеленным на ослабление Украины и увеличение влияния России в Европе. Однако Газпром запланировал свою программу строительства обходных трубопроводов, включающую Северный поток-2, задолго до украинского конфликта и увеличения отчуждения между Россией и Западом. Желание осудить украинскую и сирийскую политику России играет определенную роль в противодействии строительству Северного потока-2, считает автор. Однако, по его мнению, не стоит манипулировать правилами рынка газа ЕС.

Газпром вынужден в ближайшей перспективе сохранить транзит газа через Украину, потому что это единственный способ покрыть сезонные колебания спроса и обеспечить рост потребления со стороны европейских стран. Вопрос состоит в объеме транзита. Предлагаемый компанией объем в размере 10-15 млрд куб. м в год слишком мал для гарантии безопасности поставок в Европу и технического функционирования украинской газовой сети и газовых складов, которым требуется достаточное газовое давление. Автор считает, что можно заключить новое соглашение о транзите, которое будет предусматривать необходимый его объем. Другим вариантом является согласие Газпрома поставлять газ до восточной границы Украины в соответствии с возникающими там потребностями; при этом далее должны действовать условия новой модели газового рынка Украины. Это позволяет избежать нерегулируемой ситуации и газового кризиса в начале 2020-х годов.

М.Л. Положихина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.