тентов, имеющих международный кредитный рейтинг двух ведущих рейтинговых агентств. Учитывая мировой опыт, необходимо предоставлять кредиты коммерческим банкам не только с целью поддержания их ликвидности, но и с целью финансирования инвестиционных проектов или рефинансирования под кредиты, выданные надежным заемщикам (с. 176-177).
Е.А. Пехтерева
2016.01.059. СИДДИ М. ОТНОШЕНИЯ ЕС - РОССИЯ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ: НОВЫЕ ПРОЕКТЫ, НОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ? SIDDI M. The EU - Russia gas relationship: New projects, new disputes? // FIIA briefing paper. - Helsinki: FIIA, 2015. - 183. - 9 p. -Mode of access: http://www.fiia.fi/en/publication/533/the_eu-russia_ gas_relationship/
Ключевые слова: Россия; ЕС; Украина; Газпром; экспорт газа; транзит газа; газотранспортная инфраструктура; Третий энергетический пакет ЕС.
Как отмечает исследователь из Финского института международных отношений (FIIA), Россия является важным поставщиком газа для ряда государств - членов ЕС и, вероятно, сохранит эту роль до 2030 г. благодаря долгосрочным контрактам с европейскими компаниями и конкурентоспособности своего газового экспорта. Однако поставки российского газа в ЕС осложняются неуверенностью по поводу обеспечения бесперебойного транзита российского газа через территорию Украины; планами России построить новый газопровод для экспорта газа в ЕС в обход Украины; выполнением решений управляющих органов ЕС по либерализации внутреннего газового рынка. Поскольку ЕС и Россия останутся взаимозависимыми сторонами в газовом секторе, по крайней мере в течение следующего десятилетия, в интересах обоих партнеров решить эти вопросы.
Экспорт российского газа и конфликт на Украине. Россия -главный поставщик нефти, газа и угля в ЕС (а также один из главных поставщиков урана). В 2013 г. на Россию приходилось 39% газа, 33 сырой нефти и 29% твердого топлива, импортированного ЕС. Эти цифры приобретают особое значение в контексте высокой энергетической зависимости Евросоюза: в 2013 г. ЕС импортиро-
вал примерно половину потребляемых энергоресурсов. В том числе доля российского газа в газовом импорте ЕС в 2004-2013 гг. колебалась от 30% до 45%, а в 2014 г. составила почти 42% (с. 3, 4). Ожидается, что из-за уменьшения внутреннего производства ископаемого топлива и негативного отношения к ядерной энергетике в некоторых государствах - членах ЕС (особенно в Германии) в ближайшее десятилетие энергетическая зависимость Европы от России возрастет.
Но если Россия - главный поставщик энергоресурсов для ЕС, то ЕС - жизненно важный рынок для нее. В 2014 г. почти 53% российского газового экспорта пришлось на ЕС. В 2013 г. доходы от торговли сырой нефтью, нефтепродуктами и природным газом составили 68% доходов от экспорта России, причем большая доля этого экспорта направляется в ЕС (с. 3, 4).
Поставки российского газа в Европу осуществляются трубопроводами по трем главным коридорам: украинскую сеть (построенную в советский период), трубопровод Ямал - Европа (проходящий через территорию Белоруссии и Польши и построенный в 1990-х годах) и трубопровод «Северный поток» (Nord Stream, открытый в 2011 г. и обеспечивающий связь между Россией и Германией через Балтийское море).
До середины 2000-х годов поставки российского газа в ЕС осуществлялись без перебоев. Однако ситуация изменилась в 2004 г., когда на Украине произошла «оранжевая революция», и Киев стал проводить проевропейскую и пронатовскую внешнюю политику. Если раньше Украина получала скидки на российский газ, то теперь «Газпром» стал устанавливать более высокие цены. Во время газового кризиса в 2006 и 2009 г. разногласия между Москвой и Киевом по цене газа привели к перебоям в его поставках в Европу. С февраля 2014 г. напряженность отношений между Москвой и Киевом резко усилилась. Однако на этот раз она не затронула поставки российского газа в европейские страны благодаря успеху ЕС в посредничестве и обеспечении финансовых гарантий российских газовых поставок на Украину.
Будущая газотранспортная инфраструктура. Из-за конфликта с Киевом Россия заинтересована в уменьшении значимости украинского коридора для газового экспорта в ЕС. Она уже старается переориентировать свой экспорт на «Северный поток» и бело-
русский коридор. С 2012 г. объемы газа, отправленного по «Северному потоку», значительно выросли, в то время как объемы транзита через Украину уменьшились. Тем не менее украинские трубопроводы остаются важными для поставок газа в ЕС. Их пропускная способность намного выше, чем трубопроводов «Северный поток» и Ямал - Европа. Даже при условии использования последних на полную мощность их пропускная способность недостаточна для обеспечения всего экспорта газа в ЕС.
Несмотря на это, «Газпром» объявил, что намеревается сократить газовый транзит в ЕС через Украину к 2019 г. Чтобы достичь этой цели, необходимо построить дополнительную газотранспортную инфраструктуру. В настоящее время компания продвигает два варианта: «Турецкий поток» и «Северный поток II».
В декабре 2014 г. «Газпром» объявил, что построит «Турецкий поток» - трубопровод, который достигнет турецкой территории по дну Черного моря и далее дойдет до греко-турецкой границы. Последующая инфраструктура должна быть построена странами ЕС. Таким образом, «Газпром» сокращает свои затраты и избегает юридических проблем, в частности связанных с Третьим энергетическим пакетом ЕС1, которые тормозят строительство «Южного потока». Согласно плану, суммарная мощность «Турецкого потока» составит 63 млрд куб. м в год, из которых 14 млрд предназначены для продажи Турции, а оставшиеся 49 млрд - странам ЕС
(с. 6).
Турецкое и греческое правительства выразили заинтересованность в этом проекте, так как его реализация позволит им зарабатывать значительные средства от транзита газа и усилит их роль как европейских газовых центров. Однако реакция Европейской комиссии до сих пор отрицательна. Главные аргументы против «Турецкого потока» состоят в том, что он требует больших инфраструктурных инвестиций в Юго-Восточной Европе, ослабляет стратегическое положение Украины и сохраняет зависимость ЕС от российского газа.
Другой вариант, предлагаемый «Газпромом», - расширение трубопровода «Северный поток» и увеличение его пропускной
1 Третий энергетический пакет ЕС, утвержденный в 2009 г., представляет собой совокупность законодательных актов, направленных на либерализацию рынков электроэнергии и газа в ЕС. - Прим. реф.
способности с 55 млрд куб. м до 110 млрд. Однако реализации этого проекта препятствуют положения Третьего энергетического пакета ЕС. С одной стороны, для увеличения пропускной способности трубопровода необходимо освобождение от применения правил этого нормативного документа (у существующих линий «Северного потока» такое освобождение есть). С другой стороны, «Газпром» все еще ждет разрешение Еврокомиссии на полное использование трубопровода OPAL, по которому поставляется газ «Северного потока» от Балтийского побережья до стран Центральной Европы. В настоящее время из-за правил Третьего энергетического пакета ЕС «Газпром» может использовать только 50% из 36 млрд куб. м в год пропускной мощности OPAL (с. 7).
Маловероятно, что «Газпром» сможет одновременно запустить проекты «Турецкий поток» и «Северный поток II». Между тем реализация даже одного из проектов, учитывая пропускную способность уже работающих трубопроводов Ямал - Европа и «Северный поток», позволит обеспечить в полном объеме транспортировку газа в ЕС, а это означает конец украинского транзитного коридора. На текущий момент «Газпром» может защищать оба проекта, чтобы «подогревать» соперничество между североевропейскими и турецкими партнерами и, таким образом, увеличивать возможности по реализации хотя бы одного. Но у стран ЕС мало стимулов для поддержки строительства новых трубопроводов, поскольку уже существует достаточная инфраструктура для газовых поставок. Однако, если внешнее или корпоративное финансирование будет доступно для этих проектов, они могут быть реализованы.
Третий энергетический пакет и антимонопольное расследование. По мнению автора, самый значительный вызов для «Газпрома» на рынке газа ЕС связан с выполнением европейского законодательства по либерализации внутреннего энергетического рынка. Бизнес-стратегия «Газпрома» включает добычу газа и его транспортировку на рынки по трубопроводам, которые находятся в собственности компании, что противоречит требованиям Третьего энергетического пакета ЕС, который предусматривает имущественно-правовое разъединение производства (продажи) и транспортировки. В связи с этим «Газпром» добивается освобождения от применения к нему данной нормы. Такая позиция оказалась успешной в случае принятия решения по «Северному потоку» в
2016.01.060-063
2011-2012 гг., но она встретила гораздо более сильную оппозицию со стороны Еврокомиссии в случае «Южного потока». Возражения Еврокомиссии по «Южному потоку», вероятно, сыграли свою роль в решении В. Путина свернуть проект трубопровода в декабре 2014 г.
В апреле 2014 г. Россия подала иск в ВТО по поводу законности действия Третьего энергетического пакета. Москва утверждает, что он предвзято относится к российским услугам по транспортировке природного газа трубопроводами и к сервисным поставщикам. Сейчас иск рассматривается арбитражем ВТО.
Конфронтация между Еврокомиссией и «Газпромом» сохраняется, поскольку Брюссель решил продолжить антимонопольное расследование против российской компании. Наиболее вероятно, что «Газпром» попытается урегулировать проблемы с Еврокомиссией прежде, чем начнется судебное разбирательство. Судебное дело может продлиться несколько лет, и, если «Газпром» его проиграет, он должен будет заплатить большой штраф (до 10% годового оборота). Эта перспектива делает юридические тяжбы крайне непривлекательными для российской компании.
Таким образом, у Еврокомиссии существует достаточно рычагов, чтобы договориться о соблюдении норм ЕС и одновременно поддержать деловые отношения с «Газпромом». Одновременно ЕС устраняет потенциальные попытки России политизировать газовую торговлю. Автор подчеркивает, что инвестиции и усилия ЕС должны быть направлены, прежде всего, на расширение использования внутренних источников возобновляемой энергии и на повышение энергоэффективности, а не на создание дорогой транспортной инфраструктуры для ископаемого топлива.
М.А. Положихина
2016.01.060-063. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ. (Сводный реферат).
2016.01.060. MILOV V. Les nouvelles alliances énergétiques russes: Mythes et réalités // Russie.Nei/Visions. - P., 2015. - № 86. - 21 p. -Mode of access: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/ ifri_rnv_8 6_fra_milov_energy_j uin_2015.pdf
2016.01.061. LOCATELLI C. Les échanges gaziers entre la Russie et la Chine à l'aune de leur sécurité énergétique // Cahier de recherché EDDEN. - Grenoble, 2015. - N 2. - 15 p. - Mode of access: http://edden.