Научная статья на тему '\ мировая экономика \ транзитная зависимость'

\ мировая экономика \ транзитная зависимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / УКРАИНА / ГАЗ / ТРАНЗИТ / ДОЛГИ ЗА ГАЗ И «ГАЗОВЫЕ ВОЙНЫ» / СПОРЫ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ / ТЕНЕВЫЕ СХЕМЫ В ТОРГОВЛЕ ГАЗОМ / ВОЗМОЖНОСТИ СЛИЯНИЯ АКТИВОВ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ / ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / ФАКТОР ЕС / EUROPEAN NEIGHBORHOOD POLICY (ENP) / EASTERN PARTNERSHIP (EP) / EU / CIS / COMPETITION BETWEEN THE EU AND RUSSIA IN THE POST-SOVIET AREA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косикова Лидия

Программа ЕС «Восточное партнерство» распространяется на шесть стран постсоветского пространства -- Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Это одно из ключевых направлений внешней политики Евросоюза, ее «восточное измерение». Рассмотрены цели и содержание программы, механизмы ее реализации на двустороннем и многостороннем уровнях, проекты экономического сотрудничества ЕС c партнерами в СНГ, а также определенные противоречия с интересами России на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Union's Eastern Partnership program covers six post-Soviet countries: Azerbaijan, Armenia, Belarus, Georgia, Moldova, and Ukraine. It forms one of the key aspects of the EU's foreign policy, its «Eastern dimension». The article addresses the program's objectives and contents, mechanisms for implementing it on bilateral and multilateral levels, projects for economic cooperation between the EU and the CIS-countries, as well as certain points where it conflicts with Russia's interests in the post-Soviet area.

Текст научной работы на тему «\ мировая экономика \ транзитная зависимость»

V:"1

\ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА \

Транзитная зависимость

Пересмотр отношений между Россией и Украиной в сфере «газового» сотрудничества давно назрелшОднако найти компромиссное решение достаточно непросто — в клубке противоречий переплелись различные интересы: государственные, корпоративные, межличностные.

Ии

4

4

и

УОвТОСК-РНОТО/ЯЕиТЕЯв

Анатомия конфликтов

Отношения между Россией и Украиной по линии «газ-транзит» остаются спорными и болезненными на протяжении всего постсоветского периода. Причин тут несколько.

Во-первых, экономики двух бывших республик исторически взаимосвязаны. После распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР Россия унаследовала богатые ресурсы энергоносителей на своей территории, а Украина — развитую транспортную инфраструктуру их доставки из других бывших советских республик и на экспорт в Европу (газо- и нефтепроводы, подземные газовые

Лидия КОСИКОВА,

ведущий научный сотрудник Института экономики РАН

хранилища и др.). Такое распределение способствует тесному сотрудничеству двух стран в энергетической и транспортной сферах. Но с другой стороны, эти старые «привязки» противоречат интересам суверенных государств: чрезвычайно высокая и в ряде случаев асимметричная зависимость от соседей по критериям национальной безопасности уже неприемлема, а в рыночных условиях — порой и нерациональна. Поэтому Россия стремится снизить риски от транзита через украинскую территорию и строит альтернативные трубопроводы в Европу, а Украина, напротив, старается сохранить большой объем транзита газа, который приносит ей ежегодный доход в $2,5-3,5 млрд,

30

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (116) 2011

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

но в то же время ищет другие источники энергоресурсов для внутреннего потребления, помимо российских поставок.

Во-вторых, обе стороны расплачиваются сегодня за нерациональную экономическую политику прежних лет: Россия — за поставки энергоносителей по искусственно заниженным ценам, а Украина — за отсутствие реальных реформ в своей энергоемкой и одновременно энергодефицитной экономике. Много лет Украина получала российский газ (а также нефть, электроэнергию, топливо для АЭС) по ценам, существенно ниже мировых. Плюс к этому практиковалось регулярное списание и реструктуризация газовых долгов.

Наметившийся рост цен на импортируемый газ1 естественным образом ведет к тому, что энергетика Украины, а вместе с ней и вся ее промышленность быстро лишаются своего прежнего конкурентного преимущества в виде дешевых энергоносителей, субсидированных извне (со стороны России).

В то же время миллиардные вливания в экономику соседней страны не принесли России ожидаемых дивидендов. Дешевый газ воспринимается украинской стороной как нечто само собой разумеющееся, просто потому, что «москалям досталось все, что есть в Сибири», а любое повышение цен на энергоносители — как «имперское» давление на независимую Украину(мировая динамика показателя при этом не учитывается).

В-третьих, надо признать, что в структуре торговых отношений между Россией и Украиной «газовые» связи — наиболее запутанные и непрозрачные. На этом «выросли» украинские и российские олигархи, интересы которых, как правило, и затрагиваются в «газовых войнах». Но, к сожалению, «споры хозяйствующих субъектов» наносят непоправимый ущерб межгосударственным отношениям, подрывают доверие и дружбу между народами, ухудшают имидж России и Украины в Европе и в мире.

Межгосударственный бартер

Вкратце напомним историю вопроса. После распада СССР Россия шла на уступки сознательно, руководствуясь экономической целесообразностью. В 1993-1994 годах Украина получала беспроцентные кредиты на оплату газа. Но они не спасли положение. Необходимый («критический») объем импорта — примерно 60-65 млрд куб. м природного газа в год, а иногда и все 70 млрд — украинская сторона не в состоянии была оплачивать «живыми» деньгами, в долларах. Поэтому Газпром, основной поставщик газа на Украину до 2000 года, разработал весьма хитроумную схему: не только торговать по мировым ценам, но и обменивать газ на украинские услуги по его транзиту на экспорт.

Много лет Украина получала российский газ (а также нефть, электроэнергию, топливо для АЭС) по ценам, существенно ниже мировых.

Тем не менее схема «газ за транзит» сохранялась почти 15 лет (до 2009 года), что свидетельствует о высокой заинтересованности со стороны различных групп, как с украинской, так и с российской стороны. Неслучайно БЫВШИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ НАК «НАФТОГАЗ УКРАИНЫ» ИГОРЬ БАКАЙ сделал незадолго до своей отставки в 2000 году следующее заявление: «Все нынешние богатые и влиятельные люди на Украине заработали свои капиталы на российском газе... Приход во власть, в премьер-министры, Павла Лазаренко также связан с российским газом. Примерно 35-40 народных депутатов Украины пришли в Верховную Раду благодаря тому, что торговали российским газом».

Источник: по официальным данным Газпрома и информации в СМИ.

ставка за транзит идет вверх

Табл. 1. Транзит природного газа по территории Украины. 2004-2010 годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объем прокачки газа через ГТС Украины, млрд м3 122,2 121,5 128,4 101,3 107,8 92,8

Тарифная ставка, $ за 1000 мз/100 км 1,09 1,09 1,6 1,6 1,7 1,7 2,72 (I кв.); 2,8 (II кв.); 2,85 (III кв.)

Так с 1994 года Россия и Украина перешли на межгосударственный бартер по схеме «газ за транзит». В этой схеме переплелись два направления сотрудничества: поставки газа Украине для внутреннего потребления, в соответствии с дефицитом ее энергетического баланса, и поставки газа транзитом на экспорт европейским потребителям. Объемы транзита газа в Европу в среднем составляли 110-120 млрд куб. м в год, что приносило Украине как стране-транзитеру ежегодный доход в $1,5-2 млрд и соответственно позволяло импортировать без оплаты в валюте от 30 до 40 млрд куб. м газа из России (по расчетной цене $50 за 1 тыс. куб. м).

Общий объем импорта газа на Украину при этом складывался из двух частей: натуральных поставок, за которые она расплачивалась услугами по транзиту (тот самый бартер, не требовавший денежных затрат), и коммерческих поставок (остальной объем необходимого импорта, еще примерно 30 млрд куб. м в год, за который нужно было платить).

Первоначально бартерная схема имела положительное значение. Она помогла развязать проблему неплатежей, Украина гарантированно получала из России газ и до 2001 года не стремилась снизить объемы его закупок, а Газпром имел безусловную экономию своих затрат по транзиту, так как оплачивал его не в валюте, а в натуральном выражении (поставками). В то же время, будучи непрозрачной, данная схема породила целый комплекс проблем в двусторонних отношениях: воровство газа из транзитных экспортных газопроводов («несанкционированный отбор» — эвфемизм эпохи Бориса Ельцина — Владимира Путина); необоснованное повышение тарифов на транзит российского газа по украинской территории; тайный реэкспорт российского газа.

Но главной проблемой стали хронические газовые долги со стороны Украины перед российским Газпромом за коммерческую часть поставок. Они не опускались ниже $1,5-2 млрд в год. Плюс к этому российская казна недосчиталась сотен миллионов долларов только по причине недобора налогов на продажу газа Украине — поскольку Газпром получил льготы по их неуплате в федеральный бюджет. Под предлогом, что украинская сторона много лет накапливала задолженность и не возвращала ее ни в товарной, ни в денежной форме (в валюте), ни в виде собственности.2

Посредники и «коктейль Миллера»

С 1996 года в схемах поставки газа на Украину появились компании-посредники. Она многие годы закупала значительные объемы газа не только в России, но и в Центральной Азии. Из этого региона газ транспортировали по трубопроводам, проложенным, в частности, через территорию РФ. Здесь Россия выступала перед Украиной в качестве транзитера. С 1996 по 2002 год функцию посредника выполняла «Итера»; в 2002-2005 годах эта роль перешла к компании Eural Trans Gaz. C 2005 года посреднические функции стала выполнять компания «РосУкрЭнерго» (РУЭ), зарегистрированная годом ранее в Швейцарии. Ее соучредителем стал Газпром, наряду с украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем. РУЭ не только выступала посредником при поставках газа из Центральной Азии в Россию и на Украину, но также занималась транзитом газа через украинскую территорию в страны Европы.

энергоресурсы — основа внешней торговли с украинои

Табл. 2. Стоимость «энергетического» импорта Украины из России. 1990-е годы

1994 1995 1996 1997 1998

Импорт Украины из РФ: всего, $ млн 7744 8249 8686 7717 7064

В т.ч.:

импорт энергоресурсов 4003 5059 5866 5388 4697

% от всего импорта 51,7 61,3 67,5 69,8 66,5

В т.ч.:

природный газ - 1832 2133 3761 3484

сырая нефть и нефтепродукты - 1515 1355 1250 829

уголь - 313 296 185 -

электроэнергия - - - 130 143

Источник: данные таможенной статистики Украины; энергетический импорт — товарная группа 27, а также расчеты специалистов иБРЬАС (украино-германской консультативной группы при правительстве РУ).

«Оранжевая» власть Виктора Ющенко хоть и не питала к России дружеских чувств, но понимала важность сотрудничества с РУЭ. По причине «смешивания» российского газа с более дешевым центральноазиатским, а также предоставления транзитных услуг украинской газотранспортной системой, цена на газ, потребляемый Украиной (его стали называть «коктейль Миллера»), снизилась до $95 за 1 тыс. куб. м. И в последующем, даже после роста цен на центральноазиатский газ, благодаря изобретенной схеме «смешивания», а точнее — замещения им российского газа, цена для Украины в течение длительного времени, вплоть до кризиса 2009 года, оставалась на уровне ниже $200 за 1 тыс. куб. м газа.

Когда премьер-министром была назначена Юлия Тимошенко, для РУЭ наступили сложные времена. Посредническую компанию обвинили в непрозрачном ведении бизнеса, а ее совладельцев — в связях с криминалом. Юлия Тимошенко лично приложила немало усилий, чтобы убрать РУЭ с газового рынка Украины. За этой «борьбой с коррупцией», развернувшейся в 2008-2009 годах, в действительности стояли личные интересы Юлии Владимировны в предвыборной борьбе за пост президента Украины (выборы состоялись в феврале 2010 года), где ее соперником выступал Виктор Янукович. Украинская пресса в тот период много раз писала о том, что РУЭ поддерживает Виктора Януковича, финансируя его предвыборную кампанию, и даже называлась цена вопроса — около $1 млрд «спонсорских средств» из неучтенной прибыли компании. С целью лишить своего потенциального противника этой материальной поддержки Юлия Тимошенко добилась пересмотра условий газовых контрактов с Россией.

Все перечисленные выше схемы торговли имели те или иные негативные последствия: рост задолженности и необходимость списания газовых долгов, немалые бюджетные потери, формирование теневой экономики, обострение конкуренции между странами в энергоемких экспортных отраслях (в частности, в производстве азотных удобрений),

цены на российский газ для украины растут

Табл. 3. Поставки природного газа из России и Центральной Азии на Украину. 2002-2012 годы

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 (прогноз)

Всего, млрд м3 57,4 60,5 68,9 61,2 56,9 58,8 53,2 37,8 36,5 40 26

В т.ч.: из России 27,9 26 34,3 24,4 10 6,1 1,4* 37,8 36,5 40 26

из стран Центральной Азии 29,5 34,5 34,6 36,8 50,1 52,7 51,8 - - - -

Средняя цена, $/1000 м3 50 50 50 50 95 130 179,5 228 I кв. - 305; 236 - с апреля 264 (I кв.); 297 (II кв.); 355 (III кв.); 398 (IV кв.) 415

* Газ, несанкционированно отобранный Украиной из транзитных объемов, предназначенных для экспорта в Европу и затем оплаченный через РосУкрЭнерго.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (116) 2011

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

32

отсутствие стимулов к снижению энергопотребления. Однако последующий переход к прямым поставкам российского газа от Газпрома Нафтогазу не разрешил существующие противоречия во взаимоотношениях.

Прямые поставки

Российско-украинское долгосрочное соглашение по газу (2009-2019), из-за которого бывший премьер-министр Юлия Тимошенко попала под суд, стало неким рубежом в развитии связей по линии «газ за транзит». Главы правительств РФ и РУ договорились об отказе от услуг компании-посредника, а Газпром и Нафтогаз подписали новое соглашение. Инициатором подобного соглашения, стоит повторить, была украинская сторона.

В новом соглашении главными являются два момента: переход от схемы с участием посредников к схеме прямых поставок газа и принцип разделения контрактов (один контракт подписан на куплю-продажу газа для Украины и второй контракт — на транзит газа в Европу через украинскую ГТС). Контракт на транзит предусматривал сохранение в 2009 году льготной ставки $1,7 за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Объем транзита газа через Украину составил около 120 млрд куб. м. С 1 января 2010 года ставка транзита рассчитывается по общепринятой европейской формуле.

В соответствии с контрактом купли-продажи цена газа для украинских потребителей рассчитана по общепринятой европейской формуле с понижающим коэффициентом 0,8 (в 2009 году была предоставлена скидка в 20%). В качестве базовой определена цена в $450 за 1 тыс. куб. м газа (цена на рынке Италии на момент заключения соглашения). Цена изменяется по формуле ежеквартально, ведь ценовые показатели в формуле привязаны к нефтяным котировкам на мировом рынке с лагом в шесть-девять месяцев.

В соответствии с договоренностями Газпром имеет право реализовывать часть газа на внутреннем рынке Украины. С 1 января 2010 года Газпром должен был продавать газ Украине по рыночной европейской цене без скидок.

«Справедливые» цены

Несмотря на то что срок обозначенного договора — 10 лет, Украина, как минимум последние полтора года, заявляет, что ее не устраивают цены на закупаемый в России газ, и добивается их снижения.

В 2009 году финансово-экономический кризис усугубил ситуацию в торговле энергоносителями и поставил под сомнение возможность соблюдения новых соглашений. Падение производства на Украине обусловило сокращение объемов закупаемого в России газа примерно на 40% по сравнению с предыдущими годами. В 2009 году спрос Украины на газ составил всего 37,8 млрд куб. м, что почти на 20 млрд меньше докризисного показателя. Это, в свою очередь, заставило Газпром внести существенные корректировки в планы добычи и транспортировки. Зампредседателя Газпрома Валерий Голубев сделал в период кризиса в мае 2009 года заявление, что «отрицательное внешнеэкономическое сальдо Украины — это определенная угроза по своевременной и полной оплате за потребляемый газ».3 Кроме того, возникла проблема оплаты Нафтогазом штрафов в размере около $500 млн за недобор газа в I кварта-

цены на газ для стран бывшего ссср

Табл. 4. Цены на газ, экспортируемый из России на Украину, 2005-2010 годы (в сравнении с ценами для других стран СНГ и Балтии), $/1000 м3

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Белоруссия 47 47 100 119* 128** 150 168***

Украина 50 95 130 179,5 360**** 228 305 (I кв.) 236

Молдавия 80 110-160 170 190225,4 360**** 360

Армения 54 110 110 110 154 168***

Азербайджан 61 110 235 - - -

Грузия 62,5 110 235 - - -

Латвия 92-94 120-125 160-200 н/д н/д н/д

Литва 85 120-125 160-200 н/д н/д н/д

Эстония 90 120-125 160-200 н/д н/д н/д

* Цена на газ для Белоруссии в I квартале 2008 года.

** Цена во II квартале

2008 года. Правительство РБ делало заявления, что белорусская экономика выдержит цену в $140, но при этом жестко вело торг с Россией.

*** Цена для Белоруссии и Армении в I квартале 2010 года.

**** Цена для Украины и Молдавии в I квартале

2009 года, что составляло 0,8 базовой европейской цены на тот же период, равной $450. В бюджете Украины правительство заложило на 2009

год цену $250-300; средневзвешенная цена составила по итогам 2009 года $228 за м3 с учетом предоставленной 20%-ной скидки.

Н/д — нет данных.

Источник: составлено автором на основании собственного досье по странам СНГ.

ле 2009 года. Но Россия не была заинтересована в экономическом крахе Украины. Об этом заявил премьер Владимир Путин, комментируя отказ Газпрома от предъявления Украине вполне обоснованных санкций по той причине, что она не выбирает полностью объемы газа в рамках своих обязательств.

В 2010 году экономический рост на Украине восстановили достаточно быстро — в результате девальвации гривны, положительной динамики мировых цен на металлургическую продукцию, но главное — благодаря межгосударственным договоренностям с Россией, улучшившим условия закупок импортного газа (Харьковские соглашения).

Нынешний президент РУ Виктор Янукович и украинский премьер-министр Николай Азаров упорно добиваются дальнейшего пересмотра подписанного контракта и снижения цены примерно в два раза: Киев считает «справедливой» цену в $190-210 за 1 тыс. куб. м газа, тогда как в III квартале 2011 года она составляла $354, а до конца года должна возрасти до $398-400.

Российская сторона не видит оснований для пересмотра двустороннего долгосрочного соглашения спустя менее двух лет после его подписания. Президент РФ Дмитрий Медведев в интервью Euronews по этому поводу заявил: «Нельзя взрывать существующую договорную базу, даже если она не нравится».4

Газово-флотские договоренности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В апреле 2010 года в Харькове президенты России и Украины — Дмитрий Медведев и Виктор Янукович — подписали документы, согласно которым российский флот останется в Крыму еще на 25 лет после 2017 года, при этом Москва получает право заменять и модернизировать состав флота по своему усмотрению. За это Украина получила существенную скидку на газ, импортируемый из России в 2010 году: минус $100 за каждую тысячу кубометров,

если рыночная цена превысит $330, или 30% на объем покупки при ценах ниже $330 (то есть скидка в размере 30% от контрактной цены российского газа, но не более $100 за 1 тыс. куб. м. — Ред.). Это означает, что со II квартала 2010 года Украина смогла закупать газ в России по $234 за 1 тыс. куб. м вместо планировавшихся $334.

Если бы цена для Украины осталась на прежнем уровне, то дефицит бюджета Нафтогаза составил бы более $5 млрд, а в этом случае правительство РУ не смогло бы рассчитывать на кредиты от МВФ.

Суд над Тимошенко — шантаж России

Варианты, при которых российская сторона могла бы пойти навстречу Украине, снизив цены на газ, были неоднократно публично заявлены и президентом страны, и премьер-министром, и официальными представителями Газпрома:

1) Украина входит в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном (ТС), тогда она может рассчитывать на «интеграционную» скидку на цену на газ;

2) Украина соглашается на создание совместного предприятия (СП) путем слияния компаний «Газпром» и «Нафтогаз» в единую компанию;

3) Украина допускает российскую сторону к владению и управлению своей газотранспортной системой (ГТС), предоставив Газпрому контрольный пакет акций в специально создаваемом консорциуме.

Все вышеназванные предложения российской стороны — ТС, СП и ГТС — Украина до последнего времени отвергала. Чтобы заставить Россию пересмотреть цены на газ, указанные в контракте на 2009-2019 годы, в сторону существенного понижения, украинская сторона использовала разные ходы. Это: суд над экс-премьером Юлией Тимошенко, согласовавшей новые контракты;

Ï

ш

РИА-НОВОСТИ

Чтобы заставить Россию пересмотреть цены на газ, украинская сторона использовала суд над экс-премьером Юлией Тимошенко.

Украина заигралась

Между тем на пространстве бывшего ссср постепенно формируется новый Евразийский союз. 25 ноября состоялось заседание госсовета россии и Белоруссии. президент рБ Александр лукашенко одобрил продажу газпрому второй половины акций белтрансгаза, иными словами — белорусского газопровода. за $2,5 млрд белтрансгаз переходит под 100%-ный контроль газпрома. по сути это часть интеграционного процесса: некогда суверенная труба вошла в единую с нами систему. Это связующая нить и газотранспортный коридор для россии на запад без посредников. Не будет больше неурегулированных вопросов с транзитом топлива в Европу. Кроме того, Минск получает существенную скидку на российский газ, при средней цене в $400 (для европейских стран), белоруссия будет получать 1 тыс. куб. м за $164 (белорусский бюджет сэкономит $2 млрд). Таким образом, в условиях использования белорусского газопровода в рамках ЕЭп и запуска «северного» и «Южного» потоков вопрос об использовании украинской газотранспортной системы для транспортировки газа из россии в Европу становится все менее актуальным. в то же время Украина медлит с ответом на российские предложения, в частно-

сти — объединить Нафтогаз с газпромом или включиться в интеграционный

процесс. похоже, Украина заигралась.

***

первая очередь газопровода «северный поток» (NoRD STREAM) 8 ноября введена в эксплуатацию. «северный поток» — принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу. Труба длиной 1224 км проходит по дну Балтийского моря от бухты портовая (район выборга в ленинградской области) до побережья германии (район грайфсвальда).

Акционерами проекта Nord Stream выступили газпром (51%), немецкие Wintershall Holding и E.oN Ruhrgas (по 15,5%), а также французская GDF

Suez и нидерландская Gasunie (по 9%).

***

«южный поток» (south stream) —

российско-итальяно-французско-немецкий проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из порта джубга в болгарский порт варну. далее его две ветви пройдут через балканский полуостров в италию и Австрию, хотя их точные маршруты пока не утверждены. планируемая мощность «Южного потока» — 63 млрд куб. м газа в год. оценочная стоимость проекта — 8,6 млрд евро.

обвинения в необоснованном завышении цены, поскольку газ для Украины якобы стоит дороже, чем для Германии (хотя текущая цена в III квартале 2011 года: $354 — для РУ и $405 — для ФРГ), при этом Украина платила меньше, чем Турция, Румыния, Венгрия, Польша и даже соседняя Молдавия; шантаж по поводу возможности расформирования компании «Нафтогаз» и ликвидации контракта, поскольку исчезнет субъект договора; угрозы подать на Газпром жалобу в Стокгольмский международный арбитраж. Россия до сих пор на шантаж не поддавалась. Более того, наглядно продемонстрировала, что способна уменьшить транзитную зависимость от украинской ГТС, а Украина может остаться без существенных объемов российского газа в самом ближайшем будущем. На украинских переговорщиков отрезвляюще подействовали запуск первой очереди «Северного потока» — морского газопровода в Германию по дну Балтийского моря — и подписание акционерного соглашения с компаниями Франции и Германии о строительстве «Южного потока» по дну Черного моря.

В результате, после серии встреч — Виктора Янукови-ча с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным в Завидове (24 сентября) и Виктора Януковича с Дмитрием Медведевым в Донецке (18-19 октября) — наметились подвижки в позициях сторон. Как сообщалось, работают экспертные группы, и представители газовых компаний ведут постоянные консультации. Россия вновь готова обсуждать вопрос о международном газовом консорциуме и в случае выгодных для себя условий управления и контроля над украинской ГТС — пересмотреть политику цен.

Международный газотранспортный консорциум

В краткосрочном плане могут быть выработаны договоренности, касающиеся пересмотра ряда параметров действующего двустороннего соглашения:

1) снижение объема обязательных закупок. Сейчас предполагается закупать 33 млрд куб. м газа в год (при меньших закупках Украине надо выплачивать штраф Газпрому). Украина уже заявила, что в 2012 году готова закупить только 26-27 млрд куб. м. Разницу она намерена компенсировать за счет увеличения добычи газа в стране,5 внедрения энергоэффективных технологий и замены газа углем. Плюс планируется (к 2016 году) принимать около 5 млрд куб. м с моря, через СПГ-терминал (СПГ — сжиженный природный газ. — Ред.). Построить терминал готова испанская компания Socoin, победившая в тендере, а основным поставщиком газа может стать Азербайджан. Но СПГ — это дорогое удовольствие. По данным Института газа НАН Украины, в Великобритании это топливо сейчас покупают по $350 за 1 тыс. куб. м, а в Азии — за $530;

2) снижение цены на российский газ при соответствующем снижении тарифов на транзит. В принципе, это уже не раз практиковалось, в том числе и в рамках действующего соглашения: так,

34

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (116) 2011

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

в 2009 году Газпром дал скидку Украине в 20% от базовой цены, а Украина сохранила тариф на прокачку экспортного газа на уровне 2008 года — $1,7;

3) пересмотр принципа «формула цены», то есть привязки цены на газ к нефтяной корзине (к динамике мировых цен на мазут и газойль). В условиях растущих цен на нефть Украина настаивает на отказе от этого принципа. Более вероятной уступкой может стать пересмотр базовой цены в формуле ценообразования. В действующем соглашении, как было отмечено выше, она равна $450 за 1 тыс. куб. м (цена газа на рынке Италии на момент заключения соглашения).

Долгосрочные решения касаются более сложных и капиталоемких вопросов, которые нередко выходят за рамки двусторонних договоренностей и требуют учета интересов иных игроков на рынке газа в СНГ и Европе:

1) на первом месте здесь — вопрос о будущем украинской ГТС. Не исключено, что Украина допустит Газпром к управлению своими магистральными газопроводами, но лишь вместе с европейскими компаниями. Речь идет о реанимации идеи трехстороннего консорциума, где были бы учтены интересы всех заинтересованных сторон: производителя газа (РФ), главного транзитера (Украина) и потребителей (государства ЕС). Конечные договоренности по международному газотранспортному консорциуму (МГТК), безусловно, отразятся на проектах по созданию альтернативных маршрутов поставок газа в Европу, так как ресурсов на все запланированные газопроводы просто может не хватить.

Возврат к идее международного газотранспортного консорциума (МГТК), причем на трехсторонней основе, устраивает ЕС лишь отчасти, поскольку ставит под вопрос запуск проекта «Южный поток», — ведь прокачка через украинскую ГТС около 100 млрд куб. м газа в год не оставляет у российской стороны резервов для заполнения «Южного потока» в заявленном объеме — до 63 млрд кубометров.

Газпром неоднократно заявлял, что заинтересован лишь в двустороннем формате сотрудничества (50:50), либо предлагал «белорусский вариант» взаимодействия в газотранспортной сфере (приобретение Россией «Бел-трансгаза» предполагает так называемую интеграционную скидку. — Ред.). Такой вариант не устраивал Украину, которая предлагала создать трехсторонний консорциум, с примерно равным распределением долей участников: 33% — РФ, 33% — ЕС и 34% — Украина.

По последней информации из Киева (от 26 сентября 2011 года), Украина готова на уступки России ради снижения цены на газ. Возможна договоренность, при которой Газпрому достанется 60% украинской ГТС, Украине — 20% и еще 20% — дружественной германской компании, участвующей в проекте «Северный поток».

На встрече Парламентской ассамблеи Совета Европы 27 сентября 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров объявил о предполагаемой схеме

сотрудничества с Газпромом. Российский Газпром поделит украинские трубы (ГТС) с Нафтогазом и Евросоюзом (согласие на трехсторонний формат консорциума), а также получит скидку почти в $2 млрд в год за транзит газа через Украину (за счет снижения тарифов с $2,84 до $1-1,5). В обмен администрация Виктора Януко-вича может рассчитывать на поставки российского газа по льготным ценам, но не всего объема (около 26 млрд куб. м в 2012 году), а лишь той части газа, который потребляется в бюджетной и социальной сферах Украины (примерно 9 млрд куб. м по $200 за 1 тыс. куб. м);6

2) вариант объединения Газпрома с Нафтогазом в СП после запуска проекта «Северный поток» и подписания акционерного соглашения по «Южному потоку», а также с учетом сильного сопротивления со стороны ЕС и США представляется маловероятным. У России сохраняется небольшой шанс войти в совместное Первая очередь предприятие с Укртрансгазом, если эта структура будет газопровода выделена из Нафтогаза в процессе его реорганизации.

«Северный поток» Тогда может возникнуть СП по транзиту российского газа введена в эксплуа- через украинскую ГТС, но только при условии гарантий с российской стороны в отношении крупных инвестиций в данный проект;

3) Украина заинтересована в дальнейшем освоении на своей территории нефтяных и газовых месторождений с привлечением иностранных инвесторов. Поэтому перспективным для двустороннего сотрудничества выглядит крупный проект по совместному освоению силами Газпрома и Нафтогаза углеводородных месторождений структуры Палласа на Черноморском шельфе России и Украины, а также их дальнейшая эксплуатация.

Таким образом, долгосрочные решения требуют распутывания всего клубка противоречий путем принятия стратегических решений. Они должны содержать конкретный набор мер по снижению энергоемкости производства и развитию собственной сырьевой базы для уменьшения дефицитности энергобаланса на Украине; принципиальные договоренности об использовании транспортной инфраструктуры Украины для транзита в Европу, о масштабах загрузки ГТС.

тацию 8 ноября.

1 Доля природного газа

в энергобалансе Украины превышает 40%.

2 Косвенно о размерах потерь России на государственном уровне свидетельствует тот факт, что Газпром не принял от Нафтогаза

в качестве оплаты газовых долгов специально вы-

пущенные облигации — «газпромовки» — на сумму долга в $1,4 млрд, так как ему пришлось бы внести в федеральный бюджет РФ разовый налоговый платеж в размере $700 млн. 3 Материалы конференции «Общие интересы Украины и России в расширении

сотрудничества. Стратегии выхода из кризиса». Киев, 15.05.2009.

4 Московский комсомолец, 10.09.2011.

5 В существенном расширении добычи газа эксперты сомневаются. Пока что она падает на фоне финансово-экономического кризиса:

в 2010 году — 20 млрд куб. м, в 2011 году — 15 млрд. Планы увеличения собственной добычи к 2015 году до 25 млрд куб. м требуют привлечения частных инвестиций как минимум в объеме не менее $3-4 млрд. 6 Иир^/таИапиа.йгогйргеББ. сот/2011/09/28

Список использованной литературы

1. Досье автора по вопросам российско-украинских экономических отношений за 1992-2011 годы (статистика и информация из российских, украинских и международных источников).

2. Данные Управления информации Газпрома за 20092011 годы (www.gazprom.ru).

3. http://www.oilforum.ru/topic/25297.

4. Л.С. Косикова. Долгосрочная стратегия энергетического сотрудничества России с Украиной / Под ред.д.э.н. Волошина В.И. — М.: ИМЭПИ РАН, 2000. — 68 с.

5. Л.С. Косикова. Экономическая политика России в СНГ: эволюция подходов, результаты, проблемы. — М.: Ин-т экономики РАН, 2010. — 88 с.

Ключевые слова: Россия, Украина, газ, транзит, долги за газ и «газовые войны»; споры по ценам и тарифам; теневые схемы в торговле газом; возможности слияния активов в газовой отрасли; вопросы модернизации газотранспортной системы; фактор ЕС.

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

прямые инвестиции / № 12 (116) 2011

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.