Научная статья на тему '2018. 04. 043. Ванг Р. Р. Мудрость управления колесницей (ю): древняя практика, новые перспективы. Wang R. R. The wisdom of charioteering (Yu): old practice, new perspectives // wisdom and philosophy: contemporary and comparative approaches / ed. Moeller H. -G. , Whitehed A. K. - London: Bloomsbury, 2016. - p. 3-13'

2018. 04. 043. Ванг Р. Р. Мудрость управления колесницей (ю): древняя практика, новые перспективы. Wang R. R. The wisdom of charioteering (Yu): old practice, new perspectives // wisdom and philosophy: contemporary and comparative approaches / ed. Moeller H. -G. , Whitehed A. K. - London: Bloomsbury, 2016. - p. 3-13 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАО: ИНЬ-ЯН / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ / МУДРОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 043. Ванг Р. Р. Мудрость управления колесницей (ю): древняя практика, новые перспективы. Wang R. R. The wisdom of charioteering (Yu): old practice, new perspectives // wisdom and philosophy: contemporary and comparative approaches / ed. Moeller H. -G. , Whitehed A. K. - London: Bloomsbury, 2016. - p. 3-13»

В Чань-буддизме как специфическом синтезе китайского буддизма с даосизмом продолжает существовать анархическое легкомысленное даосистское течение. В Китае и Японии оно преимущественно сохраняется в поэзии и искусстве, вызывающих чувственное восхождение к невысказываемому. Автор заключает статью стихотворением Тао Юанминя, показывающего, как сохранить бесстрастное даосистское отношение к жизни, спиритуальную свободу, дистанцируясь от мира в сердце / разуме. Поэма, как и знаменитое произведение Л. Виттгенштайна, заканчивается философским молчанием. Это знание о невыразимости природы вещей: можно интуитивно предчувствовать истинный смысл мира, но его нельзя облечь в слова (с. 48).

И.М. Цибизова

2018.04.043. ВАНГ Р.Р. МУДРОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСНИЦЕЙ (Ю): ДРЕВНЯЯ ПРАКТИКА, НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. WANG R.R. The wisdom of charioteering (Yu): Old practice, new perspectives // Wisdom and philosophy: Contemporary and comparative approaches / Ed. Moeller H.-G., Whitehed A.K. - London: Bloomsbury, 2016. - P. 3-13.

Ключевые слова: Дао: Инь-Ян; китайская философская мысль; мудрость.

В статье главы Отделения Азиатско-Тихоокеанских исследований Университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе, Р.Р. Ванг китайская философия рассматривается как «синкретически гениально-наивная» (genius) в своей способности выстраивать мосты между различными традициями. Ее описание управления колесницей является метафизическим и онтологическим способом понимания мира.

Глава «Основополагающие столпы китайской мудрости» (с. 3-7) утверждает, что мир можно объяснить на основании нескольких фундаментальных принципов, важнейшим из которых является концепция Инь-Ян (с. 3). Гармония (Чун) - это взаимодействие Инь и Ян. В трактате о Великом мире, раннем трактате даосизма, говорится, что первобытная жизненная энергия (Ци) - трех видов: Инь, Ян и Чун. Для достижения Великого мира три эти элемента должны объединиться и стать одним. Великая гармония про-

исходит из Ци Великого мира. Когда реализуется Ци Чун, будет процветать мириад вещей, люди обретут гармонию, а в царстве наступит мир. Гармонию можно видеть во взаимодействии Инь и Ян, а также в триаде Инь, Ян и Инь-Ян. Первобытные Инь, Ян и Чунхэ -три жизненные энергии (Ци), формирующие принцип (Ли). Гармония (Чунхэ) сама по себе - (с. 4) состояние существования. Ин-Янь проходит между одним и двумя, являясь взаимосближением, взаимодополнением и взаимозависимостью. Это трансформирующее третье, посредующее между двумя. Это третье можно определить как гармонию (Чунхэ). В переводе с греческого «гармония» означает «подходящее друг другу». Картезианцы объясняли гармонию как неатомистическую сторону существ, существующих лишь благодаря отношениям с другими вещами, расположению в сети будничных взаимоотношений. В китайском языке гармония (Хэ) относится к приведению различных элементов в надлежащую пропорцию. Гармония (Хэ) Инь и Ян ведет к их надлежащей конфигурации в заданном месте и времени. Эта триада - сама Вселенная и изначальное объяснение качеств, элементов, событий и мира. Ф. Джуллейн (1и11ет) сформулировал концепцию «логической тенденции» китайского видения природы и мира, согласно которой все касающееся имманентного всегда происходит в результате внутреннего развития, идея об этом спонтанном процессе - высшая регулирующая сила, а выражаемые ею нормы составляют основы трансцендентной реальности. Однако, по мнению Ванг, данный автор не объяснил причины этого. Между тем как Инь-Ян - свойство всего существующего, заставляющее вещи появляться, существовать и длиться. Одна Инь и один Ян называются Дао. Когда некое проявление обладает Инь-Ян, появляется модус поведения и феномен движения. Инь-Ян отвечает за человеческое тело, крепкое здоровье и надлежащий образ жизни (с. 5). Процветающая Инь и дающий жизнь Ян регулируются, дабы поддерживать равновесие. Мир представляет согласованность частей, естественную гармонию связей и порядка. Инь-Ян одновременно и сама гармония, и ее основание. По С. Кауффману, взаимосвязанные сети элементов действуют в трех режимах: упорядоченном, хаотическом и комплексном. По Ф. Ницше, бытие - изобретение усталого человека, не выдерживающего мира бесконечных изменений и вечного начала. М. Хайдеггер задавался вопросом, как Бытие становится заморо-

женным и статичным, когда понимается в контрасте со временем. Концепция Инь-Ян понимает существование как процесс реконфигурации во времени и пространстве, предоставляя видение реальности как их единства. Ян (активное) - движение во времени. Инь (пассивное) - стабильность в пространстве. Когда Ян наполняет Инь, он обретает форму в пространстве. Когда Инь получает Ян, она получает время, движение в пространстве. Время-Ян интегрируется в пространство-Инь, или пространство-Инь интегрируется во время-Ян. Это переход от возможности к актуализации. Так действуют силы природы, управляющие естественными процессами, являющиеся ведущим фактором человеческой деятельности (с. 6). В китайской медицине Инь идентифицируется со структурой, Ян -с функционированием. Их различные сочетания вызывают разные проявления.

В главе «Езда на лошади: Способ культивирования мудрости» (с. 7-12) парадигма Инь-Ян утверждается как зеркало, отражающее структуру реальности. Езда на колеснице, как Чунхэ, не только находится по другую сторону парадоксального существования, признаваемого от Платона до Гегеля, но и относится непосредственно к человеческой деятельности. Эффективное управление лошадьми в китайской истории было необходимым условием успеха, а колесницами - важным в битвах. Колесница была символом военной культуры и могла означать победу или царя. В древних трактатах утверждается, что мириад вещей - это одна лошадь. Езда на лошадях обладала тем же значением, что управление водой. Двигавший воды Великий Ю следовал Дао воды. Дхао Фу, ездивший на лошадях, следовал Дао лошадей. Хо Цзи, сажавший растения, следовал Дао земли (с. 7). Трактат Хуанди «Нэйцзин» описывает управление колесницей как аппликацию Инь-Ян. Великий Человек воспринимает небо как балдахин, землю как повозку, времена года как коней, а Инь и Ян как колесничих. Он едет по небу, дабы стать дружественным силе, которая всех изменяет. Инь-Ян сравнивается с Ю, умением управления колесницей, одним из шести важнейших искусств древнего Китая. Ю состоит из движения, веревки и человека. Объединяя их, человек держит поводья, управляя лошадью. Это относится к прокладыванию пути от личной жизни до политической организации. Существует пять способов оценки езды на лошадях: умение синхронизировать два колоколь-

чика на повозке; проезжать по опасным и открытых ветрам дорогам вдоль реки, не падая в воду; оставаться спокойным и демонстрировать искренность и уважение, проезжая мимо важных мест; пересекать перекрестки; свободно (с. 8) пасти животных, дабы привести их в лучшее сотояние для охоты. Умение управлять колесницей - проявление мудрости, стратегия становления хорошим возницей. Так демонстрируется мудрость Инь-Ян. Концепция базируется на восприятии Вселенной как органичной и самогенерирующейся системы, при этом предполагается ее взаимодействие с окружающей средой. В случае искусства верховой езды взаимодействие осуществляется через движение. Это взаимодействие включает лошадей и их силы, рельеф местности, погоду и цель. Возничий - открытая система, взаимодействующая с внешними факторами и процессами. Ощущаемое рукой отдается в сердце / разуме (с. 9). Езда на колесницах заставляет разум и тело взаимодействовать. Внутренне возница фокусируется на центре сердца / разума, внешне объединяет свою волю с волей лошади. Управляя лошадьми, можно отличать внутреннее (сосредоточивание на сердце) от внешнего (лошади), но главное - способность достичь центра. Сердце / разум синхронизируются и работают вместе с естественным движением лошади и колесницы. Возничий обретает состояние гармонии и путь небес и земли. Чжу Си, влиятельный конфуцианец династии Сун, использует аналогию с лошадью и всадником для обсуждения движения и неподвижности Тайцзи. Движение Тайцзи генерирует Ян, неподвижность - Инь. Тайцзи -это ли (pattern), ци - движение и неподвижность. Ци и ли взаимозависимы (зависят друг от друга) и не могут быть разделены. Тайцзи подобно всаднику, а движение и неподвижность - лошадям. Лошади несут всадника, а он управляет ими. Концепция стратегии Инь-Ян как синтонизация и воплощение Инь-Ян трактуется в трактате «Чжуан-цзы». Ученик считает, что, обретя Дао, сможет сохранять воду горячей зимой и делать лед летом. Но учитель отвечает, что это лишь использование Ян для Ян, а Инь - для Инь, но получение Дао отлично. Он поместил два музыкальных инструмента (с. 10) в разные комнаты и расстроил струну на одном. Остальные стали диссонировать с ним. Один звук подобен хозяину для остальных, заставляя их отвечать на него. Музыка выявляет узор скрытых сил. В этом смысле Инь-Ян - не в соответствии одной вещи другой, а -

в резонансе со скрытыми силами в заданной ситуации, его использовании для получения результатов. Другой аспект стратегии Инь-Ян - в ее адаптивности. Езда на лошадях при воздействии внешних сил и внутренних ограничениях ведет к адаптивной самоорганизации. Адаптивность - не синоним стабильности и гармонии (хэ). Она ближе к функциональной эффективности. Всадник может достичь собственной цели, лишь работая с ней, обговаривая все изменения для достижения желаемого результата. Мудрость Инь-Ян -адаптационный инструмент взаимодействия человека с миром. В ней конфигурация основополагающих сил (энергий), ритм человеческой жизни, изменений на земле и сила небес. Продолжение изменений конфигурации Инь и Ян ведет к Дао. Только мудрый знает, как обрести или использовать его. Дао (с. 11) распространяется на управление на любом пути, от личной жизни до политической организации. Эта мудрость основывается на знании, но часть ее создается неуверенностью и действиями. Искусство езды на лошадях предоставляет не только концептуальное понимание мудрости, но и путь к ней, к жизни в процветании (с. 12).

Цибизова И.М.

2018.04.044. ДЗАФФИНО В. ДЖОРДАНО БРУНО И «ТИМЕЙ» ПЛАТОНА.

ZAFFINO V. Giordano Bruno e il «Timeo» di Platone // Rivista di filosofía neo-scolastica. - Milano, 2017. - A. 59, N 1. - P. 147-164.

Ключевые слова: Джордано Бруно; космос; материя; причинность; «Тимей»; форма.

Статья сотрудницы Папского Латеранского университета В. Дзаффино рассматривает влияние «Тимея» Платона на естественно-научную философию Джордано Бруно в свете позднеантич-ной традиции и герметизма эпохи Возрождения, а также тезисы итальянского мыслителя о материи и бесконечности миров.

Во введении (с. 147-149) отмечается внимание исследователей к теме платонизма у Джордано Бруно при недостаточной освещенности связи его философии природы с космологией древнегреческого мыслителя. На восприятие «Тимея» мыслителем повлияли и комментарии позднеантичных неоплатоников. В частности, Бруно связывал философию Платона с пифагорейской доктриной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.