Научная статья на тему '2018. 04. 034. Фулвуд Р. , Роули Дж. , Маклин Ж. Анализ факторов, влияющих на обмен знаниями внутри академического сообщества. Fullwood R. , Rowley J. , McLean J. Exploring the factors that influence knowledge sharing between academics // Journal of further and higher education. - 2018. - p. 1-14. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/0309877x. 2018. 1448928'

2018. 04. 034. Фулвуд Р. , Роули Дж. , Маклин Ж. Анализ факторов, влияющих на обмен знаниями внутри академического сообщества. Fullwood R. , Rowley J. , McLean J. Exploring the factors that influence knowledge sharing between academics // Journal of further and higher education. - 2018. - p. 1-14. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/0309877x. 2018. 1448928 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ОБМЕН ЗНАНИЯМИ / УНИВЕРСИТЕТЫ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 034. Фулвуд Р. , Роули Дж. , Маклин Ж. Анализ факторов, влияющих на обмен знаниями внутри академического сообщества. Fullwood R. , Rowley J. , McLean J. Exploring the factors that influence knowledge sharing between academics // Journal of further and higher education. - 2018. - p. 1-14. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/0309877x. 2018. 1448928»

возможности для развития бизнеса. Без такой демонстрации невозможно завоевать доверие потенциальных потребителей и инвесторов, поскольку в большинстве случаев они не способны оценить новую техническую идею на стадии ее разработки. Это порождает значительную асимметрию информации, которая повышает субъективную оценку рисков потребителями и инвесторами и, как следствие, снижает рыночную стоимость новой технической идеи и объем средств, который можно привлечь для ее реализации. Положительный опыт реализации новой технической идеи в рамках спин-офф снижает уровень асимметрии информации, позволяя потенциальным потребителям и инвесторам увидеть практический эффект от ее реализации. Это способствует снятию целого комплекса проблем, возникающих на начальном этапе продвижения новой технической идеи. Именно поэтому, по мнению авторов, спин-офф являются необходимым элементом национальной инновационной системы, вносящим существенный вклад в повышение уровня ее эффективности.

М.О. Лихачев

2018.04.034. ФУЛВУД Р., РОУЛИ Дж., МАКЛИН Ж. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОБМЕН ЗНАНИЯМИ ВНУТРИ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА.

FULLWOOD R., ROWLEY J., McLEAN J. Exploring the factors that influence knowledge sharing between academics // Journal of further and higher education. - 2018. - P. 1-14. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/0309877X.2018.1448928

Ключевые слова: управление знаниями; обмен знаниями; университеты; академическое сообщество.

Авторы статьи, сотрудники Манчестерского университета (Великобритания), рассматривают факторы, влияющие на процесс обмена знаниями между британскими университетами. Этот процесс порождает многочисленные проблемы, связанные с определением прав собственности на вновь созданные знания и их распределением между учеными-исследователями и администрацией университетов, на базе которых эти знания были получены. В связи с этим возникают новые проблемы, касающиеся условий обмена полученными знаниями и их использования в сфере преподава-

ния и практической деятельности, а также их коммерческого использования. Из этого вытекают сложности как в управлении внутри университетов, так и в их взаимодействии с внешней средой. Авторы статьи пытаются выяснить, как весь этот комплекс проблем решается в рамках британской системы высшего образования.

В последнее время система высшего образования в Великобритании переживала период быстрого роста. В 2015-2016 гг. в университетах обучалось 2,3 млн студентов, и за прошедшее десятилетие этот показатель вырос более чем на 30%. В настоящее время в университетах обучается около 40% молодежи всей страны. В современной Великобритании функционируют 159 учреждений высшего образования, примерно половина из которых имеют академический статус. Общая численность персонала этих организаций достигает почти 400 тыс. человек (с. 4). Этот рост был достигнут, несмотря на крайне неблагоприятную финансово-экономическую ситуацию последних лет и существенное ограничение государственного финансирования начиная с 2010 г. С тех пор большую часть своих доходов британские университеты получают за счет обучения на коммерческой основе. Рост платы за обучение и общая коммерциализация британской системы высшего образования стали доминирующей тенденцией в ее развитии с начала мирового финансового кризиса. Однако несмотря на общую финансовую нестабильность, система высшего образования продолжает сохранять свои позиции одной из сильнейших в мире. Британское государство по-прежнему осуществляет контроль качества образовательной деятельности в университетах, используя многообразную систему индикаторов, определяющих распределение государственного финансирования.

Для анализа условий, в которых протекает обмен знаниями в британских университетах, авторы использовали метод интервью с гибкой структурой, который позволяет адаптировать содержание и порядок вопросов к специфике каждого из респондентов. Авторами было проведено 12 таких интервью. Объектами интервьюирования стали представители социальных, гуманитарных и технических наук, занимающие должности профессоров, доцентов и старших преподавателей и осуществляющие свою научную и преподавательскую деятельность с начала 1990-х годов. Интервью

включало в себя ряд вопросов, затрагивающих проблемы обмена знаниями внутри университетов. Интервьюируемым предлагалось описать обстоятельства, при которых ими был получен последний запрос на обмен знаниями и опытом, и определить, какие факторы вызвали появление этого запроса. Они должны были также оценить уровень интенсивности обмена знаниями в их департаменте в целом, описать способы, при помощи которых сами интервьюируемые обычно осуществляют обмен знаниями, оценить, насколько система управления и культура отношений, сложившаяся в университете, стимулирует обмен знаниями. Предлагалось также высказать соображения по поводу совершенствования процесса обмена знаниями и технологиями внутри собственного департамента, со смежными департаментами и в университете в целом.

Анализ проведенных интервью позволяет авторам статьи сделать ряд выводов. Одним из главных факторов, содействующих обмену знаниями, по мнению большинства интервьюируемых, является внутренняя организационная культура. Это соответствует неоднократно высказываемым в литературе точкам зрения, подчеркивающим важность культуры организации для осуществления обмена знаниями1. Большинство интервьюируемых охарактеризовали культуру их организаций как весьма дружественную, открытую и благоприятствующую обмену знаниями. При этом многие респонденты отмечали, что существуют значительные различия внутренней организационной культуры между разными отделениями, департаментами и научными школами. Многие также подчеркивали большое значение непосредственного личного общения внутри организации и создания условий и возможностей для такого общения, что положительно сказывается на психологическом климате в среде профессорско-преподавательского состава и способствует более продуктивному взаимодействию.

Большинство интервьюируемых отмечали роль руководства университетов и их структурных подразделений в деле стимулирования обмена знаниями. Однако этот фактор никогда не указывался в числе первых и самых важных. Практически все респонденты подчеркивали определенную академическую автономию,

1 Lee J.C., Shiue Y.C., Chen C.Y. Examining the impacts of organizational culture and top management support of knowledge sharing on the success of software process improvement // Computers in human behavior. - 2016. - Vol. 54. - P. 462-474.

которая приводит к тому, что руководящая роль административных структур влияет на их деятельность лишь опосредованно. Однако определенную важность этого фактора не отрицал никто. Респонденты говорили о том, что руководители структурных подразделений и университетов в целом осуществляют все необходимые меры, для того чтобы поддерживать обмен знаниями внутри и между подразделениями университетов на достаточно высоком уровне. Ряд интервьюируемых отмечали особую роль глав департаментов, которые занимают промежуточную позицию между персоналом университета и высшим менеджментом и трансформируют общую линию руководства в конкретные действия, организующие работу преподавательского и исследовательского персонала. Деятельность именно этого слоя руководителей определяет конкретные формы общего руководства, в том числе и в обмене знаниями.

Наиболее четко фиксируемый из рассматриваемых факторов -организационная структура университета. Однако большинство респондентов не назвали его среди факторов, которые оказывают сколько-нибудь значимое влияние на процессы обмена знаниями внутри университета. Некоторые участники опроса высказывали критические замечания по поводу организационной структуры своих университетов. Но эти замечания практически не затрагивали непосредственно вопроса о влиянии структурных недостатков на процесс обмена знаниями. При этом интервьюируемые выражали надежду на существенное улучшение организационных структур и системы управления университетами в самом ближайшем будущем.

Технические аспекты процесса обмена знаниями оценивались положительно: не было претензий к качеству работы внутренней компьютерной сети университета или используемого программного обеспечения, а также платформ для размещения образовательных ресурсов, используемых в дистанционном образовании.

Особое значение респонденты придавали индивидуальным факторам, в частности доверию. По их мнению, одним из главных факторов, определяющих уровень интенсивности обмена знаниями, является уверенность в том, что этот обмен будет взаимным. Интервьюируемые особо подчеркивали, что готовность предоставить другим доступ к полученным научным результатам сущест-

венно зависит от того, насколько высоко оценивается вероятность получения необходимой информации от других. Доверие является самоподдерживающимся фактором, поскольку предшествующий опыт высокого уровня взаимности при обмене знаниями способствует поддержанию высокого уровня интенсивности этого обмена в будущем. В свою очередь снижение уровня взаимности будет провоцировать снижение уровня обмена знаниями в целом. Существенная проблема возникает в связи с закреплением прав интеллектуальной собственности (ИС). Наличие прав ИС на полученные знания может привести к тому, что обмен знаниями примет форму рыночных транзакций, что противоречит традиционным академическим нормам. Многие интервьюируемые также подчеркивали важность личного общения между исследователями для интенсификации процесса обмена знаниями.

В качестве основного барьера на пути осуществления обмена знаниями респонденты назвали замкнутость отдельных исследовательских групп и сообществ, которые культивируют собственные специфические подходы к исследованию и критерии оценки полученных научных результатов. Такая внутренняя замкнутость препятствует эффективному взаимодействию различных структур и подразделений университетов в деле получения нового научного знания.

Подводя итоги, авторы делают вывод о том, что процесс обмена знаниями в британской образовательной системе получил значительное развитие. Этому благоприятствует целый ряд факторов. Сложившаяся организационная структура и система управления, психологический климат в британской системе высшего образования благоприятны для развития процесса обмена знаниями как внутри отдельных подразделений и департаментов университетов, так и между их отдельными структурными подразделениями. Возникающие при этом сложности незначительны и легко преодолеваются в процессе практической деятельности. Такая ситуация внушает оптимизм и позволяет рассчитывать на то, что образовательная и научная деятельность британских университетов будет осуществляться с возрастающей эффективностью.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.