Научная статья на тему '2018. 03. 027. Предпринимательский университет и регион: какова роль департамента предпринимательства? / пью Р. , ламин В. , Жак С. , Гамильтон Э. The entrepreneurial university and the region: what role for entrepreneurship departments? / Pugh R. , Lamine W. , Jack S. , Hamiltond E. // European planning studies. - 2018. - p. 1-22. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/09654313. 2018. 1447551'

2018. 03. 027. Предпринимательский университет и регион: какова роль департамента предпринимательства? / пью Р. , ламин В. , Жак С. , Гамильтон Э. The entrepreneurial university and the region: what role for entrepreneurship departments? / Pugh R. , Lamine W. , Jack S. , Hamiltond E. // European planning studies. - 2018. - p. 1-22. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/09654313. 2018. 1447551 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 027. Предпринимательский университет и регион: какова роль департамента предпринимательства? / пью Р. , ламин В. , Жак С. , Гамильтон Э. The entrepreneurial university and the region: what role for entrepreneurship departments? / Pugh R. , Lamine W. , Jack S. , Hamiltond E. // European planning studies. - 2018. - p. 1-22. - mode of access: https://doi. Org/10. 1080/09654313. 2018. 1447551»

сти имеют четко выраженный региональный аспект. Во многих развивающихся странах растет спрос на высшее образование европейского уровня, которое можно было бы получить на месте, не покидая пределов своей страны или даже региона. Это яркий пример того, что в современной экономике называется глокализацией -парадоксальной тенденцией, в результате которой влияние глобальных факторов вызывает стремление к региональной или локальной обособленности. Если такие тенденции получат дальнейшее развитие, система высшего образования должна будет трансформироваться таким образом, чтобы эффективно сочетать мировые стандарты и специфические региональные и местные условия. Это неизбежно отразится и на процессах АМ. Необходимость учитывать региональные и местные особенности, несомненно, создаст дополнительные проблемы для АМ и существенно ограничит ее масштабы. В результате значительная часть ее потоков будет перенаправлена с международного на региональный и местный уровни. Это изменит характер взаимодействия между системами высшего образования разных стран и регионов и окажет существенное воздействие на процессы международного обмена знаниями и технологиями. Все эти процессы будут иметь множество аспектов и измерений. Поэтому, безусловно, можно согласиться с автором статьи в том, что для анализа этих процессов требуются сложные мультиаспектные модели, комбинирующие различные критерии и способные отражать и взаимно увязывать различные характеристики процессов АМ и миграции, протекающих в рамках современной экономики знаний.

М.О. Лихачев

2018.03.027. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН: КАКОВА РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА? / ПЬЮ Р., ЛАМИН В., ЖАК С., ГАМИЛЬТОН Э. The entrepreneurial university and the region: What role for entrepre-neurship departments? / Pugh R., Lamine W., Jack S., Hamiltond E. // European planning studies. - 2018. - P. 1-22. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/09654313.2018.1447551

Ключевые слова: предпринимательский университет; региональное развитие; региональная сеть; университетские региональные взаимосвязи.

Авторы статьи, сотрудники ведущих университетов Швеции, Франции и Канады, рассматривают концепцию предпринимательского университета (ПУ), и в частности его роль в стимулировании процессов регионального экономического развития.

По мнению авторов, ПУ является сегодня одной из ключевых структур, содействующих региональному экономическому развитию в условиях глобализации и формирования экономики знаний. Для реализации этой роли - развития интенсивного производства, распространения новых знаний и трансферта технологий - ему необходимо создавать широкую и разветвленную сеть взаимодействия с региональными и государственными бизнес-структурами. Предпринимательский департамент университета должен стать ведущей структурой, осуществляющей взаимодействие с региональной бизнес-средой и содействующей распространению и коммерциализации созданных университетом новых знаний и технологий в виде закрепленных за университетом патентов, создания дочерних университетских предприятий и иных стартапов на базе научной деятельности университета. Однако, по мнению авторов статьи, в современной литературе, посвященной ПУ, роль предпринимательских департаментов отражена весьма слабо. Проведенное авторами исследование призвано заполнить этот пробел.

ПУ часто описываются как своеобразные «региональные инкубаторы», в которых зарождается и развивается креативность, инновации, ведущие к экономическому росту. ПУ рассматривается как университет, который в результате своей деятельности «улучшает региональную или национальную эффективность экономической деятельности в той же мере в какой он улучшает свои собственные финансовые возможности и доходы своих сотрудников»1. Это определение выходит за рамки понятия академического предпринимательства, которое трактуется как совокупность формаль-

1 The future of the university and the university of the future: Evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm / Etzkowitz H., Webster A., Gebhardt C., Terra B. // Research policy. - 2000. - Vol. 29, N 2. - P. 313-330. - DOI:10.1016/S0048-7333(99) 00069-4.

ных и неформальных механизмов коммерциализации научных результатов научных исследований.

Описанное выше понятие ПУ предполагает не только коммерциализацию научных результатов, но и получение общественного эффекта в виде позитивного воздействия на процессы экономического развития и роста. Разумеется, далеко не все современные университеты занимают такую позицию в своем регионе. Однако это является ключевой чертой той идеальной модели, к которой они должны стремиться в соответствии с современными тенденциями социально-экономического развития и целенаправленной политикой государства. Для этого университет должен генерировать предпринимательскую активность, вносить свой вклад в развитие экономических институтов региона и содействовать развитию предпринимательских навыков, что в современной экономической литературе описывается как накопление предпринимательской формы человеческого капитала. Эта миссия гораздо шире, чем просто создание и трансферт технологий через получение патентов и лицензий или создание дочерних университетских предприятий и стартапов. Авторы статьи видят ключевую роль предпринимательского департамента в структуре университета в том, что он содействует накоплению предпринимательского капитала университета и облегчает развитие предпринимательского поведения в сфере научных исследований, преподавательской деятельности и обмена новыми знаниями.

Для более детального исследования и описания этой роли авторы статьи исследуют различные формы предпринимательской активности, свойственные современным университетам. Эти формы и виды не всегда непосредственно связаны с деятельностью предпринимательского департамента и могут генерироваться другими структурами университета. Поэтому в каждом конкретном случае необходим детальный анализ каждого вида деятельности и связанных с ним взаимодействий, возникающих внутри университетских структур, а также взаимодействий с внешней средой.

Исходя из этого, авторы статьи разрабатывают собственную методологию исследования, которая должна позволить им достичь поставленной цели - исследовать роль предпринимательского департамента университета в развитии его предпринимательской активности и влиянии на экономическое развитие региона. В качест-

ве основного метода исследования авторы используют метод кейс-стади. Этот метод дает возможность анализировать деятельность предпринимательских департаментов университетов на конкретных примерах и определить их роль в практической деятельности по распространению знаний и технологий и содействию экономическому развитию регионов.

Авторы статьи выбрали два разных не сопоставимых по своим основным параметрам предпринимательских департамента: предпринимательский департамент одной из крупнейших французских бизнес-школ БМЬУОН и Институт предпринимательства и развития предприятий Ланкастерского университета (Великобритания). Каждая из этих образовательных организаций позиционирует себя в качестве предпринимательского университета. БМЬУОН в рамках своей стратегии декларирует цель развития предпринимательского духа и стимулирования экономического развития региона. Ланкастерский университет в качестве основной цели провозглашает образовательную и просветительскую деятельность и развитие местного сообщества. Оба университета занимают высокие позиции в международных рейтингах и проводят исследования мирового уровня. Оба их предпринимательских департамента в последние годы демонстрировали значительную и все более возрастающую активность в области предпринимательства и сформировали значительную сеть контактов с местными безнес-структурами и государственными учреждениями.

Для анализа и сравнения деятельности департаментов авторы использовали множество источников: статистические данные, документы и интервью. Это позволило рассматривать все аспекты деятельности предпринимательских департаментов в комплексе. В период проведения исследования авторы поддерживали активное взаимодействие с обоими департаментами, что существенно облегчило им сбор необходимых материалов. Особую значимость для исследования имели интервью с сотрудниками департаментов, которые проводились по определенному плану и сопровождались аудиозаписью с последующей расшифровкой для углубленного анализа. Структура интервью помогла выделить и сопоставить полученный материал по ключевым вопросам деятельности департаментов. К числу таких ключевых вопросов относятся: роль департаментов в поддержке и организации предпринимательской

деятельности университетов; барьеры, возникающие на пути развития предпринимательской деятельности университетов; взаимодействие с другими субъектами внутри департамента, университета и региона; изменения, произошедшие в объемах, структуре и характере трансферта знаний и технологий. Информация о деятельности каждого из двух департаментов первоначально была собрана и систематизирована по отдельности для определения основных проблем и последующего сравнения этих двух массивов данных между собой.

В результате проведенной работы авторы статьи идентифицировали определенное число общих ролевых функций и видов деятельности, которые свойственны обоим рассматриваемым департаментам. К числу таких видов деятельности авторы статьи относят: 1) образовательную деятельность по подготовке поколений предпринимателей, менеджеров, инноваторов, т.е. по увеличению «креативного потенциала региона»; 2) обеспечение программ и услуг для местного бизнеса, усиливающих его устойчивость и жизнеспособность, а также высокие темпы роста; 4) создание и управление региональной сетью, обеспечивающей распространение знаний и трансферт технологий; 4) осуществление исследований мирового уровня в сфере предпринимательства и смежных областях; 5) сбор, обобщение и распространение накопленного предпринимательского опыта; 6) развитие предпринимательской культуры. Каждый департамент реализует все эти шесть направлений предпринимательской деятельности.

В процессе реализации этих функций предпринимательским департаментам обоих образовательных учреждений приходится осуществлять взаимодействие с самыми разными бизнес-структурами, включая предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, и управлять этим взаимодействием. Это выходит далеко за рамки «третьей миссии» университета, предполагающей трансферт знаний и технологий. Это отдельная функция, заключающаяся в том, чтобы распространять управленческую и предпринимательскую культуру в бизнес-среде региона.

Одной из главных специфических черт деятельности обоих департаментов является то, что их образовательная и организационная деятельность опирается на фундаментальные исследования в области предпринимательства и управления. Разумеется, это обу-

словлено прежде всего спецификой обоих образовательных учреждений, занятых исследованиями в области предпринимательства, но взаимодействие любого университета с бизнес-средой своего региона должно в определенной мере оказывать аналогичное воздействие. Поэтому накопление предпринимательского и управленческого опыта становится критически значимым для деятельности предпринимательского департамента любого университета.

Особенностью деятельности предпринимательских департаментов, которая ставит их в особое положение по сравнению с другими структурами университетов, является то, что они сочетают в едином процессе обучение, исследовательскую деятельность и взаимодействие с внешней средой. Для того чтобы выявить эту специфику, при проведении интервью с сотрудниками исследуемых департаментов авторы специально ориентировались на раскрытие этого аспекта деятельности. Многие интервьюируемые указывали на то, что соединение разных видов деятельности существенно раздвигает рамки их деятельности и позволяет увеличивать набор профессиональных компетенций. Однако одновременно с этим многие респонденты отмечали большую сложность совмещения таких разных видов деятельности, как преподавание, научные исследования и предпринимательская активность, поскольку каждый из этих видов отнимает значительное количество сил и времени и требует обладания слишком разными знаниями и умениями.

Главная и наиболее сложная функция предпринимательского департамента заключается в том, чтобы скоординировать накопленные теоретические знания в области предпринимательства и менеджмента и применить их к практической деятельности, связанной с взаимодействием с внешней средой, и прежде всего с региональными бизнес-структурами. Одним из важнейших направлений деятельности обоих предпринимательских департаментов, исследованных авторами, является подготовка студентов университета к возможной будущей предпринимательской деятельности и знакомство их с локальной предпринимательской средой. С этой целью оба департамента организуют регулярные курсы и мастер-классы для студентов университета, в которых принимают активное участие представители местного предпринимательского сообщества. Подобного рода деятельность позволяет правильно сори-

ентировать студентов и направить их образовательную и исследовательскую траекторию в русло, соответствующее потребностям регионального рынка, что в будущем способствует созданию проектов, направленных на решение конкретных задач и развитие местной экономики и инфраструктуры.

Обобщая результаты своих исследований, авторы приходят к выводу, что предпринимательский департамент университета взаимодействует с внешней средой региона двумя путями: первый путь - прямой - предполагает взаимодействие через систему формальных институтов и структур; второй путь - «неформальный» -предполагает выстраивание сложной системы взаимоотношений и контактов с представителями различных государственных и бизнес-структур, которые помогают ускорить процессы трансферта знаний и технологий и коммерциализации результатов образовательной и научной деятельности университета. Использование этой системы формальных и неформальных взаимодействий позволяет университету не только достигать своих собственных целей, но и оказывать положительное воздействие на региональное экономическое развитие.

Взаимодействие предпринимательского департамента с внешней средой обеспечивает ему целый ряд преимуществ, позволяющих эффективно действовать в интересах университета. Во-первых, это взаимодействие открывает доступ к внешней предпринимательской инфраструктуре - бизнес-инкубаторам и организациям, занимающимся венчурным инвестированием. Во-вторых, взаимодействие с бизнес-структурами обеспечивает студентам участие в реальных предпринимательских проектах, которое дает им необходимый опыт и позволяет развивать предпринимательские навыки, а также создает дополнительные возможности трудоустройства для выпускников. В-третьих, это позволяет создать сеть потенциальных бизнес-партнеров как для самого университета, так и для его выпускников, которые в будущем планируют начать самостоятельную предпринимательскую деятельность. В-четвертых, такое взаимодействие позволяет реализовывать различные исследовательские проекты, обеспечивать доступ к необходимым базам данных, фиксировать ситуации, пригодные для дальнейшего изучения с помощью метода кейс-стади.

В свою очередь влияние предпринимательских департаментов университетов на экономическое развитие региона также развивается по нескольким направлениям. Во-первых, они способствуют подъему и распространению предпринимательского духа, т.е. психологического настроя на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью и реализацию предпринимательских проектов. Во-вторых, они содействуют созданию стартапов - новых предприятий, реализующих новейшие научные разработки, возникающие в результате научно-исследовательской деятельности университетов. В-третьих, это содействие развитию уже существующих фирм путем консультирования по внедрению новых технологий и совершенствованию организационных структур и систем управления. Реализация этой функции непосредственно содействует ускорению темпов экономического роста в регионе. В-четвертых, деятельность предпринимательских департаментов способствует формированию и развитию предпринимательских навыков, что приводит к накоплению предпринимательской составляющей человеческого капитала региона.

Конечный вывод авторов статьи заключается в том, что предпринимательский департамент в структуре ПУ занимает свое особое место, координируя усилия различных университетских структур, осуществляющих трансферт полученных знаний и технологий, а также способствующих коммерциализации результатов образовательной и научной деятельности. Эта функция имеет большое значение для развития современной экономики знаний, базирующейся на создании и применении новых знаний и технологий, и повышения уровня предпринимательской активности в высокотехнологичных отраслях и сферах экономической деятельности как на региональном, так и на национальном уровнях.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.