Научная статья на тему '2018. 04. 034. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защитить конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Нац. Исслед. Ун-т "Высшая школа экономики"; ФАС России; под. Ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с'

2018. 04. 034. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защитить конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Нац. Исслед. Ун-т "Высшая школа экономики"; ФАС России; под. Ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1041
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 034. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защитить конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Нац. Исслед. Ун-т "Высшая школа экономики"; ФАС России; под. Ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с»

мыслия, на котором строится социальный и политический прогресс.

Т. Оуэн заключает, что Вестфальский договор, подписанный в 1648 г., положил конец почти столетию нестабильности и конфликта между различными империями. Когда-то абсолютно правящие империи теряли контроль как над своей территорией, так и над своими гражданами. Узаконив государство, а не «корону» в качестве главной суверенной единицы, договор создал порядок из хаоса. Сегодня мы сталкиваемся с аналогичным явлением. Тем не менее будет видно, может ли мир с цифровыми возможностями пройти аналогичную реструктуризацию без потерь [4].

Список литературы

1. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защитить конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ФАС России; под ред. А.Ю. Цари-ковского, А.Ю. Иванова и Е. Войниканис. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с.

2. Юдина Т.Н. Осмысление цифровой экономики // Теоретическая экономика. -М., 2016. - № 3. - С. 12-16.

3. Allen A.L. Protecting one's own privacy in a big data economy // Harvard law review forum. Law, privacy & technology. Commentary series. - Harvard, 2016. -Vol. 13. - Р. 71-78.

Аллен А.Л. Защита собственной конфиденциальности в экономике больших данных.

4. Owen Т. Why governments must embrace the new global digital reality // Special to the globe and mail published. - Toronto, 2015. - 10 Apr.

Оуэн Т. Почему правительства должны принять новую глобальную цифровую реальность.

2018.04.034. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: КАК ЗАЩИТИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЧЕТВЕРТОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ФАС России; под. ред. А.Ю. Цариковского, А.Ю. Иванова и Е.А. Войниканис. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с.

Ключевые слова: антимонопольное законодательство; защита конкуренции; цифровая экономика; право интеллектуальной собственности; конкурентное право.

Монография посвящена исследованию современных проблем, связанных с защитой конкуренции в цифровой экономике. Особое внимание уделяется анализу российской и зарубежной практики правоприменения, рассматриваются перспективы изменения и развития антимонопольного законодательства.

Во введении отмечается, что с наступлением цифровой эпохи конкуренция приобретает совершенно новые формы и содержание. Она все чаще возникает не в определенной нише товаров или услуг, а за качественно новые рынки, ниши на этом рынке. Экономические игроки стремятся стать абсолютными монополистами на генерируемых новых рынках. Антимонопольное регулирование, основанное до недавнего времени на классических инструментах анализа рынков и действий экономических агентов, не в состоянии оперативно реагировать на стремительно возникающие новые цифровые рынки и товары услуг, изучить их в достаточной мере. Подчеркивается, что потребители, получающие преимущества от цифровой экономики - новые товары и услуги, удобство и скорость доступа к новым продуктам, - часто не осознают, что платят очень высокую цену за эти блага. Потребительский спрос уже настолько хорошо оцифрован, что глобальные компании, обладающие большими данными о потребителях, могут самостоятельно формировать потребительский спрос.

До недавнего времени представлялось, что российское законодательство и сложившиеся практики готовы к адекватному реагированию на новые вызовы времени при минимальных уточнениях нормативных актов и настройках инструментов анализа. Однако сейчас стало очевидным, что необходимы существенные изменения не только в антимонопольном регулировании, но и в сознании: цифровая экономика - это данность, которая изменила мир. Российский антимонопольный орган уже рассмотрел ряд антимонопольных дел, в которых цифровые технологии определяли рыночную власть хозяйствующих субъектов либо использовали ее для антиконкурентных практик.

Монография включает три главы. В первой рассматриваются основные вызовы цифровой трансформации и некоторые очертания

антимонопольной политики в новую эру. Отмечается, что уже сегодня основными характеристиками цифровой экономики являются «монополии и высокая концентрация капитала». Ведущие экономисты и экономические издания мира призывают правительства всех стран активнее применять меры антимонопольной политики для регулирования рынков цифровой экономики. В противном случае цифровая экономика перестанет быть рыночной, а будет управляться лишь группой компаний-монополистов, обладающих рыночной властью, невиданной по масштабу в ХХ в. Правовые институты, созданные в период, предшествующий глобализации экономической жизни, не в состоянии своевременно и адекватно реагировать на вызовы цифровой экономики, на скорость происходящих изменений в экономике, построенной на цифровых сетях. Право существенно отстает, поскольку опирается на устаревшие представления о том, что транснациональные компании самостоятельно производят и продают товары в то время, как в современном мире глобальные цепочки создания стоимости включают множество хозяйствующих субъектов.

Подчеркивается, что законодательство о защите конкуренции -это особенная отрасль права, находящаяся на стыке частного и публичного регулирования. Двойственная природа правового регулирования проявляется как в целях, так и в методах правового воздействия. Его ключевой особенностью является гибкость, и потому оно применимо и к цифровым рынкам. Адаптация антимонопольного регулирования к вызовам цифровой экономики - это вопрос выживаемости российской экономики в новом технологическом укладе. Отмечается, что здесь пересекаются проблемы и эффективности российской экономической системы, и распределения выгод от ее работы. Специальное внимание в главе уделяется анализу принятой в 2017 г. правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», подготовленного проекта изменений в федеральный закон «О защите конкуренции», а также Кодекса об административных правонарушениях РФ, направленного на адаптацию российского антимонопольного регулирования к потребностям развития цифровой экономики. Это так называемый пятый антимонопольный пакет.

Вторая глава монографии посвящена экономике цифровых рынков и связанным с ней проблемам конкуренции, третья - анти-

монопольному регулированию цифровых рынков. Особое внимание уделяется вопросам доминирующего положения хозяйствующих субъектов в условиях цифровой экономики. Доминирующее положение - исключительно юридическая категория, отражающая правовое регулирование такой экономической категории, как «рыночная власть компании». Это одна из ключевых и основополагающих категорий в антимонопольном законодательстве. Отмечается, что многие ключевые игроки в цифровой экономике -крупные и прибыльные фирмы, по отношению к которым сложно определить доминирующее положение. В качестве одного из возможных вариантов решения предлагается выработать специальный перечень критериев доминирующего положения на цифровом рынке, уделяя особое внимание прямым и косвенным сетевым эффектам. В тех случаях, когда доминирование не может быть установлено, авторы предлагают альтернативный подход, заключающийся в запрете антиконкурентного поведения со стороны недоминирующих хозяйствующих субъектов посредством положений, регулирующих недобросовестную конкуренцию.

Отдельный раздел монографии посвящен соотношению конкурентного права и права интеллектуальной собственности в цифровую эпоху. Особое внимание к этой теме связано с тем, что развитие инноваций как основного драйвера цифровой экономики во многом зависит от выбора режима охраны интеллектуальной собственности. При том, что конкурентное право и право интеллектуальной собственности различаются по предметным сферам и методам регулирования, есть общая цель, которая их объединяет. Это -обеспечение инновационного экономического развития. Право интеллектуальной собственности решает данную задачу, наделяя авторов исключительным правом. Антимонопольное право реализует ту же цель, поддерживая конкуренцию на рынке.

В специальном параграфе рассматривается практика ФАС России в области интеллектуальной собственности. Дела в отношении компании «Teva», а затем Google положили начало выявлению антиконкурентных практик в деятельности крупных и высокотехнологичных компаний. Отмечается, что, несмотря на то что формально данные дела не касались вопросов злоупотребления исключительными правами (это не допускается российским законо-

дательством), фактически решения антимонопольной службы направлены на пресечение таких практик.

В приложениях к монографии содержатся:

- решения и заключения ФАС России по делам отдельных компаний, в том числе, в отношении «Google Inc».; «Microsoft Corporation»;

- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации»;

- выдержки и пояснения к Девятому закону об изменении Закона о защите конкуренции (Германия);

- выдержки и пояснения к Закону о внесении изменений в Закон о картелях и в Закон о конкуренции (Австрия).

А.В. Четвернина

2018.04.035. БУДЗИНСКИ О. ПРАВИЛА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ ЦИФРОВОГО ВЕКА? ЭКОНОМИКА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ ДАННЫХ, ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ДЕВЯТАЯ ПОПРАВКА К ЗАКОНУ ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ КОНКУРЕНЦИИ.

BUDZINSKI O. Wettbewerbsregeln für das Digitale Zeitalter? Die Ökonomik personalisierter Daten, Verbraucherschutz und die 9. GWB-Novelle // Economics Discussion Papers. - Ilmenau, 2017. - N 108. -Mode of access: http://hdl.handle.net/10419/168319.

Ключевые слова: оцифровывание; политика конкуренции; персональные данные; защита прав потребителей; экономика конкуренции; основанная на данных дискриминационная ценовая политика; индустрия 4.0.

Автор статьи Оливер Будзински - профессор экономики (Институт политэкономии Технического университета Ильменау) -отмечает, что в результате оцифровывания экономических отношений политика конкуренции сталкивается со значительными проблемами. Поэтому девятая поправка к немецкому Закону «Об ограничениях конкуренции» (GWB) была принята с целью сделать его отвечающим вызовам цифровой эпохи.

В статье содержится обзор изменений правил конкуренции в Германии и обсуждаются некоторые нововведения, касающиеся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.