Научная статья на тему 'Правовая защита конкуренции в условиях цифровой экономики'

Правовая защита конкуренции в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1050
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КАРТЕЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крысанова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая защита конкуренции в условиях цифровой экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

2019.03.025. Н.В. КРЫСАНОВА. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. (Обзор).

Ключевые слова: конкурентное право; конкуренция; ограничение конкуренции; антимонопольное законодательство; интеллектуальная собственность; доминирующее положение; картели.

В обзор включены три новые публикации российских авторов, рассматривающих вопросы правового регулирования антимонопольных отношений. Монография «Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции» [2] подготовлена коллективом авторов - статс-секретарем, заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы России, профессором кафедры управления государственными и муниципальными заказами факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ А.Ю. Цариковским; начальником Управления контроля промышленности ФАС России Н.Ф. Га-лимхановой; старшим преподавателем РАНХ и ГС при Президенте РФ, начальником Управления по борьбе с картелями ФАС России А.П. Тенишевым; заместителем начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России М.А. Хамуковым; директором Института права и развития ВШЭ - Сколково А.Ю. Ивановым; доктором юридических наук, ведущим научным сотрудником вышеуказанного Института Е.А. Войниканис и стажером-исследователем этого же Института Е.В. Семеновой. Монография представляет собой комплексное исследование, посвященное защите конкуренции в цифровой экономике. В работе рассматриваются общие вопросы взаимосвязи инновационной и конкурентной политики государства, исследуются проблемы, связанные с определением доминирующего положения, оценкой экономической концентрации, вы-

явлением и пресечением картелей, стимулированием конкуренции в сфере интеллектуальной собственности. Значительное внимание уделяется российской и зарубежной практике правоприменения. Оцениваются перспективы дальнейшего развития и изменения российского антимонопольного законодательства.

В главе 1 «Антимонопольная политика в цифровую эпоху» авторы анализируют возрастающую цифровизацию экономики как четвертую промышленную революцию, которая несет целый комплекс перемен. Цифровая экономика включает прежде всего основанные на цифровых технологиях рынки, которые стимулируют и упрощают торговлю товарами и оказание услуг, одновременно оказывая воздействие на экономику и общество в целом. В результате таких перемен кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. В частности, по оценке ряда авторов, настоящий этап промышленной революции сопровождается не снижением, а существенным ростом неравенства. Цифровое неравенство - сложившийся термин, означающий неравенство в доступе к цифровым технологиям как таковым (услугам связи, подключению к Интернету и т.д.), который теперь охватывает и множество других факторов (доступ к знаниям и информации, технологиям работы в цифровой среде), определяющих реальное распределение социально-экономических благ в цифровом веке.

Для цифровой экономики сегодня характерны монополии и высокая концентрация капитала. На международном уровне раздаются призывы к правительствам всех стран активнее применять меры антимонопольного законодательства для регулирования рынков цифровой экономики. Иначе, как отмечают авторы, произойдет непоправимое - цифровая экономики уже перестанет быть рыночной, а будет управляться лишь группой компаний-монополистов. Монополизация экономической жизни в мире вредоносна для развития «догоняющих» стран, к которым относят и Россию [2, с. 10].

В главе 2 «Экономика цифровых рынков и проблемы конкуренции» поднимается вопрос «бесплатности» цифровых услуг. Как в практике антимонопольных ведомств, так и в законодательстве ряда стран рынок существует даже тогда, когда потребители не платят за предоставляемые сервисы. Как отметила европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, за подоб-

ные услуги люди платят не деньгами, а данными [2, с. 51]. Данные стали валютой цифровой экономики. В антимонопольном законодательстве Германии введена специальная норма, устанавливающая, что для целей применения антимонопольного законодательства товары или услуги образуют рынок также тогда, когда предоставляются бесплатно.

Основной объем монографии занимает глава 3 «Антимонопольное регулирование цифровых рынков: проблемы и решения», в которой рассматриваются основные категории антимонопольного регулирования. Термин «доминирующее положение» является одним из ключевых понятий. При определении доминирующего положения следует учитывать инновационный потенциал цифровых рынков. С учетом значительного числа бесплатных сервисов в Интернете анализ конкуренции не должен фокусироваться на конкуренции цен и выяснения того, велика ли вероятность повышения цен. В цифровой экономике наряду с ценовой конкуренцией не менее важна конкуренция инноваций [2, с. 84].

При рассмотрении качественных и количественных критериев понятия доминирующего положения в условиях цифровой экономики авторы отмечают, что качественный критерий не является достаточным для признания положения субъекта доминирующим, необходимо также выявление количественного критерия, поскольку применительно к цифровым рынкам он приобретает иной ракурс и требует решения некоторых проблем. Необходимо правильно определить релевантный рынок (продуктовые и географические границы), объем этого рынка и доли каждой действующей на нем компании. При этом даже если антимонопольный орган произвел необходимые расчеты, положение цифровой компании может быть не признано доминирующим (например, дело в отношении bоoking.com, рассмотренное ФАС России).

Далее раскрываются общие проблемы, связанные с контролем за экономической концентрацией на товарных рынках. Высокая концентрация в условиях цифровой экономики, по словам авторов, становится новым вызовом для антимонопольных органов как России, так и зарубежных стран [2, с. 90]. Особое внимание уделяется воздействию сделок слияния или поглощения на инновации, приводится практика ФАС России по вопросам экономической концентрации. Исследуя проблемы выявления и пресечения

картелей в условиях цифровой экономики, авторы подчеркивают, что российская экономика отличается крайне высокой степенью картелизации [2, с. 175]. Формулируются предложения о внесении ряда изменений в Закон о защите конкуренции. В заключении главы 3 значительное внимание уделяется рассмотрению соотношения конкурентного права и права интеллектуальной собственности в цифровую эпоху.

«Конкурентное право России и за рубежом: Современный этап и ретроспективный анализ» [3] представляет собой сборник статей доктора юридических наук В.И. Еременко, занимающегося проблемами в сфере правового регулирования конкурентных отношений хозяйствующих субъектов. По его мнению, конкурентное право - это комплексная отрасль законодательства и подотрасль гражданского права, состоящая из двух правовых институтов: защита от монополистической деятельности и защита от недобросовестной конкуренции.

Исследование состоит из трех глав. Глава 1 посвящена анализу мирового опыта в сфере правового регулирования конкурентных отношений. В ней рассматриваются особенности антимонопольного законодательства ФРГ, Великобритании, Японии, США, Италии, Франции, Китайской Народной Республики изменения в антимонопольном законодательстве Европейского Союза. В главе 2 «Становление конкурентного права в России» исследуются законодательство о недобросовестной конкуренции, особенности антимонопольного законодательства России, конкурентно-монополистических отношений на рынке финансовых услуг. Значительное внимание уделяется вопросам соотношения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и недобросовестной конкуренции.

В главе 3 рассматривается современный этап развития конкурентного права в России, исследуются новые законы о рекламе, о защите конкуренции, отмечается усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности. Как отмечает В. И. Еременко, в мире не существует специальных международных соглашений с широким кругом участников по проблеме пресечения недобросовестной конкуренции. Лишь в Парижской конвенции по охране промышленной собственности предусмотрена регламента-

ция недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция - это единственный объект промышленной собственности, которому дано определение в п. 2 ст. 10 bis: актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям (usages honnetes) в промышленных и торговых делах. Далее следует примерный перечень недобросовестных конкурентных действий: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания и утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров [3, с. 689].

В заключение автор проводит анализ нововведений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, получившие название «четвертого антимонопольного пакета». По его мнению, главной тенденцией развития антимонопольного законодательства является либерализация законодательства и практики его применения, что свидетельствует о смягчении антимонопольной политики государства, уменьшении административного давления на бизнес, улучшении инвестиционного климата в стране. Вместе с тем либерализация напрямую связана с ухудшением положения конечных потребителей, что особенно ярко проявляется в постоянном повышении монополистами цен на свою продукцию. Следовательно, «политика антимонопольных органов и судов должна быть достаточно жесткой и эффективной для нахождения баланса интересов хозяйствующих субъектов и потребителей [3, с. 777].

В сборнике научных трудов «Актуальные вопросы современного конкурентного права» [1] представлены статьи ведущих специалистов в сфере конкурентного права. Рассмотрены актуальные вопросы развития современного конкурентного права и перспективы его совершенствования. Сборник состоит из трех разделов. В данном обзоре представлены статьи из первого раздела, касающиеся общих вопросов антимонопольного регулирования. Проблемам антимонопольного регулирования отдельных видов

отношений посвящен второй раздел, в третьем - рассматриваются вопросы антимонопольного процесса. В статье проректора МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата юридических наук В.А. Вайпана раскрывается соотношение конкуренции и государственного регулирования рынка в фокусе справедливости. Свободный рынок тесно связан с политикой невмешательства государства в экономику. Вместе с тем вмешательство государства в экономику может быть двояким. С одной стороны, это правовое регулирование экономических отношений путем установления равных условий для свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, что отражает нормативные требования принципа социальной справедливости. С другой стороны, решение социально-экономических и иных задач путем активного вмешательства в производственные процессы с использованием специальных средств, форм и методов государственного регулирования экономики [1, с. 30]. В качестве возможных причин для вмешательства государства выделяются неэкономические (национальная безопасность, экология и т.п.) и экономические (провалы рынка, финансовые «пузыри» и т.д.) основания для ограничения свободного рынка. Их применение в каждом конкретном случае должно быть оправданно и приемлемо, социально справедливо для общества [1, с. 34].

В статье профессора кафедры конкурентного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Ку-тафина, доктора юридических наук М.А. Егоровой «Недостатки и пути совершенствования легитимной дефиниции понятия "признаки ограничения конкуренции"» проводится анализ антиконкурентных действий и предлагается внести изменения в действующую редакцию ст. 17 Закона о защите конкуренции. «Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, создающий возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, результатом которого является раздел товарного рынка по терри-

ториальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), создание или поддержание препятствий другим хозяйствующим субъектам для доступа на товарный рынок или для выхода из товарного рынка, сокращение и (или) прекращение производства товаров, создание дискриминационных (преимущественных) условий, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора» [1, с. 50].

В статье профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора юридических наук О. А. Городова «Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ и услуг как акты недобросовестной конкуренции» критически оцениваются нормы действующего законодательства, устанавливающие запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительных прав. По мнению автора, данные нормы не в полной мере отражают как доктринальные представления, так и реальную ситуацию в сфере пресечения недобросовестных конкурентных действий. В частности, законодатель допускает смешение актов недобросовестной конкуренции с нарушением исключительного права путем совершения контрафактных действий [1, с. 98].

Список литературы

1. Актуальные вопросы современного конкурентного права: Сб. науч. тр. / Комиссия по совершенствованию антимонопольного законодательства Моск. отд. Ассоциации юристов России; отв. ред. М.А. Егорова. - М.: Юстицин-форм, 2018. - Вып. 2. - 212 с.

2. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; ФАС России; под ред. А.Ю. Цариковского, А.Ю. Иванова и Е.А. Войниканис. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с.

3. Еременко В.И. Конкурентное право в России и за рубежом: современный этап и ретроспективный анализ. - М.: Юрсервитум, 2018. - 789 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.