Научная статья на тему '2018. 04. 021. Чихладзе Л. Т. , Галушкин А. А. Местное самоуправление в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. - М. : Юнити-Дана, 2018. - 111 с'

2018. 04. 021. Чихладзе Л. Т. , Галушкин А. А. Местное самоуправление в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. - М. : Юнити-Дана, 2018. - 111 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 021. Чихладзе Л. Т. , Галушкин А. А. Местное самоуправление в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. - М. : Юнити-Дана, 2018. - 111 с»

2018.04.021

2018.04.021. ЧИХЛАДЗЕ Л.Т., ГАЛУШКИН А.А. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. -111 с.

Ключевые слова: местное самоуправление; Конституционный Суд РФ; правовая позиция; конституционный контроль; муниципальное образование; публичная власть.

Л.Т. Чихладзе - д-р юрид. наук, профессор, А.А. Галушкин -канд. юрид. наук, доцент. На базе новейшего законодательства и судебной практики авторы рассматривают актуальные проблемы муниципальной власти в России, касающиеся местного самоуправления, как предмета решений Конституционного Суда РФ (гл. 1), сущностные характеристики местного самоуправления (гл. 2), его территориальные основы (гл. 3), органы местного самоуправления (гл. 4), муниципальную службу (гл. 5), институты непосредственной демократии (гл. 6), экономические основы местного самоуправления (гл. 7), гарантии местного самоуправления (гл. 8), взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления (гл. 9).

На общегосударственном уровне важнейшую роль в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере местного самоуправления, играет Конституционный Суд РФ. В подавляющем большинстве его решений не раз отмечалось важное значение местного самоуправления в деле развития демократии в стране [с. 4], что местное самоуправления является необходимой формой осуществления власти народа и составляет одну из основ конституционного строя РФ. Рассматривая вопрос о местных представительных органах власти в Республике Коми, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 января 1998 г. № 3-П указал, что публичная власть может быть и муниципальной [с. 28-29].

В работе подробно анализируется принцип самостоятельности местного самоуправления, суть которого заключается в обособлении местного самоуправления от государственного механизма осуществления публичной власти (децентрализации), сохранении при этом подзаконной деятельности местной власти. В постановлениях Кон-

2018.04.022

ституционного Суда РФ данный конституционный принцип признается значимым и фундаментальным. Некоторыми решениями допускается ограничение пределов самостоятельности местного самоуправления федеральным и региональным законодательством (постановления Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П, от 1 декабря 2015 г. № 30-П).

Вывод о том, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением субъекта РФ, содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. № 15-П [с. 38]. При этом «любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него» (постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П).

Авторы отмечают, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П определено, что структура органов местного самоуправления должна определяться населением не произвольным образом, а в рамках положений установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [с. 49].

В своих постановлениях Конституционный Суд РФ немало внимания уделяет вопросам муниципального избирательного права. Например, в постановлении от 7 июля 2011 г. № 15-П закреплены правовые позиции, касающиеся избирательной системы на уровне муниципального образования [с. 70].

Анализируя позиции Конституционного Суда РФ, авторы предлагают уточнить определение понятия «гарантии местного самоуправления» и понимать их как установленные Конституцией РФ, законами, иными нормативными правовыми актами условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права населения на самостоятельное (под свою ответственность) решение вопросов местного значения, а также его охрану и защиту [с. 88].

О.Х. Молокаева

2018.04.022. МЕЩЕРЯКОВА М.А., МОЛОКАЕВА О.Х. СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. - М.: Рос. гос. ун-т. правосудия, 2018. - 125 с.

Ключевые слова: органы местного самоуправления; местная администрация; глава муниципального образования; представи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.