2018.04.020
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
2018.04.020. ВАСИЛЬЕВ В.И., ПОСТНИКОВ А.Е., ПОМАЗАН-СКИЙ А.Е. РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ИНСТИТУТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 288 с.
Ключевые слова: местное самоуправление; муниципальное образование; представительная демократия; непосредственное народовластие.
В монографии В.И. Васильева, гл. научного сотрудника отдела конституционного права ИЗИСП при Правительстве РФ, д-ра юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, А.Е. Постникова, зав. отделом конституционного права ИЗИСП при Правительстве РФ, д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ, А.Е. Помазанского, ведущего научного сотрудника отдела конституционного права ИЗИСП при Правительстве РФ, канд. юрид. наук, рассматриваются местное самоуправление как элемент демократической организации общества (гл. 1), соотношение централизованного и децентрализованного регулирования муниципальных демократических институтов и процедур (гл. 2), правовые аспекты политического структурирования в муниципальных образованиях (гл. 3), демократические основы формирования органов местного самоуправления (гл. 4), функциональное содержание и основы организации представительной демократии (гл. 5), формы участия населения в решении вопросов местного значения (гл. 6).
В работе исследуются тенденции развития муниципальной демократии, показаны противоречия законодательства и практики в этой области, а также возможности использования правовых средств развития демократии, которые могут быть эффективными при условии их применения в комплексе мер политического, экономического, социально-культурного, информационного и иного
2018.04.020
характера. Речь идет о достижении оптимального соотношения централизации и децентрализации правового регулирования местного самоуправления [с. 10].
В целях неоправданного огосударствления муниципалитетов авторы предлагают развивать горизонтальные связи в организации публичной власти на местном уровне. Вносятся предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства, направленные на демократизацию модели организации местного самоуправления в России. Например, предлагается вернуть общественным объединениям статус полноправных участников избирательных кампаний, которые проводятся на местном уровне [с. 127]; отказаться от закрепления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» максимального количества депутатов представительного органа [с. 137].
Особое внимание уделяется демократическим процедурам формирования органов местного самоуправления, соотношению представительной и непосредственной демократии. По мнению авторов, в современных условиях роль представительных органов оказывается приниженной и в большинстве случаев они заменяются исполнительными органами. Авторы настаивают на том, что центральной фигурой изменения этого положения должны быть депутаты, которые, опираясь на поддержку населения и располагая достаточными нормотворческими, контрольными и другими организационными полномочиями, способны эффективно решать функциональные задачи местного самоуправления [с. 187].
В монографии детально анализируются формы прямой демократии на муниципальном уровне. По мнению авторов, непосредственная демократия должна получить значительно большее распространение, чем это имеет место сейчас. Речь идет как о сохранении и укреплении системообразующих форм (выборы, референдум), так и об органическом сочетании этих и других форм с формами представительной демократии, использовании новых возможностей, открывающихся в условиях информационного общества, для увеличения степени участия населения в урегулировании муниципальных вопросов.
О.Х. Молокаева