Научная статья на тему '2018. 04. 022. Мещерякова М. А. , молокаева О. Х. Структура и полномочия органов местного самоуправления. - М. : Рос. Гос. Ун-т. Правосудия, 2018. - 125 с'

2018. 04. 022. Мещерякова М. А. , молокаева О. Х. Структура и полномочия органов местного самоуправления. - М. : Рос. Гос. Ун-т. Правосудия, 2018. - 125 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 022. Мещерякова М. А. , молокаева О. Х. Структура и полномочия органов местного самоуправления. - М. : Рос. Гос. Ун-т. Правосудия, 2018. - 125 с»

ституционного Суда РФ данный конституционный принцип признается значимым и фундаментальным. Некоторыми решениями допускается ограничение пределов самостоятельности местного самоуправления федеральным и региональным законодательством (постановления Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П, от 1 декабря 2015 г. № 30-П).

Вывод о том, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением субъекта РФ, содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. № 15-П [с. 38]. При этом «любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него» (постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П).

Авторы отмечают, что в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П определено, что структура органов местного самоуправления должна определяться населением не произвольным образом, а в рамках положений установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [с. 49].

В своих постановлениях Конституционный Суд РФ немало внимания уделяет вопросам муниципального избирательного права. Например, в постановлении от 7 июля 2011 г. № 15-П закреплены правовые позиции, касающиеся избирательной системы на уровне муниципального образования [с. 70].

Анализируя позиции Конституционного Суда РФ, авторы предлагают уточнить определение понятия «гарантии местного самоуправления» и понимать их как установленные Конституцией РФ, законами, иными нормативными правовыми актами условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию права населения на самостоятельное (под свою ответственность) решение вопросов местного значения, а также его охрану и защиту [с. 88].

О.Х. Молокаева

2018.04.022. МЕЩЕРЯКОВА М.А., МОЛОКАЕВА О.Х. СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. - М.: Рос. гос. ун-т. правосудия, 2018. - 125 с.

Ключевые слова: органы местного самоуправления; местная администрация; глава муниципального образования; представи-

тельный орган; контрольно-счетный орган; избирательная комиссия; оценка эффективности.

М.А. Мещерякова - ст. преподаватель кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука Российского государственного университета правосудия, канд. юрид. наук, О.Х. Молокаева - доцент кафедры конституционного права им. Н.В. Витрука Российского государственного университета правосудия, канд. юрид. наук, отмечают, что с момента возникновения в современной России различных муниципально-правовых институтов организационные основы местного самоуправления претерпели значительные изменения. Так, в 1991 г. в российских муниципальных образованиях предполагалось формирование всего двух видов органов местного самоуправления - советов народных депутатов, избираемых гражданами, и местной администрации с выборным главой. На данный же момент законодателем применен метод моделирования при построении структуры и полномочий муниципальных органов.

В работе дается характеристика различных классификаций органов местного самоуправления. Так, можно выделить следующие органы: основные и факультативные; выборные и назначаемые; общей и специальной компетенции; обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполняющие делегированные органами государственной власти федеральными или региональными законами полномочия и добровольно принимающие на себя полномочия, порученные населением муниципального образования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению; коллегиальные и единоличные; представительные и исполнительные.

На основе анализа законодательства авторы выделяют следующие модели построения муниципальной власти: 1) глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель; 2) глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе; 3) глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем, а местную ад-

министрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе; 4) глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель.

Отдельное внимание в работе уделяется вопросам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Под критериями оценки понимаются конкретные социально-экономические показатели, свидетельствующие о качестве жизни населения муниципалитета, которые, очевидно, зависят от результативности выполнения местными органами возложенных на них задач.

О.Х. Молокаева

2018.04.023. ЕМЕЛЬЯНОВА Н.Н. ИНДИЯ НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ УЧАСТИЯ. - М.: Канон-плюс, 2018. - 190 с.

Ключевые слова: Индия; муниципальное управление; демократическое участие; местное самоуправление; панчаяты; партийное участие; участие женщин; урбанизация; планирование; оптимизация бюджетных отношений; поощрительные выплаты из федерального бюджета.

Автор - научный сотрудник Института философии РАН, доцент факультета политологии МГУ им. Ломоносова - утверждает, что опыт Индии как самой большой по численности населения и «молодой демократии» в области организации местного самоуправления представляет значительный интерес в силу ряда причин. Ярко выраженная в данной стране полиэтничность и много-культурность предопределяют особую сложность достижения консенсуса, в том числе и на уровне местного самоуправления. Для Индии характерна высокая степень вариативности форм местного самоуправления, объясняющаяся федеративным устройством страны и контролем субъектов федерации за местным самоуправлением; несмотря на высокую социальную дифференциацию населения и высокую (около трети) долю лиц, находящихся за чертой бедности, страна придерживается курса на демократизацию. Включение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.