министрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе; 4) глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель.
Отдельное внимание в работе уделяется вопросам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Под критериями оценки понимаются конкретные социально-экономические показатели, свидетельствующие о качестве жизни населения муниципалитета, которые, очевидно, зависят от результативности выполнения местными органами возложенных на них задач.
О.Х. Молокаева
2018.04.023. ЕМЕЛЬЯНОВА Н.Н. ИНДИЯ НА ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ УЧАСТИЯ. - М.: Канон-плюс, 2018. - 190 с.
Ключевые слова: Индия; муниципальное управление; демократическое участие; местное самоуправление; панчаяты; партийное участие; участие женщин; урбанизация; планирование; оптимизация бюджетных отношений; поощрительные выплаты из федерального бюджета.
Автор - научный сотрудник Института философии РАН, доцент факультета политологии МГУ им. Ломоносова - утверждает, что опыт Индии как самой большой по численности населения и «молодой демократии» в области организации местного самоуправления представляет значительный интерес в силу ряда причин. Ярко выраженная в данной стране полиэтничность и много-культурность предопределяют особую сложность достижения консенсуса, в том числе и на уровне местного самоуправления. Для Индии характерна высокая степень вариативности форм местного самоуправления, объясняющаяся федеративным устройством страны и контролем субъектов федерации за местным самоуправлением; несмотря на высокую социальную дифференциацию населения и высокую (около трети) долю лиц, находящихся за чертой бедности, страна придерживается курса на демократизацию. Включение
местного самоуправления в социально-экономическое планирование в масштабах всей страны привело к расширению функций и полномочий муниципальных органов. Изучение индийского опыта позволяет увидеть способы и формы преодоления негативного влияния традиций в процессе реформ (наследия колониального прошлого, олигархичности, фракционности и др.).
Политико-культурные традиции местного самоуправления в Индии автор связывает с существованием сельской общины, уклад которой в течение длительного времени определялся четкой социальной стратификацией. Панчаяты представляют собой важный архетип политического сознания, сформировавшийся еще на заре индийской государственности и способствовавший появлению и укоренению идеи о процветающей деревне, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым и поддерживать свое политическое, экономическое, культурное и религиозное единство.
В работе прослежена эволюция организации местного самоуправления от глубокой древности до наших дней, наиболее подробно исследованы институты местного самоуправления в британской Индии, идеи М. Ганди относительно деревенского свараджа, переход к конституционному статусу местного самоуправления, влияние реформы Конституции Индии в 1993 г. (ст. 73 и 74), которая закрепила конституционный статус за системой Панчаяти радж.
Тенденции политического развития современной системы местного самоуправления Индии автор рассматривает через призму особенностей индийской урбанизации, для которой характерны относительно медленные темпы, слабо выраженное доминирование центра над общей территорией, естественный прирост городского населения в силу небольшой сельской миграции, региональные различия (городской Север и сельский Юг), высокий процент населения, проживающего в трущобах, и др. Урбанизация носит противоречивый характер: форсированный экономический рост усугубляет старые проблемы и порождает новые.
Вместе с тем в работе проанализированы несомненные серьезные организационные достижения местного самоуправления в Индии: в ситуации наличия большого количества органов местного самоуправления для их координации, учета и финансирования создана Единая система мониторинга муниципальных образований;
сформирована поощрительная система финансирования институтов местного самоуправления (на основе рекомендаций финансовых комиссий штатов муниципалитеты и панчаяты, ведущие наиболее эффективно и рационально свою финансовую и социально-экономическую деятельность, получают поощрительные выплаты из федерального бюджета, что, в свою очередь, стимулирует их к новым достижениям); осуществлена координация вопросов стратегического социально-экономического планирования на местном уровне (координация и интеграция программ местного развития происходит в рамках достаточно отлаженной национальной системы планирования), развиваются программы децентрализованного планирования.
В работе на основе индийских статистических данных исследуются вопросы представительства политических партий в муниципальных органах, которые выступают в настоящее время «производителями» политиков новой формации [с. 152]. Автор обращает внимание на высокий процент представительства женщин (в среднем более 20% по стране, но в отдельных штатах до 40%), причем в штатах Карнатака, Махараштра, Западная Бенгалия и некоторых других бывают панчаяты, состоящие полностью из женщин. Отмечается, что данные органы функционируют вполне успешно, несмотря на настороженное (вначале) к ним отношение населения.
Г.Н. Андреева