Научная статья на тему 'Становление демократии в Индии - уроки для России'

Становление демократии в Индии - уроки для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2074
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление демократии в Индии - уроки для России»

Конферещ-зал МЩс71М

С.Г. Зырянов (Челябинск)

СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В ИНДИИ -УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

Зырянов

Сергей Григорьевич

доктор политических наук, профессор Академик МАДИ, директор Челябинского Института УрАГС

В полночь 15 августа 1947 года зародилось новое государство - независимая Индия. Республика Индия имеет территорию - 3,20 млн кВ.км. население ок. 1,2 млрд. чел. (на начало 2009 г). В Индии насчитывается несколько сот наций, народностей и племенных групп, крупнейшие из которых хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, кана-ра, пенджабцы и др. Спустя шестьдесят лет по общепризнанному мнению Индия, появившаяся в результате крушения британского колониального господства, является самой большой в мире демократией, окрепшей за несколько десятилетий быстрого экономического роста и готовой занять достоянное место в качестве одной из стран лидеров двадцать первого столетия. Индия сегодня это достойный подражания урок в построении работоспособной демократии. Есть много общего в политическом развитии России и Индии. Того, что могло бы стать политическими уроками для российской властвующей элиты и российского общества.

Урок политического плюрализма

То, что на первый взгляд должно было мешать политическому и экономическому развитию Индии - чрезвычайно большое множество этнических групп, взаимно непонятных языков, религий, культур, а также разнообразий топографии, климата и уровней экономического развития

стало одним из оснований для эффективного демократического устройства.

Прежде всего, очень сложная религиозная структура населения: 82,6% населения исповедуют индуизм, 12,2% - ислам, 2,34% - христианство; среди верующих есть также сикхи (1,94%), буддисты (0,76%), джайны (0,4%) и др. Гораздо более сложная, чем в России1.

Индии удалось превратить свою слабость в силу. Вместо того, чтобы подавлять разнообразие во имя национального единства Индия обеспечила плюрализм в своих институциональных учредительных порядках: все группы, веры, вкусы и идеологии были сохранены и заняли свое место под солнцем.

Но не всегда и не все было так просто. Индия возникнув, как государство на территории, где существовало более 800 княжеств, претерпевала конфликты каст, столкновения различных лингвистических групп за права, религиозные бунты (главным образом между индусами и мусульманами) и сепаратистские угрозы.

Хочется отметить так же и, то, что Индия - это светское государство, которое дает право на существование всем религиям, гарантируя, что государство не предоставит ни одной из них привилегии. Это включает в себя предоставление групповых прав, в соответствии с которыми мусульмане живут по собственному Персональному закону, отличному от общего гражданского кодекса. В этом у Индии и России есть как общее, так и отличия. Об отличиях. Равноудаленность религий в Индии и неявная ставка на православие и РПЦ в России - это два разных политических подхода с двумя разными результатами.

Кроме того, демократия в Индии является не занятием элиты, а имеет большее значение для неимущих масс. В Индии и в России наблюдается примерно одинаковый уровень электоральной активности наименее обеспеченной части населения, тех, кого называют «новыми бедными». Так в выборах в Народную палату Парламента Индии в 1996 году участвовало 15 более или менее

ШСЁурС Йи Конференц-зал

крупных партий, получивших места депутатов. Явка избирателей составила 56,51%. В России в 1995 году в выборах в Думу участвовало 39 партий и объединений плюс другие, а явка по пропорциональным округам составила 63,15%, а по мажоритарным округам 56,67%2. Что это случайное совпадение или тенденция? Но если проследить тренды электоральной активности и партийных систем двух стран с 1995-1996 г.г. по настоящее время, то они развивались весьма в разных направлениях.

В более широком смысле, логика избирательного рынка означает, что ни одно общественное образование не может доминировать над другими. Три года назад Индия страна, 81% населения которой составляют индусы, наблюдала за тем, как римско-католический политический лидер (Соня Ганди) идет навстречу сикху (Манмохан Сингх), который был приведен к присяге мусульманином (президентом Абдулом Каламом). В отличие от этого, самая старая демократия в мире, США, за более чем 200 лет так ни разу и не избрала президентом человека, который бы не являлся мужчиной или не был бы христианином, и не был бы, до выборов президента в 2008 году, белым. В России наоборот создаются административные подпорки для закрепления доминирующего положения в политической системе партии власти.

Демократия укрепила Индию, которая хранит место для каждой идентичности. Эта идея сплотила страну, которая, как многие считали прежде, не сможет существовать при столь губительном многообразии.

Таким образом, в политический процесс вовлекаются целые группы населения, конкретные интересы и потребности которого прежде никогда не находили непосредственного выражения в этом процессе. Возникают новые партии, а старые партии, которые были в силе раньше, утрачивают свое влияние.

Урок разделения сфер компетенции государственной власти и общества

Важнейшая цель демократического развития для постколониальной Индии состояла в том, чтобы обеспечить построение фундамента гражданского общества, а значит осуществить разделение сфер компетенции государства и общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительс-

твенных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они - и каждая в отдельности - способствуют формированию общественно- политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.

Заметную роль в становлении гражданского общества сыграли СМИ. Основу для достижения консенсуса составляет как деятельность институтов власти, так и деятельность 32-х общегосударственных газет, двух информационных агентств, всеиндийского радио и телевидения, т.е. того, что принято называть свободными СМИ. По мнению Севанти Нинан, аналитика СМИ, дав своеобразный урок развития средств массовой информации, этому процессу способствовали и региональные газеты. «Этот феномен возник после либерализации» - отметила она. В начале 1990-х годов рост рекламы привел к тому, что местным газетам стало выгодно расширять региональные выпуски.

Только в штатах Бихар и Уттар-Прадеш в политически важном и густонаселенном поясе хинди таких газет свыше 703.

«Формируется сельский средний класс, он обладает покупательной способностью заинтересован в том, чтобы покупать газеты, становится все более мобильным» и создает новое «очень широкое поле для деятельности рекламодателя» отметила Нинан4.

Эти газеты активно освещают местные события. Если рушится мост, наспех построенная больница или дорога, вас начинает интересовать вопрос о том, кто их построил.

Когда пресса ориентируется в основном на освещение событий и новостей местного уровня, под более пристальный контроль общественности попадают местные учреждения и органы власти, к мнению населения больше прислушиваются, люди знают, что происходит, человек, который хочет победить на выборах, становится подотчетным обществу.

Хотя крупные городские газеты тоже стали ориентироваться на интересы потребителей, по словам Нинан, «в отличие от телевидения, которое

Конференц-зал

Шекурс Пи

не в состоянии уделить должное внимание сложным вопросам, индийская пресса по-прежнему хорошо справляется со своими задачами»5.

С этим мнением согласен аналитик Майкл Крепон, соучредитель Центра Стимсона. «Раздробленной индийской демократии во многом приходится полагаться на консенсус. Страна так разнообразна, что консенсус играет неоценимую роль»6.

Урок демократии строя, где господствуют институты, а не персоны.

Индии помогло так же и то, что ее отцы-основатели, начиная с Махатмы Ганди, были убежденными демократами. Джавахарлал Неру - первый и дольше всех продержавшийся на своем посту премьер-министр Индии, всю свою политическую карьеру прививал индийскому народу демократические привычки: презрение к диктаторам, уважение парламентских процедур и прочную веру в конституционную систему.

На современном этапе развития государственное устройство Индии - это Союз штатов, суверенная федеративная светская демократическая республика с парламентской системой правления. В её состав входят 28 штатов и 7 союзных территорий. Республика управляется в соответствии с Конституцией, которая была принята Учредительным собранием 26 ноября 1949 года, и вступила в силу 26 января 1950 года. Законодательная власть принадлежит Президенту и Парламенту. Губернатор штата - должность, на которую политик назначается Президентом. Почти как в России.

Парламент Индии состоит из двух палат: Совет штатов (Раджья сабха) и Народной палаты (Локк сабха). Совет штатов (постоянно действующий орган) состоит не более чем из 250 членов, из которых 12 назначаются президентом из числа выдающихся деятелей индийской культуры и науки, остальные избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет. Одна треть членов переизбирается каждые 2 года. Народная палата состоит не более чем из 545 депутатов, избираемых прямым, всеобщим и тайным голосованием сроком на 5 лет. Палата из числа своих депутатов избирает председателя - спикера. В настоящее время работает палата 13 созыва. Исполнительная власть в

Индии принадлежит Президенту и Правительству. Правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед Народной палатой.7

В системе демократических институтов центральное место занимает деятельность парламента. За годы независимости Индии было проведено 15 выборов в нижнюю палату парламента, состоялись многочисленные выборы в законодательные собрания штатов. И в том и в другом случае в выборах принимало участие более 60% избирателей.

Партийный состав парламента Индии8

(на май 2009 г.)

• Объединенный прогрессивный альянс(ОПА) - 261;

• Предвыборный блок партий, возглавляемый Индийским национальным конгрессом получил - 206 депутатских мест, остальные - партнеры конгресса по ОПА;

• Национальный демократический альянс (НДА) - 159;

• Предвыборный блок партий, возглавляемый Бархатия джаната партии - 116;

• Прочие - 121.

Итого: - 541 из 543.

Одним из инструментов расширения демократии в Индии стали выборные органы местного самоуправления - городские корпорации (в крупных городах) и муниципалитеты, а в сельской местности - панчаяты. Последним принадлежит особая роль в приобщении жителей более 500 тысяч индийских деревень, в которых проживает более 70% населения страны, к демократическому управлению на местах. Однако на низовом уровне выборная демократия приживалась с большим трудом. Поэтому парламент в 1992 году принял поправки к конституции, которые обязали власти в штатах регулярно, через каждые пять лет, проводить выборы в деревенские панчаяты и муниципалитеты.

По мнению аналитиков, введение «панчаята», или местного совета из пяти членов, в качестве официальной системы управления населенными пунктами, усилило гражданскую активность. Избрание пяти старейшин в поселковый совет для разрешения местных споров является давней традицией в Индии. Но в 1994 году в консти-

ШСЩ)С ЙЫ КонфеРенц-зал

туцию была внесена поправка, расширившая административные полномочия этих советов и закрепившая треть мест в них за женщинами и частично за представителями низших каст. Теперь панчаяты отвечают за сельскую инфраструктуру, школы, здравоохранение и водоснабжение, ведут местную документацию. Их расцвет совпал со становлением региональных газет. Они подробно освещают деятельность панчаятов. Демократия на уровне отдельных деревень получает мощный импульс от газет. Пресса помогает выявлять проблемы местного характера, создавая своего рода платформу для членов панчаятов: «Это новый уровень демократии. Демократия существует благодаря местному самоуправлению и благодаря тому, что местная пресса вовлечена в процесс местного самоуправления»9.

Особенность демократической системы в Индии нашла проявление в законодательном обеспечении представительства наиболее обездоленных низших слоев общества (зарегистрированных каст и племен) в парламенте и законодательных собраниях штатов путем введения для них соответствующих квот в этих органах. С 1992 года конституцией предусмотрено резервирование мест для этих слоев в деревенских пан-чаятах и муниципалитетах. Это способствовало приобщению низов к общественно политической деятельности.

Существенную роль в обеспечении представительства интересов сложного и сильно дифференцированного индийского общества играют крупные политические партии. Перечислим их.

Индийский Национальный Конгресс

крупнейшая и влиятельнейшая партия в стране. Индийский национальный конгресс - ИНК. Основана 28 декабря 1885 г. с 1885 г. по январь 1978 г. - единая партия под названием Индийский национальный конгресс (ИНК). С 1947 по 1977 - правящая партия. В начале 1978 г. в ИНК произошел раскол: группа сторонников Индиры Ганди образовала самостоятельную партию - ИНК (И). с 2004 г. партии вернули прежнее название - ИНК.

Насчитывает 35 млн. членов. Председатель -Соня ГАНДИ. Партия возглавляет правящую коалицию - Объединенный прогрессивный альянс (ОПА). Создана в 1885 г., её представи-

тели возглавляли национально-освободительное движение. С 1978 г. стала называться ИНК (И) по имени Индиры Ганди.

Джаната дал (Народная партия). Основана 11 октября 1988 г. в результате слияния Джаната парти («Партия народа»), фракции Деви Лала из партии Лок дал (Народная партия) и политического движения «Джан морча». Председатель -Шарад ДДАВ. В 1999 году в партии образовалось 2 фракции: Джаната дал (объединенная), возглавляет Шарад ЯДАВ и Джаната дал («секьюлар»), возглавляет Деве ГОВДА.

С 1998 г. по 2004 г. главной политической силой в стране являлась именно эта партия - Индийская народная партия, должность премьер-министра в этот период занимал её представитель Атал Бихари Ваджпаи.

Коммунистическая партия Индии - КПИ. Основана 26 декабря 1925 г. насчитывает свыше 555 тыс. членов (2000 г.). Руководящие органы в период между съездами - Национальный Совет КПИ, избираемый съездом, Центральный исполнительный комитет, Центральный секретариат и Центральная контрольная комиссия Национального совета. Генеральный секретарь ЦИК Национального совета КПИ - Андрео Бхушан БАРДХАН.

Коммунистическая партия Индии (марксистская). Основана в ноябре 1964 г. группой руководящих деятелей, вышедших из КПИ. Насчитывает свыше 814,4 тыс. членов (2000 г.). Руководящие органы в период между съездами - ЦК, Политбюро ЦК и Центральный секретариат. Генеральный секретарь ЦК - Пракаш КАРАТ. Печатный орган - ежедневная газета «Дешабхимани».

Индийская народная партия (БДП) образована в 1980 г. Возглавляет правящую коалицию - Национальный демократический альянс (НДА). На сегодняшний день именно эти две партии являются самыми влиятельными и мощными политическими силами в стране. Бархатия джаната партия - БДП. Основана в апреле 1980 года в результате раскола в Джаната партии. Насчитывает 10,5 млн. членов. Председатель - Раджнат СИНГХ.

Националистический конгресс - НК. Основана в 1999 г. в результате раскола ИНК (И). председатель - Шарад ПАВАР10.

Сейчас на первые роли вновь выдвинулся Индийский Национальный Конгресс, Ваджпаи на посту первого человека государства сменил один из лидеров ИНК доктор Манмохан Сингх. Об определённом политическом курсе каждой из партий, как мы видим, говорить не приходится: по сути, и те и другие, впрочем, как и остальные, выступают за продолжение либеральных реформ. Таким образом, политическая система Индии как бы оторвана от нужд страны, так как развивается исключительно по такому принципу, что для существования демократии необходимо наличие развитой многопартийной системы. По большому счёту взгляды на развитие собственного государства у большинства индийских партий схожи, серьёзное различие проявляется лишь в отношении внешней политики страны.

В доказательство утверждения о «слабости» и в определённом смысле «юношеском» возрасте партийно-политической системы Индии, приведём следующий пример. Победив на выборах 2004 года, кабинет министров должна была возглавить одна из лидеров ИНК Соня Ганди, вдова бывшего премьера Раджива Ганди. Многим казалось, что именно так оно и будет, но Соня поступила иначе. Выслушав доводы оппозиции относительно недопустимости участия иностранцев в верхних эшелонах власти, она (итальянка по рождению) фактически согласилась с ними. В нежелании вызвать раскол нации, собственно, и заключается смысл поступка Сони. И ее не смогли переубедить ни угрозы депутатов фракции выйти из состава конгресса, ни попытки самоубийства некоторых ее сторонников. «В семье Неру-Ганди не принято менять свои решения», - пояснила Соня. А вот другое ее заявление: «Моим долгом было дать Индии в это критическое время сильное и стабильное светское правительство, минимизировать масштабы ущерба, нанесенного республике предыдущим кабинетом».

Жест Сони Ганди, безусловно, благородный и ничего некомпетентного в её действиях, конечно, нет, однако, заметим, что в политических кругах развитых демократических государств редко находится место подобным поступкам11.

В последние годы, несмотря на преобладание ИНК, намечается тенденция активизации различных политических сил. Похоже, что ситуация будет развиваться по пути закрепления реальной

многопартийной системы, являющейся главной гарантией демократического развития страны. Однако преждевременных выводов в этом отношении делать тоже не стоит, ведь в нестабильной и переменчивой индийской политике появление новых сил может привести к непредсказуемым последствиям. Конечно, есть скептики, отмечающие, что политическая система Индии по частоте смены правительств вскоре догонит итальянскую. Однако пока при любом правительстве экономический курс страны сохраняется просто потому, что нет другого, тем более что в 1991 г. реформы начала именно партия ИНК.

Однако динамичная индийская демократия с весьма своеобразной партийной системой довольно сильна, но и очень неудобна, когда дело доходит до принятия трудных политических решений, раскалывающих властвующую элиту.

Политическая практика 60-ти лет свидетельствует, что в Индии слышат голос народа, но порой он звучит либо не ясно, либо слишком громко. Представительство множественных интересов - здоровое явление, но коалиционное правительство из 15 партий или больше затрудняет прохождение определенных законов или инициатив, особенно тех, которые не пользуются популярностью. В качестве примера можно привести судьбу соглашения между США и Индией по строительству атомных электростанций.

Ещё одна особенность партийной системы заключается в том, что партия, которая поддерживает ту или иную инициативу, находясь у власти, выступает против нее, проиграв на выборах. Отчасти именно так функционирует демократия.

Можно отметить еще одну особенность индийской и российской политики: на выборах кандидата часто поддерживают для того, чтобы как говорится ему достался пирог, которым он поделится, а не ради программы идей и политики, которые он предлагает12.

Урок поиска курса развития

Одна из сущностных характеристик демократического режима - это возможность оппозиции придти к власти, т.е. сменяемость правящих политических сил. Шестидесятилетняя история Индии позволяет проследить смену правящих курсов и партий.

Первоначальный этап в развитии Индии связан с правлением партии Индийский национальный конгресс. Первый премьер-министр страны Д.Неру, как политик, формировался под влиянием идей социализма. Ещё до освобождения Индии он, говоря о политическом курсе партии, заявлял, что цель её построение бесклассового общества с равными для всех экономической справедливостью и возможностями, а все, что мешает этому, должно быть устранено, мягко, если это возможно, или силой, если это необходимо. Но под влиянием Махатмы Ганди и «издержек» советского социализма он практически отошел от идеи использования силы и идей коммунизма. Отмечал, что ему не нравится регламентация и охота на еретиков, которые, похоже, являются особенностью современного коммунизма, а также многое из того, что происходило тогда в Советской России, особенно чрезмерное использование насилия13.

В начале 1960-х годов Индийский национальный конгресс провозгласил своей стратегией построение «демократического социализма, была разработана и применялась концепция смешанной экономики. Она по сути была капиталистической экономикой, но её развитие управлялось с помощью пятилетних планов. Всего, начиная с 1951 года и вплоть до 1996 года, их было реализовано восемь, и они обеспечивали индустриализацию страны.

Стремление дистанцироваться и от капитализма и от социализма в 1955 году, когда на Бандунгской конференции освободившиеся страны объединились, заявив: «Мы не за капитализм и не за коммунизм. Мы - «третий мир», и была создана новая политическая сила и идеология - движение неприсоединения. Индия стояла у истоков этого нового политического курса.

В 1977 году в результате парламентских выборов победу одержал блок оппозиционных партий - Джаната партия. В начале 1990х годов сложились условия, при которых различные партийные объединения стали сменять друг друга у власти. С 1998 года по 2004 год политическое управление Индией осуществляла Индийская народная партия. Должность премьер-министра в это время занимал Атал Бихари Ваджпаи. Приведем некую выжимку из его идейных представлений о

социальном устройстве современного индийского общества.

Капиталистическая система экономики, которая признает «экономического человека» в качестве её центрального субъекта, не может быть адекватной, считал Ваджпаи. «Это не соответствует индийской философии. Социализм, по его мнению, возник как реакция на проблемы, созданные капитализмом. Цели социализма похвальны, но его результаты не принесли блага человечеству. Концепция конфликта классов не способствует сотрудничеству между гражданами. Капитализм и социализм расходятся в своей оценке значения частной собственности. Но оба ведут к централизации и монополизации. В результате человек, личность, оказывается вне их внимания.

Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать инициативе личности, но в ее взаимоотношениях с обществом не должен причиняться ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута в децентрализованной экономике»14.

Урок разделения власти и собственности

В середине 1950-х Индийский национальный конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца», а в на-чале1960-х - «демократического социализма». Для реализации этих лозунгов была разработана концепция смешанной экономики, которая, с одной стороны содержала элементы социального равноправия, а с другой - по своей сути была экономикой капиталистической.

Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем. Одновременно широкое поле деятельности оставалось для частного предпринимательства, которое вместе с тем должно было учитывать цели, выдвигаемые государством. И, тем не менее, к 1960 году доля государственного сектора в валовой промышленной продукции составляла всего 18%. Ограничивая деятельность частного капитала

в отдельных отраслях экономики, государство одновременно обеспечивало заметное расширение частного предпринимательства, особенно крупного капитала. Так с 1956-го по 1966 год 70 крупнейших корпораций получили более половины всей государственной помощи, выделенной частному сектору»15.

Индия за годы независимого развития стала одной из крупнейших экономик мира не только по количественным, но и по качественным параметрам. С 1950/51 г. по 2006/07 г. ее ВВП в постоянных ценах вырос в 13 раз и в расчете по паритету покупательной способности достиг 4,2 трлн. долл. По этому показателю Индия занимает четвертое место в мире. Впечатляют и темпы роста её ВВП за последнее десятилетие. В предкризисный 2006/07 г. они достигли 9,7%, а норма денежного и реального накопления соответственно 34,8 и 35,9%. Рост ВВП на душу населения в 2007/08 г. превысило 7%. Физический объем экспорта и импорта в период независимости вырос соответственно в 100 и 145 раз. Золотовалютные резервы страны, по данным на ноябрь 2007 г. с учетом золота и специальных прав заимствования составили 273,5 млрд. долл. Успешная реализация экономических реформ, проводимых в годы независимости и в особенности в завершающем десятилетии прошлого века обеспечили трансформацию отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство с растущим внутренним рынком, ростом продуктивности сельского хозяйства и промышленностью, где ведущее место занимают отрасли, связанные с информационно-коммуникационными технологиями16.

Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты.

Высокие темпы роста экономики и качественные сдвиги в её реальном секторе позволили понизить долю населения, живущего ниже уровня бедности до 22% и существенно повысить качество жизни в стране.

Эффективная макроэкономическая база изменила позиции Индии в мировой экономике и повысила её сопротивляемость глобальным потрясениям. Ещё в 2007 г. мировая экономика

испытала первые признаки неблагополучия, что нашло свое выражение в отраслевых кризисах, вызванных спекулятивно высокими ценами на нефть и продовольствие, а также сужением банковской ликвидности в связи с невозвратом долгов по ипотеке в США.

Реакция Индии была быстрой и своевременной. По мере роста цен на нефть, бензин и дизельное топливо, которое удовлетворяется собственным производством лишь на 1/3, правительство страны постепенно снижает импортные пошлины и акцизы. В июне 2008 г. пошлины на нефть были полностью ликвидированы, налог на бензин снизился до 27,2%, или почти на 23%, а на дизельное топливо - почти на 33%. Это весьма позитивно сказалось на издержках производства всех отраслей национального хозяйства и позволило существенно сдержать развитие инфляционных процессов.

Рост мировых цен на продовольствие не имел и не имеет для внутреннего рынка Индии существенного значения. За годы независимости производство продовольственного зерна выросло почти в 5 раз. В импорте страны доля продовольствия не превышает 2-3%. Внутренней производство полностью покрывает спрос населения на продовольственное зерно и тем самым ограждает страну от влияния резких изменений ценовых уровней, складывающихся на внешнем рынке сельскохозяйственной продукции, в первую очередь продовольствия. Доходы от реализации сельскохозяйственных товаров за рубежом также не имеют решающего значения для Индии, в экспорте которой на долю этой группы товаров приходится менее 10%17.

Созданная за годы независимости диверсифицированная многоотраслевая структура национального хозяйства изменила положение страны в мирохозяйственных связях, превратила Индию из поставщика на внешний рынок традиционных «колониальных» товаров, экспортные доходы которой зависели от нескольких товарных групп сырья и продовольствия - в продавца главным образом готовой продукции. По последним официальным данным, опубликованным в 2005/06 ф.г., около 70% вывоза страны приходится на готовые промышленные товары, в числе которых машины и оборудование занимают 21%.

^Еитеаилаз-з* ¡А)

шфсЛи

За годы независимости были созданы целые массивы нового производства или превратились высокотехнологичные структуры отрасли, базировавшиеся на примитивной технологической базе и архаичных формах организации труда. Но, пожалуй, самым весомым и убедительным достижением стало вступление Индии в клуб стран, успешно высокими темпами развивающих высокие технологии, прежде всего в сфере коммуникационных технологий. Последнее обстоятельство весьма знаменательно, поскольку свидетельствует о формировании в Индии структуры постиндустриального общества, что должно иметь существенное значение в повышении степени сопротивляемости национального хозяйства страны к кризисным явлениям, а также к путям выхода из кризиса, его преодоления. С начала текущего века по 2005/06 г. выпуск только программного обеспечения вырос в 3,6 раза, превысив 31 млрд. долл. В его производстве занято 1,3 млн. человек. Отрасль обладает высоким мультикативным эффектом в сфере занятости, обеспечивая 3 млн. рабочих мест в сложных областях производства. Сегодня Индия занимает второе место (после США) в мире по производству и экспорту программного обеспечения. К этому следует добавить также широкое развитие на основе высоких технологий интеллектуального аутсорсинга18. Количественные и качественные сдвиги в экономике страны - объективный базовый фактор, определяющий её возможности и способности противостоять или преодолевать с наименьшими потерями пагубные последствия современных мировых экономических потрясений. Созданная в стране экономическая матрица обеспечивает в принципе два важнейших фактора экономической устойчивости национального хозяйства в условиях кризиса: стабильность внутреннего спроса и преобладание национальных ресурсов в реальном накоплении19.

Говоря об экономическом развитии Индийской демократии и сравнивая этот процесс с российским, следует отметить главное, что тормозит создание конкурентной, а не монополизированной экономики - это большой, до 60% удельный вес государственной собственности в России.

К началу 1990х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая сис-

тема. Её существование на протяжении почти двадцати лет свидетельствует, что не без труда, но достаточно успешно она амортизировала толчки и удары, порой очень жесткие и болезненные, в разных сферах общественной, политической и экономической жизни. С этого времени и по сей день, эта система опирается на такие базовые ценности как демократия, политический плюрализм, смешанная экономика, социальная справедливость. Идеологические ориентиры этой системы ценностей выглядят весьма размытыми, а, иногда, внешне даже противоречивыми.

Несмотря на частое напряжение и затрачиваемые усилия, Индия продолжает оставаться свободной многопартийной демократией; возможно, с определенными изъянами, недостатками и не такой эффективной, как хотелось бы обществу и власти, но, тем не менее, развивающейся и процветающей.

И все это благодаря тому, что в Индии поддерживался политический плюрализм, было установлено господство политических институтов, а не лидеров и персон, произошло разделение сфер компетенции государственной власти и общества, а также власти и собственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Страны мира сегодня. Индия. Т.4. Азия, декабрь 2009г. С.4-13-1.

2. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник/сост. А.А. Танин -Львов. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2001, с.316, 804.

3. http://www.america.gov/st/washfile-russian.

4. Там же.

5. См. http://www.america.gov/st/washfile-russian.

6. Там же.

7. Страны мира сегодня. Индия. Т.4. Азия, декабрь 2009г. С.4-13-3.

8. Страны мира сегодня. Индия. Т.4. Азия, декабрь 2009г. С.4-13-5.

9. См. http://www.america.gov/st/washfile-russian.

10. Страны мира сегодня. Индия. Т.4. Азия, ноябрь, 2009г. С.4-13-9/4-13-10.

11. См. http://catalog.fmb.ru/india3.shtml.

12. См. http://www.america.gov/st/washfile-russian.

13. Феликс Орлов. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии. Эксперт № 1, 2010, с.56.

14. Феликс Орлов. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии. Эксперт № 1, 2010, с.57.

15. См. http://www.mirec.ru.

16. Феликс Орлов. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии. Эксперт № 1, 2010, с.57.

17. См. http://www.mirec.ru.

18. См. http://www.mirec.ru.

19. См. http://www.mirec.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.