Научная статья на тему 'Политические партии Индии: история развития и правовое положение'

Политические партии Индии: история развития и правовое положение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4452
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шлыкова Наталья Борисовна

Дана классификация политических партий Индии, рассмотрены вопросы исторического развития и правового положения национальных и региональных партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические партии Индии: история развития и правовое положение»

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Политические партии Индии: история развития и правовое положение

ШЛЫКОВА Наталья Борисовна,

младший научный сотрудник отдела конституционного и административного законодательства иностранных государств ИЗиСП

В настоящее время в Индии существует многопартийная система, которая развивается с момента обретения независимости страной в 1947 г. Эта политическая система основана на свободной конкуренции между партиями, что оказало большое влияние на развитие парламентарной демократии1. Сегодня количество зарегистрированных партий в Индии превышает 1000. При этом среди них есть как признанные, так и непризнанные политические партии. Все зарегистрированные партии делятся на два вида: национальные партии и партии, сформированные на уровне штатов. Всеиндийский характер политических партий находит отражение в их структуре, организации деятельности, политике и программах, даже в том случае, когда основная политическая деятельность этих партий имеет узкий характер и затрагивает лишь отдельные области общественного устройства. Национальные политические партии (на сегодня зарегистрировано семь) принимают участие во всех выборах, проводимых на территории Индии. В политическом плане перед этими партиями стоят задачи национального масштаба, касающиеся реализации долгосрочных программ, нацеленных на социальное, экономическое и полити-

1 См.: C handra В., Mukherjee M., Mukherjee A. India since Independence. Penguin Books, 2008. P. 235.

ческое развитие Индии в целом2. В отличие от них региональные партии участвуют только в выборах, проводимых на территории штата.

Некоторые политические партии были образованы еще до получения Индией независимости. Среди них Индийский национальный конгресс (The Indian National Congress), Блок «Вперед!» (Forward Block), Акали Дал (Akali Dal), Национальная конфедерация (National Conference) и др. Кроме того, ряд зарегистрированных партий изначально имели статус социальных или политических организаций, а политическими партиями стали после обретения Индией независимости. Однако большинство партий сформировались именно после 1947 г. Для Индии также характерно образование новых партий в результате раскола более крупных. Так, в 1960-х гг. бывшими членами Индийского национального конгресса была учреждена партия Лок Дал, в результате раскола Коммунистической партии было сформировано марксистское направление Коммунистической партии Индии.

В политической истории Индии представлены также партии, политическая деятельность которых всецело связана с ее лидером. Такое положение существовало еще до получения Индией независимости, когда Махатма Ганди (1869—1948), несмотря на то что покинул Конгресс в 1933 г., возглавлял партию Индийского национального конгресса до последних дней своей жизни. Такая же ситуация складывается и в регио-

2 Ibid.

нальных партиях. Например, Бал Тхакари (глава региональной партии Шив Сена) после победы своей партии на выборах остался ее главой, назначив на должность главного министра другого человека.

Несмотря на наличие сильного лидера, народное признание такие партии обретают благодаря своей идеологии, в то время как остальные политические партии оказываются в зависимости от народной оценки их лидера.

Оппозиционные партии в Индии довольно слабы. Наиболее значимыми для них выборами, на которых они смогли получить большое количество голосов, явились выборы 1951/52, 1957 и 1962 гг. И даже несмотря на мажоритарную избирательную систему, распространенную в Индии, эти партии получили всего 26% голосов на выборах в палату представителей в 1952 г., 25% — в 1957 г. и 28% — в 1962 г. Гораздо больше они преуспели в выборах на уровне штатов, где в 1952 г. получили 32% мандатов, в 1957 г. — 35% и в 1962 г. — 40%. Благодаря этому в указанные годы оппозиционные партии могли оказывать ощутимое воздействие на правительство Индии и правящую партию, подвергая критике их действия. Кроме того, в этот период они имели очень большое влияние в обществе.

Слабость оппозиционных партий в первые десятилетия после обретения Индией независимости объяснялась их неспособностью к объединению. В то время они считали, что смогут действовать эффективнее и находили больше общего скорее с какой-либо из частей Партии индийского национального конгресса, нежели друг с другом. Это объяснялось тем, что до 1947 г. все партии, в том числе и оппозиционные, за исключением разве что партий общин и каст, были частью всеиндийского движения за независимость, а также частью Партии индийского национального конгресса. Только в случае объединения левых и правых партий они могли победить Партию индий-

ского национального конгресса, как это и произошло в 1977 и 1989 гг.3

Практика включения в свои избирательные округа членов более мелких партий путем заключения предвыборного договора существует у многих национальных партий. Это делается в целях предотвращения выдвижения различных кандидатов партиями, имеющими общий национальный или общий региональный список кандидатов, что может привести к разделению голосов избирателей и победе конкурирующей партии.

Кроме того, в Индии в выборах участвует большое количество независимых кандидатов. Чаще всего они принимают участие в выборах без поддержки со стороны какой-либо партии, хотя случается, что крупные политические партии оказывают таковую подобным кандидатам.

В связи с многообразием партий не представляется возможным рассмотреть их все, поэтому сосредоточим внимание на крупных национальных партиях, которые в настоящее время наиболее влиятельны в политической жизни Индии.

На сущность и деятельность политических партий, по мнению некоторых ученых, в частности К. С. Сури4, влияет природа государства и общества, в которых они созданы. История государства, национальный характер, культура, традиции, философия и экономика оказывают непосредственное воздействие на способы создания и функционирование партий. В большинстве государств, бывших когда-либо колониями, партии создавались в форме ассоциаций, борющихся за национальную независимость. Во многих таких государствах партии, ведомые этой национальной идеей, после достижения своей цели

3 См.: Chandra B., Mukherjee M, Mukherjee A. Op. cit. P. 236.

4 См.: Suri K. C. Parties under Pressure: Political Parties in India since Independence. URL: http://www.democracy-asia.org/qa/ india/KC%2 0Suri.pdf.

устанавливали жесткие ограничения или накладывали запрет на создание других партий, таким образом закреплялась однопартийная система. Индия же в своей политической истории пошла по другому пути, хотя именно цель обретения национальной независимости и стояла изначально перед первой крупной индийской партией — Индийским национальным конгрессом.

Партия Индийского национального конгресса — одна из старейших индийских партий, являющаяся по результатам всеобщих выборов 2009 г. правящей партией. Эта партия была основана в 1885 г. Алланом Октавианом Хьюмом, Дадабхаи Наороджи, Диншоу Вача, Вомешем Чандрой Боннерджи, Сурендрана-том Банерджи, Мономохуном Госом, Махадевом Говиндом Ранадом и Уильямом Уэддерберном. В целях оказания давления на британское правительство в 1889 г. был сформирован Британский комитет партии Индийского национального конгресса. Партия возглавила Индийское движение за независимость и борьбу с режимом британского правления. В ее составе насчитывалось около 15 млн членов. После обретения Индией независимости эта партия, возглавляемая семьей Неру — Ганди, заняла доминирующее положение в политической жизни Индии.

На первом съезде партии, проходившем с 28 по 31 декабря 1885 г. в Бомбее, присутствовало 72 делегата. В начале своей деятельности партия не была настроена против британского правления, но через несколько лет политика партии стала более радикальной, в результате чего партия стала активно бороться за независимость Индии. В 1907 г. в партии появились два основных течения: Га-рам Дал («горячая фракция», экстремисты), которое возглавил Бал Ган-гадхар Тилак, и Нарам Дал («мягкая фракция», центристы), во главе которого встал Гопал Кришна Гокхал. Оба лидера отличались негативным отношением к Британии. Благодаря влия-

нию Бала Гангадхара Тилака партия Индийского национального конгресса стала первой массовой организацией в Индии, объединившей миллионы людей, настроенных против правящего режима. Именно этой партии Индия обязана появлением наиболее сильных лидеров, таких как Бал Гангад-хар Тилак, Бипин Чандра Пал, Мо-хаммед Али Джинах, Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и др.

В 1915 г. с помощью лидера центристской группы во главе Партии индийского национального конгресса встал Махатма Ганди. С ростом его популярности и благодаря уже существовавшим в стране националистическим настроениям партия Индийского национального конгресса стала наиболее сильной массовой организацией, выступавшей против кастовых различий, неприкасаемости, бедности, установления религиозных и этнических границ.

В 1929 г. состоялся съезд партии под председательством Джавахарла-ла Неру, на котором обретение полной независимости было провозглашено основной целью деятельности партии Индийского национального конгресса. 26 января 1930 г. было объявлено Днем Независимости Индии, несмотря на то что Британия сохраняла свое господство над ней еще на протяжении многих лет после этого.

Партия оставалась у власти в течение 30 лет после обретения Индией независимости и впервые проиграла на общенациональных выборах в 1977 г. Несмотря на то что Махатма Ганди и Сардар Пател5 считали партию Индийского национального конгресса необходимой только для обретения независимости Индии, она оставалась главной политической организацией в стране и после достижения этой цели.

5 Сардар Валлабхабхай Пател (1875 — 1950) — политический и социальный лидер Индии, оказавший большое влияние на исход борьбы за независимость государства и объединивший его в единую независимую нацию.

После убийства М. Ганди в 1948 г. и смерти С. Патела6 в 1950 г., партию возглавил Джавахарлал Неру, который вскоре стал ключевой фигурой в политике Индии. Именно благодаря ему партия Индийского национального конгресса получила большинство мест в парламенте на выборах 1952, 1957 и 1962 гг. Однако после смерти Неру в 1964 г. ни один из лидеров партии не смог достигнуть уровня признания Дж. Неру. Должность премьер-министра партии занял Н. Шастри, который не стал менять политику партии, проводившуюся Дж. Неру, не изменил он и состава кабинета министров, за исключением министра информации и телерадиовещания, пост которого заняла Инди-ра Ганди. Именно она возглавила Индийский национальный конгресс после смерти Н. Шастри в 1966 г.

Впервые гегемония этой партии была нарушена в 1967 г., когда объединенная оппозиция получила контроль над некоторыми штатами. Основной причиной ослабления позиций партии стал отказ от нацеленности на решение социальных проблем и институциональные изменения в государстве. Кроме того, сыграла свою негативную роль и борьба за власть в руководстве партии. А в 1969 г. произошел раскол. И. Ганди возглавила отделившуюся партию Индийского национального конгресса, или Новый Конгресс, которая признавалась избирательной комиссией Индии настоящей партией Индийского национального конгресса несмотря на то, что была лишь отколовшейся ее частью. В некотором роде такой раскол можно было рассматривать как разделение на левое и правое крыло. И. Ганди хотела получить поддержку населения и выдвинула в качестве девиза своей партии лозунг «Долой бедность!», а также начала налаживать более тесные связи с СССР. Другая отколовшаяся часть партии вскоре вошла в состав Джа-ната партии.

6 См.: Patel S. Sardar Patel in Tune With the Millions. Vol. 3. Ahmedabad, 1976. P. 164—169.

12 июня 1975 г. Высший суд аллахабада признал И. Ганди виновной в злоупотреблении должностными полномочиями в целях проведения успешной избирательной кампании и вынес решение аннулировать результаты выборов 1971 г., отстранить ее от занимаемой должности и запретить участвовать в выборах в течение следующих шести лет. Основанием для такого обвинения послужило заявление оппонентов этой партии о мошенничестве на выборах 1971 г. Гандистский социалист Дж. П. Нарайан провел агитацию за изменение провинциального правления и свержение центрального правительства в штате Бихар. Дж. П. На-райан и его сторонники добились объединения студентов, крестьян, участников трудовых организаций с целью ненасильственного изменения строя индийского общества. В связи с массовыми волнениями 25 июня 1975 г. по совету И. Ганди, занимавшей в то время должность премьер-министра, Президентом Индии было введено чрезвычайное положение, которое было снято 21 марта 1977 г. А уже на следующий день выборы в нижнюю палату парламента Индии выиграла Джаната партия.

31 октября 1984 г. И. Ганди была убита своими телохранителями. Эта акция стала ответом на военную операцию «Голубая звезда», проведенную с целью освобождения захваченного сикхами Золотого храма в Амритсаре.

После смерти И. Ганди во главе партии Индийского национального конгресса встал ее сын Раджив Ганди, а в настоящее время должность президента партии занимает ее невестка Соня Ганди.

Бхаратия Джаната партия была основана в 1980 г. из ранее существовавших индуистских политических организаций как основной соперник партии Индийского национального конгресса. Впервые эта националистическая партия пришла к власти в 1996 г., но не смогла обеспечить большинства в нижней палате парла-

мента. Поэтому парламент в течение двух недель был отправлен в отставку. В 1998 г. партия в составе Национального демократического альянса выиграла выборы в народную палату парламента. Но коалиция распалась в 1999 г., когда лидер одной из партий Альянса — Всеиндийской партии — А. Джайалалита покинула Альянс, и были проведены новые выборы.

13 октября 1999 г. Национальный демократический альянс, возглавляемый Бхаратия Джаната партией, снова выиграл выборы в парламент, получив 303 места, 183 из которых принадлежали партии. А. Б. Вад-жпаи стал премьер-министром Индии в третий раз. После этой победы партия оставалась у власти в течение пяти лет. Выиграв выборы, А. Б. Ваджпаи продолжил политику партии Индийского национального конгресса по приватизации правительственных корпораций, либерализации торговли в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, открытию воздушного пространства для коммерческих авиалиний, разрешению иностранных инвестиций и приобретения собственности, а также позволил частным компаниям образовывать особые экономические зоны, в которых застройщики могли бы осуществлять строительство новых городов с инфраструктурой международного класса, включая предприятия, занимающиеся экспортом продукции.

В 2004 г. Бхаратия Джаната партия проиграла выборы в парламент, а премьер-министром Индии стал М. Сингх, представлявший партию Индийского национального конгресса и Объединенный прогрессивный альянс. На всеобщих выборах 2009 г. партия также уступила Индийскому национальному конгрессу.

Бахуджан Самадж партия была основана в 1984 г. с целью представления интересов малочисленных каст и иных развивающихся классов и религиозных меньшинств. Лидер этой партии, первый министр самого многочисленного штата Индии

Уттар-Прадеш М. С. Ядав, по мнению экспертов, может стать ключевой фигурой в политической жизни страны и первым далитом (неприкасаемым), занявшим должность премьер-министра Индии, возглавляя Альянс коммунистических и левых партий «Третий Фронт».

Коммунистическая партия Индии — социалистическая партия, основанная в 1925 г., обладающая поддержкой в таких штатах, как Западная Бенгалия, Керала, Трипура, Манипур и Тамил Наду. В настоящее время во главе партии находится генеральный секретарь А. Б. Бард-хан. В результате разногласий внутри партии по поводу вооруженного индийско-китайского конфликта партия раскололась на два течения: просоветская ее часть заняла сторону индийского правительства, другая поддерживала Китай. В 1964 г. выделилась прокитайская Коммунистическая партия Индии (марксистская группа). В течение долгого времени партия совместно с Коммунистической партией Индии (марксистской группой) входила в состав Объединенного прогрессивного альянса, но в 2008 г. обе партии вышли из него из-за заключения правительством Индии с США соглашения по вопросу ядерных вооружений.

Коммунистическая партия Индии была частью Партии индийского национального конгресса с 1936 г., но в 1945 г., не желая поддерживать ее политику, вышла из состава.

Партия Националистического конгресса основана в 1999 г. в результате выхода некоторых видных членов партии Индийского национального конгресса, не согласных с кандидатурой Сони Ганди в качестве лидера партии. В настоящее время партию возглавляет Ш. Павар, занимающий должность первого министра штата Махараштра и министра сельского хозяйства в правительстве, сформированном Объединенным прогрессивным альянсом. Наибольшую поддержку партия получила в штате Махараштра.

Раштрия Джаната Дал основана в 1997 г. Л. П. Ядавом, выделившись из состава партии Джаната Дал. В 1990 г. Ядав стал Первым министром Бихара, но в 1997 г. был отправлен в отставку в связи с обвинениями в коррупции. Вернуться к власти он смог в 2004 г. в качестве министра железнодорожного транспорта Индии после победы на выборах Объединенного прогрессивного альянса.

Организация и функционирование политических партий. Партии рассматриваются в качестве организаций, осуществляющих целый спектр различных функций. Американские ученые Дж. ЛаПаламбара и М. Вайнер рассматривали их как комплексные организации, требующие, во-первых, преемственности в осуществлении деятельности, т. е. в качестве таких организаций, деятельность которых зависит не только от позиции их действующих лидеров. Во-вторых, для таких партий необходимы стабильная деятельность на местном уровне, осуществление взаимодействия представительств партии на местах и на национальном уровне. В-третьих, единоличность или коа-лиционность исполнения полномочий лидером партии не должна влиять на принятие решений. И, в-четвертых, политические партии — это организации, для которых важно наличие последователей и которые стремятся к получению народной поддержки на выборах7. Помимо перечисленных признаков политической партии необходимо отметить еще один: добровольное вступление в ее ряды.

Для всех политических партий Индии процедура регистрации является обязательной. Регистрация осуществляется в соответствии с Актом о народном представительстве 1951 г., согласно которому общественные организации, желающие получить статус политической партии, должны подать заявление в избирательную

7 cm.: LaPalambara J., Wiener M. Political Parties and Political Development. Princeton. 1966. P. 6.

комиссию Индии в течение 30 дней с момента своего образования. В заявлении должны быть указаны: наименование партии; штат, где расположено центральное отделение партии; почтовый адрес партии, на который может отправляться вся корреспонденция; имена президента, секретаря, казначея и иных должностных лиц партии; данные о том, имеются ли у партии местные представительства, представлена ли она кем-либо в Народной палате или Законодательном совете; и др.

Вместе с заявлением в избирательную комиссию Индии представляются учредительный договор или правила и устав организации либо иной аналогичный документ.

После рассмотрения документов и беседы с представителями организации избирательная комиссия выносит решение о регистрации ее в качестве партии или об отказе в такой регистрации. Решение избирательной комиссии окончательное. Для принятия положительного решения о регистрации политической партии важно, чтобы ее деятельность отвечала демократическим принципам, в частности, чтобы лидеры партии избирались на всех уровнях.

После завершения процедуры регистрации политической партии избирательную комиссию Индии следует информировать обо всех изменениях наименования политической партии, расположения ее центрального отделения и филиалов, о новых должностных лицах и т. п.

Некоторые исследователи рассматривают индийские политические партии в качестве механизма, цель которого — собрать наибольшее количество голосов на выборах, или в качестве ассоциации, деятельность которой заключается в сохранении власти лидеров партий. Другие ученые считают, что благодаря политическим партиям народ может быть представлен в правительстве, имеет возможность выразить личные, коллективные, местные интересы или интересы какой-либо группы,

а также понять, что способен влиять на политику государства. Так, М. Дуверджер полагал, что партии выводят народ на политическую арену, предоставляют ему возможность выразить свое мнение и формируют политическую элиту8.

Политические партии в Индии действуют в качестве ключевых агентов по демократическому преобразованию государства. В стране, где в течение длительного периода существует социальное неравенство, отсталость и бедность, не так просто предоставить свободу одновременно всем в равной мере. С момента провозглашения Индии независимой республикой политика государства в основном была направлена на формирование социального и экономического секторов, что отразилось и на характере деятельности политических партий. Кроме того, именно партии оказали большое влияние на популяризацию идей равенства и свободы среди населения.

После прихода к власти индийские политические партии, как правило, стараются обеспечить представительство в правительстве различных каст, сообществ и географических областей. В избирательных целях политика партий имеет социальную направленность. Индийские ученые, например К. С. Сури, отмечают, что законность управления, допустимость и представительство политических партий повышаются с появлением региональных партий, среди задач которых обеспечение представительства отсталых в социальном плане слоев населения, каст и сообществ9. Увеличение в партии количества представителей таких классов, а также каст и племен, внесенных в список, делают партии более восприимчивыми к их интересам и требованиям.

8 См.: Duverger M. Political Parties: Their Organization and Activity in the Modern State. New Delhi, 1964. P. 45.

9 См.: Suri K. C. Parties under Pressure:

Political Parties in India since Independence.

По данным изучения национальных выборов в 2004 г. 41% опрошенных считал, что именно региональные партии лучше справлялись бы с задачами государственного управления на федеральном уровне, и только 28% избирателей с этим не согласились. Иными словами, практически половина избирателей не видит негативных последствий в формировании коалиционного правительства.

Коалиции в Индии имеют право на существование по нескольким причинам. Во-первых, необходимо отметить их широкую социальную и политическую направленность, а также региональное представительство. Во-вторых, усиление коалиций заставляет партии объединяться. В-третьих, наличие крупной партии, рядом с которой существуют более мелкие, обеспечивает политическую стабильность, а общая программа обеспечивает основу политики коалиции. Кроме того, важно отметить, что создание перед выборами политических альянсов связывает партии между собой определенными обязательствами10. Все это свидетельствует о важной роли политических партий Индии в государственном управлении.

Библиографический список

Chandra B., Mukherjee M., Mukherjee A. India since Independence. Penguin Books, 2008.

Duverger M. Political Parties: Their Organization and Activity in the Modern State. New Delhi, 1964.

LaPalambara J., Wiener M. Political Parties and Political Development. Princeton, 1966.

Patel S. Sardar Patel in Tune With the Millions. Vol. 3. Ahmedabad, 1976.

Patil S. H. India's Experiment with Coalition Government at the Federal Level // Indian Journal of Political Science. 2001. Dec.

Suri K. C. Parties under Pressure: Political Parties in India since Independence. URL: http://www.democracy-asia.org/ qa/india/ KC%20Suri.pdf/.

10 См.: Patil S. H. India's Experiment with Coalition Government at the Federal Level // Indian Journal of Political Science. 2001. Dec.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.