Научная статья на тему '2018. 04. 020. Уотт Х. Аборт в силу угрожающей жизни фетальной аномалии: выгодно когда и для кого? Watt H. abortion for life-limiting foetal anomaly: beneficial when and for whom? // clinical ethics. - New York, 2017. - Vol. 12, n 1. - p. 1-10'

2018. 04. 020. Уотт Х. Аборт в силу угрожающей жизни фетальной аномалии: выгодно когда и для кого? Watt H. abortion for life-limiting foetal anomaly: beneficial when and for whom? // clinical ethics. - New York, 2017. - Vol. 12, n 1. - p. 1-10 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ВЫНУЖДЕННАЯ ЭВТАНАЗИЯ / МОРАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДУАЛИЗМ ДУШИ И ТЕЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Летов О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 020. Уотт Х. Аборт в силу угрожающей жизни фетальной аномалии: выгодно когда и для кого? Watt H. abortion for life-limiting foetal anomaly: beneficial when and for whom? // clinical ethics. - New York, 2017. - Vol. 12, n 1. - p. 1-10»

вправе прервать свою жизнь, дабы избежать лишних и ненужных страданий, - с другой. Последнюю позицию называют также «правом на смерть с достоинством» (c. 28). Медицинские сестры, слабо ориентирующиеся в вопросах биоэтики, ведут себя пассивно в условиях дилеммы о необходимости или бессмысленности поддержания жизни тяжелобольного пациента. Вместе с тем медицинские сестры, обладающие определенной позицией в области биоэтики, способны внести свой вклад в решение тех или иных жизненно важных вопросов. Цель данной статьи - выявить основание для оценки степени осведомленности медицинского персонала в вопросах биоэтики и их отношение к вопросу продления жизни тяжелобольного пациента в условиях ограниченности медицинских ресурсов. Для достижения поставленной цели Е. Чой, К.С. Санг, Г.Х. Сео и Г.М. Ким используют дескриптивный метод исследования.

В результате проведенных исследований указанные авторы пришли к выводу о том, что чем выше уровень знаний медицинских работников в области биоэтики, тем выше вероятность их отрицательного отношения к вопросу о прекращении лечения тяжелобольного пациента. Все это подтверждает необходимость обучения медицинского персонала основам биомедицинской этики.

О. В. Летов

2018.04.020. УОТТ Х. АБОРТ В СИЛУ УГРОЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ ФЕТАЛЬНОЙ АНОМАЛИИ: ВЫГОДНО КОГДА И ДЛЯ КОГО? WATT H. Abortion for life-limiting foetal anomaly: Beneficial when and for whom? // Clinical ethics. - New York, 2017. - Vol. 12, N 1. -P. 1-10.

Ключевые слова: биоэтика; вынужденная эвтаназия; моральный контроль; дуализм души и тела.

Х. Уотт (сотрудник Анкомбского центра биоэтики, Оксфорд, Великобритания) ставит вопрос о том, как обосновывается необходимость аборта в силу угрожающей жизни фетальной аномалии и как «работает» подобное обоснование. При этом нельзя забывать о боли выбора женщины, вынужденной совершить аборт. Этот выбор в той или иной степени освобождается от морального контроля, поскольку в данном случае речь может идти о вынужденной эвтаназии аномального плода. Тяжелые в моральном отношении

вопросы должны быть заданы врачами, и ответ на них дают родители. «Ответы на эти вопросы, как правило, выходят за рамки традиционных медицинских параметров» (с. 1).

Если для врача аборт - это обычная, рутинная операция, то для женщины и отчасти для ее партнера подобная операция сопровождается сильнейшим моральным стрессом. Поэтому как представители медицины, так и общество в целом призваны пересмотреть проблему абортов в том отношении, что моральный выбор не должен лежать целиком на родителях. Любая попытка закрыть подобные острые дискуссии суть не что иное как «эмоциональный шантаж». Глубина морального страдания, сопряженного с абортом, свидетельствует о том, что эта операция не может рекомендоваться врачом как просто «терапевтическая». Многие родители оказываются просто морально не готовы к подобной операции, учитывая их сильное желание иметь ребенка. Некоторые родители идут на подобную операцию либо в состоянии смятения и горя, либо под давлением окружающих, либо с учетом того обстоятельства, что промедление сделает аборт нелегальным. В силу указанных факторов вопрос об аборте по причине угрожающей жизни фетальной аномалии носит не столько терапевтический, сколько этический характер.

Каковы мотивы родителей, сделавших выбор в пользу аборта в силу угрожающей жизни фетальной аномалии, такой как, например, синдром Дауна? Как правило, родители аргументируют свой выбор в высшей степени соблюдением интересов неродившегося ребенка и нередко совершают его вопреки своим собственным желаниям. Даже медицинские сотрудники иногда высказывают идею о том, что настоящая мать всеми силами избавит ребенка от страданий. Многие родители рассматривают аборт в подобных обстоятельствах как альтруистический выбор, который позволяет неродившемуся ребенку «обрести свободу» или «превратиться в ангела». При этом возникает своего рода дуализм: тело этого ребенка рассматривается как некая тюрьма для его души. Указанный дуализм невольно подвергает сомнению саму ценность жизни ребенка.

Родители рассматривают возможные страдания ребенка как недопустимые. Для родителей, сделавших выбор в пользу аборта в силу угрожающей жизни фетальной аномалии, трудно примириться с имеющимся противоречием. С одной стороны, для них жизнь

ребенка имеет несомненную ценность. С другой стороны, они стремятся прекратить эту жизнь с помощью тех или иных средств. Иными словами, «возможность аборта в сложившихся условиях обосновывается как особого рода "перинатальная эвтаназия"» (с. 3). Возникает вопрос: справедливо ли подвергать эвтаназии живое существо, руководствуясь тем, чтобы оно «ни секунды не подвергалось страданию»?

Х. Уотт в заключение отмечает, что выводы врачей об угрожающей жизни фетальной аномалии не всегда бывают полностью достоверны. Поэтому паллиативный подход, в рамках которого медики стремятся сократить страдания ребенка, может быть вполне в тех или иных случаях заменен терапевтическим подходом, когда существует реальная возможность излечения новорожденного.

О.В. Летов

2018.04.021. СНАЙДЕР Б.Ф. ДАРВИНИСТСКАЯ НИГИЛИСТИЧЕСКАЯ КРИТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. SNYDER B.F. The Darwinian nihilist critique of environmental ethics // Ethics and the environment. - Lanham; New York, 2017. - Vol. 22, N 2. - P. 59-78.

Ключевые слова: экологическая этика; дарвинизм; материализм; натурализм; прескриптивизм; нигилизм; окружающая среда.

Автор статьи Брайан Ф. Снайдер является доцентом Кафедры экологии Университета штата Луизиана, его научные интересы лежат в области энергетики и ее воздействия на окружающую среду, а также в области управления экосистемами и истории экологической мысли. В своей статье он пишет, что любая прескриптивная (или нормативная) этика основывается на идее того, что люди способны разработать стандарты правильного и неправильного поведения. Экологическая этика направлена на предписание (прескрип-тивизм), а не просто описание (дескриптивизм) и определение правильного поведения в отношениях между человеком и окружающей средой. То есть экологическая этика предполагает, что существует «правильный» и «неправильный» способы, которыми люди взаимодействуют с окружающей средой. В рамках ряда экологических этик разработаны как субъективные, так и объективные теории ценности экологии. Экологическая этика предполагает, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.