2018.04.019
чения. Большая часть женщин, вступивших в ранний брак, не знают о законодательном возрастном ограничении в этой области.
О. В. Летов
2018.04.019. ЗНАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОБЛАСТИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕКРАЩЕНИЮ ЛЕЧЕНИЯ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ЖИЗНЬ ПАЦИЕНТА.
Nurses' awareness of biomédical ethics and their attitudes toward withdrawal of life - sustaining treatment / Choi E., Sung K.S., Seo G.H., Kim G.M. // Eubios journal of Asian and international bioethics. -Christchurch, 2017. - Vol. 27, N 4. - P. 28-36.
Ключевые слова: биомедицинская этика; ценность человеческой жизни; вопрос о прекращении лечения тяжелобольного пациента.
Е. Чой, К.С. Санг, Г.Х. Сео и Г.М. Ким отмечают, что развитие технологий в области биомедицины обогатило жизнь людей увеличением продолжительности жизни благодаря лечению серьезных заболеваний. Философы широко обсуждают такие проблемы, как роль абортов, эвтаназии, критерии биологической смерти человека, возможности трансплантации органов и использования стволовых клеток и др. В области науки, где в центре внимания ученых оказывается человеческая жизнь, особую роль приобретает справедливость этических суждений по поводу той или иной конкретной ситуации. Подобные суждения, затрагивающие ценность человеческой жизни, имеют значение по отношению не только к настоящему, но и к будущему времени. В основе этих суждений лежит система биомедицинской этики, дисциплина, формирование которой началось в 1960-е годы. Тем более важную роль в сфере дисциплин, связанных с жизнью человека, приобретает консенсус ученых по тому или иному актуальному вопросу.
Прогресс биомедицины несет с собой постановку такой проблемы, как смысл продления жизни тяжелобольного пациента в условиях ограниченности медицинских ресурсов. Подобная ситуация неизбежно порождает этические конфликты между сторонниками поддержания человеческой жизни во что бы то ни стало, с одной стороны, и защитниками позиции, согласно которой пациент
2018.04.020
вправе прервать свою жизнь, дабы избежать лишних и ненужных страданий, - с другой. Последнюю позицию называют также «правом на смерть с достоинством» (c. 28). Медицинские сестры, слабо ориентирующиеся в вопросах биоэтики, ведут себя пассивно в условиях дилеммы о необходимости или бессмысленности поддержания жизни тяжелобольного пациента. Вместе с тем медицинские сестры, обладающие определенной позицией в области биоэтики, способны внести свой вклад в решение тех или иных жизненно важных вопросов. Цель данной статьи - выявить основание для оценки степени осведомленности медицинского персонала в вопросах биоэтики и их отношение к вопросу продления жизни тяжелобольного пациента в условиях ограниченности медицинских ресурсов. Для достижения поставленной цели Е. Чой, К.С. Санг, Г.Х. Сео и Г.М. Ким используют дескриптивный метод исследования.
В результате проведенных исследований указанные авторы пришли к выводу о том, что чем выше уровень знаний медицинских работников в области биоэтики, тем выше вероятность их отрицательного отношения к вопросу о прекращении лечения тяжелобольного пациента. Все это подтверждает необходимость обучения медицинского персонала основам биомедицинской этики.
О. В. Летов
2018.04.020. УОТТ Х. АБОРТ В СИЛУ УГРОЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ ФЕТАЛЬНОЙ АНОМАЛИИ: ВЫГОДНО КОГДА И ДЛЯ КОГО? WATT H. Abortion for life-limiting foetal anomaly: Beneficial when and for whom? // Clinical ethics. - New York, 2017. - Vol. 12, N 1. -P. 1-10.
Ключевые слова: биоэтика; вынужденная эвтаназия; моральный контроль; дуализм души и тела.
Х. Уотт (сотрудник Анкомбского центра биоэтики, Оксфорд, Великобритания) ставит вопрос о том, как обосновывается необходимость аборта в силу угрожающей жизни фетальной аномалии и как «работает» подобное обоснование. При этом нельзя забывать о боли выбора женщины, вынужденной совершить аборт. Этот выбор в той или иной степени освобождается от морального контроля, поскольку в данном случае речь может идти о вынужденной эвтаназии аномального плода. Тяжелые в моральном отношении