дователь практически не выявил зависимости восприятия неравенства от возраста и уровня образования респондентов. Однако наиболее любопытный вывод состоит в том, что тип занятости (постоянная или по временному контракту) также практически не влияет на восприятия разного уровня доходов, что, вероятно, свидетельствует о том, что японцы переносят переживания данного характера на личностный уровень, не затрагивая общий социальный контекст.
В Китае картина выглядит несколько иной. Показателями, в наибольшей степени, влияющим на восприятие неравенства оказались персональная ориентация на общую социальную справедливость, возраст и трудоустройство. Кроме того, важным фактором является проживание в городе либо в деревне. Жители сельских округов по принципу прописки не всегда имеют достаточные возможности для социальной мобильности и поэтому более остро, по сравнению с горожанами, воспринимают социальное расслоение, несмотря на то что конкретно в их общине оно может не наблюдаться. В городах, напротив, уровень расслоения высок, но горожане имеют потенциально больше перспектив для преуспеяния и, кроме того, повседневное наблюдение за проявлениями имущественного неравенства вошло у горожан в привычку и не вызывает острого раздражения.
ЭКОНОМИКА
2018.03.020. ЛИ Э.Г.Ф. ТОРГОВЛЯ В ИНТЕРНЕТЕ И ДЕРЕВНИ ТАОБАО. ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ СЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ?
LI A.H.F. E-commerce and taobao villages. A promise for China's rural development? // China perspectives. - Hong Kong, 2017. - N 3. -Р. 57-62.
Ключевые слова: Китай; сельское развитие; аграрная политика; интернет-торговля; деревни таобао.
Энтони Ли, сотрудник Французского центра изучения современного Китая, анализирует развитие интернет-торговли в сельском Китае.
Начавшись буквально с нуля, она испытала в последние годы бурный подъем, сделавшись массовым явлением. В 2013 г. в интернет-торговлю было вовлечено 20 деревень, в 2014 г. - 211, в 2015 г. - 780, в 2016-1331 [020, с. 59]. Китай - страна широкого распространения Интернета, однако в последнее время доля сельских пользователей Сети остается на одном уровне: 2005 г. - 17%, 2007 г. - 25, 2008 - 28, 2015 г. - 28%. И при этой стагнации особенно заметен рост доли пользователей, вовлеченных в интернет-торговлю: 2008 г. - 15%, 2011 г. - 23, 2015 г. - 47%1 [с. 58].
Предпосылками возникновения этого явления оказываются несколько факторов. Во-первых, заинтересованность самого сельского населения, активно вовлеченного с началом реформ в рыночные отношения. Во-вторых, мощное развитие интернет-торговли в Поднебесной. В-третьих, курс государственной власти на преодоление застойных явлений в аграрной сфере и ее модернизацию в контексте программных целей КПК достижения страной уровня «средней зажиточности».
Государственное руководство КНР с 2014 г. развернуло деятельность по программе «Интернет плюс», в рамках которой развитие национальной интернет-торговли становится частью политического курса, направленного на трансформацию китайской экономики из экспортно-ориентированной в ориентированную на внутреннее потребление. Распространение интернет-торговли в сельской местности отвечает и решению особой задачи - достижению к 2020 г. стадии «умеренно преуспевающего общества (сяокан шэхуй)» путем проведения «урбанизации нового типа»2 [с. 57].
Инициатива принадлежала крупнейшим ритейлерам во главе с группой Алибаба. Со становлением в Китае среднего класса, с одной стороны, и развитием Интернета - с другой, в стране отмечается стремительное развитие интернет-торговли. Китай сделался крупнейшим глобальным интернет-рынком. За последние годы он-
1 Округлено мной до целых чисел. - Прим. реф.
2 Заданиями 13 пятилетнего плана развития КНР на 2016-2020 гг. предусматривается удвоение ВВП страны против показателя 2010 г., а также удвоение среднедушевых доходов жителей, как в городах, так и в деревнях. Предполагается, что это будет означать. полное построение в Китае общества «средней зажиточности» к столетию основания Коммунистической партии Китая (2021). - Прим. реф.
лайн-ритейл в самом Китае резко увеличился: с 1,2 трлн юаней в 2012 г. до 4,7 трлн юаней в 2016 г. [с. 57]. Группа Алибаба и создала экономическую платформу для интернет-торговли под названием Таобао, соответственно деревни, использующие эту платформу, получили название «деревни таобао».
Крупный китайский бизнес озабочен расширением внутреннего рынка за счет максимального вовлечения сельского населения. Одновременно большие доходы сулит посредничество при реализации продуктов сельского производства на национальном рынке. Планы менеджмента Алибабы еще более грандиозные. Разработанный в 2016 г. проект «Сельского таобао» предусматривает создание мультифункциональных сервис-центров, которые предложат сельским жителям многообразные услуги, включая образование, медицину, туризм, а также обучающие программы для ведения интернет-торговли. Отдельно предусматривается предоставление социальных и культурных услуг социально незащищенным слоям сельского населения.
Для этих целей руководство группы Алибаба заключило стратегические соглашения о сотрудничестве с властями различных уровней. Эти соглашения предусматривают не только развитие сельской интернет-торговли, но и участие в государственных программах преодоления бедности сельского населения. На март 2017 г., как заявляют представители группы, «Сельский таобао» охватывает 29 провинций, более 600 уездов, 30 тыс. деревень [с. 58].
По общему правилу «деревни таобао» сосредоточены в более развитых районах Юго-Восточного Китая. По данным 2013-2015 гг. более 90% их находятся на восточном побережье, более 70% в Южном Китае (там же). Это особенно прогрессирующие территории в дельтах Чжуцзян и Янцзы. Во внутренних провинциях Китая число «деревень таобао» незначительно. И в преуспевающих регионах начало было положено в деревнях, где сельское предпринимательство могло опереться на развитую экономическую инфраструктуру близлежащей округи.
Появление сельских предпринимателей, вовлеченных в интернет-торговлю, безусловно оказывает преобразующее воздействие на данную деревню. Но происходит это различным образом и с различными последствиями. Естественным образом, «снизу» это происходит спонтанно, когда интегрирование в интернет-рынок
начинается на уровне семейного хозяйства крестьянского двора, который в своей экономической активности опирается на ближайших родственников или клановые связи. Как правило, эта активность быстро выходит за пределы реализации местных продуктов сельского хозяйства или кустарных промыслов. Обычно экспансия затрагивает сферу услуг, например организацию фотоателье и различных мастерских. Очевидно, это требует освоения сельскими предпринимателями как технической, так и финансовой специализации. Однако общий модернизирующий эффект такой деятельности для социальной среды в «деревне таобао» весьма сомнителен.
Еще сложнее говорить об этом эффекте, когда с инициативой внедрения интернет-торговли выступают местные органы власти. С одной стороны, интенсифицируется снизу процесс индустриализации «нового типа»1. С другой стороны, «деревни таобао» рискуют стать объектом интенсивной регламентации, наподобие программы «построения новой социалистической деревни», которая обернулась жилищными проектами сомнительного достоинства.
Еще одна внушающая тревогу перспектива - возникающая зависимость деревни от интернет-агентств местного, а в конечном счете, транснационального происхождения. Зависимость, которая оборачивается подчинением процесса развития сельской интернет-торговли интересам акционеров ТНК.
Развитие сельской интернет-торговли сталкивается с серьезными трудностями. Одна из них - проблема усовершенствования производства, которое служит базой для нее. В сельской местности не хватает квалифицированных работников, а привлечь кадры из города крайне затруднительно. Недостаток инноваций оборачивается снижением доходов предпринимателей в «деревнях таобао», несмотря на то что рост продаж на платформе Таобао продолжается.
Другая проблема - неразвитость инфраструктуры в глубинных и наиболее бедных районах Китая. Новейшая техника сталкивается с бездорожьем. Результат - только 3% (18 из 592) уездов,
1 Имеется в виду развитие отраслей промышленности в самой деревне, без переезда ее жителей в город. Этот курс был задуман в целях ограничения потока сельско-городской миграции. Однако в настоящее время из-за естественного ограничения этого потока, потребность в осуществлении этого курса резко снизилась. -Прим. реф.
официально объявленных бедными, «state-level impoverished counties (guojiaji pinkun xian)» имеют «деревни таобао» [с. 60].
«Если эти проблемы сохранятся, будет нанесен большой ущерб стремлению снизить уровень сельской бедности посредством интернет-торговли и привлечь трудовых мигрантов к возвращению в деревню» [с. 60].
Между тем государственные усилия продолжаются, и содействие «деревням таобао» осуществляется в разнообразной форме. Более того, к поддержке сельской интернет-торговли привлечен и партаппарат. Партийные органы рекомендуют членам партии становиться предпринимателями в «деревнях таобао», подчеркивая, что целью партийного участия будет не извлечение прибыли, а содействие решению социальных задач. При этом проповедуется «официальная терпимость» (там же), означающая, что парторганы будут сквозь пальцы смотреть, если в действительности торговцы-партийцы тоже могут преуспевать в подобной коммерции.
Привлечен и Коммунистический союз молодежи Китая, который при содействии концерна Алибаба готовит профессиональные кадры волонтеров для занятия интернет-торговлей и оказания квалифицированной помощи в организации экономической деятельности в «деревнях таобао». Собственно, концерн тоже заинтересован в сотрудничестве с партийными и государственным органами в сфере сельской интернет-торговли, поскольку это расширяет сферу его деловой активности, увеличивая прибыль, и защищает от конкуренции со стороны других гигантов ритейла в Китае.
В последнее время местные власти, и в частности парторга-ны, оказались лишенными значительной части источников дохода в том числе для проведения своей общественной деятельности. В этих условиях участие в интернет-торговле может отчасти компенсировать эту нехватку. На базе этой деятельности может формироваться новая местная элита и новая неформальная группировка политических сил. В то же время для сельских предпринимателей структура «таобао» обеспечивает контакт с местными государственно-партийными органами власти. А поскольку к тому же эти предприниматели опираются на семейно-клановые группировки, возрастает их влияние на сельское общество.
2018.03.021-024
Посредством таких ассоциаций, группирующихся вокруг интернет-торговли, возможна реструктуризация системы партийно-государственного управления на уровне деревни1. Однако симбиозу между местной властью и сельскими ритейлерами может помешать возрастающая после прихода к руководству Си Цзиньпина враждебность к сельскому протесту и его участникам, выступающим с коллективными требованиями.
А.В. Гордон
2018.03.021-024. П.М. МОЗИАС. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КИТАЯ. (Обзор).
2018.03.021. ЦАЙ ФАН, ВАН МЭЙЮАНЬ. От «экономики бедности» к экономии на масштабах: Вызовы, стоящие перед сельским хозяйством Китая на новой стадии развития.
ЦАЙ ФАН, ВАН МЭЙЮАНЬ. Цун цюнжэнь цзинцзи дао гуймо цзинцзи - фачжань цзедуань бяньхуа дуй Чжунго нунъе тичу дэ тяочжань // Цзинцзи яньцзю. - Пекин, 2016. - № 5. - С. 14-26. -Кит. яз.
2018.03.022. ФЭН ЛЭЙ, ЦЗЯН ЯНЬ, Е ЦЗЯНЬПИН. Чем вызваны институциональные изменения: стимулами или принуждением? Исследование процессов перераспределения земли в китайской деревне и их региональных различий.
ФЭН ЛЭЙ, ЦЗЯН ЯНЬ, Е ЦЗЯНЬПИН. Ючжисин чжиду бяньцянь хайши цянчжисин чжиду бяньцянь? - Чжунго нунцунь туди тяоч-жэн дэ чжиду яньцзинь цзи дицюй чаи яньцзю // Цзинцзи яньцзю. -Пекин, 2013. - № 6. - С. 4-18. - Кит. яз.
2018.03.023. Оборот прав пользования землей и повышение производительности труда крестьян: Теория и практика / МАО ПЭЙХУА, СЮЙ ЦЗИ, ХЭ СЯОДАНЬ, ЧЖОУ ЯХУН.
Нунди цзининцюань лючжуань юй нунминь лаодун шэнчаньлюй тигао: лилунь юй шичжэн / МАО ПЭЙХУА, СЮЙ ЦЗИ, ХЭ СЯОДАНЬ, ЧЖОУ ЯХУН // Цзинцзи яньцзю. - Пекин, 2015. - № 11. -С. 161-176. - Кит. яз.
2018.03.024. У ЦЗЯ, ЯО САНЬГО, ЧЖАН ЦЗЮНЬСЭН. Исчезает ли дискриминация, вызванная существованием систем подворной
1 Эта система была в значительной степени поколеблена, во-первых, ограничением квазиофициальных доходов партийно-государственной сельской верхушки, а, во-вторых, введением выборов в деревенские комитеты. - Прим. реф.