Научная статья на тему 'Эволюция взаимодействия Гоминьдана и местных политических группировок в избирательном процессе на Тайване'

Эволюция взаимодействия Гоминьдана и местных политических группировок в избирательном процессе на Тайване Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
360
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМИНЬДАН / "МЕСТНЫЕ ГРУППИРОВКИ" / ДЕМОКРАТИЯ / РЕФОРМА / ТАЙВАНЬ / KMT / LOCAL FACTIONS / DEMOCRACY / REFORM / TAIWAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Мэн Юань

В 1950-е гг. на Тайване при авторитарном правлении Гоминьдана начинаются выборы на местном уровне. С этого момента в системе выборов появились местные группировки, которые оказывают непосредственное влияние на избирательный процесс. В статье автор предпринимает попытку прояснить особенности происхождения местных группировок и их роль в избирательном процессе на Тайване.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Interaction Between KMT and Local Factions in Taiwans Electoral Process

In the 1950s under the KMTs authoritarian control, Taiwan begins elections at the local level. Since that time KMTs local factions, who has a signifi cant infl uence in the electoral process, appeared in electoral system at the local level. In this article, the author will explain the forming of KMTs local factions and their roles in the electoral process.

Текст научной работы на тему «Эволюция взаимодействия Гоминьдана и местных политических группировок в избирательном процессе на Тайване»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 1

Ли Мэн Юань

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОМИНЬДАНА И МЕСТНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ТАЙВАНЕ

В 1950-е гг. на Тайване при авторитарном правлении Гоминьдана начинаются выборы на местном уровне. С этого момента в системе выборов появились «местные группировки», которые оказывают непосредственное влияние на избирательный процесс. В статье автор предпринимает попытку прояснить особенности происхождения «местных группировок» и их роль в избирательном процессе на Тайване.

Ключевые слова: Гоминьдан, «местные группировки», демократия, реформа, Тайвань.

In the 1950s under the KMT's authoritarian control, Taiwan begins elections at the local level. Since that time KMT's local factions, who has a significant influence in the electoral process, appeared in electoral system at the local level. In this article, the author will explain the forming of KMT's local factions and their roles in the electoral process.

Key words: KMT, local factions, democracy, reform, Taiwan.

На Тайване, когда речь заходит о «местных группировках», у людей это практически всегда вызывает негативные ассоциации. «Местные группировки» связываются с такими понятиями, как «преступный мир», «преступная группировка», «нечестные выборы», «система Гоминьдана по использованию средств и капиталов, полученных преступным путем, в политических целях» и прочими негативными понятиями1. Но действительно ли словосочетание «местные группировки» должно быть синонимом преступности и коррупции и оправданы ли мнения людей, рассуждающих таким образом? Для начала стоит дать определение тому, что считается «местными группировками».

Для разъяснения сути понятия «местная группировка» известный тайваньский исследователь Чэнь Минтун (ШВДЖ) предлагает следующее определение: «Группировка (пайси) — неформальный коллектив людей, базирующийся на сети разнообразных двусто-

1 Се Хэшэн. Хэйцзинь цзяофу Ли Дэнхуй шилунь ци дуй тайвань миньчжу чжэнчжи дэ гунго (Крестный отец Ли Дэнхуэй — свершения и ошибки в демократической политике Тайваня) // Хайся пинлунь. 2002. № 139 // Ьйр://-№№№.Ьа1Х1ат:Ю. сош.^/5КМ/139-2718.Ыш1

59

ронних союзов, входящий в систему политического общества, но имеющий собственные механизмы привлечения адептов и контроля за ними. Хотя в нем нет открытых и прозрачных каналов и критериев приема новых членов, нет формализованных механизмов собраний и коллективного принятия решений и т.д. — этот коллектив способен на общие действия, имеющие целью получение разного рода ресурсов из государственных и негосударственных источников. «Местная группировка» (дифан пайси)—разновидность такого неформального коллектива, которая, как правило, осуществляет свою политическую деятельность на местном уровне»2.

Ученый Чжао Юнмао (ЙЖ^), занимающийся вопросами «местных группировок», отмечает, что в качестве основы для объединения в «местных группировках» чаще всего выступают семейные, родственные, земляческие связи, язык, этничность и т.д., фракции обычно создаются для проведения социальной работы, направленной на материальную помощь рядовым избирателям. Такая работа закладывает фундамент для начала политической деятельности, в результате которой возможно осуществление влияния на социальную политику государства3.

Рассуждая о генезисе «местных группировок» на Тайване, Чэнь Цзесюань (Ш^Ж) полагает, что формирование «местных группировок» началось с 1951 г., когда Гоминьдан разрешил проводить выборы на местном уровне. По его мнению, «местные группировки» оказали Гоминьдану огромную помощь и позволили политическому режиму Чан Кайши укрепиться на Тайване4. Такого же мнения по поводу времени формирования «местных группировок» на политической арене Тайваня придерживаются и такие ученые, как Цай Минхуй (^ВДЖ), Чжан Маогуй (Ш^Ш) и др.5. Однако историк У Вэньсин (^^Ж) полагает, что основа для формирования «местных группировок» на Тайване была заложена еще раньше, в период колонизации Тайваня

2 Чэнь Минтун. Пайси чжэнчжи юй тайвань чжэнчжи бяньцянь (Фракционная политика и эволюция политической системы на Тайване). Тайбэй, 1995. С. 21.

3 Чжао Юнмао. Дифан пайси юй сюаньцзю чжи гуаньси: игэ гайнянь цзягоу дэ фэньси (Связь между фракционной политикой и выборным процессом: концептуальный анализ) // Изд. литературы по общественным наукам «Чжун Шань». Кв. 4. Вып. № 3. 1989. С. 58-70.

4 Чэнь Цзесюань. Пайси ванло, чжуанцзяо ванло цзи суминь ванло: лунь тайвань дифан пайси синчэн чжи шэхуй ии (Сети группировок, «авторитетов» и простых граждан: социальный эффект от формирования местных группировок) // Доклад на конференции «Региональная политика и социология», проходившей в Дунхайском университете. 1994. С. 2.

5 Цай Минхуй и Чжан Маогуй. Дифан пайси дэ синчэн юй бяньцянь: Хэкоучжэнь дэ гэань яньцзю (Формирование и развитие местных группировок на примере волости Хэкоу) // Ежеквартальное издание НИИ этнологии Центрального исследовательского института. 1994. № 77. С. 125-156.

60

Японией6. Несмотря на существующие расхождения относительно периода начала формирования «местных группировок» на Тайване, большинство ученых сходятся во мнении относительно той роли, которую «местные группировки» сыграли в укреплении режима Гоминьдана на Тайване и в его быстром развитии.

В мае 1949 г. Чэнь Чэн (ШМ), являвшийся в то время председателем правительства Тайваня и главнокомандующим провинции Тайвань, издал распоряжение, в соответствии с которым на Тайване вводилось военное положение. После этого Чан Кайши, являвшийся председателем Национального правительства, в соответствии с упомянутым выше распоряжением правительства Тайваня взял на себя всю полноту власти, заменив существовавшую систему государственного управления системой военного контроля7.

На Тайване Чан Кайши, являвшийся верховным руководителем партии, решает провести масштабную реформу: с 1950 г. Тайвань начинает переходить на самоуправление, что позволяет режиму Гоминьдана укрепить свою легитимность8. Как следствие появляется выборная система, в результате все больше и больше влиятельных людей начинают участвовать в выборах в органы местного самоуправления, постепенно «местные группировки» играют ключевую роль в политической жизни регионов. С целью смягчения сопротивления однопартийному режиму Гоминьдан реализует метод «взаимной выгоды», что приводит к своего рода симбиозу власти Гоминьдана и «местных группировок». Таким образом, основой взаимодействия Гоминьдана и «местных группировок» становится распределение возможностей дележки экономического пирога, устанавливается система так называемого кумовства9.

Как считает Чжу Юньхань (^ДЩ ), правящий режим фактически предоставлял «местным группировками» несколько видов привилегий, которые облегчали им доступ к большому объему материальных ресурсов: 1) монополия на занятие определенной

6 У Вэньсин. Жицзюй шици тайвань шэхуй линдао цзецэн чжи яньцзю (Правящая верхушка Тайваньского общества в период оккупации Японией). Тайбэй, 1992. С.374-375.

7 Yun-han Chu and Jih-wen Lin. Political Development in 20th-century Taiwan: State-Building, Regime Transformation and the Construction of National Identity // The China Quarterly, 2001. P. 113-114.

8 Чжао Иньсян, Ху Шицин, Цзинь И. Тайвань дифан пайси дэ фэнбу цзегоу цзици чжэнчжи гуннэн (Пространственная структура и политические функции местных группировок на Тайване) // Тайвань яньцзю. 1997. № 4. С. 47-48.

9 Явление кумовства восходит к периоду традиционного натурального хозяйства, изначально оно сводилось к обмену и распределению благ между землевладельцами и крестьянами. В современном обществе кумовство означает, к примеру, предоставление привилегий на получение займов или монополий, обеспечение государственной защиты и т.д.; также кумовство позволяет получать нематериальные блага, такие как неприкосновенность, социальный статус и т.д.

61

экономической деятельностью, в том числе в сфере деятельности местных банков, кредитных и коммерческих организаций, кооперативов фермеров, рыбацких ассоциаций, транспортных компаний;

2) возможность достаточно легкого получения займов от провинциальных банков, осуществляемая путем проникновения в органы местного самоуправления представителей «местных группировок»;

3) произвол со стороны должностных лиц и сговор в распределении подрядов на работы за счет средств бюджета; 4) использование в групповых интересах служебного положения, к примеру, использование информации о планах застройки города в целях осуществления спекуляций с земельными участками, покрытие незаконной экономической деятельности, подпольных дискотек или казино10.

Во избежание чрезмерно активного развития «местных группировок» Гоминьдан в то же время предпринимал определенные ограничительные меры, в основе таких действий лежали стратегии «регионализации» и «уравнивания» власти «местных группировок», другими словами, это была стратегия «разделяй и властвуй»11. Чэнь Минтун в своей работе так пишет о так называемой регионализации: «... партии пришлось, активно задействовав возможности спецслужб и санкции законодательных органов, вести серьезную работу по ограничению влияния "местных группировок", развала их политических коалиций. Проведенные в этих целях преобразования, а также ряд принятых законов позволили произвести давление на независимые "местные группировки" и их последователей, а также ограничили возможности их существования и развития. В результате возможность для существования этих объединений осталась только на уровнях города или уезда, а доступ их членам в центральные органы Гоминьдана был полностью закрыт»12.

Вместе с тем помимо ограничения власти «местных группировок» границами тех регионов, в которых они существовали, Гоминьдан также проводил систематическую работу, направленную на планомерную реализацию подхода «межфракционной конкуренции» (или «уравнивания власти фракций»), в результате которого происходило разделение и постепенное разрушение «местных группировок». Данный подход выражался в том, что Гоминьдан поочередно назначал на одну и ту же

10 Чжу Юньхань. Гуачжань цзинцзи юй вэйцюань чжэнчжи тичжи цзепоу тайвань цзинцзи: вэйцюань тичжи ся дэ лундуань юй босюе (Олигопсоническая экономика и система авторитарной власти: препарируя экономику Тайваня — монополия и эксплуатация в условиях авторитаризма) // Изд. тайваньского исследовательского фонда, 1992. С. 151.

11 Yun-han Chu and Jih-wen Lin. Political Development in 20th-century Taiwan: State-Building, Regime Transformation and the Construction of National Identity // The China Quarterly, 2001. P. 114-115.

12 Чэнь Минтун. Пайси чжэнчжи юй тайвань чжэнчжи бяньцянь (Фракционная политика и эволюция политической системы на Тайване). Тайбэй, 1995. С. 228.

62

административную должность членов разных фракций, либо происходило одновременное назначение членов разных фракций на взаимозависимые должности. К примеру, в уезде Таоюань член группировки выходцев с юга Фуцзяни (ВДШШЖ) был назначен Гоминьданом на пост главы уезда, а руководитель противостоящей группировки Хакка (^ ШШМ) в это же время был назначен на пост главы уездного совета. Более того, руководители «местных группировок» фуцзяньцев и хакка поочередно назначались на пост главы уезда, а максимальное число сроков при каждом назначении не превышало двух. В тех регионах, где у Гоминьдана получалось реализовать метод «межфракционной конкуренции», победа на выборах для кандидатов от альтернативных оппозиционных партий была практически невозможна. Напротив, такая оппозиция даже служила целям Гоминьдана по дроблению и разрушению структуры «местных группировок»13.

Однако основной целью сотрудничества Гоминьдана с «местными группировками» было укрепление политического влияния партии в регионах. Таким образом, «местные группировки» были лишь инструментом Гоминьдана, который позволял ему получить контроль над тайваньским обществом, а конечной целью было укрепление на Тайване однопартийного режима. Кандидаты от различных «местных группировок» выборным путем проникали в региональные административные структуры и получали возможность занимать посты глав администраций, после чего в их руках сосредоточивалась административная власть, позволявшая им покрывать незаконные действия, получая взамен материальные блага. В результате происходило постепенное ухудшение качества административного механизма в регионах. Для решения политических проблем, связанных с работой представителей «местных группировок», Гоминьдан начинает проводить политику «замещения», которая заключается в замене представителей «местных группировок» на их постах кадрами партийных функционеров.

Начало реализации политики «замещения» чиновников из числа представителей «местных группировок» кадровыми членами Гоминьдана относится к концу 1960-х гг. В 1968 г. Гоминьдан выдвигает для участия в выборах глав администраций уезда и города трех своих кандидатов: Чэнь Шиина (уезд Чжанхуа;

Ш), Линь Янгана (уезд Наньтоу; ШйШ) и Ляо Чжэньсяна

(ШШШ) (уезд Юньлинь; ЩШШ), являющихся членами партии, выборы проходят успешно для Гоминьдана, и кандидат от него занимает пост главы уезда14.

13 Сунь Дайяо. Вэйцюань тичжи ся тайвань дэ дифан сюаньчжи юй чжэнчжи бяньцянь (Тайвань в период авторитарной власти: выборы и политическая трансформация) // Тайвань яньцзю. 2002. №1. С. 42.

14 Чэнь Минтун. Пайси чжэнчжи юй тайвань чжэнчжи бяньцянь (Фракционная политика и эволюция политической системы на Тайване). Тайбэй, 1995. С. 182.

63

В 1972 г. премьер-министром Тайваня становится Цзян Цзинго, он выступает за активизацию участия молодых людей в политической жизни и призывает их к содействию проведения политики так называемой локализации. В результате существенно увеличивается число участвующих в выборах кандидатов на посты глав администрации уезда и города, не являющихся членами каких-либо политических объединений. С этого времени начинается проталкивание Гоминьданом своих партийных кадров с целью замены представителей существующих «местных группировок»15. Поскольку давление Гоминьдана на «местные группировки» было чрезмерно сильным, они обратились против него. В 1977 г. на Тайване прошли восьмые по счету выборы на посты глав уездов и городов, в результате противостояния со стороны «местных группировок» из 20 уездов Тайваня Гоминьдан потерял руководящие посты в четырех уездах и городах: уезде Таоюань, городах Тайчжун, Тайнань и уезде Гаосюн; такое поражение Гоминьдана было для того времени беспрецедентным16.

Поскольку политика «замещения» встретила сопротивление, Гоминьдан нуждался в новом политическом курсе, в рамках которого происходило бы его взаимодействие с «местными группировками». В июне 1984 г. Цзян Цзинго назначил Гуань Чжуна председателем национального комитета Гоминьдана. С его приходом на этот пост начинается осуществление в отношении «местных группировок» американского подхода по «системе продвижения политических партий». Целью такого подхода было привлечь членов «местных группировок» к деятельности партии Гоминьдан и в партийный аппарат, повысить тем самым степень политического влияния партии на народные массы и развалить «местные группировки». Однако осуществление этого подхода прекратилось после смерти Цзян Цзинго17. Таким образом, с начала существования режима Гоминьдана и до начала 90-х гг. двое высших руководителей в истории Гоминьдана Чан Кайши и Цзян Цзинго сдерживали развитие «местных группировок», не позволяя их членам проникать в центральные партийные органы, однако в 1988 г. с приходом к власти Ли Дэнхуэя этот порядок начал постепенно размываться. В изменяющейся политической ситуации «местные группировки» получили шанс сломать старые запреты и проникнуть в органы центрального управлении Гоминьдана18.

15 Там же. С. 184.

16 Ван Чжэньхуань. Шэй тунчжи тайвань? Чжуаньсинчжун дэ гоцзя цзици юй цюаньли цзегоу (Кто правит на Тайване? Трансформации государственного аппарата и структуры власти). Тайбэй, 1996. С. 140.

17 Чэнь Минтун. Пайси чжэнчжи юй тайвань чжэнчжи бяньцянь (Фракционная политика и эволюция политической системы на Тайване).Тайбэй, 1995. С. 185-189.

18 Ван Цзяньминь. Цзяньси тайвань цюаньли цзегоу юй дифан пайси гуаньси чжи яньбянь (Анализ изменений структуры власти на Тайване и отношений с местными группировками) // Тайвань яньцзю. 2001. № 2. С. 42.

64

Из вышесказанного видно, что причина образования «местных группировок» — это выборы, их основной функцией является мобилизация избирательных ресурсов. Для этого они готовят большое количество так называемых опор (кит. чжуанцзяо (ШВ), лит. «местные авторитеты»), т.е. преданных сторонников или контролируемых лиц, которые работают в низовых органах власти. Благодаря им строятся разветвленные сети связей в обществе. «Авторитеты» распределены по разным местным учреждениям, например, это могут быть директора сельскохозяйственных предприятий, главы кланов, деревенские старосты разных уровней или ответственные лица обществ ветеранов. Когда проходят выборы, «местные группировки» используют этих «авторитетов» для покупки голосов и укрепления позиций своей партии. На Тайване, если кандидаты сами будут покупать голоса, это и неэффективно, и просто невозможно: необходимо покупать голоса через «опоры», которые были заранее установлены соответствующими «местными группировками».

Но кроме этого развитие «местных группировок» давало благоприятные возможности для преступных элементов. Ведь те, кто по итогам выборов становятся народными представителями или местными лидерами, как только они будут выбраны, обязаны отблагодарить свои «опоры» повышением в должности или деньгами, или предоставлением выгодных проектов. В результате конфликтов интересов разных «местных группировок» случались даже убийства, и все это получало огласку. Так, в 1996 г. Лю Банъю глава

уезда Таоюань, член партии Гоминьдан, был застрелен. Это событие потрясло тайваньское общество, преступление до сих пор не раскрыто, но, как сообщили газеты, причиной убийства была конкуренция местных проектов. За все время пока Гоминьдан правил Тайванем, Лю Банъю стал единственным главой уезда, который был убит, находясь на таком посту. Криминальные проявления борьбы интересов «местных группировок» наблюдаются постоянно, и к 1990-м гг. само сочетание слов «местная группировка Гоминьдана» приобрело ясно осознаваемый отрицательный оттенок, четко ассоциируясь с незаконными денежными сделками и криминалом. Чтобы сгладить связанное с «черными деньгами» негативное впечатление о Гоминьдане в народном сознании, после поражения в 2000 г., ЦК Гоминьдана принял так называемые Положения о чистке партии от лиц, замешанных в преступлениях19, чтобы вернуть доверие общественности к партии.

19 По постановлению Гоминьдана, если член партии совершит преступление и будет приговорен судом к тюремному заключению на срок более трех лет, он утрачивает право на регистрацию и выдвижение кандидатуры. Если на члена партии, кандидатура которого выдвинута и утверждена для выборов, заведено уголовное дело, то по положению о наказаниях за нарушение партийной дисциплины он лишается партийных прав и отменяется его кандидатура на выборах.

65

Следует отметить, что в 2000 г. Гоминьдан впервые потерял власть и потерял ресурсы, которые в прошлом он мог предоставлять «местным группировкам». Таким образом, «местные группировки», которые раньше подчинялись Гоминьдану, либо переходили на службу правящей Демократической Прогрессивной Партии, либо превратились в независимые отделения, и даже в 2008 г., после возвращения к власти Гоминьдана, старые «местные группировки» больше не подчинялись воле ЦК Гоминьдана.

В 2008 г. после того, как имевший имидж неподкупного руководителя Ма Инцзю, бывший министр юстиции Тайваня и мэр г. Тайбэй, победил на выборах, Гоминьдан вновь вернулся к власти. Под руководством Ма Инцзю осуществление «Положения о чистке партии от лиц, подозреваемых в преступлениях» стало одним из важных моментов в его реформе гоминьдановских «местных группировок». Но на самом деле после восьми лет в оппозиции многие из местных отделений Гоминьдана уже давно не в состоянии выполнять свои функции для эффективного участия в выборах, наоборот, эти местные партийные отделения опираются на кандидатов от «местных группировок» своих округов.

Например, в декабре 2009 г. прошли 16-е выборы главы уезда Хуалянь, района, который всегда был твердой опорой Гоминьдана. Почему в результате выборов Гоминьдан потерпел поражение, а Фу Куньци (МЙ^), представитель «местных группировок», занял пост начальника уезда? Фу Куньци был членом Гоминьдана, и он давно готовился к этим выборам главы уезда. Действительно, он был самым сильным среди кандидатов на пост главы уезда Хуалянь, но нарушил закон о торговле фондами и был приговорен судом к четырем годам тюремного заключения и штрафу в размере 20 млн нов. тайв. долл.20 Таким образом, Фу Куньци не соответствовал «Положениям о чистке партии от лиц, подозреваемых в преступлениях», и он не только не был выдвинут в кандидаты, но и исключен из партии. Гоминьдан, осуществляя планы Ма Инцзю по очищению и реформированию партии, выдвинул Е Цзиньчжуаня (Щ^/11), начальника Управления здравоохранения. Однако, хотя Гоминьдан и выдвигал известного в стране своим чистым имиджем Е Цзиньчжуаня, чтобы бороться за пост главы уезда Хуалянь, по результатам второго тура внутренних выборов в Гоминьдане получилось, что Ду Лихуа депутат

законодательного собрания уезда Хуалянь, стала кандидатом Гоминьдана на выборах главы этого уезда. В то же время Чжан Чжимин (Ш^ВД), то же член Гоминьдана, заместитель главы уезда, которого

20 Газета «Цзыю шибао»: «Ливэй Фу Куньци чаогу, гаоюань гэнъ и шэнь пань сынянь» (Член парламента Фу Куньци занимался спекуляциями с акциями, за что суд приговорил его к четырем годам заключения), 12-06-2009.

66

изо всех сил поддерживал прежний глава уезда Се Шэньшань (Ш ШШ), объявил о разрыве отношений с Гоминьданом, и о том, что он будет участвовать в выборах главы уезда Хуалянь в качестве беспартийного кандидата21. В конце концов, в этой ситуации, когда Демократическая Прогрессивная Партия не выдвинула никаких кандидатов, выборы начальника уезда Хуалянь стали сценой для взаимной борьбы между товарищами по партии Гоминьдан.

В результате выборов Фу Куньци был избран, получив 85 532 голосов (или 56,37%), победив с большим отрывом кандидата Гоминьдана Ду Лихуа с ее 38 603 голосами (25,44%) и беспартийного Чжан Чжимина, собравшего 27 595 голосов22. Из результатов этих выборов можно сделать вывод, что реформа «местных группировок» Гоминьдана никак не сможет добиться успеха только с помощью различных статей и положений, более важно то, чтобы Гоминьдан улучшил качество работы и кадрового состава своих низовых партийных организаций. Только прививая членам партии на местах большую степень партийной самоидентификации, Гоминьдан может избавиться от произвола «местных группировок» и стать настоящей демократической политической партией. Можно также заключить, что успех «местных группировок» отражает особенности реальной тайваньской низовой демократии. Если при проведении демократической реформы партии не обучать народ представлениям о законах демократии, путь Ма Инцзю к реформе «местных группировок» будет очень трудным, и, пожалуй, сложно осуществимым.

Список литературы

Yun-han Chu and Jih-wen Lin. Political Development in 20th-century Taiwan: StateBuilding, Regime Transformation and the Construction of National Identity // The China Quarterly, 2001. Ван Чжэньхуань. Шэй тунчжи тайвань? Чжуаньсинчжун дэ гоцзя цзици юй цюаньли цзегоу (Кто правит на Тайване? Трансформации государственного аппарата и структуры власти). Тайбэй: изд. «Цзюй лю». Ван Цзяньминь. Цзяньси тайвань цюаньли цзегоу юй дифан пайси гуаньси чжи яньбянь (Анализ изменений структуры власти на Тайване и отношений с местными группировками) // Тайвань яньцзю. 2001. № 2. Се Хэшэн. Хэйцзинь цзяофу Ли Дэнхуй шилунь ци дуй тайвань миньчжу чжэнчжи дэ гунго (Крестный отец Ли Дэнхуэй — свершения и ошибки в демократической политике Тайваня) // Хайся пинлунь. 2002. № 139. http:// www.haixiainfo .com.tw/SRM/139-2718.html

21 Газета «Пинго жибао»: «Фу Куньци дашэн, лань фэньле, Хуалянь бяньтянь» (Фу Куньци победил, синие разделились, «погода» в Хуаляне изменилась), 06-12-2009.

22 Комитет выборов уезда Хуалянь: «Хуалянь сяньчжан хоусюаньжэнь дэ-пяошу тунцзи» (подсчет голосов кандидатов на пост главы уезда Хуалянь), ЬИр://210.69.23.155/?Мепи_1а=1531, 07-12-2009.

67

Сунь Дайяо. Вэйцюань тичжи ся тайвань дэ дифан сюаньчжи юй чжэнчжи бяньцянь (Тайвань в период авторитарной власти: выборы и политическая трансформация) // Тайвань яньцзю. 2002. № 1.

Чэнь Минтун. Пайси чжэнчжи юй тайвань чжэнчжи бяньцянь (Фракционная политика и эволюция политической системы на Тайване). Тайбэй, 1995.

Чжао Юнмао. Дифан пайси юй сюаньцзю чжи гуаньси: игэ гайнянь цзягоу дэ фэньси (Связь между фракционной политикой и выборным процессом: концептуальный анализ) // Чжун Шань. Кв. 4. 1989. № 3.

Чжу Юньхань. Гуачжань цзинцзи юй вэйцюань чжэнчжи тичжи цзепоу тайвань цзинцзи: вэйцюань тичжи ся дэ лундуань юй босюе (Олигопсони-ческая экономика и система авторитарной власти: препарируя экономику Тайваня — монополия и эксплуатация в условиях авторитаризма) // Тайваньский исследовательский фонд, 1992.

Чэнь Цзесюань. Пайси ванло, чжуанцзяо ванло цзи суминь ванло: лунь тайвань дифан пайси синчэн чжи шэхуй ии (Сети группировок, «авторитетов» и простых граждан: социальный эффект от формирования местных группировок) // Доклад на конференции «Региональная политика и социология», проходившей в Дунхайском университете, 1994.

Чжао Иньсян, Ху Шицин, Цзинь И. Тайвань дифан пайси дэ фэнбу цзегоу цзици чжэнчжи гуннэн (Пространственная структура и политические функции местных группировок на Тайване) // Тайвань яньцзю. 1997. № 4.

Цай Минхуй и Чжан Маогуй. Дифан пайси дэ синчэн юй бяньцянь: Хэкоучжэнь дэ гэань яньцзю (Формирование и развитие местных группировок на примере волости Хэкоу) // Ежеквартальное издание НИИ этнологии Центрального исследовательского института. 1994. № 77.

У Вэньсин. Жицзюй шици тайвань шэхуй линдао цзецэн чжи яньцзю (Правящая верхушка Тайваньского общества в период оккупации Японией). Тайбэй, 1992.

Сведения об авторе: Ли Мэн Юань, аспирант кафедры политологии Востока

ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: lusskii@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.