Научная статья на тему 'Внутриполитическая ситуация на Тайване в 2000-2006 гг. В контексте отношений между двумя сторонами пролива'

Внутриполитическая ситуация на Тайване в 2000-2006 гг. В контексте отношений между двумя сторонами пролива Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
949
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лексютина Я. В.

Статья посвящена внутриполитической ситуации на Тайване в 2000-2006 гг. и ее влиянию на отношения между двумя сторонами Тайваньского пролива. В статье дана оценка и проведено сравнение действий и заявлений лидеров основных политических партий по таким вопросам, как будущий статус острова и отношения с континентальным Китаем. Особое внимание уделено тем инициативам президента Чэнь Шуйбяня, которые оказывали непосредственное влияние на отношения с материковым Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This author analyzes Taiwan's political situation in 2000-2006 and its influence on cross-Strait relations. The purpose of the article is to assess and compare statements made by the leaders of the main political parties and measures they took to solve the problem of future status of the Island and its relations with the Mainland. Particular attention has been paid to President Chen Shui-bian's initiatives that had major impact on relations with mainland China.

Текст научной работы на тему «Внутриполитическая ситуация на Тайване в 2000-2006 гг. В контексте отношений между двумя сторонами пролива»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

Я.В. Лексютина

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА ТАЙВАНЕ В 2000-2006 гг. В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ СТОРОНАМИ ПРОЛИВА

В марте 2000 г. на Тайване состоялись очередные президентские выборы. Основная предвыборная борьба развернулась между кандидатом от партии Гоминьдан Лянь Чжанем, кандидатом от Демократической прогрессивной партии (ДПП) Чэнь Шуйбянем и независимым кандидатом Сун Чуюем (Джэймс Сун), С незначительным отрывом1 победу одержал кандидат от ДПП Чэнь Шуйбянь. Поражение на выборах кандидата от Гоминьдана и победа кандидата от ДПП стали важным событием во внутриполитической жизни острова - закончилось полувековое пребывание у власти партии Гоминьдан, президентом Тайваня впервые стал представитель оппозиционной партии.

Победа эта объясняется рядом факторов. Во-первых, серьезным расколом в рядах сторонников Гоминьдана, что позволило кандидату ДПП опередить Сун Чуюя и Лянь Чжаня. Дело в том, что член партии Гоминьдан Сун Чуюй2 принимал участие в выборах в качестве независимого кандидата в противовес официальному кандидату от этой партии Лянь Чжаню, что способствовало расколу гоминьдановского электората. Во-вторых, ДПП со времени своего образования быстро приобретала все большее влияние3.

Пожалуй, основным фактором, определившим победу ДПП, была попытка Китая повлиять на исход выборов. Дело в том, что перед выборами Чэнь Шуйбянь неоднократно выступал за независимость Тайваня и заявлял, что он единственный кандидат, который придерживается концепции «двух государств» Ли Дэнхуэя. Правительство Китая, опасаясь того, что в случае прихода к власти Чэня, на Тайване может быть провозглашена независимость, развернуло широкую пропагандистскую кампанию против него. Пекин недвусмысленно давал понять, что Чэнь является для него наименее желательным из всех кандидатов в президенты. Так, накануне выборов, 21 февраля, Китай опубликовал Белую книгу под названием «Принцип одного Китая и тайваньский вопрос». В этом документе Пекин впервые выступил с угрозой применения военной силы «для решения тайваньского вопроса» в том случае, если Тайбэй будет «медлить с проведением переговоров об объединении»4. Однако эта пропагандистская кампания Китая привела к противоположным результатам: население Тайваня проголосовало именно за Чэня.

Первая реакция Китая на результаты выборов была достаточно осторожной. Китайское руководство сделало заявление, в котором говорилось, что Китай будет «слушать, что новый лидер Тайваня говорит и наблюдать, что он делает»5. Пекин занял выжидательную позицию, внимательно следя за словами и действиями нового президента.

Чэнь Шуйбянь с самого начала задал нужное направление политике своей администрации в отношении материкового Китая, чтобы рассеять опасения Пекина, вызванные изначальной ориентацией ДПП на независимость Тайваня. Придя к власти, он значительно смягчил ряд программных позиций своей партии по вопросу о статусе острова. В своей инаугурационной речи Чэнь пообещал не предпринимать никаких мер, которые могли бы изменить статус-кво. Эта речь получила название «пять заверений»,

© Я.В. Лексютина, 2006

или «пять нет», Чэнь пообещал, что в случае отсутствия у Китая намерения использовать военную силу против Тайваня, он на протяжении срока своих полномочий не будет провозглашать независимость, менять официальное название государства, инициировать включение в Конституцию определения взаимоотношений двух сторон пролива как «особых межгосударственных отношений», организовывать проведение референдума об изменении статус-кво в связи с проблемой независимости или объединения, поднимать вопрос об отмене Программы национального объединения6 и упразднении Совета национального объединения7.

Однако Пекин фактически проигнорировал примирительную речь Чэня, решив продолжить наблюдение за ним. В совместном заявлении Канцелярий ЦК КПК и Госсовета КНР по делам Тайваня Китай назвал эту речь неискренней и обвинил Чэня в том, что он является сторонником независимости Тайваня8. Действительно, хотя речь была, на первый взгляд, примирительной, но все же ряд моментов указывал на ее скрытый смысл. Так, например, в своей речи Чэнь в основном использовал слово «Тайвань», а не «Китайская Республика», противопоставлял тайваньскую культуру китайской и т. п. Употребление подобных формулировок в официальном выступлении, безусловно, можно рассматривать как намерение Чэня указать на то, что Китай и Тайвань - два разных государства.

Позже, конкретизируя свои заверения, Чэнь выдвинул три принципа, которыми предполагалось руководствоваться во время переговоров между Пекином и Тайбэем: ведение переговоров на равных, разрешение споров только мирным путем, отказ Пекина от выдвижения каких-либо предварительных условий9. Чэнь также обозначил свою позицию относительно Программы национального объединения. Он указал на то, что эта программа была принята не в результате демократического процесса. Чэнь, подчеркнув, что объединение является лишь одним и «не единственным» возможным выбором10, предложил пересмотреть эту Программу. Подобное расширенное толкование инаугурационной речи во многом свело на нет примирительные заявления Чэня, сделанные 20 мая 2000 г.

Новогоднее обращение Чэня 2001 г. также вызвало у Китая возражения, хотя и задумывалось Чэнем как очередной знак примирения. Чэнь выдвинул идею интеграции с Китаем, что должно было, по его замыслу, способствовать дальнейшей разрядке напряженности в отношениях между двумя сторонами пролива. Чэнь заявил, что обеим сторонам следует начать с экономической, торговой и культурной интеграции и на этой основе создать новый механизм интеграции политической. Однако, как отметил в своей книге Шэн Лицзюнь11, слово «интеграция» может быть интерпретировано по-разному: оно может обозначать федерацию, конфедерацию и даже содружество. Позже Чэнь пояснил, что интеграция не означает объединения, а лучшей моделью для Тайваня и Китая является ЕС. Такой подход к интеграции означает, что Чэнь фактически рассматривает Тайвань как независимое государство. Очевидно, что китайское руководство подобный вариант не устраивал.

В этой связи необходимо отметить, что примирительные инициативы Чэня различно воспринимались разными сторонами пролива. Исходя из первоначальных установок ДПП, подобные инициативы действительно были огромной уступкой по отношению к Китаю, в то время как для Китая они таковыми не являлись, более того, иногда расценивались как провокация.

С момента своей победы на выборах Чэнь Шуйбянь сделал и ряд практических примирительных жестов в отношении Китая, стремясь убедить общественность в том, что его прошлое, связанное с отстаиванием идеала «независимости Тайваня», не помешает

добиться улучшения отношений с Пекином и обеспечить стабильность в Тайваньском проливе. Его администрация одобрила расширение экономических связей с материком, включая пересмотр ограничений на инвестиции в экономику Китая. Самым значительным шагом было то, что ДПП смягчила свою позицию относительно независимости Тайваня. Так, после очередного съезда партии в октябре 2001 г. председатель ДПП Се Чжантин заявил, что партия сделала выбор между «отрицанием статус-кво и стремлением к независимости» и «рассмотрением статус-кво в качестве независимости». Се Чжантин указал на то, что Тайвань уже является независимым и нет необходимости менять официальное название или конституцию.

Наряду с многочисленными примирительными жестами, Чэнь пошел на ряд провокационных мер, демонстрировавших независимость Тайваня от Китая. В конце декабря 2001 г. Правительственное информационное бюро представило новый логотип своего агентства. В нем отсутствовал главный элемент старого логотипа - карта континентального Китая. В январе 2002 г. под предлогом уменьшения вероятности того, что работники иммиграционных служб других государств спутают Китайскую Республику на Тайване с Китайской Народной Республикой на материке, правительство по предложению президента решило добавить к официальному названию страны «Китайская Республика» на обложке паспорта слова «Выдан на Тайване». Естественно, континентальный Китай усмотрел в этом решении стремление изменить название государства. Возможно, подобные нововведения могут показаться незначительными, но для Тайваня и Китая они, несомненно, несут огромную психологическую нагрузку.

Важным событием в политической жизни Тайваня, свидетельствующим о растущем влиянии сил, выступающих за независимость, явилось создание в августе 2001 г. новой политической партии - Тайваньского союза солидарности (сокращенно Тайлянь). Поскольку вдохновителем создания Тайлянь был Ли Дэнхуэй, партия быстро приобрела популярность. Сторонники партии Тайлянь заняли более непримиримую позицию по вопросу о независимости, чем самые радикальные представители ДПП. Во время предвыборной кампании в Законодательный юань в конце 2001 г Ли неоднократно использовал термин «чуждый режим» в отношении Гоминьдана, обвиняя эту партию в приверженности принципу «одного Китая». На удивление, на парламентских выборах 2001 г. партии Тайлянь удалось добиться весьма неплохих для новообразовавшейся партии результатов: она получила 13 из 225 мест в Законодательном юане.

Как указывалось ранее, в ходе своего первого президентского срока Чэнь Шуйбянь наряду с примирительными инициативами в отношении Китая предпринял и ряд провокационных. Так, в августе 2002 г. Чэнь Шуйбянь заявил о том, что каждый берег Тайваньского пролива является отдельным государством12, что фактически стало модификацией слов Ли Дэнхуэя о межгосударственном характере отношений сторон пролива.

Осенью 2003 г. Чэнь выступил с инициативой, которая имела еще большее символическое значение, чем все предыдущие его инициативы. Он предложил провести референдум одновременно с президентскими выборами в марте 2004 г. Хотя повестка референдума была нейтральной, Китай отреагировал резко отрицательно, опасаясь, что это создаст прецедент и позже может быть проведен референдум по изменению официального названия Китайской Республики или по вопросу провозглашения независимости.

Все же, несмотря на огромное давление со стороны Китая и давнего союзника Тайваня США, в ноябре 2003 г. был принят «Закон о референдуме», в котором предусматривалось, что глава государства имеет право выносить на референдум вопросы,

касающиеся безопасности государства (в случае, если «имеются опасения, что внешняя угроза, которой подвергается государство, может привести к изменению его суверенного статуса»13). В феврале 2004 г. Исполнительный юань по предложению президента принял решение провести 20 марта 2004 г. одновременно с президентскими выборами первый в истории страны референдум, на который будет вынесено два вопроса национальной безопасности: об укреплении обороноспособности государства перед лицом военной угрозы со стороны Китая и о проведении равноправных переговоров с Китаем. Вопросы референдума были сформулированы следующим образом: 1) «Народ Тайваня требует, чтобы проблемы взаимоотношений двух сторон Тайваньского пролива были решены мирным путем. Согласны ли Вы с тем, чтобы в случае, если коммунистический Китай не демонтирует нацеленные на Тайвань ракеты и не откажется от использования против Тайваня военной силы, правительство увеличило закупки систем противоракетной обороны в целях укрепления обороноспособности Тайваня?» 2) «Согласны ли Вы с тем, чтобы правительство вступило в консультации и переговоры с коммунистическим Китаем с целью создания структуры взаимодействия во имя мира и стабильности в отношениях между двумя сторонами пролива, а также достижения согласия между ними и повышения благосостояния людей, живущих по обе стороны пролива?»14

Несмотря на нейтральные формулировки вопросов референдума, многие тайваньцы боялись вызвать недовольство Китая. Гоминьдан и Циньминьдан призывали население острова бойкотировать референдум, т. к. считали незаконным проведение референдума в один день с президентскими выборами и отрицали, что ситуация, существующая в настоящее время в отношениях между Тайванем и Китаем, подпадает под положение закона о проведении «оборонительного» референдума. Несмотря на то, что абсолютное большинство принявших участие в референдуме ответили на предложенные вопросы утвердительно, ЦИК признала референдум не состоявшимся, поскольку в нем приняли участие менее половины граждан, имеющих право голоса15. По всей видимости, инициатива Чэня была слишком преждевременной для тайваньцев.

20 марта 2004 г. на Тайване состоялись очередные президентские выборы. На пост президента претендовали кандидаты двух политических блоков: Чэнь Шуйбянь от т. н. «пан-зеленого» блока, образованного правящей Демократической прогрессивной партией и Тайваньским союзом солидарности, и Лянь Чжань от т. н. «пан-синего» блока, образованного оппозиционной партией Гоминьдан и партией Циньминьдан. В отличие от выборов 2000 г., Гоминьдан и Циньминьдан выдвинули единого кандидата на пост президента - Лянь Чжаня16. Учитывая ситуацию на предыдущих президентских выборах, где Лянь Чжань и Сун Чуюй суммарно получили 59,9 % голосов, «пан-синий» блок рассчитывал на победу. Однако победу снова одержал Чэнь Шуйбянь. Оппозиция заявляла, что покушение На жизнь Чэнь Шуйбяня и Люй Сюлянь, которое имело место накануне дня выборов, позволило кандидатам ДПП дополнительно получить «сочувственные» голоса. Тем не менее, Чэнь одержал победу, хоть и с очень небольшим преимуществом в 22994 голосов17. Однако если сравнить эти результаты с результатами выборов 2000 г., то очевидно, что Чэнь на этих выборах получил почти на 1,5 млн голосов больше, чем на предыдущих выборах, что свидетельствовало о растущей популярности Чэня у населения острова.

Примечателен тот факт, что Китай, в отличие от выборов 2000 г., не пытался оказывать давление на тайваньский электорат. Китайское руководство опасалось, что любые резкие заявления накануне выборов, а тем более угрозы применения силы, могут привести к обратным последствиям. Однако дальнейшее развитие событий показало, что, какой

бы стратегии Китай ни придерживался в отношении выборов на Тайване, ему все равно не удавалось влиять на результаты выборов.

Инаугурационная речь Чэнь Шуйбяня в 2004 г. во многом напоминала его инау-гурационную речь в 2000 г.: она звучала так же примирительно по отношению к Китаю и во многом повторяла те же «пять заверений». Президент выразил надежду на укрепление связей между Тайванем и Китаем и призвал Пекин к сотрудничеству с Тайбэем в деле создания «структуры взаимодействия во имя мира и стабильности в отношениях между двумя сторонами пролива»18. Чэнь Шуйбянь заявил о намерении и далее придерживаться обещаний и принципов, сформулированных в его инаугурационнойречи 2000 года. Заметим, что за внешней примирительностью скрывались некоторые моменты, которые Китай расценил негативно. Пекин заявил, что Чэнь Шуйбянь тщательно «закамуфлировал» свое выступление, но сущность его позиции, заключающаяся в отказе признать принцип «одного Китая» и упрямом стремлении к «независимости Тайваня», не претерпела изменений19. Хотя в инаугурационной речи не было таких формулировок, как «на каждом берегу - отдельное государство», однако, в целом, текст был проникнут мыслью, что «Тайвань является отдельным государством». Для Китая это означало, что Чэнь Шуйбянь еще не отказался от идеи «независимости» Тайваня и у него не появилось искреннего желания улучшить отношения между двумя берегами20.

Примечательны в этом отношении назначения Чэня, которые, безусловно, свидетельствуют о начале проведения им более жесткой политики в отношении материка. Председателем Комитета по делам материка Чэнь назначил У Чжаосе (Джозеф У), который ранее был заместителем директора Института международных отношений Государственного университета Чжэнчжи и написал немало работ, содержавших критические высказывания в адрес Китая. На пост министра иностранных дел был назначен Чэнь Таншань (Марк Чэнь), известный сторонник независимости Тайваня. Назначение Ю Сикуня председателем Исполнительного юаня еще более подтверждает эту тенденцию. Так, в сентябре 2004 г. Ю Сикунь предупредил Китай, чтобы тот даже не думал о применении военной силы против Тайваня. Он заявил: «Вы запустите в нас 100 ракет, мы в вас - 50. Вы разрушите Тайбэй и Гаосюн, мы - Щанхай. Вот что мы называем балансом угроз»21. Понятно, что подобные заявления не могли сгладить противоречия с Китаем.

Более того, спустя месяц после своего избрания на второй срок, Чэнь предложил ряд мер, которые не могли не вызвать недовольство Китая. Одной из таких инициатив было предложение написать новую конституцию вместо уже существующей с 1947 г. и принять ее путем референдума в 2006 г. Подобная инициатива была негативно воспринята Китаем22, т. к. этот шаг мог стать первым на пути трансформации Китайской Республики в Республику Тайвань. В ответ на угрозы со стороны Китая и давление со стороны США, Чэнь занял более мягкую позицию, предложив написать не новую конституцию, а «новую версию конституции». В конституцию предполагалось внести изменения, касающиеся таких вопросов, как: нужно ли трансформировать политическую систему с пяти ветвей власти на три, будет ли президент избираться простым большинством или абсолютным, нужно ли сократить количество мест в парламенте, нужно ли отменить правительство провинций. Ли Дэнхуэй же в июле 2004 г. предлагал включить в конституцию положение об изменении официального названия острова на Тайвань или на «Тайвань, Китайская Республика» или «Республика Китай на Тайване». Все это свидетельствовало об изменении позиции тайваньской политической элиты: теперь Чэня и его правительство критиковали за слишком мягкую политику в отношении независимости Тайваня.

Чэнь выдвигал и другие инициативы, которые вызывали негодование Китая. Осенью 2004 г. министерство образования Тайваня приняло новую программу на 2006 г Наряду с другими изменениями, было решено составить отдельный учебник по тайваньской истории вместо общего учебника по истории Китая. Однако эта инициатива была еще достаточно мягкой по сравнению с политикой, которую стал проводить Экзаменационный юань, ответственный за экзамены на государственную службу Планировалось исключить из тестов вопросы по истории и географии Китая, т. к. государственные служащие должны знать только о своей собственной стране.

Помимо административных изменений происходили и изменения в сфере культуры на Тайване, так, например, фуцзяньский диалект все более заменяет государственный китайский (т. н. «гоюй»)23. Подобные административные и культурные изменения вызывают опасения со стороны Китая.

Накануне декабрьских парламентских выборов 2004 г. Чэнь выступил с очередной провокацией. Он предложил в течение двух лет изменить названия правительственных подразделений и государственных корпораций. Таким образом, Китайские авиалинии должны быть переименованы в Тайваньские авиалинии, Китайская Судостроительная корпорация - в Тайваньскую Судостроительную корпорацию и т. д. Чэнь даже предложил изменить названия зарубежных миссий, хотя и не конкретизировал, какими они должны стать. На недовольство Китая генеральный секретарь ДПП в интервью иностранным журналистам ответил следующее: «Нам не нужно одобрение Китая для того, чтобы менять название компаний на Тайване»24.

Еще более амбициозным было заявление Чэня о том, что он планирует добиваться членства в ООН под названием «Тайвань» в случае, если его партия вместе с Тайваньским союзом солидарности получит большинство в Законодательном юане. Это намерение добиваться членства в ООН само по себе было провокационным для Пекина, не говоря об использовании названия «Тайвань».

В декабре 2004 г. на Тайване состоялись очередные парламентские выборы, которые преподнесли неприятный сюрприз блоку ДПП-Тайлянь и в частности Чэню, Хотя опросы общественного мнения накануне выборов свидетельствовали об их победе, «пан-зеленому блоку» не удалось достичь поставленной цели - завоевать абсолютное большинство в парламенте. «Пан-синий блок» получил небольшой, но достаточный для отклонения инициатив исполнительной власти, перевес над «пан-зеленым блоком»25.

Как было отмечено в «Файнэншиал Тайме», важно, чтобы Китай не воспринял результаты выборов как свидетельство того, что население Тайваня склоняется к отказу от независимости и принимает точку зрения Пекина26. Ведь в количественном отношении ДПП увеличила свою фракцию с 87 до 89 мест в парламенте27 по сравнению с выборами 2001 г. Если проанализировать результаты этих выборов, на которых Тайлянь потерял одно место (с 13 до 12), ДПП получило на два места больше, Первая народная партия потеряла 12 мест (с 46 до 34), Гоминьдан получил на 11 мест больше (с 68 до 79)28, то можно сделать следующий вывод: ДПП получила больше мест по сравнению с более радикальным Тайваньским союзом солидарности, а Гоминьдан получил больше мест в сравнении с более про-пекински ориентированным союзником - партией Циньминьдан,

Эти результаты становятся еще более интересными в свете того, что Гоминьдан на этих выборах занял позицию более дружественную по отношению к идее независимости Тайваня и очень близкую к позиции ДПП. Так, например, в ходе предвыборной кампании 2004 г. Лянь Чжань говорил на фуцзяньском диалекте и акцентировал внимание на том,

что он этнический тайванец. Эти факты свидетельствуют об укреплении тайваньского национального самосознания.

Так, Ма Инцзю, член Гоминьдана и вероятный кандидат на следующих президентских выборах 2008 г., сказал, что любое одобрение принципа «одного Китая» равносильно политическому самоубийству на Тайване29» Действительно, позиция Ма по вопросу об отношениях между Тайванем и материком в кратко- и среднесрочной перспективе незначительно отличается от позиции ДПП. Так, идеальной моделью отношений через пролив для Ма является пример двух Германий в последний период «холодной войны», когда оба государства были членами ООН и признавались большинством государств на международной арене. Вряд ли кто из представителей ДПП оспорит эту позицию, а вот для Китая эта модель непреемлема. Поэтому для Пекина Гоминьдановская администрация (особенно, если президентом станет Ма) будет не намного предпочтительнее администрации Чэня.

Спустя несколько дней после парламентских выборов на Тайване, правительство Ху Цзиньтао в Пекине предложило т. н. «Закон против сецессии», который был однозначно направлен против Тайваня. Этот закон официально санкционировал применение Китаем «немирных средств» в отношении Тайваня в случае «отделения Тайваня от Китая под любым названием и в любой форме в результате действий сепаратистских сил, добивающихся "независимости Тайваня", либо серьезных инцидентов, могущих привести к отделению Тайваня от Китая, либо полного исчерпания возможностей мирного объединения»30.

В новогоднем обращении 2005 г. Чэнь, комментируя «Закон против сецессии», заявил, что этот закон предоставляет Китаю право в одностороннем порядке решать вопросы отношений между двумя сторонами пролива, и, более того, вторгаться на Тайвань. По словам Чэня, подобные действия, в одностороннем порядке изменяющие статус-кво в Тайваньском проливе, представляют угрозу региональной стабильности и миру во всем мире.

Однако Чэнь в очередной раз продемонстрировал, что его политика довольно сложная и противостояние с Китаем не единственное ее направление. Два дня спустя тайваньское правительство уполномочило Тайбэйскую ассоциацию авиаперевозчиков провести переговоры с Пекином по установлению чартерных рейсов между материком и Тайванем на период китайского Нового года в феврале. Хотя в соответствии с соглашением 2002 г., первые новогодние чартерные рейсы между двумя сторонами пролива состоялись в 2003 г., однако в 2004 г. такие рейсы не выполнялись, и Пекин отвергал все предложения Тайваня по этому вопросу Китай через Агентство Синьхуа заявил, что сделает все возможное, чтобы эти чартерные рейсы состоялись. Тайваньский Комитет по делам материка выразил удовлетворение этим ответом. Обратим внимание на то, что это решение было серьезной уступкой со стороны Тайваня. Дело в том, что Тайвань всегда настаивал на проведении переговоров по поводу прямых рейсов на правительственном уровне, в то время как Пекин настаивал на обратном. Таким образом, уполномочив Тайбэйскую ассоциацию авиаперевозчиков проводить переговоры, администрация Чэня согласилась с требованиями Пекина. Соглашение было достигнуто в середине января 2005 г. В соответствии с этим соглашением рейсы должны были выполняться с участием тайваньских и материковых авиаперевозчиков в обоих направлениях без промежуточных посадок.

Казалось бы, это соглашение свидетельствовало о снятии напряжения в отношениях между двумя берегами пролива. Однако 14 марта 2005 г. Всекитайское собрание народных

представителей подавляющим большинством приняло «Закон против сецессии». Хотя этот закон мало чем отличался от белых книг Китая 2000 п и 2004 г., реакция Тайваня последовала незамедлительно. 26 марта в Тайбэе прошла грандиозная демонстрация протеста, организованная ДПП. Все политические партии на Тайване выступили единым фронтом против этого закона.

Однако это единодушие было недолгим: всего два дня спустя после массовой демонстрации заместитель председателя Гоминьдана Цзян Бинкунь во главе делегации ГМД нанес дружественный визит в Китай. Во время встречи с тайваньской делегацией генеральный секретарь ЦК КПКХу Цзиньтао пригласил председателя ГМД Лянь Чжаня31 нанести партийный визит в Китай в любое удобное для Ляня время. Подобный визит Лянь Чжаня состоялся уже в апреле 2005 г. Визит вызвал неоднозначную реакцию на Тайване. Результаты большинства опросов общественного мнения свидетельствовали о том, что доля граждан, одобрявших визит, и доля граждан, возражавших против него, были примерно равными - чуть более 40 %32. Сторонники правящей ДПП осуждали визит, обвиняя Лянь Чжаня и ГМД в «сговоре с Пекином» с целью возвращения с его помощью к власти на Тайване и в готовности стать «пропагандистским и политическим орудием КПК». По итогам встречи Лянь Чжаня и Ху Цзиньтао было опубликовано коммюнике33, в котором говорилось, что обе партии выступают против «независимости Тайваня» и придерживаются «консенсуса 1992 года»34.

После визита Лянь Чжаня в континентальный Китай в мае 2005 г. состоялась поездка в Китай делегации партии Циньминьдан во главе с ее председателем Сун Чуюем. По итогам переговоров генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао и председателя Циньминьдан Сун Чуюя было опубликовано коммюнике, в котором говорилось, что обе партии решительно протестуют против любых попыток сторонников «независимости Тайваня» изменить официальное название с «Китайской Республики» на «Тайвань» и провести т. н. «общенародный референдум» с целью изменения статус-кво Тайваня35.

Комментируя итоги визитов председателя ГМД и председателя Циньминьдан в Китай, Чэнь Шуйбянь отметил, что нормализация отношений двух сторон Тайваньского пролива возможна лишь в результате переговоров между их правительствами, и призвал Пекин возобновить диалог с Тайбэем.

В своем традиционном новогоднем обращении к гражданам страны президент Чэнь Шуйбянь среди главных целей правительства на 2006 г, выделил развитие тайваньского самосознания и обеспечение безопасности страны. Президент заявил: «Мы должны ясно сказать всему миру, что окончательное решение о будущем Тайваня могут принять только 23 млн его жителей посредством свободного волеизъявления»36. Он добавил, что этого права их не может лишить ни принятый Всекитайским собранием народных представителей в 2005 г. «Закон против сецессии», ни прямые военные угрозы. Указывая на угрозу безопасности страны, связанные с постепенным изменением военного равновесия в Тайваньском проливе в пользу Китая, Чэнь призвал лидеров оппозиционных партий и их фракции в Законодательном юане способствовать скорейшему утверждению парламентом бюджета на закупки заказанных в США оборонительных вооружений, чтобы продемонстрировать миру решимость Тайваня защищать себя.

28 февраля 2006 г. Чэнь подписал указ, в соответствии с которым Совет национального объединения37 «прекращает функционировать», а Программа национального объединения «прекращает применяться». Обратим внимание на то, что такие слова как «ликвидация», «аннулировать» не использовались. Накануне на заседании Совета национальной

безопасности президент заявил, что его решение не означает изменения статус-кво в отношениях с Китаем, а основывается на важнейшем для демократии принципе суверенных прав народа, согласно которому лишь сами жители Тайваня, а не Совет национального объединения, имеют право определять свое будущее. Казалось бы, подобный указ идет вразрез с «пятью заверениями», которые Чэнь сделал в своей инаугурационной речи 2000 г. и приверженность которым он неоднократно подтверждал. Однако президент, указав на факты наращивания Китаем военной мощи и принятие Всекитайским собранием народных представителей «Закона против сецессии», отметил, что подобные действия представляют собой попытки одностороннего изменения статус-кво в Тайваньском проливе. «Пять заверений» были обусловлены отсутствием у Китая намерения использовать против Тайваня военную силу.

Китай в совместном заявлении Канцелярий ЦК КПК и Госсовета КНР по делам Тайваня назвал свертывание Совета национального объединения серьезной провокацией, которая «усилит напряженность в отношениях между двумя сторонами Тайваньского пролива и создаст угрозу миру и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе»38. Подобный шаг Чэня был расценен Китаем как попытка ускорить процесс достижения независимости Тайваня.

Действительно, представляется, что если в первый срок своего президентства Чэнь занимал более умеренную позицию по вопросу о независимости Тайваня, то, начиная с 2004 г., его политика претерпела значительные изменения и стала более жесткой в отношении отстаивания независимости. Отчасти это объясняется тем, что многочисленные примирительные инициативы Чэня не получали никаких позитивных откликов со стороны континентального Китая. Похоже, что в данной внутриполитической ситуации на Тайване Пекин выбрал стратегию налаживания связей с оппозиционными партиями в ущерб официальному диалогу с Чэнем. Скорее всего, пекинское руководство будет продолжать подобную политику до следующих президентских выборов на Тайване.

Анализируя нынешнюю внутриполитическую ситуацию на Тайване, можно предположить, что на президентских выборах 2008 г, могут быть выдвинуты следующие кандидаты: от ДПП - Ю Сикунь (председатель ДПП), Люй Сюлянь (вице-президент), Су Чжэньчан (председатель Исполнительного юаня), Се Чантин (Фрэнк Се, бывший председатель Исполнительного юаня); от партии Гоминьдан - Ма Инцзю (бывший мэр Тайбэя и председатель партии Гоминьдан), Ван Цзиньпин (спикер Законодательного юаня); от партии Циньминьдан - Сун Чуюй. Скорее всего, победа того или иного кандидата в сложившейся ситуации будет зависеть от того, сможет ли он убедить избирателей в своей способности сохранить статус-кво и защитить Тайвань от вторжения Китая.

1 Чэнь Шуйбянь получил 39,3% голосов, Сун Чуюй - 36,84%, Лянь Чжань - 23,1%.

2 За выдвижение своей кандидатуры на выборах Сун Чуюй был исключен из партии Гоминьдан, после выборов он создал новую партию Циньминьдан (ЦМД).

3 Так, например, на выборах в Законодательный юань в 1998 г. ДПП получила 70 мандатов, что на 15 мандатов больше, чем на выборах 1995 г.

4 White paper «The One-China Principle and the Taiwan Issue» on February 21, 2000 11 http://taiwansecurity.org/IS/ White-Paper-022100.htm

5 China Issues Statement on Taiwan Election 11 http://www.mfa.gov.cn/eng/topics/3713/3714/tl9047.htm.

6 Совет национального объединения (CHO) - консультативный орган, созданный в октябре 1990 г. при Канцелярии президента в целях содействия выработке политического курса на объединение Тайваня и материкового Китая и обобщения мнений по данному вопросу.

Программа национального объединения - документ, принятый в феврале 1991 г. СНО и в марте того же года Исполнительным юанем и декларирующий долгосрочной целью «воссоздание Китая как единого государства».

7 Чжунхуаминьго дишижэнь цзунтун цзючжи яныпо (Инаугурационная речь президента Китайской Республики на 10-й срок) от 20 мая 2000 // http://www.president.gov.tw/l_president/subject-043.html.

8 PRC responds to Chen's speech // http://www.taiwanbeadlines.gov.tw/20000521/20000521p2.html,

9 Здесь имеется в виду предварительное условие, выдвинутое Китаем, в соответствии с которым Китай будет вести официальные переговоры с Тайванем только в том случае, если Тайвань признает принцип «одного Китая».

]0ДуЦян. Цзинти Чэнь Шуйбянь (Бдительность в отношении Чэнь Шуйбяня) //http://big5.china.com.cn/chinese/ TCC/haixia/50154.htm.

11 ShengLijun. China and Taiwan: Cross-Strait relations under Chen Shui-bian. London: Zed books, 2002. P. 58.

12 Taiwan President Chen on «One Country on Each Side» on August 3, 2002 //http://cns.miis.edu/straittalk/ Appendix%2013 6.htm.

13 Article 17 of the Referendum Act on November 27,2003 // www.apdrc.org.tw/apdrc/web/referendum%20act%20taiwan.

14 ROC referendum, 2004. Questions and results //http://en.wikipedia.org/wiki/ROC_referendum%2C_2004.

15 Число граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляло 16507179 человек. Однако в голосовании по 1-му вопросу приняли участие только 7452340 человек, или 45,15%, а по 2-му вопросу - 7444148 человек, или 45,10%.

16 Отметим, что на Тайване на президентских выборах вместе с кандидатом в президенты выдвигается и кандидат в вице-президенты. На выборах 2004 г. кандидатами «пан-зеленого» блока были Чэнь Шуйбянь и Люй Сюлянь (Аннет Люй), а «пан-синего» - Лянь Чжань и Суп Чуюй.

17 Official results from the Central Election Commission // http://en.wikipedia.org/wiki/ROC_presidential_election%2C_ 2004#Platforms_and_strategies.

18 Чжунхуаминьго дишиижэнь цзунтун цзючжи яныпо «Вэй юнсюй Тайвань дяньцзи» (Инаугурационная речь президента Китайской Республики на 11-й срок «Закладывая фундамент для устойчивого развития Тайваня») от 20 мая 2004 // http://www.president.gov.tw/ljsresident/subject-050.html.

19 Представитель МИД КНР призвал США уметь распознавать обманчивость намерений властей Тайваня // Жэнь-минь жибао. 2004. Май, 24 //http://russian.people.com.cn/31521/2517362.html.

20 Чэнь Шуйбянь не отказался от позиции «независимости» Тайваня // Жэньминь жибао. 2004. Май, 24//http://russian. people.com. cn/31521/2518623.html.

21 Zhou Whist, Jacky Hisu. Beijing blasts threat of retaliation Taiwanese Premier's remarks on balance of terrors serious provocation // South China Mourning Post. 2004. September, 30. P. 4.

22 Канцелярия по делам Тайваня при Госсовете КНР: Попытки Чэнь Шуйбяня добиться «независимости Тайваня» обречены на провал // Жэньминь жибао. 2004. Ноябрь, 18 // http://russian.people.com.cn/31521/2995960.html.

23 Kahn J. Taiwan voters weighing how far to push China I I New York Times. 2004. March, 18. P. A1.

24 Cody E. Taiwan vote may boost independence // Washington Post. 2004. December, 11. P. A16.

25 У «пан-синего блока» 114 мест, а у «пан-зеленого» - 101 место.

26 Chen and China // Financial Times. 2004. December, 13. P. 16.

27 ROC legislative election, 2004. Summary of the 11 December 2004 Republic of China Legislative Yuan election results // http://en.wikipedia.org/wiki/ROC_legislative_election%2C_2004.

28 Ibid.

29 Dancing with the enemy: a survey of Taiwan // The Economist. 2005. January 13. P. 5.

30 Статья 8 «Фань фэньле гоцзяфа» (Закон против сецессии) от 14 марта 2005 // http://news.xinhuanet.com/newscenter/ 2005-03/14/content_2694168 .htm.

31 Лянь Чжань был председателем Гоминьдана с 2000 г. по 2005 г.,; в 2005 г. председателем был избран Ма Инцзю.

32 Поездка лидера ГМД в Китай вызывает неоднозначную реакцию на Тайване //Тайваньская панорама. 2005. №> 3 // http://www.giо.gov.tw/info/nation/russia/2005/03/frame.htm.

33 Коммюнике по итогам встречи генерального секретаря КПК и председателя партии Гоминьдан Лянь Чжаня от 29 апреля 2005 (на китайском языке) // ht^://news.sina.comxn/c/2005-04-29/19065787389s.shtml.

34 Китай настаивает на том, что в ходе переговоров, прошедших в 1992 г. в Гонконге, между Ассоциацией за развитие связей между двумя сторонами Тайваньского пролива и Фондом обменов через Тайваньский пролив был достигнут консенсус об устном подтверждении каждой из сторон Тайваньского пролива приверженности принципу «одного Китая». Администрация Чэнь Щуйбяня отрицает сам факт достижения подобного консенсуса.

35 КПК и партия Циньминьдан едины в протесте против «независимости Тайваня» // Жэньминь жибао. 2005. Май, 13 //http://russian.people.com.cn/31521/3385713.html.

36 President Chen's New Year message on January 1, 2006 // http://www.gio.gov.tw/taiwan-website/4-oa/20060101/ 2006010101.html.

37 Отметим, что Совет национального объединения не созывался с апреля 1999 г.

** Statement of Taiwan Work Office Of the Central Committee of the Communist Party of China And Taiwan Affairs Office of the State Council On Chen Shui-bien's Decision on Ceasing the Function of The «National Unification Council» and Ceasing the Application of The «National Unification Guidelines» on March 1,2006 // http://www.chinese-embassy.org. uk/eng/xw/t237700.htm.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.