Научная статья на тему '2018.03.004. ХЕРМАН Г. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ: СОХРАНЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХОРХЕ СЕМПРУНА. HERMAN G. IN SEARCH OF LOST MEMORY: PRESERVATION AND RUINATION IN THE WORKS OF JORGE SEMPRúN // MEMORY STUDIES. - L., 2018. - MARCH 8. - P. 1-15'

2018.03.004. ХЕРМАН Г. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ: СОХРАНЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХОРХЕ СЕМПРУНА. HERMAN G. IN SEARCH OF LOST MEMORY: PRESERVATION AND RUINATION IN THE WORKS OF JORGE SEMPRúN // MEMORY STUDIES. - L., 2018. - MARCH 8. - P. 1-15 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / МЕСТА КОММЕМОРАЦИЙ: ХОЛОКОСТ / Х. СЕМПРУН / ПРИРОДНЫЙ ЛАНДШАФТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Евсеева Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.03.004. ХЕРМАН Г. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ: СОХРАНЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХОРХЕ СЕМПРУНА. HERMAN G. IN SEARCH OF LOST MEMORY: PRESERVATION AND RUINATION IN THE WORKS OF JORGE SEMPRúN // MEMORY STUDIES. - L., 2018. - MARCH 8. - P. 1-15»

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что статьи, вошедшие в настоящий обзор, позволяют нам проследить, как именно отдельные государства, будучи основными субъектами целенаправленного формирования коллективной памяти, выстраивают определенную линию интерпретации исторических событий, которая ложится в основу осмысления гражданами своей принадлежности к нации, посредством чего конструируется политическая идентичность. При этом настоящая подборка наглядно иллюстрирует тот факт, что любая «линия интерпретации» может вызывать критику как за пределами сообщества, так и внутри него1, в особенности при обращении к проблемным, темным или даже позорным эпизодам истории того или иного народа.

Список литературы

1. Clark Ph. Rwanda's recovery: When remembrance is official policy // Foreign affairs. - N.Y., 2018. - Vol. 97, N 1. - P. 35-41.

2. Evans R.J. From Nazism to never again: How Germany came to terms with its past // Foreign affairs. - N.Y., 2018. - Vol. 97, N 1. - P. 8-17.

3. Gordon-Reed A. America's original sin: Slavery and the legacy of white supremacy // Foreign affairs. - N.Y., 2018. - Vol. 97, N 1. - P. 2-7.

4. Msimang S. All is not forgiven: South Africa and the scars of apartheid // Foreign affairs. - N.Y., 2018. - Vol. 97, N 1. - P. 28-34.

5. Petrov N. Don't speak, memory: How Russia represses its past // Foreign affairs. -N.Y., 2018. - Vol. 97, N 1. - P. 16-21.

6. Schell O.H., III. China's cover-up: When communists rewrite history // Foreign affairs. - N.Y., 2018. - Vol. 97, N 1. - P. 22-27.

2018.03.004. ХЕРМАН Г. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ПАМЯТИ: СОХРАНЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХОРХЕ СЕМПРУНА.

HERMAN G. In search of lost memory: Preservation and ruination in the works of Jorge Semprnn // Memory studies. - L., 2018. - March 8. -P. 1-15.

1 Гигаури Д.И. Политика памяти в практике социального конструирования политической идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. -Тамбов, 2015. - Т. 60, № 10, ч. 1. - С. 59-64. - Режим доступа: http://scjournal.ru/ агйс^^п_1997-292Х_2015_10-1_13.pdf [Дата обращения: 10.04.2018.]

Ключевые слова: память; места коммемораций: Холокост; Х. Семпрун; природный ландшафт.

Грег Херман (Университет Суонси, Великобритания) исследует эволюцию взглядов испано-французского писателя Хорхе Семпруна (1923-2011) на то, как человечеству следует поступать с памятью о Холокосте. По мнению автора статьи, как желание Семпруна, чтобы природа поглотила места, связанные с Холокостом, так и его призыв к их сохранению являются проявлением его гуманистических устремлений и неравнодушного отношения к травматическому прошлому.

В 1963 г. Хорхе Семпрун, выживший в Бухенвальде, опубликовал свой первый роман «Долгий путь»1. В этом произведении, отражающем лагерный опыт будущего писателя, описана такая фантазия: трава и заросли постепенно скрывают места массового уничтожения людей. При всей своей непопулярности эта позиция нашла своих сторонников. Так, в 2009 г. слова Семпруна процитировал историк Р. ван Пелт, согласно которому лучшим способом почтить память жертв и отдать дань уважения выжившим будет позволить природе поглотить это «самое противоестественное творение человека» [цит. по: с. 2]. По мысли ван Пелта, бывшие концлагеря, как бы то ни было, вырваны из историко-политического контекста и превратились в универсальные места паломничества и скорби.

Кроме того, наши представления о нацистских лагерях, продолжает Херман, во многом сформированы медиа, литературными произведениями, художественными фильмами. Некоторые посетители остаются разочарованы тем, насколько непримечательными эти места выглядят в действительности. Постоянная демонстрация насилия, подчеркивает автор, снижает остроту восприятия и притупляет боль. Дахау, которым как мемориалом начали заниматься позже многих других, испытал на себе последствия подобной бана-лизации прошлых страданий, заставившей сотрудников искать большего драматического эффекта. Сначала отдельные кровати были заменены на койки на три-четыре человека, затем и вовсе на

1 Semprùn J. Le grand voyage. - P.: Gallimard, 1963. Рус. пер.: Семпрун Х. Долгий путь. - М.: Известия, 1989.

трехъярусные платформы. Это определенно больше соответствовало идее подлинных страданий.

При этом, с точки зрения Хермана, идея Семпруна отнюдь не сводится к природному уничтожению беспрецедентных дел человека, как это видится, в частности, ван Пелту. Для Семпруна исключительно важно противопоставление внутреннего и внешнего, нахождения внутри и снаружи. Герои его произведений разделяются на тех, кто был внутри, т. е. был непосредственным свидетелем, заключенным, и тех, кто был снаружи, в числе которых и союзники-освободители, и первые волонтеры, прибывшие в лагеря после освобождения, и местное население, предпочитавшее не видеть и не представлять, что происходит в непосредственной близости от их домов. Хотя, как пишет Л. Лангер, сила воображения сильнее исторического факта1, все же, по Херману, чужое страдание остается чужим страданием. Если же природа поглотит эти места, будет стерта граница между внутренним и внешним; никто не будет находиться снаружи, пока кто-то пребывает внутри. Не будет места коммодификации и произволу музейных кураторов. Никто не сможет определять видение будущих поколений. Им самим предстоит приходить, смотреть, стараться почувствовать и понять, просто быть там и проживать один за другим эти моменты. Таков, согласно автору статьи, этический и эмпатический подход Семпруна.

Тем не менее впоследствии писатель пересмотрел свои взгляды. В 1962 г. в СССР был опубликован «Один день из жизни Ивана Денисовича»; на следующий год, одновременно с публикацией «Долгого пути» Семпруна, вышел первый перевод роман Солженицына на английский язык. С конца 1950-х годов распространялась информация о преступлениях сталинского режима. Постепенно многие коммунисты в западных странах, в том числе и Семпрун, разочаровывались в том образе Советского Союза, который они себе создали. В 1964 г. писатель был исключен из компартии за критику сталинизма. Со временем его отношение к памяти о Холокосте и нацистским преступлениям изменилось. Ему представлялось, что нацизм больше нельзя считать уникальным в своем роде. От режимов Франко и Виши можно было отстраниться как

1 Langer L. The Holocaust and the literary imagination. - New Haven (CT): Yale univ. press, 1975.

2018.03.005-006

чуждых, но репрессивный тоталитарный режим в Советском Союзе продемонстрировал своего рода универсальность зла, не зависящую от политических идеалов. (По иронии судьбы, многие места казни жертв сталинского режима действительно скрыла густая растительность, как в свое время, казалось бы, мечтал Семпрун.) И поскольку зло вырастет само, а добро необходимо культивировать, бывшие концлагеря необходимо сохранять как места, где будет жить память и которые будут служить целям образования и поддержания демократии; учитывая ее прошлое, именно Европа, по мысли писателя, в наибольшей мере соответствует этой цели1. В своей статье Г. Херман постарался показать развитие идей Х. Семпруна об опыте травмы и выживания, политике и памяти, формировавшихся на протяжении нескольких десятилетий. В этом автор статьи видит послание писателя будущим поколениям.

Я. В. Евсеева

2018.03.005-006. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ГРУЗИИ: КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕМУ ВРАГУ. (Сводный реферат).

2018.03.005. KYRCHANOFF M. Politics of memory as historical politics in Georgia: From desovietisation to the invention of the Sovietness // Кавказское сотрудничество. - М., 2017. - Mode of access: http://georgiamonitor.org/upload/kyrchanoff_vsu_mgimo_2017_ engl.pdf [Accessed: 01.05.2018.]

2018.03.006. WERTSCH J.V., KARUMIDZE Z. Spinning the past: Russian and Georgian accounts of the war of August 2008 // Memory studies. - L., 2009. - Vol. 2, N 3. - P. 377-391.

Ключевые слова: историческая политика; коллективная память; изобретение традиции; Грузия; шаблон повествования; Россия.

Постсоветское национальное возрождение сопровождалось радикальными изменениями в системе ценностей обществ новых независимых государств, и прежние идеологически выверенные, патриотические нарративы стали первыми жертвами этой транс-

1 Semprùn J. L'Ecriture ou la vie. - P.: Gallimard, 1994. Рус. пер.: Семпрун Х. Писать или жить. - М.: Издательский дом «Стратегия», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.