Научная статья на тему '2018. 02. 019. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика. -М. : Юстицинформ, 2017. - 128 с'

2018. 02. 019. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика. -М. : Юстицинформ, 2017. - 128 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА / СТАТУС "ТРУДЯЩЕГОСЯ МИГРАНТА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 019. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика. -М. : Юстицинформ, 2017. - 128 с»

в целях совершенствования государственного управления в области вынужденной миграции: внести изменения в федеральные законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», а также в такие подзаконные акты, как административные регламенты по предоставлению статуса беженца, вынужденного переселенца; решить вопрос о статусе так называемого «экологического беженца»; разграничить полномочия в миграционной сфере между Российской Федерацией и субъектами РФ; расширить права и социальные гарантии для лиц, ищущих убежище: создать в аппарате ФМС России Управление по вопросам убежища и др. [с. 121].

Е.В. Алферова

2018.02.019. МАЛЫШЕВ Е.А. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. -М.: Юстицинформ, 2017. - 128 с.

Ключевые слова: трудовая миграция; правовое регулирование миграционных процессов; внешняя миграция; правовой статус иностранного гражданина; статус «трудящегося мигранта».

В монографии исследуются теоретико-правовые основы государственного регулирования внешней трудовой миграции, вопросы компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, методы государственного управления. Показано становление и развитие правового регулирования внешней трудовой миграции в современной России и в зарубежных странах.

Внешняя трудовая миграция определяется как добровольный, временный выезд на законном основании российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию в целях трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг). Выделяются и рассматриваются следующие признаки внешней трудовой миграции: наличие социально-экономических причин, ее обусловливающих, добровольность, срочность и возвратность миграции; наличие двух разнонаправленных контрпотоков трудящихся мигрантов. Подчеркивая необходимость легального закрепления понятия «трудящийся мигрант», автор определяет его как лицо,

законно находящееся и на законном основании занимающееся трудовой деятельностью на территории государства, гражданином которого данное лицо не является и в котором оно постоянно не проживает.

По мнению автора, можно выделить несколько этапов становления и развития правового регулирования внешней трудовой миграции в России. На первом этапе (1991-2002) впервые было законодательно закреплено право граждан России на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей, а также был установлен порядок привлечения рабочей силы в Россию. Второй этап (2002-2006) был связан с принятием Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и внесением изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, установивших ответственность за незаконное осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами на территории России, а также ответственность за незаконное привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности. Третий этап (2006-2010) характеризуется усилением контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, также ужесточением ответственности за правонарушение в данной сфере. Основные задачи четвертого этапа, начавшегося в 2011 г., автор связывает с необходимостью разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранных работников, а также созданием действенных механизмов адаптации иностранных граждан в России. Особо подчеркивается необходимость легального закрепления понятий «внешняя трудовая миграция» и «трудящийся мигрант».

Проводя сравнительный анализ российского и зарубежного опыта регулирования внешней трудовой миграции, автор отмечает целый ряд отличий. Так, в Европейском союзе и США, в отличие от России, применяется политика по селективной (избирательной) миграции, при которой оптимизируется поток внешней трудовой миграции в национальных интересах. Автор считает, что российскому законодательству в сфере внешней трудовой миграции необходима четкая и прозрачная систематизация.

На сегодняшний день основные механизмы формирования и реализации миграционной политики России сосредоточены на федеральном уровне, на уровне компетенций Правительства РФ. Автор разграничивает функции органа, определяющего государствен-

ную миграционную политику России (таким органом автор считает ГУВМ МВД России), и функции по реализации полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере внешней трудовой миграции. Эти функции, по его мнению, следует возложить на отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

Приоритетной задачей для решения многих проблем с трудовыми мигрантами в современной России является определение экономически обоснованного количества иностранных работников. Такой расчет должен учитывать баланс интересов местного населения и трудовых мигрантов. Другое предложение автора связано с необходимостью создания в каждом регионе России единого миграционного центра содействия внешней трудовой миграции.

Среди мер административного принуждения, которые могут применяться в сфере регулирования внешней трудовой миграции, в работе рассматриваются меры: административного предупреждения (например, проверка документов на границе), административного пресечения (депортация или реадмиссия); административной ответственности (административные штрафы, выдворение или приостановление деятельности); административно-процессуального обеспечения. Российское законодательство предусматривает три формы «высылки» иностранного гражданина в государство гражданства или постоянного проживания: административное выдворение за пределы РФ, депортация и реадмиссия.

Специальное внимание уделяется анализу мер административной ответственности за правонарушения в сфере внешней трудовой миграции. Подчеркивается, что административный штраф применяется ко всем субъектам административной ответственности; административное выдворение за пределы России предусмотрено для применения по отношению к таким «специальным субъектам», как иностранные граждане и лица без гражданства; административное приостановление деятельности применяется только к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, нарушившим законодательство в сфере внешней трудовой миграции.

А.В. Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.