Научная статья на тему '2018. 02. 016. Тао Ю. , Хун В. , МА И. Гендерные различия в публикационной продуктивности среди академических ученых и инженеров в США и Китае: сходство и различия. Tao Y. , Hong W. , MA Y. gender differences in publication productivity among Academic scientists and engineers in the us and China: similarities and differences // Minerva. - 2017. - Vol. 55, n 4. - p. 459-484. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s11024-017-9320-6'

2018. 02. 016. Тао Ю. , Хун В. , МА И. Гендерные различия в публикационной продуктивности среди академических ученых и инженеров в США и Китае: сходство и различия. Tao Y. , Hong W. , MA Y. gender differences in publication productivity among Academic scientists and engineers in the us and China: similarities and differences // Minerva. - 2017. - Vol. 55, n 4. - p. 459-484. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s11024-017-9320-6 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПУБЛИКАЦИОННАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / НАУКА И ИНЖИНИРИНГ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 016. Тао Ю. , Хун В. , МА И. Гендерные различия в публикационной продуктивности среди академических ученых и инженеров в США и Китае: сходство и различия. Tao Y. , Hong W. , MA Y. gender differences in publication productivity among Academic scientists and engineers in the us and China: similarities and differences // Minerva. - 2017. - Vol. 55, n 4. - p. 459-484. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s11024-017-9320-6»

белым мужчинам, одновременно чиня препятствия представителям остальных групп» (с. 24).

Т.В. Виноградова

2018.02.016. ТАО Ю., ХУН В., МА И. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПУБЛИКАЦИОННОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ СРЕДИ АКАДЕМИЧЕСКИХ УЧЕНЫХ И ИНЖЕНЕРОВ В США И КИТАЕ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ.

TAO Y., HONG W., MA Y. Gender differences in publication productivity among academic scientists and engineers in the US and China: Similarities and differences // Minerva. - 2017. - Vol. 55, N 4. - P. 459484. - Mode of access: https://doi.org/10.1007/s11024-017-9320-6

Ключевые слова: гендерные различия; публикационная продуктивность; наука и инжиниринг; межнациональные сравнения.

Настоящая статья, по словам авторов, американского и китайских специалистов в области STS, одна из первых, где проводится систематическое сравнение гендерных различий в публикационной продуктивности академических ученых США и Китая.

Согласно многочисленным исследованиям, женщины-ученые, специализирующиеся в области естественных наук и инжиниринга (S&E), хотя и достигли определенного прогресса, тем не менее по-прежнему сталкиваются с препятствиями на каждой ступени своей карьеры. А как известно, существует эффект не только накапливаемого преимущества, но и накапливаемого отставания. Они получают более низкую зарплату и исключаются из неформальных сетей общения. Хотя сегодня все больше женщин получают степени в области S&E, они по-прежнему недостаточно представлены среди профессорско-преподавательского состава, имеющего теньюре (пожизненный найм), а также среди руководителей в академической сфере, промышленности и правительстве.

Женщины - ученые и инженеры - в среднем публикуются меньше, чем их коллеги-мужчины, хотя этот разрыв и сокращается. Так, в 1960-е годы количество публикаций женщин--ученых составляло 50-60% от объема публикаций их коллег мужчин, а в конце 1980-х - начале 1990-х годов этот показатель составлял уже 7580% (с. 460). Обычно этот феномен связывают с институциональной организацией науки и персональными характеристиками, ко-

торые снижают шансы женщин-ученых на удачную карьеру (с. 462).

На научную продуктивность влияют многочисленные факторы - от демографических до условий трудоустройства. Одни из них одинаково влияют на мужчин и женщин, другие - неодинаково. Согласно данным, вступление в брак способно повысить научную продуктивность и мужчин, и женщин. В то же время женщины-ученые реже вступают в брак, если сравнивать их с их коллегами-мужчинами (с. 463).

Исследовалась также связь между наличием детей у женщины и ее научной продуктивностью. Были получены противоречивые результаты. В своем классическом исследовании С. Коул и Х. Цукерман нашли, что замужние женщины с детьми не отличаются по показателям продуктивности от одиноких женщин без детей. В другом исследовании было обнаружено, что среди академических ученых и инженеров с детьми женщины публиковались меньше, чем мужчины и женщины без детей. Особенно низкими были показатели у тех женщин-ученых, у которых дети были младше шести лет (с. 463).

Существуют два основных подхода к пониманию гендерных разрывов в области 8&Б: индивидуальный подход и институциональный подход. Индивидуальный подход доказывает, что женщины меньше, чем мужчины, представлены в 8&Б, потому что у них недостаточно развиты соответствующие способности или эта область не вызывает у них интереса. Напротив, институциональный подход видит причины в том, что женщины и мужчины занимают разные структурные позиции, имеют разный доступ к ресурсам и не получают равного признания. В последнее время преобладает смешанный подход: несмотря на то что существуют определенные гендерные различия в способностях и интересах, главную роль играют структурные факторы, которые работают против женщин (с. 464).

Со времени создания Китайской Народной Республики, по словам авторов, Коммунистическая партия стремится устранить гендерное неравенство. Женщины составляют 1/3 китайских ученых, и этот показатель остается стабильным; кроме того, женщины говорят об относительно высоком гендерном равенстве в этой области. Однако это гендерное равенство не распространяется на на-

учную элиту Китая. Женщины составляют лишь 5% членов Китайской академии наук и Китайской инженерной академии. Среди 175 ведущих ученых, отобранных для участия в Национальной программе фундаментальных исследований (National basic research program), - лишь восемь женщин (4,6%) (с. 465). Подобную ситуацию обычно объясняют семейными обязанностями женщин, отсутствием мотивации и вековыми патриархальными традициями.

Большое значение имеет также и культура страны. Высокая доля женщин в естественных науках в некоторых странах (например, в Турции) может быть обусловлена более низким статусом последних по сравнению с юриспруденцией и политическими науками, где доминируют мужчины. Если компьютерная наука в большинстве стран - преимущественно мужское занятие, то в Малайзии - женское, потому что оно позволяет работать внутри помещения.

На основе анализа литературы авторы сформулировали следующие вопросы для своего эмпирического исследования.

1. Гендерный разрыв: каковы гендерные различия в количестве публикаций (число статей в рецензируемых журналах) в академических S&E в США и Китае?

2. Интеракционные эффекты: как гендер взаимодействует с демографическими, образовательными и рабочими переменными в S&E в Китае и США?

3. Различия областей: как можно объяснить гендерные различия в продуктивности мужчин и женщин в науке и инжиниринге?

4. Межнациональное сравнение: как можно объяснить специфику гендерных различий между учеными в США и Китае? (с. 467).

В своей статье авторы использовали результаты двух больших общенациональных исследований, каждое из которых проводилось в 2008 г. В США - это данные Исследования реципиентов докторской степени (Survey of doctorate recipients) 2008 г., которое проводится каждые два-три года для Национального научного фонда и Национальных институтов здравоохранения. Выборка, которую использовали авторы, включала 5245 академических ученых и инженеров (1518 женщин и 3727 мужчин). В Китае - это Общее обследование научного и технического персонала (General survey on science and technology personnel) 2008 г., которое проводится ка-

ждые пять лет. Китайская выборка реципиентов докторской степени включала 1495 человек (360 женщин и 1135 мужчин) (с. 467468).

В качестве зависимой переменной использовалось количество публикаций (журнальных статей). Авторы учитывали следующие параметры, которые, как было показано, влияют на научную продуктивность: семейный статус; наличие детей; вуз, где была получена докторская степень (исследовательский университет или обычный университет); тип институции, где в настоящее время работает человек; занимаемая должность; административный статус и опыт работы (количество лет, прошедших со времени получения докторской степени).

Были получены следующие результаты. В США женщины плохо представлены в естественных науках (31,8%) и еще хуже в инжиниринге (18,3%). Меньшая доля женщин по сравнению с мужчинами состоят в браке и имеют детей. Нет гендерных различий в типе институции, где они получили докторскую степень и где работают в данный момент. Но что касается ранга, то лишь небольшая доля женщин занимает должность полного профессора, в большинстве своем они находятся на уровне ассошиэйт-профес-сора и ниже. Меньший процент женщин занимают административные должности (декана и выше) в науке по сравнению с мужчинами. Но следует учитывать, что женщины обладают меньшим профессиональным опытом как в науке, так и в инжиниринге. В Китае женщины также менее представлены в науке (27%) и инжиниринге (22,7%) и в отношении остальных параметров наблюдаются те же тенденции, что и в США (с. 472).

Два главных различия между американской и китайской выборками состоит в соотношении ученых и инженеров, а также доли женщин в инжиниринге. Если в американской выборке больше ученых (82,8%), чем инженеров, то в китайской - больше инженеров (68,3%). Кроме того, в Китае доля женщин-инженеров чуть выше по сравнению с США (22,7% против 18,3%).

В США женщины в 2003-2008 гг. публиковались меньше, чем мужчины: женщины в среднем имели 8 статей в год, а мужчины - 10,7. В инжиниринге женщины публиковали 8,8 статьи, а мужчины - 10,8 статьи (различия не достигают статистической значимости). В Китае женщины публиковали меньше статей в на-

учных областях, но не в инжиниринге; в этой области женщины публиковали на 21% больше статей, чем мужчины.

Брак и наличие детей не имели значения в Китае. В США замужество имело положительный эффект, а наличие детей - негативный. В Китае престиж института, где была получена докторская степень, не имел значения. В то время как престиж университета, где в настоящее время работает женщина-ученый, способствовал научной продуктивности и в науке, и в инжиниринге. Продуктивность также росла с повышением ранга в обеих областях и обеих странах, за исключением научных областей в Китае. Опыт работы имел слегка негативное влияние в науке и инжиниринге в США, но позитивное - в обеих областях в Китае. Женщины-ученые продуктивнее инженеров в обеих странах.

Тот факт, что в США женщины-инженеры сосредоточены на должности ассошиэйт-профессора, говорит о том, что они в этой области подвергаются притеснениям. Но в тех инженерных областях, где больше возможностей для работы вне академической сферы (электротехника), доля женщин и их возможности выше.

Неожиданностью стало то, что в Китае женщины с докторской степенью в естественно-научных областях по количеству публикаций не отстают от мужчин, а в инжиниринге - даже опережают. Авторы связывают этот факт с тем, что мужчины предпочитают работать вне академического сектора, а те, кто там работает, больше ориентируются на сотрудничество с промышленностью и на инновационные проекты.

Второй неожиданный факт касается взаимодействия гендера и переменных бэкграунда. В США женатые мужчины больше публикуются, чем овдовевшие или неженатые. Это согласуется с данными литературы, согласно которым брак способствует повышению публикационной продуктивности в 8&Б, хотя настоящее исследование не подтверждает, что это касается только мужчин. В Китае одинокие женщины с докторской степенью публикуются меньше, чем их коллеги-мужчины, но замужние женщины-ученые в этом отношении не отстают от коллег мужчин. В Китае женщины-инженеры с докторской степенью публикуются больше по сравнению с мужчинами, но наличие детей сводит на нет это преимущество. Именно воспитание детей, а не замужество, ведет к диспаритету.

С гендерным равенством в обеих областях в Китае дело обстоит лучше, чем в США. Это связано: во-первых, с коммунистической идеологией; во-вторых, с традицией участия старшего поколения в уходе за детьми и политикой одного ребенка; в-третьих, относительно низкой зарплатой китайских профессоров, что заставляет мужчин искать работу вне этой сферы, особенно это касается инжиниринга.

Женщин становится больше на более низких должностях в S&E, но по мере движения вверх их количество уменьшается. Низкий процент женщин в верхних эшелонах S&E США может объясняться: 1) «дырявым трубопроводом», так как при каждой развилке некоторое количество женщин теряется; 2) семейными обязательствами, которые вступают в конфликт с научной карьерой женщин; 3) демографической инерцией, при которой возрастная и половая структура научных областей препятствует продвижению женщин.

В Китае профессорско-преподавательский состав, включая женщин, более стабилен, потому что китайские университеты лишь в 2008 г. стали применять систему теньюре. Семейные обязательства могут быть препятствием, но в меньшей степени, чем в США. Демографическая инерция по-прежнему актуальна в Китае. Как показывают данные, процент женщин - реципиентов докторской степени вырос с 31,3% в 2004 г. до 36,9% в 2013 г. Можно ожидать, что это изменит ситуацию, но пройдут годы, прежде чем им удастся пробиться на более высокие должности (с. 479).

Т. В. Виноградова

2018.02.017. ХАММАРФЕЛЬТ Б., РЕЙКЕ С., де, ВАУТЕРС П. ОТ ВЫДАЮЩИХСЯ МУЖЧИН К ЛУЧШИМ УНИВЕРСИТЕТАМ: РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ДЕ-ВАЙС.

HAMMARFELT B., RIJCKE S., de, WOUTERS P. From eminent men to excellent universities: University rankings as calculative devices // Minerva. - 2017. - Vol. 55, N 4. - P. 391-411. - DOI: 10.1007/s 11024-017-9329-x.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.