Научная статья на тему '2008. 01. 029. Преодолевая предубеждения и барьеры: о реализации потенциала женщин в науке и технике (2006). Fulfilling the potential of women in academic science and engineering: beyond bias and barriers. - Wash.. The national Acad. Press, 2007. - P. 214-244. - mode of access: http://books. Nap. Edu/catalog. Php?rekord_id=11741'

2008. 01. 029. Преодолевая предубеждения и барьеры: о реализации потенциала женщин в науке и технике (2006). Fulfilling the potential of women in academic science and engineering: beyond bias and barriers. - Wash.. The national Acad. Press, 2007. - P. 214-244. - mode of access: http://books. Nap. Edu/catalog. Php?rekord_id=11741 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В НАУКЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ДИСКРИМИНАЦИИ ЖЕНЩИН В НАУКЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 029. Преодолевая предубеждения и барьеры: о реализации потенциала женщин в науке и технике (2006). Fulfilling the potential of women in academic science and engineering: beyond bias and barriers. - Wash.. The national Acad. Press, 2007. - P. 214-244. - mode of access: http://books. Nap. Edu/catalog. Php?rekord_id=11741»

2008.01.029. ПРЕОДОЛЕВАЯ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И БАРЬЕРЫ: О РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ (2006).

Fulfilling the potential of women in academic science and engineering: Beyond bias and barriers. - Wash. The national acad. press, 2007. -P. 214-244. - Mode of access:

http://books.nap.edu/catalog.php?rekord_id=11741

Ключевые слова: женщины в науке; дискриминация женщин в науке; предложения по прекращению дискриминации женщин в науке.

Реферируемый материал представляет собой доклад Комитета по науке, технике и общественной политике12, посвященный проблеме использования потенциала женщин США в исследовательских университетах. Доклад, насчитывающий 91 страницу, состоит из постановки проблемы, резюме, введения, шести глав и четырех приложений. В содержательном плане доклад можно разделить на два крупных раздела: первый раздел содержит описание существующей ситуации (2006) с участием женщин в деятельности исследовательских университетов, образующих важнейшую составляющую научно-технического потенциала США, во второй раздел включены рекомендации по исправлению тех недостатков, которые Комитет считает необходимым устранить.

Введение

«Экономика Соединенных Штатов опирается на продуктивность, предпринимательскую активность и творческие способности граждан страны. Для того чтобы сохранять научное и техническое лидерство в условиях экономической и образовательной глобали-

12

Комитет по науке, технике и общественной политике (COSEPUP) является органом трех американских академий, его задача состоит в консультировании советника по науке президента США и подготовке предложений и информационных материалов, касающихся государственной научно-технической политики, как по собственной инициативе, так и по запросам упомянутого советника, директора Национального научного фонда, председателей занимающихся вопросами науки и техники комитетов Конгресса. COSEPUP состоит из 13 членов, в числе которых президенты каждой из трех академий, руководители крупнейших исследовательских университетов США и ряда промышленных корпораций. - Прим. реф.

зации, США должны активно использовать инновационные возможности своих граждан - женщин и мужчин» (с. 2). В вузах женщины составляют растущую долю старшекурсников, специализирующихся в области естественных и инженерных дисциплин, причем даже в таких ведущих университетах, как Массачусетский технологический институт. Здесь женщины составляют 51% студентов-естественников и 35% студентов инженерных факультетов. Для того чтобы интеллектуальный потенциал таких студентов был реализован в полной мере, необходимо, чтобы перед ними была открыта дорога к дальнейшей (после колледжа) работе и карьере. Но для этого нужно многое сделать.

Обычно в составе фэкалти13 женщин очень мало, и, как правило, они получают меньше поддержки и ресурсов, чем их коллеги - мужчины. Представительство женщин в руководящих органах вузов, научных и профессиональных обществ, почетных организациях меньше, чем численность женщин, обладающих соответствующей квалификацией. Причины этого заключаются не в отсутствии у них нужных способностей, а в намеренном или ненамеренном предубеждении и в архаичности институциональных структур, затрудняющих доступ женщин и их продвижение по карьерной лестнице. Ни академические учреждения, ни нация в целом не могут позволить себе недоиспользовать столь ценный для науки и техники человеческий капитал. Пришло время решать эту проблему.

Национальные академии создали под эгидой Комитета по науке, технике и общественной политике специальный временный Комитет по максимизации потенциала женщин в естественных и технических науках (Committee on maximizing the potential of women in academic science and engineering) с тем, чтобы он разработал рекомендации по наиболее эффективному использованию возможностей женщин в академической науке и технике. Представленный комитетом доклад отражает единодушное мнение всех его членов, в число которых входят пять президентов исследовательских университетов, ректоры и ведущие профессора, бывшие правительственные чиновники высокого ранга, политические аналитики, вы-

13 Член фэкалти - преподаватель (обычно профессор) вуза, имеющий практически пожизненный контракт; уволить его можно только в случае каких-нибудь крайне неэтичного поступка (например, воровства) с его стороны. - Прим. реф.

дающиеся ученые и инженеры, девять из которых являются членами либо Национальной академии наук, либо Национальной академии технических наук, либо Национальных институтов здоровья (Академия медицинских наук. - Реф.). Многие члены комитета давно и серьезно занимались проблемой женщин в науке и технике. Если его рекомендации будут воплощены в жизнь скоординированными усилиями представителей вузовского, профессионального и правительственного секторов, то «мы преобразуем наши учреждения, улучшим условия труда как женщин, так и мужчин, и значительно нарастим национальный ресурс талантов» (с. 2).

Характеристика сегодняшней ситуации

1. Женщины обладают способностью и волей к достижению успехов в науке и технике. Исследования структуры мозга и процессов его функционирования, гормональных особенностей, развития когнитивных способностей людей и их эволюции не обнаружили таких значительных биологических различий между мужчинами и женщинами в овладении естественными науками и математикой, которые могли бы объяснить малочисленность представительства женщин в профессорско-преподавательском составе и руководящих наукой и техникой органах. Воля и мотивация женщин - ученых и инженеров прекрасно демонстрируется теми из них, кто продолжает стремиться к академической карьере, несмотря на барьеры, создающие для них дополнительные (по сравнению с мужчинами) трудности.

2. Представительство женщин среди тех, кто собирается посвятить или уже посвятил себя научно-технической деятельности, заметно падает с каждой ступенькой карьеры - от старших классов средней школы до должности профессора. Когда женщины, окончив школу, поступают в колледж, то они чаще, чем мужчины, переориентируются с науки на другие области знаний; то же происходит после четырех лет обучения при поступлении в магистратуру и при переходе из магистратуры в докторантуру. Меньше женщин, имеющих степень доктора, участвуют в конкурсах на получение позиции теньюре.

3. Проблема не только в потерях по мере восхождения по карьерной лестнице. В некоторых областях науки в этом процессе

по численности наблюдается паритет мужчин и женщин. Уже примерно 30 лет женщины составляют более 30% докторов в социальных и психологических науках и более 20% в науках о жизни. Но в ведущих исследовательских университетах среди профессоров социальных и психологических наук женщин всего 15,4%, а в науках о жизни - 14,8%, причем только в этих двух областях науки доля женщин измеряется двузначными цифрами. Что касается женщин из расовых и этнических меньшинств, то они вообще отсутствуют в преподавательском составе естественных и технических факультетов ведущих вузов.

4. Перспектива столкнуться с гендерной дискриминацией на всех естественных и технических факультетах для женщин весьма вероятна. Обстоятельные исследования свидетельствуют, что имеют место барьеры, ограничивающие назначение женщин в состав фэкалти и их продвижение по карьерной лестнице. Женщины-ученые и женщины-инженеры, так же, как и представители расовых и этнических меньшинств, вынуждены работать в обстановке (создаваемой умышленно или неумышленно), благоприятствующей мужчинам, которые традиционно доминировали в естественных науках и технических дисциплинах. Высококвалифицированные и в высшей степени продуктивно работающие женщины-ученые постоянно сталкиваются с тем, что их значение и преданность профессии подвергаются сомнению. А женщинам-ученым, представляющим расовые и этнические меньшинства, добиваться успеха еще сложнее: их дискриминируют по обоим признакам - и гендерным, и расовым. В результате в процессе работы женщины не получают таких возможностей, стимулирующих более полное раскрытие их способностей, какие предоставляются мужчинам. И чем выше позиция, тем острее эти проблемы.

В разных дисциплинах и на разных ступенях карьеры они проявляются по-разному. В некоторых дисциплинах, например, в физике и инжиниринге, среди бакалавров и докторов женщин сравнительно мало, но в составе фэкалти они представлены в соответствии с их долей в общей численности преподавателей. В других дисциплинах, включая химию и биологию, доля женщин среди бакалавров и докторов достаточно высока, а в составе фэкалти -непропорционально мала.

5. Объективно доказано, что большинство людей, как мужчин, так и женщин, имеют определенные предубеждения. Этот факт установлен в результате исследовательских работ, проводившихся в течение многих десятилетий. Причем, как правило, человек даже не осознает это, тем не менее предубеждения играют большую роль в его оценках людей и их деятельности. Экспериментальные исследования реальных процессов принятия решений свидетельствуют, что в среднем люди менее склонны принять на работу женщину, чем мужчину, хотя они обладают одинаковой квалификацией; менее склонны отметить женщину, чем мужчину, за одинаковые достижения, а если информации недостаточно, то сомнение чаще толкуется в пользу мужчины, чем в пользу женщины. Несмотря на то что большинство ученых и инженеров считают себя объективными и справедливыми, они не являются исключением из правила, и перечисленные предвзятости им свойственны так же, как и всем другим людям.

6. Критерии оценки содержат спорные и субъективные компоненты, которые дают преимущества мужчинам. Женщины - члены фэкалти получают зарплату и продвигаются по служебной лестнице медленнее, чем мужчины. Причем это трудно объяснить на основании недостатка продуктивности, меньшего значения их работы или каких-либо иных показателей. Продвижение в карьере университетского ученого зависит от оценки его труда вышестоящим ученым. Считается, что этот процесс вполне объективен. Но меры успеха, используемые в существующей системе оценки качества, зачастую являются спорными и используются не всегда справедливо - «работают» те убеждения, о которых речь шла выше.

7. Вузовские организационные структуры и правила вносят значительный вклад в недостаточное использование женщин в науке и технике. Правила, которые кажутся совершенно нейтральными, на деле действуют по отношению к мужчинам и женщинам неодинаково. Так, некоторые ограничения и сами собой разумеющиеся детали поведения, принятые в университетской среде, предполагают, что члены фэкалти располагают значительной супружеской поддержкой. Факты свидетельствуют, что всякий, кто не имеет такой поддержки (а традиционно ее оказывает жена), находится в невыгодном положении. Правда, сегодня ее (семейной поддержки) не имеют большинство женщин - членов фэкалти, до

90% их мужей работают, причем полный рабочий день. У мужчин -членов фэкалти полный рабочий день трудятся около 50% жен.

8. Последствия непринятия мер для изменения описанной ситуации будут разрушительны для национальной конкурентоспособности. Женщины и представители меньшинств в целом составляют растущую долю трудовых ресурсов. Это относится и к преподавателям и исследователям, работающим в вузовском секторе. «Соединенные Штаты больше не могут позволять себе недостатки в работе академических учреждений по привлечению лучших, светлых голов к занятиям естественными науками и инженерным делом. Не могут они позволить и недооценку вклада части сотрудников этих учреждений из-за гендерного неравенства и дискриминации... Учреждения академического сектора должны нести ответственность за то, чтобы женщины и мужчины получали одинаковые возможности, ресурсы и поддержку» (с. 5).

Нужно пересмотреть установки, принятые в прошлые времена, когда состав работающих был более однородным, и создать новые организационные структуры, пригодные для эффективного использования разнородных коллективов. Программы такого рода преобразований должны включать в себя три ключевых компонента: корректировку ситуации; анализ и оценку фактических данных, являющихся основой для перемен; систему мониторинга прогресса в рамках университета.

Рекомендации

Комитет дает масштабные и взаимозависимые рекомендации, требующие «взаимодействия руководителей университетов, фэкал-ти, научных и профессиональных обществ, финансирующих организаций, федеральных ведомств и Конгресса» (с. 9).

I. Университеты

1. Члены попечительских советов, президенты и ректоры университетов должны возглавить реформирование университетской культуры и структур своих учреждений с целью рекрутировать, поддерживать и продвигать женщин, включая представительниц расовых и этнических меньшинств, в число членов

профессорско-преподавательского состава и на руководящие должности.

A. В долгосрочные планы развития кампуса14 следует включить мероприятия, направленные на преодоление предубеждений по отношению к женщинам при приеме их на работу и продвижении по службе, а также в повседневном общении. В числе таких мероприятий - сотрудничество с интеруниверситетскими наблюдательными организациями, ежегодный анализ состава студентов и преподавателей, публикация результатов и представление краткого отчета попечительскому совету.

Б. Помимо мер в перспективном плане руководство университетов должно немедленно положить конец неравенству при приеме женщин на работу и их продвижению по служебной лестнице.

B. Руководителям университетов в порядке выполнения своих служебных обязанностей необходимо регулярно проводить семинары с деканами, руководителями кафедр, председателями приемных комиссий и членами фэкалти, в той или иной мере связанными с кадровой политикой по проблеме реализации равенства полов и справедливого отношения ко всем студентам и преподавателям. Такие семинары должны стать неотъемлемым элементом управления университетом и его факультетами.

Г. При приеме на работу, прежде чем утвердить предлагаемую отделом по подбору персонала кандидатуру, руководители университетов должны требовать доказательства того, что поиск и отбор нового работника были проведены достаточно широко, справедливо и тщательно. При отсутствии этого назначение может быть отложено или даже сокращена вакантная ставка. Ответственность за соблюдение всех обязательных правил приема лежит на деканах факультетов.

Д. Необходимо строить работу преподавателей таким образом, чтобы они могли гибко сочетать семейные, рабочие и общественные обязанности. Зарплата, в том числе на время отпуска, должна быть равной у мужчин и женщин. Руководство университета должно активно поддерживать программы организации детских

14 Кампус - это университетский городок, включающий учебные здания, спортивные и другие вспомогательные сооружения. - Прим. реф.

учреждений в составе кампуса, оплаченных отпусков по уходу за ребенком для членов фэкалти, остальных сотрудников, для аспирантов всех ступеней, продления сроков защиты диссертаций по семейным обстоятельствам.

2. Комплексы мероприятий, рекомендуемых для руководителей университета, должны дополняться аналогичными программами на уровне факультетов и кафедр. Эти программы должны транслировать мероприятия университетского уровня, предусматривать шаги по их реализации, а кроме того, включать действия, отвечающие специфике соответствующих подразделений. В некоторых учебных программах (по этике, менеджменту и т.п.) для аспирантов, постдокторов, слушателей курсов повышения квалификации преподавательского состава следует предусмотреть разделы по проблемам гендерного равенства и методов его обеспечения.

3. Руководители университетов совместно с деканами факультетов и заведующими кафедрами обязаны регулярно оценивать и обсуждать ситуацию и ход выполнения намеченных мер.

II. Профессиональные общества и общественные организации образовательного профиля

Указанные организации, по мнению авторов доклада, должны играть лидирующую роль в борьбе за равноправие женщин и активно демонстрировать свою приверженность этому принципу в практической работе. Совместными усилиями они должны сформировать межуниверситетскую организацию, которая осуществляла бы постоянный мониторинг ситуации, выполняла функции посредника между университетами и правительственными органами, предоставляла рекомендации последним относительно установления тех или иных норм, собирала данные, сопоставляла опыт отдельных организаций и организовывала обмен этим опытом. Борьба с предубеждениями и дискриминацией женщин в академической среде требует скоординированных действий организаций различного уровня. В качестве первого шага авторы предлагают, чтобы Американский совет по проблемам образования (American council on education), компетенция которого охватывает все учреждения высшего образования США, выступил с инициативой создания упоминавшегося наблюдательного органа, в который вошли бы

представители Ассоциации американских университетов (Association of American universities - AAU), Национальной ассоциации университетов штатов и сельскохозяйственных колледжей (National association of state universities and land grand colleges -NASULGC) и других учреждений, занимающихся проблемами образования. Одной из первых задач является определение объема и характера собираемых данных. По мнению Комитета - составителя доклада, такие данные должны быть собраны на уровне факультетов и включать: численность студентов-старшекурсников, специализирующихся по естественно-научным и техническим дисциплинам; численность окончивших со степенью бакалавра или магистра по тем же специальностям, их планы после получения степени, размер первой зарплаты; численность поступивших в аспирантуру, количество отсеившихся и количество закончивших; количество желающих поступить в постдокторантуру и количество поступивших в нее; пополнение преподавательского состава, число преподавателей, имеющих теньюре; перемещения по службе, увольнения, размеры заработной платы и распределение ресурсов на факультете. Все предоставляемые данные должны быть разделены по расам, этническим группам и полу. Комитет разработал анкету для сбора перечисленных данных и шкалу баллов, по которой можно оценивать и сравнивать положение на отдельных факультетах.

Научным и профессиональным обществам следует разработать профессиональные стандарты, собирать и публиковать данные по всей системе образования в целом и обеспечить возможность повышения квалификации с учетом проблем равноправия женщин. Необходимо также разработать и принять в качестве обязательных инструкции, требующие, чтобы в докладах и официальных выступлениях на мероприятиях, проводимых обществом, отражались бы интересы всех демографических групп, члены которых в него входят. Кроме того, обществам рекомендуется обеспечивать нуждающихся членов грантами или субсидиями для оплаты ухода за детьми или пожилыми членами семьи, чтобы члены общества, обремененные такими заботами, могли беспрепятственно посещать конференции, семинары и прочие мероприятия. Наконец, почетным обществам следует проанализировать порядок номинации и избрания своих членов, поскольку в числе последних женщины представлены недостаточно.

III. Научные журналы

Журналы должны рассмотреть свою практику отбора предлагаемых материалов для рецензирования, сам порядок рецензирования с тем, чтобы минимизировать или исключить гендерное предубеждение.

IV. Финансирующие организации (правительственные организации,

фонды и т. д.)

Такие организации обязаны обеспечить полное равенство мужчин и женщин, исключить случаи дискриминации женщин при решении вопросов и выделении в той или иной форме средств на проведение исследований и разработок. С этой целью им следует совместно с научными обществами проводить национальные конференции, семинары с участием руководителей университетских подразделений, чиновников, ответственных за те или иные исследовательские программы, участников консультативных групп. Такие мероприятия должны проводиться раз в два года для каждой конкретной научной дисциплины. Необходимо также регулярно систематизировать и публиковать данные о заявках на финансирование, результатах рецензирования, решениях о финансировании и его объемах, дифференцируя эти сведения по научным дисциплинам и демографическим признакам заявителей. Следует разрешить использование исследователем получаемых по грантам денег для обеспечения ухода за членами его семьи, когда он уезжает из дома, чтобы принять участие в том или ином научном мероприятии, касающемся его работы. Следует создать механизм дополнительного целевого финансирования женщин-ученых, прерывающих работу в связи с рождением ребенка и ухода за ним. Кроме того, правительственные учреждения должны постоянно контролировать все исследовательские организации на предмет обеспеченности равноправия полов, немедленно реагировать на жалобы по поводу гендерной дискриминации и использовать ресурсы, предоставляемые антидискриминационным законодательством. Организуемые федеральными ведомствами проверки соблюдения антидискриминационных законов должны охватывать достаточно представительную выборку образовательных учреждений (двух- и четырехгодичных, государственных и частных, национальных и принадлежащих

отдельным штатам, присуждающих те или иные степени и т.д.), чтобы результаты проверок всегда имели общенациональное звучание. Конгресс со своей стороны должен регулярно контролировать через систему слушаний на заседаниях его комитетов и подкомитетов антидискриминационную активность всех правительственных министров и ведомств, так или иначе связанных с исследованиями и разработками.

Проблема использования потенциала женщин в американской науке и технике должна быть решена в возможно кратчайшие сроки. «Будущее нации зависит от этого», - утверждают авторы доклада.

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.