Сокол Юлия Валерьевна
студентка 3 курса юридического факультета Кубанского государственного университета (тел.: +78612583757)
О дискриминации женщин по половому признаку
В статье рассматриваются вопросы дискриминации женщин не только в России, но и за рубежом. Обосновывается необходимость внесения коренных изменений в государственную политику в сфере защиты женщин от дискриминации.
Ключевые слова: гендерная дискриминация, профессиональная сегрегация, пол, экономика, политика, наука, государственная политика.
Yu.V. Sokol, 3rd year student of the Faculty of Law of the Kuban State University; tel.: +78612583757.
About discrimination of women on a sexual sign
In the article questions of discrimination of women, not only in Russia, but also abroad are considered. Proof of need of basic changes into a state policy for the sphere of protection of women against discrimination.
Key words: gender discrimination, professional segregation, sex, economy, policy, science, state policy.
Равноправие полов является важной основой любого демократического общества и государства, которые стремятся к социальной справедливости и уважению прав человека. Однако исторически женщины борются за равноправие и его реализацию.
Гарантии по обеспечению женщинам равных возможностей в общественной жизни и в иных областях на правовом уровне закреплены, в частности, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [1], Декларации об искоренении насилия в отношении женщин [2] и т.д.
Однако до сих пор в мире широко распространена явная и скрытая дискриминация женской половины населения. Данная проблема носит международный характер.
Несмотря на наличие достаточно широкой законодательной базы, многие исследователи отмечают, что большое негативное воздействие на продвижение женщин по карьерной лестнице, оплату труда и т.п. оказывает наличие устарелых гендерных стереотипов и патриархальных установок в обществе. Существует такой термин, как гендерная ассиметрия, под которым понимается «непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни» [3].
Дискриминация чаще всего проявляется в профессиональной сегрегации, т.е. в неравномерном распределении женщин и мужчин в экономике [3], завышенных требованиях, дис-
криминации при приеме на работу, при служебном продвижении, разнице в оплате труда, непостоянной или неполной занятости женщин, домогательстве на рабочем месте, двойной занятости (работа - дом), предубеждении, давлении и неуважении руководства, коллег и т.д. Социальная незащищенность и экономическая зависимость делают женщин еще более уязвимыми в обществе.
Женщины не только составляют порядка половины населения планеты, но и занимают существенную часть в сфере труда. По данным ООН, в 2011 г. 40 из каждых 100 оплачиваемых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе в мире занимали женщины [4].
Эксперты говорят о дискриминации по половому признаку при приеме на работу, в частности, это проявилось в том, что за последние 10 лет существенно сократилось количество женщин, имеющих полную занятость [5].
Например, в Германии с дискриминацией в профессии сталкивается каждая третья женщина, в особенности на начальном этапе [6]. Представительница Левой партии С. Циммерман раскритиковала гендерное неравенство в Германии при приеме на работу, заявив, что женщин в ФРГ работодатели все еще считают людьми «второго сорта» [5].
Ярким примером попытки решения ген-дерной дискриминации при трудоустройстве может быть проведенный Федеральным ведомством по борьбе с дискриминацией (Antidiskriminierungsstelle des Bundes, ADS) в
139
ноябре 2010 г. пилотный проект «Анонимное трудоустройство», участниками которого были государственные и муниципальные службы, а также некоторые частные компании (Deutsche Post, Deutsche Telekom, L'Oreal, Procter & Gamble, mydays) [7]. Все участники принимали резюме и анкеты кандидатов, которые не указывали свою фамилию, пол, возраст и некоторые иные личные данные. Спустя около 1,5 лет были подведены итоги, согласно которым компании и ведомства, участвовавшие в проекте, получили за этот период около 8550 резюме и трудоустроили 246 человек. Однако итоги представляются весьма спорными, поскольку большинство компаний и служб вернулось к старому варианту приема граждан на работу, при котором работодателям подаются персональные данные, содержащие указания, в том числе, на пол будущего работника, что не относится к профессиональным характеристикам кандидата на работу.
Репортер New Indian Express П. Баттачария в январе 2014 г. в своей статье «Дискриминация против женщин в научной среде существует» отмечает наличие гендерного неравенства в научных областях: при получении грантов и финансировании, принятии в научных журналах, найме и производительности. П. Баттачария приводит результаты исследований, опубликованных в Nature и в Plos One, согласно которым во всем мире женщины составляют менее 30% в качестве авторов статей, публикаций, научных работ, в то время как мужчины -более 70%. На каждую статью, в которой первым автором является женщина, приходятся две (1,93) статьи, где первым автором является мужчина. В среднем научные работы, авторами которых являются женщины, цитируются реже, чем мужские научные труды. Женское авторство более распространено в странах с более низкой научной продукцией [8].
Представляется интересным мнение доктора С. Сваминатхан, которая отметила наличие достаточно большого количества преуспевающих женщин в школах, колледжах, университетах, имеющих научные степени, однако лишь немногие продолжают серьезно работать в научной сфере из-за домашних обязанностей и их роли в семье в отличие от мужчин, которые могут позволить себе частые поездки, в том числе и на различного рода междугородние и международные конференции [8].
Аналогичная проблема существует не только в Индии, но и в западных странах. По результатам опроса, проведенного Американской ассоциацией содействия развитию науки
(AAAS) в 2010 г., среди 1,3 тыс. опрошенных 52% женщин сообщили, что в своей научной карьере сталкивались с проявлениями дискриминации по полу, тогда как среди мужчин таковых оказалось лишь 2% [9].
Автор статьи «Взгляд на гендерный разрыв» Х. Шен приводит данные Национального научного фонда США, согласно которым американские женщины сегодня получают почти половину всех степеней (PhD) в точных науках и инженерном деле, но занимают в этих сферах лишь 21% и 5% постов соответственно. Кроме того, в среднем зарплата женщины-ученого в США составляет лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола, а в таких областях, как физика и астрономия, - около 60% [10, p. 24].
По мнению исследователей, все это вызвано негативным поведением и давлением со стороны мужской части научного состава в течение обучения женщин в высших учебных заведениях, а также при продолжении ими работы в научной среде, предубеждением у мужской части научного сообщества.
Х. Шен обращает внимание на такое важное для женщины обстоятельство, как вопрос материнства. По данным проведенного исследования в Калифорнийском университете, бездетные молодые исследователи обоих полов, получившие степень (PhD), одинаково часто решают оставить науку, в то время как женщины-ученые, которые уже стали матерями или только планируют это, в среднем уходят из науки в 2 раза чаще, чем мужчины в аналогичных ситуациях [10, p. 23].
Серьезной проблемой является «выпадение» студенток и молодых ученых на ранних стадиях академической карьеры, связанное, в том числе, и с острым недостатком «ролевых моделей» (реальных успешных примеров женщин, которые совмещают работу и дом), успешных женщин на высоких научных постах [10, p. 23].
Многие известные женщины (певица Бейон-се, актриса Дженнифер Гарнер, экс-госсекретарь США Кондолиза Райс и др.) приняли участие в создании ролика в поддержку прав женщин под названием Ban Bossy, приуроченного к 8 марта 2014 г. и направленного против словесной дискриминации женщин в бизнесе, а именно - против унизительной формы bossy, которая употребляется по отношению к успешным женщинам-руководителям как уменьшительно-ласкательный эквивалент слова «босс» [11]. В русском языке такой лингвистической проблемы нет, однако наиболее близким примером может быть употребление таких слов, как «директриса», «училка», по отношению к
140
женщинам. Данная кампания была призвана обратить внимание общества на то, как тяжело дается большинству женщин продвижение наверх по карьерной лестнице и как часто успешный результат в достижении цели воспринимается обществом и мужской частью населения негативно.
Проблема дискриминации женщин актуальна и для России. По данным Росстата, на 2014 г. общая численность населения страны составляет 143,7 млн, из которых 77 млн -женщины [12]. «Женскими» отраслями в России «традиционно» считаются образование, здравоохранение и социальное обслуживание, гостиничный и ресторанный бизнес, торговля и др., «мужскими» - рыболовство, добыча полезных ископаемых, строительство, промышленность, транспорт и др.
В ходе опроса, проведенного в 2014 г. в социальных сетях (Вконтакте, РаоеЬоок) среди 188 женщин по поводу дискриминации в процессе обучения, трудовой деятельности и научной карьере на территории постсоветского пространства, было установлено, что 40,4% от общего числа хотя бы однократно сталкивались с проявлениями дискриминации.
По данным Росстата, на 2011 г. женщины преобладали в рядах государственных служащих: 70% российских чиновников - женщины [13].
В Государственной Думе, в региональных парламентах женщины составляли 14% депутатов. Женщины занимали около 2/3 вакансий финансовых учреждений (банков, страховых и инвестиционных компаний и т.д.). Однако, несмотря на превалирующее большинство женщин в Государственной Думе и финансовых учреждениях, в данном случае имеет место «вертикальная профессиональная сегрегация», т.е. более высокое количество мужчин занимает руководящие должности, а женщины являются «подчиненными», при этом чаще всего их деятельность связана с канцелярской работой и т.д., где необходима механическая работа, не требующая высокой квалификации.
Следует заметить, что средняя заработная плата женщин в России на 2013 г. составляла 24721 руб., т.е. на 25,8% меньше заработной платы мужчин - 33303 руб. [13].
В составе Законодательного собрания Краснодарского края пятого созыва по состоянию на январь 2014 г. женщины-депутаты составляют лишь 10,2% [14].
Весь аппарат управления прокуратуры Краснодарского края (прокурор, 2 первых заместителя и 4 заместителя) состоит из представителей мужского пола [15].
В Краснодарском краевом суде складывается аналогичная ситуация: председатель суда и его заместители - мужчины; надзорная группа по уголовным делам состоит из мужчин - 100% (7 судей); надзорная группа по гражданским делам - 15% соответственно (из 13 судей); судебная коллегия по уголовным делам - 79% (из 47 судей); судебная коллегия по гражданским делам - 38% (из 47 судей), судебная коллегия по административным делам - 43% (из 23 судей) [16]. Следовательно, женщины-судьи в Краснодарском краевом суде составляют 46%.
В составе Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ женщины составляют порядка 4% от общего числа состава Комиссии [17].
Среди членов ученого совета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» женщины составляют не более 28% [18].
Интересен факт, что в профессорско-преподавательском составе юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» женщины составляют порядка 56%, однако на руководящих должностях (декан и заместитель декана) лишь 25%.
Нельзя не отметить «пропасть» между периодом обучения и карьерой в науке у женщин. Женщины составляют 56% учащихся вузов, выбирая и преобладая в таких направлениях, как естественные, гуманитарные и социальные науки, экономика, педагогика, культура и искусство, геодезия и землеустройство [13].
Ярким примером активности женщин в период обучения может служить тот факт, что среди студентов ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», получающих именную стипендию в 2014/2015 учебном году от «Оксфордского российского фонда» («Oxford-Russia Fund») [19], 75,5% женщины. Изложенное свидетельствует о высокой заинтересованности и активности женщин в период обучения в вузе.
У мужчин и женщин существуют различия, например, в так называемом «бюджете времени». По сведениям Росстата, в будние дни экономически активные мужчины отдают работе по 8,5 часов и 1,5 часа - домашнему хозяйству, тогда как работающие женщины трудятся 7 часов в день, а домашнему хозяйству уделяют более 3 часов [13].
В Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) нет поиска и разделения авторов по признаку пола. Представляется невозможным определить количество публикаций, выполненных женщинами, в отличие от его американского аналога Web of Science, что, соответственно, вызывает некоторые
141
трудности в определении количественного соотношения публикаций женщин и мужчин, ссылок и т.п.
Таким образом, проблема дискриминации женщин в Российской Федерации остается актуальной. Несмотря на наличие в стране различных социальных программ, следует признать, что в России по-прежнему отсутствует всесторонняя, сбалансированная и скоординированная государственная политика в сфере защиты женщин. Без формирования и последовательной реализации указанной политики действия государственных органов в этой об-
1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cedaw.shtml (дата обращения: 12.08.2014).
2. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций [Официальный сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/violence.shtml (дата обращения: 12.08.2014).
3. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/gender/016. htm (дата обращения: 10.08.2014).
4. Цели развития тысячелетия: доклад за 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/ru/millenniumgoals/pdf/Russian2013. pdf (дата обращения: 10.08.2014).
5. Ловкис Е. Все меньше немецких женщин работают полный рабочий день [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 08.03.2010. URL: www.dw.de/все-мень-ше-немецких-женщин-работают-полный-ра-бочий-день/а-5333145 (дата обращения: 11.08.2014).
6. Вайнман Т. Интерледи: нелегкие пути успешной карьеры [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 29.01.2013. URL: ww.dw.de/интерледи-нелег-кие-пути-успешной-карьеры/а-16548023 (дата обращения: 11.08.2014).
7. Биркеншток Г., Вайнман Т. Анонимное резюме: какие шансы у кота в мешке [Электронный ресурс] // Deutsche Welle [Официальный сайт]. 26.04.2012. URL: www.dw.de/аноним-ное-резюме-какие-шансы-у-кота-в-меш-ке/а-15905219 (дата обращения: 11.08.2014).
8. Bhattacharya P. Discrimination Against Women in Science Exists [Electronic resourse] // The New
ласти будут носить хаотичный, противоречивый и непоследовательный характер, не позволяющий устранять подлинные причины дискриминации женщин. Для выработки соответствующей политики в сфере защиты женщин от дискриминации требуется сотрудничество государственных органов с международными государственными и негосударственными организациями, СМИ и другими общественными структурами, отстаивающими права женщин. Основой для этого должно стать переосмысление места и роли женщин в современном обществе.
1. The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women [Electronic resource] // United Nations [Official website]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/cedaw.shtml (date of access: 12.08.2014).
2. Declaration on the Elimination of Violence against Women [Electronic resource] // United Nations [Official website]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/violence.shtml (date of access: 12.08.2014).
3. Dictionary of gender terms [Electronic resource]. URL: http://www.owl.ru/gender/016.htm (date of access: 10.08.2014).
4. Purposes of development of the millennium: the report for 2013 year [Electronic resource]. URL: http://www. un.org/ru/millenniumgoals/pdf/ Russian2013.pdf (date of access: 10.08.2014).
5. Lovkis E. Less the German women work full-time [Electronic resource] // Deutsche Welle [Official website]. 08.03.2010. URL: www.dw.de/ vse-menshe-nemetskih-zhenschin-rabotaut-pol-niy-rabochiy-den/a-5333145 (date of access: 11.08.2014).
6. Vainman T. Inter-lady: hard ways of successful career [Electronic resource] // Deutsche Welle [Official website]. 29.01.2013. URL: ww.dw.de/inter-lady-nelegkie-puti-uspeshnoi-career/a-16548023 (date of access: 11.08.2014).
7. Birkenshtok G., Vainman T. Anonymous summary: what chances has got a pig in a poke [Electronic resource] // Deutsche Welle [Official website]. 26.04.2012. URL: www.dw.de/ anonimnoe-resume-kakie-chance-y-kota-v-mesh-ke/a-15905219 (date of access: 11.08.2014).
8. Bhattacharya P. Discrimination Against Women in Science Exists [Electronic resourse]//The New Indian Express [Official website]. 13.01.2014. URL: http://www.newindianexpress.com/cities/banga-lore/%E2%80%98Discrimination-Against-Wom-
142
Indian Express [Official website]. 13.01.2014. URL: http://www.newindianexpress.com/cities/bangalo re/%E2%80%98Discrimination-Against-Women-in-Science-Exists%E2%80%99/2014/01/13/ article1997831.ece (date of access: 10.08.2014).
9. Cell Associates Barriers for Women Scientists Survey Report Sponsored [Electronic resourse] 2010. URL: http://www.aaas.org/sites/default/files/ migrate/uploads/0928loreal_survey_report.pdf (date of access: 10.08.2014).
10. Shen H. Mind the gender gap // Nature. 2013. Vol. 495.
11. Ban Bossy - I'm Not Bossy. I'm the Boss [Electronicresourse]//Youtube [Officialwebsite]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=6dynbzMlCcw (date of access: 10.08.2014).
12. Демография [Электронный ресурс]//Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/# (дата обращения: 28.08.2014).
13. Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 28.08.2014).
14. Законодательное собрание Краснодарского края [Официальный сайт]. URL: http:// www.kubzsk.ru/(дата обращения: 12.01.2015).
15. Прокуратура Краснодарского края [Официальный сайт]. URL: http://www.prokuratura-krasnodar.ru/ (дата обращения: 13.01.2015).
16. Краснодарский краевой суд [Официальный сайт]. URL: http://www.kubansud.ru/ (дата обращения: 10.01.2015).
17. Состав Комиссии [Электронный ресурс]// Высшая аттестационная комиссия [Официальный сайт]. URL: http://vak.ed.gov.ru/sostavj sessionid=cCv6TQf1ruZwbf3QdOJVP+DH (дата обращения: 28.08.2014).
18. Список членов Ученого совета КубГУ [Электронный ресурс] // Кубанский государственный университет [Официальный сайт]. URL: http://www.kubsu.ru/University/uchsovet.html/ (дата обращения: 28.08.2014).
19. Стипендиаты «Oxford-Russia Fund» 2014-2015 [Электронный ресурс]. URL: http:// vk.com/doc3548235_323624468?hash=17eea5 c6763f18d08c&dl=9557a6e7f9e0a97546 (дата обращения: 28.08.2014).
en-in-Science-Exists%E2%80%99/2014/01/13/ article1997831.ece (date of access: 10.08.2014).
9. Cell Associates Barriers for Women Scientists Survey Report Sponsored [Electronic resourse] 2010. URL: http://www.aaas.org/sites/default/files/ migrate/uploads/0928loreal_survey_report.pdf (date of access: 10.08.2014).
10. Shen H. Mind the gender gap // Nature. 2013. Vol. 495.
11. Ban Bossy - I'm Not Bossy. I'm the Boss [Electronic resourse] // Youtube [Official website]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=6dynbzM-lCcw (date of access: 10.08.2014).
12. Demography [Electronic resource] // Federal State Statistics Service [Official website]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demogra-phy/# (date of access: 28.08.2014).
13. Federal State Statistics Service [Official website]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (date of access: 28.08.2014).
14. Legislative assembly of the Krasnodar Region [Official website]. URL: http://www.kubzsk.ru/ (date of access: 12.01.2015).
15. Prosecutor's office ofthe Krasnodar Region [Official website]. URL: http://www.prokuratura-kras-nodar.ru/ (date of access: 13.01.2015).
16. Krasnodar regional court [Official website]. URL: http://www.kubansud.ru/ (date of access: 10.01.2015).
17. Structure of the commission [Electronic resource] // The Highest Certifying Commission [Official website]. URL: http://vak.ed.gov.ru/sostavj-sessionid=cCv6TQf1ruZwbf3QdOJVP+DH (date of access: 28.08.2014).
18. List of members of the Academic council of Kuban State University [Electronic resource] // Kuban State University [Official website]. URL: http://www.kubsu.ru/University/uchsovet.html/ (date of access: 28.08.2014).
19. Scholars of «Oxford-Russia Fund» for 2014/2015 [Electronic resource]. URL: http:// vk.com/doc3548235_323624468?hash=17eea 5c6763f18d08c&dl=9557a6e7f9e0a97546 (date of access: 28.08.2014).
143