Научная статья на тему '2018. 02. 011. Гавлин М. Л. Династия фон Мекк. "железнодорожные короли" и меценаты. - М. : новый хронограф, 2016. - 216 с'

2018. 02. 011. Гавлин М. Л. Династия фон Мекк. "железнодорожные короли" и меценаты. - М. : новый хронограф, 2016. - 216 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И МЕЦЕНАТСТВО / ДИНАСТИЯ ФОН МЕКК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 011. Гавлин М. Л. Династия фон Мекк. "железнодорожные короли" и меценаты. - М. : новый хронограф, 2016. - 216 с»

жении XIX - начала XX в.? Почему бюрократия, опираясь на столь шаткую основу, продолжительное время справлялась с задачами управления страной, несмотря на социальные, экономические, политические, национальные, международные конфликты? Причина удач, равно как и поражений российского управленческого класса будет крыться в одних и тех же его качествах: корпоративном единстве, аполитичном профессионализме, административной фантазии, способной творить новое в узком коридоре отечественного законодательства, самоуверенности» (с. 290).

В.М. Шевырин

2018.02.011. ГАВЛИН М Л. ДИНАСТИЯ ФОН МЕКК. «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОРОЛИ» И МЕЦЕНАТЫ. - М.: Новый Хронограф, 2016. - 216 с.

Ключевые слова: Российская империя; предпринимательство и меценатство; династия фон Мекк.

В монографии канд. ист. наук М.Л. Гавлина воссоздается история семейства предпринимателей, «железнодорожных королей» фон Мекк, известного не только строительством железных дорог, но и своей выдающейся меценатской деятельностью, многими начинаниями в области культуры и искусства. Книга состоит из предисловия и следующих частей: «Миллионы "железнодорожного короля"»; «Опора семьи и меценат»; «Надежда фон Мекк и П. И. Чайковский»; «Наследники семейного дела и традиций»; «Потомки династии»; «Вместо заключения». Работа снабжена списком литературы и указателем имен.

Семья фон Мекков, предки которых были выходцами из Германии, стремительно выдвинулась в ряды богатейших семей России на волне «железнодорожной горячки» 1860-1870-х годов. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 г. многие представители династии занимали выдающееся место не только в экономической, но и в общественной и культурной жизни страны.

Основатель династии - Карл Федорович (Карл Оттон Георг Фридрих) фон Мекк (1821-1876) - барон, крупнейший предприниматель, инженер путей сообщения, известный строитель и владелец частных железных дорог России, к концу жизни имел звание действительного статского советника. Карл, представитель 13 поколе-

ния династии фон Мекков, становится первым инженером в истории этого старинного дворянского рода. Он поступает на службу в чине поручика в ведомство путей сообщения. Молодой инженер вскоре получает место начальника дистанции Московско-Варшавского шоссе. Дальнейшая его служба в государственном ведомстве связана с работой в качестве инженера и инспектора по строительству стратегических дорог в западной части России.

14 января 1848 г. в его жизни происходит важное событие: он вступает в брак с 17-летней дочерью помещика Смоленской губернии Надеждой Филаретовной Фроловской (Фраловской) (18311894), которая стала ему опорой и поддержкой на всем их совместном жизненном пути.

После ухода с государственной службы Карл Федорович посвятил себя предпринимательской деятельности. Его уход со службы совпал с началом развертывания в стране широкого железнодорожного строительства. Уроки Крымской войны не прошли даром. Русская армия потерпела в этой войне тяжелое поражение во многом из-за отсутствия железных дорог, по которым могли быть быстро переброшены подкрепления и обеспечено снабжение войск. Правительство осознавало необходимость срочной ликвидации глубокого отставания России в этой области и предпринимало большие усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс железнодорожного строительства. Для того чтобы провести в жизнь программу широкого железнодорожного строительства в стране, было принято решение опереться на частную инициативу. Решающими в судьбе железнодорожного предпринимательства явились Указ Александра II от 27 января 1857 г. о создании в России сети железных дорог и высочайше утвержденные осенью 1857 г. договоры о передаче казенной Варшавско-Венской железной дороги и прав на строительство связанных с ней ветвей и новых железных дорог в руки частной компании.

Начало предпринимательской деятельности К.Ф. фон Мекка связано со строительством линии Москва - Коломна Обществом Саратовской железной дороги. Это было одно из первых обществ с широким участием представителей отечественного капитала. Образовано оно было в 1856 г. Прибыли, полученные компаньонами фон Дервизом и фон Мекком при строительстве Рязанско-Козлов-ской дороги, затем огромные барыши, вырученные при постройке

дорог Поляковым, Башмаковым, Губониным и др., вызвали невиданный ажиотаж. «Слово "концессионер" стало чем-то увлекательным и на публику производило такое же одуряющее действие, как незадолго перед тем слово "откупщик"» (с. 31).

С 1871 г. система конкуренции путем торгов была отменена: министру путей сообщения было предоставлено право единолично выбирать концессионера. Это только усилило позиции разных влиятельных групп и обострило борьбу за получение концессий. Карл Федорович проявил недюжинные способности в налаживании контактов с придворными и правительственными кругами и накопил немалый опыт взаимоотношений с влиятельными лицами, от которых зависело получение крупных подрядов. Он умел добиваться своих целей, используя обширные связи и знакомства. Особенно хорошо он был принят в Министерстве путей сообщения, где его знали по прежней службе и не только высоко ценили как знающего инженера, но и покровительствовали ему (с. 38).

Получая выгодные контракты и умело организуя дело, К.Ф. фон Мекк постепенно скопил огромное состояние. Свои многомиллионные капиталы он держал в акциях построенных им дорог: Ландварово-Роменской, Московско-Рязанской, Рязанско-Козловской, Курско-Киевской, Моршанской. Имел он и недвижимость: дом в Москве на Мясницкой и огромное имение Браилово на Южной Украине. Скончался он от сердечного приступа 26 января (7 февраля) 1876 г. Газета «Московские ведомости» писала тогда, что миллионы, полученные Карлом фон Мекком, «положили начало той железнодорожной горячке, которая несколько лет кряду волновала все общество России» (с. 49).

Надежде Филаретовне, после смерти мужа вступившей по завещанию в права наследования, пришлось заниматься семейным железнодорожным и промышленным делом (с. 51). У нее оставались заботы и о подрастающих детях. Из 11 детей семь были при ней, а остальные жили отдельно своими семьями. Личные интересы и склонности ее сосредоточились теперь на любви к природе, к чтению и, самое главное, на страсти к музыке (с. 56).

Немалую роль Надежда Филаретовна сыграла, например, в судьбе юного Клода Дебюсси (1862-1918). Есть свидетельства того, что она была чуть ли не «первооткрывателем» таланта будущего знаменитого французского композитора-импрессиониста (с. 57).

Богатая вдова-миллионерша вела большую меценатскую деятельность в области музыки: оказывала поддержку Московской консерватории, Русскому музыкальному обществу, протежировала молодым музыкантам (с. 60-61).

Она материально и морально поддерживала П.И. Чайковского, чтобы он смог в полную силу отдаться творчеству. Петр Ильич «получал ежегодно высокий пенсион (6 тыс. руб.), позволивший заниматься творчеством, а лето проводить в любимой Италии» (с. 66).

Они общались только в письмах, и в результате отложилась обширная переписка, которая охватывает период в 13 лет (18761890). Переписка отличалась большой искренностью и затрагивала самые разные области жизни и искусства. О глубине и богатстве личности Н.Ф. фон Мекк, ее высоком музыкальном вкусе свидетельствуют многие ее письма. В знак благодарности и уважения к Н.Ф. фон Мекк композитор посвятил ей созданную в 1877 г. Четвертую симфонию («Симфонию № 4 фа минор»), без упоминания ее имени, так как она запретила это делать. Композитор отзывался об этой новой симфонии как о лучшем своем сочинении.

Переписка была неожиданно прервана Надеждой Филаретовной в конце сентября 1890 г. И это одна из многих загадок их взаимоотношений. Одновременно прекратились и денежные выплаты. К этому времени общая их сумма насчитывала, по самым приблизительным подсчетам около 80-85 тыс. руб. (с. 83). Автор пишет: «Не сделала ли она для Чайковского даже больше, чем могла, во всяком случае, гораздо больше, чем любой другой в ее положении» (с. 87).

Н.Ф. фон Мекк скончалась в Ницце (Каннах?) 13 (14) января 1894 г., по свидетельству ее сына Николая Карловича, от последствий туберкулеза.

Оставшееся после кончины Н.Ф. фон Мекк состояние оценивалось некоторыми авторами в астрономическую по тем временам сумму 12,5 млн руб. Современные исследователи оценивают имущество, за вычетом долгов, в сумму 5 млн. 252, 2 тыс. руб. (с. 94).

Преемникам «железнодорожного короля» и прежде всего старшему сыну, Владимиру Карловичу (1852-1893), пришлось не только распутывать его долговые обязательства, но и вести напряженную борьбу с министерствами финансов и путей сообщения за

сохранение семейного дела. При всем том, он был обаятельным, увлекающимся, даже азартным человеком, имел собственную беговую конюшню, был вхож в музыкальные и театральные круги, увлекался коллекционированием, был не чужд меценатства и благотворительности.

Владимир Карлович был вхож также в дворцовые сферы, имел звание камер-юнкера Высочайшего двора и умел использовать свои связи. Он был и крупным помещиком, имел имение под Можайском и был избран можайским уездным предводителем дворянства (с. 101).

Николай Карлович фон Мекк (1863-1929) стал талантливым продолжателем дела своего отца, видным промышленником дореволюционной России. С деятельностью Николая Карловича связан новый взлет железнодорожного предпринимательства семьи фон Мекк. Не имея специального инженерного образования, Николай на практике овладевает всеми тонкостями нового для себя дела, начав работать в этой области с самых низших ступеней: кочегаром на паровозе, машинистом в депо, стрелочником и т.д. Это было решение, совсем не типичное для выходца из семьи крупного предпринимателя. Он последовательно и целеустремленно прокладывает свой путь в жизни. Избрание Н.К. фон Мекка на пост председателя правления Общества Московско-Казанской железной дороги, по мнению современников, произошло не без влияния С.Ю. Витте (с. 107). Блестящее положение дел Общества создало ему репутацию одного из самых солидных и богатых железнодорожных обществ России.

Н. К. фон Мекку Общество Казанской железной дороги обязано не только чрезвычайным расширением масштабов предприятия (оно вошло в число семи крупнейших железнодорожных монополий России), но и коренным улучшением его технической оснащенности, модернизацией оборудования. Выдающийся архитектор Алексей Щусев создал для его линий проекты станционных зданий, вокзалов. Чистая прибыль компании составляла в 1911 г. 3 млн 300 тыс. руб. (с. 119). Планируя работы на перспективу, Николай Карлович одним из первых стал разрабатывать со своими инженерами и проект строительства метро в Москве.

Революционные события 1905-1907 гг. (Н.К. фон Мекк, кстати, отказался выдать властям зачинщиков забастовок на его

дорогах) и возросшая конкуренция заставили фон Мекка искать пути привлечения на его предприятия рабочих и служащих. Численность их перед Первой мировой войной достигала 30 тыс. человек. Потребовалось решать их социальные проблемы. По инициативе Николая Карловича была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешевыми продуктами. В 1913 г. были открыты магазины в Москве и ряде других городов, курсировал вагон-магазин для железнодорожников. На многих станциях работали больницы. В 1912 г. при станции Москва-Сортировочная начали строить дешевые многоквартирные дома для рабочих (с. 122).

Неиссякаемая энергия Николая фон Мекка распространялась и на общественную деятельность, и на благотворительность. Он состоял гласным Подольского уезда Московской губернии. В Москве были хорошо известны «музыкальные среды» у Н.К. фон Мекка. Будучи человеком разносторонних интересов, он отдал дань и коллекционированию картин русской живописи. После революции меценат передаст картины Третьяковской галерее и «Комиссии по охране исторических и культурных памятников и предметов искусства» (с. 126). Николай Карлович стал одним из основателей Императорского российского автомобильного общества (ИРАО) и его председателем. Он был организатором многих автопробегов, выступал их руководителем и спонсором (с. 129). В годы Первой мировой войны Николай Карлович и другие представители династии фон Мекков внесли свой вклад в различных областях деятельности в военные усилия России. Оба его сына Марк и Аттал уходят на фронт (с. 132).

Революция 1917 г. круто изменила его жизнь. В 1919 г. декретом Советской власти Московско-Казанская железная дорога была национализирована. Вскоре он стал членом Совета технического комитета и консультантом финансово-экономического управления НКПС. Несмотря на это, он неоднократно подвергался преследованиям властей и даже приговаривался к смертной казни, но избежал ее во многом благодаря заступничеству наркома Л.Б. Красина.

В 1920-е годы Николай Карлович занимался вопросами планирования, работал постоянным представителем в Госплане от НКПС. В 1922 г. он стал одним из основателей Русско-немецкой

торговой палаты, в 1923 г. входил в состав редколлегии журнала «Мотор». В это время вышли его книги по истории и экономике железнодорожного транспорта России. Н.К. фон Мекк все силы отдавал восстановлению железнодорожного транспорта после разрухи, вызванной революцией и Гражданской войной.

Но ни лояльность к новой власти, ни 40-летний опыт работы на благо России не смогли уберечь его от гибели. В 1928 г. Николай Карлович фон Мекк вновь был арестован как участник «контрреволюционной вредительской организации НКПС и на железных дорогах СССР» и расстрелян в мае 1929 г. Реабилитирован в 1991 г. Его прах захоронен на Ваганьковском кладбище (с. 136).

Его брат Александр Карлович фон Мекк (1864-1911) главное свое внимание уделял общественной деятельности. Он получил известность как крупный библиограф, коллекционер, ученый-архивист и путешественник. С его именем связана обширная благотворительная деятельность, распространение и развитие туризма и альпинизма в России (с. 137).

В семействе фон Мекк были и другие имена, вписавшие блестящие страницы в историю русской культуры и общественной жизни. Крупным общественным деятелем и деятелем культуры, продолжившим семейные традиции, был еще один представитель рода, внук Карла Федоровича и Надежды Филаретовны, Владимир Владимирович фон Мекк (1877-1932) - кандидат прав, секретарь и заведующий благотворительными учреждениями великой княгини Елизаветы Фёдоровны, основатель скаутского движения в России, меценат и коллекционер, художник, модельер и дизайнер, один из первых теоретиков русской моды (с. 149).

В.В. фон Мекк был, пожалуй, последней яркой фигурой династии «железнодорожных королей» и меценатов. О других их потомках сведений на сегодня очень мало (с. 165).

В.М. Шевырин

2018.02.012. РОССИЙСКОЕ И СОВЕТСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: СРАВНИВАЯ ПРОФЕССИИ, ПРАКТИКУ И ГЕНДЕР, 1880-1960. Russian and Soviet health care from an international perspective: Comparing professions, practice and gender, 1880-1960 / Ed. by Grant S. - L.: Palgrave Macmillan, 2017. - XVII, 281 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.