Научная статья на тему '"не продается вдохновенье. . . ". П. И. Чайковский и меценаты (к постановке проблемы)'

"не продается вдохновенье. . . ". П. И. Чайковский и меценаты (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П. И. ЧАЙКОВСКИЙ / P. I. TCHAIKOVSKY / АЛЕКСАНДР III / МЕЦЕНАТ / ЗАКАЗ / ORDER / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / MATERIAL SUPPORT / ДУХОВНАЯ ПОДДЕРЖКА / SPIRITUAL SUPPORT / MAECENAS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лелеко Виталий Дмитриевич

Статья посвящена постановке проблемы роли меценатов в жизни и творчестве П. И. Чайковского. Проблема заказчика, мецената, спонсора и т. п., его места и значения в художественной культуре мало разработана в российской гуманитарной науке, особенно в искусствоведении. На примере наиболее важных для Чайковского меценатов: императора Александра III, административных структур, курировавших искусство, баронессы Н. Ф. фон Мекк, П. И. Юргенсона показана неоценимая помощь меценатов, обеспечившая композитору возможность решения жизненных и творческих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Not for Sale Inspiration..." P. I. Tchaikovsky and Patrons (Problem Statement)

The article is devoted to the problem of the role of patrons in the life and works of P. I. Tchaikovsky. The problem of the customer, sponsor, sponsor, etc., its place and importance in the culture of the poor developed in the Russian humanitarian science, especially in art history. In the article on the example of the most important for Tchaikovsky’s patrons: Emperor Alexander III, administrative structures, who oversaw the art, the Baroness N. F. Von Meck, P. I. Jurgenson shown invaluable assistance of patrons, which gives the composer the ability to solve creative and life problems.

Текст научной работы на тему «"не продается вдохновенье. . . ". П. И. Чайковский и меценаты (к постановке проблемы)»

УДК 7.067

В. Д. Лелеко

«НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ...».

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ И МЕЦЕНАТЫ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

Традиционная история искусства, представленная прежде всего учебной, справочной и популярной литературой, во всяком случае в нашей стране, до сих пор не замечает одну важную фигуру, без которой большинство шедевров, да и не только шедевров, не смогли бы появиться. Речь идет о меценате, донаторе, патроне, спонсоре, заказчике. По-разному назывались эти незаменимые участники художественной жизни в разное время, различалась их роль и степень участия в художественном процессе. Но без их материальной и организационной поддержки мастеров искусства жизнь искусства была бы невозможна.

В исследовательской литературе проблематика заказа и заказчика, патрона, мецената представлена по-разному. В западноевропейской — эта тема, как часть направления социальной истории искусства, начинает активно разрабатываться с 1970-х гг. Она отражена как в публикациях, посвященных отдельным благотворителям, коллективным заказчиками и покровителям искусства, так и в обобщающих работах. Их основательный аналитический обзор дается в монографии В. П. Головина [1, с. 14-24]. В отечественной науке исследования этой темы стали возможны после 1991 г. В основном это работы, посвященные русским меценатам второй половины XIX — начала ХХ вв. На сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН помещена библиография публикаций о меценатстве и благотворительности в России, содержащая сведения о статьях, книгах, диссертациях по состоянию на 3 декабря 2007 г. В ней — 72 названия. Среди авторов — историки, социологи, культурологи, экономисты. Искусствоведов нет [2]. С 2002 г. выходит ежемесячный интернет журнал «Меценат», отдельные номера которого выложены в интернете в свободном доступе. В журнале есть статьи о современных российских меценатах и о меценатах прошлого [3].

Что касается П. И. Чайковского, то исследование роли меценатов в его жизни и творческой деятельности только начинается. Имеются разрозненные сведения о заказах и меценатской поддержке композитора, но они разбросаны по разным публикациям справочного и исследовательского формата, содержатся в письмах Чайковского и его многочисленных корреспондентов, в дневниках. Однако материал этот не собран, не систематизирован, не осмыслен, не оценен в своей значимости. Исключение составляет, пожалуй, лишь меценатская поддержка Н. Ф. фон Мекк.

Необходимость же материальной поддержки, адекватной его таланту, его потребностям, достаточно остро ощущалась Чайковским, особенно в ранний период творческой деятельности. Отсутствие необходимых средств бывало причиной отказа от некоторых важных проектов, отвлекало от сочинения музыки, постоянно беспокоило Петра Ильича. Приведем лишь один пример. Задуманная поездка

с концертом в Париж в марте 1877 г., на которую требовалось 2000 руб., не состоялась по причине невозможности собрать необходимую сумму .

Тем не менее, отдельные публикации, свидетельствующие об интересе к проблеме меценатов Чайковского, имеются. Это, в частности, небольшие статьи, помещенные на сайте http://www.tchaikov.ru. Одна из них посвящена отношениям П. И. Чайковского и представителей династии Романовых [5]. Автор публикации, П. Е. Вайдман, ведущий научный сотрудник Государственного дома-музея П. И. Чайковского в Клину, освещает некоторые страницы этих отношений, в том числе и факты заказов композитору, в частности, связанных с какими-то знаковыми событиями в семье императора. Так, например, по заказу московского градоначальника написан «Торжественный коронационный марш для оркестра», «который и был исполнен на торжествах в Сокольниках» по случаю коронации Александра III. Автор публикации отмечает, что император хорошо относился к Петру Ильичу, «присутствовал на ряде спектаклей, генеральных репетиций и концертов во время постановки и исполнения произведений...» [5]. Это отношение было одним из оснований обращения композитора в мае 1881 г. с просьбой к императору (через обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева) дать ему в долг крупную сумму денег. В письме — как моральное основание для обращения — Петр Ильич пишет: «Мне передавали, что будто бы государь изволил однажды в самых милостивых выражениях отозваться о моих музыкальных трудах» [6, с. 235]. Кроме того, он описывает драматизм ситуации, вынудившей его обратиться с такой просьбой: «дабы выйти из самых сложных, затруднительных обстоятельств, отравляющих мою жизнь до того, что я не в силах отдаваться делу, которому посвятил всю свою жизнь, мне нужна сумма в три тысячи рублей серебром. Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя» [6, с. 403]. Деньги композитор просил в долг, который постепенно погашался бы отчислениями от спектаклей с его музыкой на сценах императорских театров. Письмо и неординарная просьба, время ожидания ответа стоили Петру Ильичу изрядной доли душевных переживаний. 1 июля 1881 г. он пишет Победоносцеву: «С тех пор как я послал Вам мою просьбу, мне все казалось, что я совершил какой-то неделикатный, неприличный по своей несвоевременности поступок. Ваши одобряющие слова совершенно успокоили меня» [6, с. 235]. На следующий день обер-прокурор получил записку от Александра III: «Посылаю Вам для передачи Чайковскому 3000 р. Передайте ему, что деньги эти он может не возвращать» [6, с. 235].

1 В письме брату Анатолию Петр Ильич пишет: «Дел у меня набралось множество, и, кроме дела, я день и ночь занят мыслью о поездке в Париж, в марте, с целью дать там концерт, что мне советуют все и здесь, и в Париже. Для этого концерта нужно не больше, не меньше, как 2000 р. А где их взять? Тем не менее все распоряжения сделаны, а если денег не достану — отменю. Колебаться же и выжидать нельзя.». В письме С. И. Танееву от 27.01.1877 года Чайковский с горечью сообщает об отмене поездки: «Милый Сережа, мой концерт не состоится. Несмотря на все гигантские усилия и на твердую уверенность — я потерпел неудачу относительно добытая нужных сумм. Я в глубоком отчаянии. Ничего более не в состоянии писать вам сегодня. Простите за многие беспокойства, которые я причинил вам своим неудавшимся планом» [4].

В 1887 г. «по ходатайству главы Дирекции императорских театров И. А. Всеволожского.» композитору назначается ежегодная государственная пенсия в три тысячи рублей [5].

Известно, что начало обращения Чайковского к созданию музыки для балетных спектаклей было положено заказом Дирекции императорских театров балета «Лебединое озеро». Петр Ильич в письме Н. А. Римскому-Корсакову от 10 сентября 1875 г. так объяснял причины своего согласия принять этот заказ: «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки» [7, с. 34].

Музыка Чайковского часто исполнялась и на концертах Императорского русского музыкального общества. Благодаря материальной поддержке меценатов и членов царской фамилии [8, стлб. 795], ИРМО имело возможность проводить конкурсы и выплачивать денежные премии. Одну из таких премий получил и П. И. Чайковский за «Вторую симфонию», впервые исполненную в январе 1873 г. в Москве и имевшую большой успех, в частности, по причине мастерского использования в трех частях симфонии украинских народных мелодий. По поводу этого события композитор писал брату Модесту 13 февраля 1873 г.: «Об исполнении моей симфонии ты уже, вероятно, знаешь из газет. Прибавлю от себя, что она имела большой успех, и в особенности „Журавль" заслужил самые лестные отзывы. Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного произведения — Петру Герасимовичу (Старик буфетчик Давыдовых в Каменке.), который в то время, как я сочинял и наигрывал „Журавля", постоянно подходил ко мне и подпевал. За эту симфонию мне Музыкальное общество выдало 300 р., а в последнем концерте она будет опять исполнена, и к этому дню мне готовят овацию с подарком» [Цит. по: 9]

Следующую премию Чайковский получил от Русского музыкального общества в 1875 г., выиграв конкурс на оперу по сюжету повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». В конкурсе участвовало пять опер. Конкурсный комитет, в состав которого входил и Н. А. Римский-Корсаков, премию в 1500 рублей присудил П. И. Чайковскому за оперу «Кузнец Вакула» [7, с. 31].

В связи с темой меценатства невозможно обойти и Надежду Филаретовну фон Мекк (Фроловскую), жену, затем вдову барона Карла Федоровича фон Мекк, одного из строителей российских железных дорог. В дружбе с фон Мекк, существовавшей в форме общения по переписке, Чайковский находил духовную и материальную поддержку, в которых он нуждался в силу особенностей своего характера и складывающихся обстоятельств. Об установившейся за короткое время после знакомства степени доверия и близости между корреспондентами свидетельствует письмо Петра Ильича от 1 мая 1877 г., в котором он просит фон Мекк помочь ему выпутаться из долгов. В случае ее согласия, композитор готов возвращать долг по частям. Проблема была серьезной и мучила его, о чем говорят строки письма: «Долго было бы Вам рассказывать, как и почему человек, зарабатывающий средства, вполне достаточные для более чем безбедного существования, запутался в долгах до того, что они по временам совершенно отравляют его жизнь и парализуют рвение к работе. Именно теперь, когда нужно скоро уехать и перед отъездом обеспечить себе возможность возвращения, я попал в очень неприятное

скопление денежных затруднений, из которого без посторонней помощи выйти не могу. Эту помощь я теперь решился искать у Вас. Вы — единственный человек в мире, у которого мне не совестно просить денег...» [См.: 10]. Страстная почитательница музыки Петра Ильича, Надежда Филоретовна назначила ему спустя некоторое время после знакомства ежегодную стипендию, или, как ее называют сами корреспонденты в письмах «бюджетную сумму» в 6000 руб. серебром . Результатом многолетней дружбы (1876-1890) были годы плодотворной композиторской работы, творческих поездок, в том числе и за границу, многочисленных концертов в России и Европе, значительное число созданных в этот период произведений. В знак признательности Петр Ильич посвятил своему другу и покровительнице «Четвертую симфонию» [12]..

Человеком, которого связывала с Чайковским многолетняя дружба и постоянное деловое общение, который оказывал композитору всякого рода поддержку, организационную и финансовую, был Петр Иванович Юргенсон. Своеобразной летописью их постоянных и многолетних дружеских и деловых контактов может служить переписка, изданная в двух томах и дневники Чайковского [13, 14]. Обладая пытливым умом и талантом предпринимателя, Юргенсон начал в юности с гравирования нот и работы продавцом в нотном магазине. В сравнительно короткий срок он стал крупнейшим издателем нот и книг о музыке в России, а в конце XIX в. — Европы, одной из центральных фигур музыкальной жизни Москвы во второй половине XIX в. С Чайковским он познакомился в 1866 г., когда Петр Ильич прибыл в Москву после окончания консерватории, и сразу оценил масштаб личности и дарования композитора. Юргенсон стал первым и почти единственным издателем композитора [15]. Успехом у публики музыка Чайковского в известной степени была обязана тому, что издатель старался, чтобы партитуры и клавиры опер и симфонических произведений появлялись в продаже перед премьерными спектаклями и концертами [См.: 16]. Издания бывали убыточными, но Петр Иванович компенсировал убытки, выпуская большими тиражами популярные произведения для музицирования широкой публики. Но иногда Петру Ильичу приходилось оплачивать расходы на печать. Об этом свидетельствует, в частности, следующая фраза из «Дневника № 4» 1876 г.: «Алёша получил на почте, наконец, заказное письмо от Н. Ф.; я было обрадовался и успокоился, но дома оказалось, что это письмо лишь извещение о посылке сделанной накануне и, однако, не дошедшей. Получил также счет (!!!) от Юргенсона. Всё это до того меня взволновало и расстроило, что уж не до работы было.» [17, с. 33] Тем не менее, судя по дневнику, общение с семейством Юргенсонов было постоянным и, можно сказать, почти семейным. Глава семьи выполнял самые разные деловые поручения Чайковского, выручал его деньгами, обеспечивал нотным материалом все гастроли композитора [17].

Таким образом, даже из приведенных в небольшом количестве фактов становится очевидной значимость материальной, организационной и духовной

2 В письме Чайковского фон Мекк от 1 июля 1990 г. находим следующую информацию: «Милый, дорогой друг мой! Сейчас приехал Иван Васильев и передал мне письмо со вложенными в него 6000 рублей серебром бюджетной суммы. Бесконечно глубоко благодарен Вам, дорогая моя!..» [11].

поддержки Петра Ильича Чайковского, как и любого творца искусства, без которой его жизнь была бы иной, его творчество, во всяком случае, по количеству созданного, было бы на несколько порядков меньше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головин В. П. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М.: Новое лит. обозрение, 2003. 288 с.

2. Меценатство в России (Библиография: книги, авторефераты диссертаций, статьи) / Сост. К. Елкина. Новосибирск, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www. prometeus.nsc.ru/archives/exhibit2/patron.ssi/ (дата обращения: 10.04.2015).

3. Меценат. Интернет журнал. URL: http://www.maecenas.ru/main.html (дата обращения: 10.04.2015).

4. Чайковский М. И. Жизнь Чайковского. Часть IV. (1866-1877) // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tchaikov.ru/modest246.html (дата обращения 11.04.2015).

5. Вайдман П. Е. Чайковский и члены династии Романовых // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tchaikov.ru/ch_romanov.html. (дата обращения: 10.04.2015).

6. К. П. Победоносцев и его корреспонденты: письма и записки». Т. 1. Полутом 1. М.; Пг., 1923. 439 с.

7. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. М.: Музыка, 1970. Т. 7. 472 с.

8. Яковлев М. М. Русское музыкальное общество // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М.: Музыка, 1974. Т. 4. Стлб. 795-797.

9. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Ч. IV. (1866-1877). [Электронный ресурс]. URL: http://www.tchaikov.ru/modest188.htm (дата обращения: 15.04.2015).

10. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. 1877 год. // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tchaikov.ru/1877-010. html (дата обращения: 15. 04. 2015).

11. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. 1890 год // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tchaikov.ru/1877-010. html (дата обращения: 15. 04. 2015).

12. Белонович Г. И. Надежда Филаретовна фон Мекк // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tchaikov.ru/ mekk.html (дата обращения: 15. 04. 2015).

13. Чайковский П. И. Переписка с П. И. Юргенсоном. М.; Л., 1938, 1952. Т. 1, 2.

14. Дневники Чайковского. 1873-1891. СПб.: Эго: Северный олень, 1993. 294 с. (Репринт издания: М.: ГИЗ, 1923).

15. Штейнпресс Б. С. Юргенсон Петр Иванович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 6. Стлб. 601-602.

16. Сигейкина Е. Издатель «Могучей кучки» // Книжное обозрение. 1986. 3 окт. С. 4.

17. Вайдман П. Е. Юргенсон Петр Иванович // Чайковский. Жизнь и творчество русского композитора. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tchaikov.ru/urgenson. html (дата обращения: 15.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.