Научная статья на тему '2018. 02. 002. Красинский В. В. Защита государственного суверенитета. - М. : норма, 2017. - 608 с'

2018. 02. 002. Красинский В. В. Защита государственного суверенитета. - М. : норма, 2017. - 608 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / "МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 002. Красинский В. В. Защита государственного суверенитета. - М. : норма, 2017. - 608 с»

исторического процесса, предопределяется спецификой современной России.

Изучая спор представителей юридической науки о главенствующей, приоритетной стороне в отношениях государства и личности, авторы описывают правовой статус личности в Российской Федерации с акцентом на социальное положение, проблемы взаимоотношений власти и личности.

В центре внимания авторов и такие значимые для государственности явления, как правовая система современной России, законность, государственное принуждение, их правовые основы и соответствующая законодательная база и др. Представлены различные позиции ученых на компоненты правовой системы. Например, одни включают в нее такие элементы, как: нормативный (право, правовые принципы, источники права, система права, система законодательства); институциональный (система органов государственной власти); социологический (правосознание, правовая культура, юридическая практика, юридическая техника); другие - собственно право, правовую идеологию, судебную (юридическую) практику [с. 113-114]. Дискуссионные аспекты законности раскрываются путем трактовки ее как принципа, метода, правового режима, системы государственных требований и др. Предметом анализа в работе стали также нормативная основа законности, ее субъекты и объекты, связь законности и демократии, ее зависимость от уровня культуры общества, от должностных лиц, граждан.

Е.В. Алферова

2018.02.002. КРАСИНСКИЙ ВВ. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА. - М.: Норма, 2017. - 608 с.

Ключевые слова: государственный суверенитет; народный суверенитет; государственная власть; национальная юрисдикция; глобализация; «мировое правительство».

Автор - доктор юрид. наук, профессор - рассматривает современные концептуальные подходы к защите государственного суверенитета, раскрывает теоретико-правовые, политико-правовые и конституционные аспекты защиты государственного суверенитета Российской Федерации и зарубежных стран. Особое внимание уделяется исследованию российской национальной системы кон-

ституционно-правовой защиты государственного суверенитета; высказываются предложения по ее совершенствованию.

Государственный суверенитет в конституционно-правовом смысле - верховенство и независимость государственной власти внутри страны и за ее пределами, которые проявляются в способности государства самостоятельно решать любые внутри- и внешнеполитические задачи, обеспечивать реализацию своих властных полномочий в отношении всех субъектов права в пределах территориальной юрисдикции.

Становление и развитие политико-правовой концепции государственного суверенитета определяются уровнем экономического, социального, политического и культурного развития государства и охватывают ряд этапов: обоснование независимости светской власти от духовной и тождества суверенитета государства с суверенитетом его конкретного носителя; суверенитет как особое свойство государственной власти, не связанной с конкретным носителем; распространение элементов суверенитета на общество («народный суверенитет»), его взаимосвязь либо противопоставление государственному суверенитету; распространение суверенитета не только на общество, но и на нацию.

На современном этапе суверенитет уже не отождествляется с абсолютной властью. Доктринально-нормативное понимание пределов государственного суверенитета включает несколько элементов: пределы государственного суверенитета устанавливаются конституцией и законами в интересах граждан, общества и государства; внутренние пределы государственного суверенитета неразрывно связаны с основополагающими правами и свободами человека.

Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичной характеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет снижение качественных характеристик реализации функций государства или полную утрату способности осуществлять самостоятельное управление делами общества и государства. В силу этого государственный суверенитет нуждается в защите. Она представляет собой постоянную активную правомерную деятельность государственных и негосударственных организаций, направленную на обеспечение верховенства и независимости государственной власти, беспрепятственную реализацию государственно-властных полномочий, противодействие деструк-

тивной деятельности антигосударственных сил по ослаблению и подрыву государственного суверенитета. Ослабление государственного суверенитета может привести к экономическим санкциям, блокаде, эмбарго, «цветным революциям», «гуманитарным» интервенциям, активизации сепаратистских и иных антигосударственных сил, открытому военному вторжению.

Существуют признаки, свидетельствующие о подрыве и ослаблении государственного суверенитета. Задача компетентных государственных структур - своевременно обнаружить их и принять ответные меры: ослабить или нейтрализовать угрозообразую-щие факторы, инициировать адекватные механизмы. Механизмы ослабления и подрыва государственного суверенитета и механизмы его защиты тесно связаны между собой и включают весь арсенал экономических, политических, идеологических, правовых и иных методов.

Рассматривая государственный суверенитет в контексте глобализации, автор отмечает как положительные, так и отрицательные факторы. В качестве последних называются: закрепление экономической отсталости государств с развивающейся экономикой, дискриминационное сотрудничество с межгосударственными объединениями, снижение координирующей роли универсальных международных организаций.

Важнейшим последствием глобализации стало общее ослабление роли национальных государств и критический пересмотр содержания государственного суверенитета. Закономерной реакцией на уменьшение функциональности государств стало появление теорий «ограничения государственного суверенитета», «ограниченного или мягкого суверенитета», «гуманитарной интервенции». Данные теории маскируют создание наднациональных механизмов контроля над общемировым развитием. Научная разработка проблем защиты государственного суверенитета требует недопущения пересмотра традиционной, общепризнанной концепции государственного суверенитета, противодействия теоретической аргументации насильственного ограничения суверенитета в обход существующих международно-правовых механизмов и процедур.

Государственный суверенитет неразрывно связан с правами человека и попытками ограничить полновластие государства. Влияние основополагающих прав и свобод человека на адаптацию

международной и конституционно-правовой доктрины государственного суверенитета к современным реалиям в целом оценивается конструктивно.

В глобализирующемся мире гармонизация международной и национальных правовых систем, сближение правотворческой, правоприменительной и судебной практики нуждаются в обновленной концепции государственного суверенитета, предусматривающей решение проблем национальной юрисдикции государств, юрисдикции наднациональных органов и международных организаций, а также перечень оснований для международного вмешательства.

К.Ф. Загоруйко

2018.02.003. КОРНАГО Н. ЗА ПРЕДЕЛАМИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ДИСКУССИОННЫЕ НОРМЫ, ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ И СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ СУВЕРЕНИТЕТА.

CORNAGO N. Beyond self-determination: Norms contestation, constituent diplomacies and the co-production of sovereignty // Global constitutionalism. - Cambridge, 2017. - Vol. 6, N 2. - P. 327-358.

Ключевые слова: суверенитет государства; право на самоопределение; территориальная целостность; национальная территория; «учредительная дипломатия».

Автор статьи - помощник профессора международных отношений Университета Страны басков в Бильбао (Испания) (University of the Basque Country, UPV) - утверждает, что идея совершенного национального политического сообщества в пределах государства является одной из фундаментальных фикций глобальной современности. Ее формальная кристаллизация в понятиях права на самоопределение особенно в постколониальную эру крайне проблематична и полна неясностей. Исходя из этого, в статье утверждается, что дипломатия часто предлагает более подходящий ответ на вызовы политического плюрализма, чем обращение к праву на самоопределение или к принципу территориальной целостности государств. В связи с этим критически исследуется право на самоопределение. Во-первых, трудно определить его формальное содержание, когда подчеркивается его гибкость в понимании правовых понятий и политических реалий. Во-вторых, дискуссии о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.