Научная статья на тему 'Государственный суверенитет: современные угрозы'

Государственный суверенитет: современные угрозы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4967
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / STATE SOVEREIGNTY / УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА / THREATS TO STATE SOVEREIGNTY / МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ / PROTECTION MECHANISMS / ПОДРЫВ / UNDERMINING / ОСЛАБЛЕНИЕ / WEAKENING / ЗАРУБЕЖНЫЕ СУБЪЕКТЫ / FOREIGN ACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шукбаров Дамир Тахирович

В данной статье автор говорит о государственном суверенитете, как об одном из важных элементов независимого государства. Затрагивается проблема определения данного понятия в современном обществе, так как устоявшееся определение устарело и не может соответствовать современным реалиям. Чтобы сформулировать верное определение необходимо учесть множество факторов. Далее автор анализирует современное законодательство Российской Федерации, определяет те пункты в нормативных актах, где речь идет о государственном суверенитете и об его защите. Выявляются основные угрозы для государственного суверенитета, они квалифицируются и представляют из себя целую систему, угрожающую государству. Среди которых международный терроризм, внутренней сепаратизм и др. Автор говорит о необходимости механизма защиты государственного суверенитета, построение полноценного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шукбаров Дамир Тахирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State sovereignty: contemporary threats

In this article, the author speaks of state sovereignty as one of the important elements of an independent state. The problem of definition of the given concept in a modern society is touched, as the established definition is outdated and can not correspond to modern realities. To formulate a correct definition, it is necessary to take into account many factors. Further, the author analyzes the current legislation of the Russian Federation, determines those points in the normative acts, which deal with state sovereignty and its protection. The main threats to state sovereignty are identified, they qualify and represent a whole system that threatens the state. Among them, international terrorism, internal separatism, etc. The author speaks about the need for a mechanism for protecting state sovereignty, building a full-fledged institution.

Текст научной работы на тему «Государственный суверенитет: современные угрозы»

Государственный суверенитет: современные угрозы State sovereignty: contemporary threats

Шукбаров Дамир Тахирович

Студент

Астраханский филиал «Саратовская государственная юридическая академия»

Российская Федерация, город Астрахань Saratov_academy@mail. ru

Shukbarov Damir Tahirovich

Student

Astrakhan branch «Saratov state law academy»

Russian Federation Saratov_academy@mail. ru

Аннотация.

В данной статье автор говорит о государственном суверенитете, как об одном из важных элементов независимого государства. Затрагивается проблема определения данного понятия в современном обществе, так как устоявшееся определение устарело и не может соответствовать современным реалиям. Чтобы сформулировать верное определение необходимо учесть множество факторов. Далее автор анализирует современное законодательство Российской Федерации, определяет те пункты в нормативных актах, где речь идет о государственном суверенитете и об его защите. Выявляются основные угрозы для государственного суверенитета, они квалифицируются и представляют из себя целую систему, угрожающую государству. Среди которых международный терроризм, внутренней сепаратизм и др. Автор говорит о необходимости механизма защиты государственного суверенитета, построение полноценного института.

Annotation.

In this article, the author speaks of state sovereignty as one of the important elements of an independent state. The problem of definition of the given concept in a modern society is touched, as the established definition is outdated and can not correspond to modern realities. To formulate a correct definition, it is necessary to take into account many factors. Further, the author analyzes the current legislation of the Russian Federation, determines those points in the normative acts, which deal with state sovereignty and its protection. The main threats to state sovereignty are identified, they qualify and represent a whole system that threatens the state. Among them, international terrorism, internal separatism, etc. The author speaks about the need for a mechanism for protecting state sovereignty, building a full-fledged institution.

Ключевые слова: государственный суверенитет, угрозы государственного суверенитета, механизмы защиты, подрыв, ослабление, зарубежные субъекты.

Keywords: state sovereignty, threats to state sovereignty, protection mechanisms, undermining, weakening, foreign actors.

Понятие «суверенитет» в современной правовой терминологии имеет такие характеристика, как отсутствие ограничений и возможность верховной власти самостоятельно определять и реализовывать свою волю; наличие собственных институтов власти, осуществление властных полномочий без внешнего влияния, давления; осуществление полномочий, отраженных в юридических нормах национального законодательства. И эти, по сути, классические характеристики уже устарели. Глобализация привела к созданию единого экономического и политического пространства, которое в свою очередь затрагивают основы национального государства. Понимание суверенитета как независимости во внешних и внутренних делах стал архаичным. Новый подход к пониманию требует учета многочисленных факторов, среди которых Концепция внешней политики РФ, в частности выделяют: распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм, нелегальная миграция, коррупция, региональный и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, угрозы информационной безопасности и др.

Безусловно данный перечень факторов очень значим, но он составляет лишь часть угроз современному суверенитету национального государства. Но отмечается довольно часто, что для использование термина «суверенитет» необходимо уяснить понятие «государство». Государство- это организация, располагающая специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные для всех лиц законы и обладающие верховной властью на всей территории страны. Главное назначение государства- это управление обществом. Множественные понятия суверенитета часто противоречат друг другу, что недопустимо. Соответственно возникает необходимость создание универсального понятия суверенитета, которое опираясь на предыдущие определения, шла бы в ногу с реалиями, и тем самым, устранила бы все споры ученных.

В законодательстве РФ суверенитет получил закрепление в статье 4 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти России признаётся многонациональный народ (ч.1 ст.3). Гарантом сохранения суверенитета в Конституции РФ является часть 4 статьи 3: « Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захватом власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Термин «никто» имеет абсолютный характер, даже органы государственной власти не могут узурпировать власть, преодолением своих полномочий. Захват власти - это незаконное (нелегитимное) овладение властью лицом (органом), не имеющим на то никаких властных полномочий. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону, при этом преследование за указанные действия возможно, если они совершены в нарушение Основного Закона РФ. Получается замкнутый круг, который требует пересмотра.

Появлением данной нормы в Конституции РФ стало реакцией на события сентября - октября 1993 г. Причиной послужил конституционный кризис, а результатом насильственное прекращение советской модели власти, сопровождавшееся вооруженными столкновениями на улицах Москвы, в ходе которых погибло не менее 158 человек и 423 были ранены. Проблемы государственного суверенитета всегда находились и продолжают оставаться в центре внимания отечественных и зарубежных государствоведов и политологов. Среди обязанностей суверенного государства выделяют обеспечение защиты государственного суверенитета. Активная правомерная деятельность государственных и негосударственных организаций, направленная на верховенство и независимость государственной власти, а также беспрепятственная реализация политики во всех сферах общественной жизни и есть защита государственного суверенитета. Защита государственного суверенитета связанно с политической, социальной, экономической и идеологической сферой общественной жизни. Можно условно выделить несколько этапов развития конституционно-правовой доктрины в системе конституционно-правовой защиты государственного суверенитета РФ:

- формирование всесоюзного и российского квазисудебного органов конституционного контроля (первый этап);

- учреждение специализированного органа конституционного правосудия РФ (второй этап);

- становление региональной системы конституционного (уставного) правосудия в РФ (третий этап);

- автономизация общегосударственного конституционного контроля (четвертый этап).

Четкая периодизация генезиса системы конституционно-правовой защиты государственного суверенитета РФ представляется затруднительной, поскольку выделенные этапы в ряде случаев проходили параллельно. На первом этапе в рамках демократизации конституционно-правового развития советской государственности был сформирован всесоюзный орган конституционного надзора СССР . Второй этап (этап институционализации специализированного органа конституционного правосудия РФ) характеризовался определением исключительной компетенции органов конституционного правосудия РФ . В рамках третьего этапа развития системы конституционно-правовой защиты государственного суверенитета РФ завершилось

становление региональной системы конституционного (уставного) правосудия в РФ . Четвертый этап (2010 - 2015 гг.) был ознаменован укреплением национальных правовых механизмов и независимости конституционного контроля. Автономизация конституционного контроля в России была вызвана принятием различными органами международного правосудия, например Европейским судом по правам человека, решений, носящих «конфликтный характер» и посягающих на некоторые конституционные принципы и основы национальной правовой системы .

Существуют различные позиции различных ученных, которые рассматривают защиту государственного суверенитета только как элемент политической функции ( А.С. Пиголкин, Ю.А. Дмитриев, Т.Н. Радько). При этом А. С. Пиголкин и Ю. А. Дмитриев включают ЗГС в содержание внутренней политической функции государства, а Т. Н. Радько рассматривает защиту суверенитета в составе комплексной политической функции любого современного государства. Вторая группа считает иначе, защита государственного суверенитета для них элемент внешней функции обороны государства ( Н. И. Матузов, А.В. Нырков, К.В. Шундиков). И не одна из позиций заслуживают полной поддержки. Во-первых, защита государственного суверенитета неразрывно связана со всеми сферами общественной жизни — политической, экономической, социальной и идеологической. Во-вторых, защита государственного суверенитета осуществляется не только внутри страны, но и за ее пределами. В-третьих, данный процесс обеспечивается в ходе реализации всех функций государства с привлечением негосударственных организаций.

Основанием для защиты выступает разрушающая функциональность деятельность, осуществляемая внутригосударственными и зарубежными субъектами. Подобная деятельность представляет из себя постоянную и спланированную подрывную деятельность зарубежных государственных и негосударственных структур, внутренних антигосударственных организаций, осуществляемую в нарушение действующего законодательства государства с целью снижения способности государственных структур проводить свою политику во всех сферах общественной жизни, а также с целью смены политического режима и поддержки в принятие наиболее выгодных антигосударственным силам политических решений. У Красинского В. В. в научном труде «Защита государственного суверенитета. Монография» изображен целый механизм по ослаблению и подрыву государственного суверенитета. Тремя основными методами является: 1) использование международных и региональных организаций; 2) использование негосударственных структур; 3) с использованием государственных структур. В свою очередь первый вид делится на экономические санкции, «гуманитарные» интервенции, «Цветные революции», официальная политическая поддержка антигосударственных сил, следующий 2 вид на тайную политическую, информационную, материально-техническую и финансовую поддержку антигосударственных сил и также «Цветную революцию», последний вид, с использованием государственных структур включает в себя открытое военное вторжение, экономические санкции, эмбарго, торговая блокада и официальную политическую, информационную, материально-техническую и финансовую поддержку антигосударственных сил. Использование вышеперечисленных способов приводит к ослаблению государственного суверенитета, что подразумевает собой утрату способности и снижению качественных характеристик государства. Наиболее опасным внутренним угрозам относятся: низкая конкурентоспособность национальной экономики, демографические показатели, высокий уровень организованной преступности, коррупция в государственном аппарате, экстремистская деятельность радикальной оппозиции, терроризм и попытки перенести его деятельность на все регионы РФ.

Низкая конкурентоспособность национальной экономики проявляется в высокой зависимости доходной базы консолидированного бюджета от цен на углеводородное сырье, технологическом отставании от ведущих стран, зависимости от поставок современного зарубежного оборудования и программных средств, невысокой

производительности труда. Риск снижения бюджетной устойчивости РФ усиливается при сохранение высокой зависимости уровня доходов от цен на углеводородное сырьё. В 2015 г. нефтегазовые доходы составили 44,5% доходных поступлений федерального бюджета. Значительное снижение цен на нефть, финансово-экономические ограничения, введенные США и странами Западной Европы в отношении российских промышленных предприятий и финансовых учреждений, сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности несут угрозу экономической и финансовой стабильности РФ. Основными угрозообразующими факторами в сфере конкурентоспособности является:

- ориентация владельцев производственных средств на максимальное извлечение прибыли, эксплуатацию рабочей силы и производственных фондов, а также вывоза капитала (по данным Росстата, в 2015 г. чистый вывоз частного капитала составил 56,9 млрд долл.);

- отсутствие амортизационных отчислений на модернизацию оборудования, программных средств, переподготовку и повышение квалификации персонала;

- недостаточная степень либерализации инвестиций и заимствования передовых иностранных технологий, снижение объема инвестиций в основной капитал. Структура и объем инвестиций (менее 20% ВВП) в основной капитал отражают усиление стагнационных тенденций в российской экономике, недостаточную проработку вопросов территориального и отраслевого планирования экономического развития;

- недостаточное развитие инфраструктуры, в том числе транспортной системы, телекоммуникаций, энергоснабжения, складского хозяйства и распределительной сети;

- остаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и инновационной деятельности. Повышение налоговой нагрузки, высокая неопределенность перспектив внутреннего и внешнего спроса, отсутствие доступных долгосрочных банковских кредитов сдерживают спрос на инновации. Инновационную активность проявляют не более 11% российских предприятий. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска российской продукции составляет около 5%, а доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции - менее 0,3%. Статус России как мировой научно-технологической державы неуклонно снижается;

- выезд высококвалифицированных кадров за рубеж в более выгодные условия для реализации своей деятельности;

- низкий уровень качества менеджмента в сфере бизнеса (конкурентные стратегии, управление финансами, кадрами, развитие продукта и контроль качества).

Демографическая угроза государственному суверенитету выражается в низких демографических показателях и неравномерном распределении населения по территории. На 1 января 2015 г., по оценке Росстата, в России проживало 146 267 288 жителей. Плотность населения России составила 8,55 человек на кв. км; 68,2% российских граждан проживают в европейской части РФ (27 человек на кв. км), представляющей 20,85% территории государства. В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее 20% населения.

Слабая заселенность территории означает недостаточную ресурсную и инфраструктурную освоенность государства, низкую демографическую готовность противостоять угрозам военного характера. Государства со значительным демографическим и экономическим потенциалом более устойчивы к возникающим угрозам и вызовам. Угрозообразующими факторами выступают:

- низкая продолжительность жизни трудоспособного населения. Главной причиной низкой продолжительности жизни населения в России является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти 30% составляют трудоспособные граждане, около 80% из них - мужчины.

Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55% смертности от всех причин, В России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, которая составляет 55% от всех остальных причин;

-высокий уровень смертности, заболеваемости населения, распространенность алкоголизма, наркомании, табакокурения;

- недостаточный для расширенного воспроизводства населения уровень рождаемости;

- отсутствие программ профилактики и низкая доступность медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов;

- диспропорции экономического развития и связанный с ними усиленный отток населения ряда регионов;

- дерусификация национальных республик. Так, за период с 1989 по 2008 г. субъекты РФ, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, покинули около 500 тыс. русских (37,5% общей численности населения);

- инфраструктурная изоляция и слабая заселенность приграничных районов.

Масштабной угрозой государственному суверенитету становится Наращивание потенциала организованной преступности за счет проникновения в органы власти и получение доступа к ключевым отраслям экономики и кредитно-финансовым учреждениям становится масштабной угрозой государственному суверенитету. Основной целью представителей организованной преступности является стремление контролировать прибыльные сектора производства, управлять федеральными и другими бюджетными средствами, принимать активное участие в принятии решений органов власти, влиять на правотворческий процесс .

Роль преступных организованных сообществ в российской политической системе выражается в их функциях, к числу которых относятся:

- представительство социальных и вместе с тем политических интересов лишь определенной части общества;

- фактическая передача отдельных государственно-властных полномочий и их осуществление ("теневая" юстиция, воспитание и трудоустройство подростков из неблагополучных семей и др.);

-в процессе проведения выборов реализация политической стратегии и тактической формы ведения борьбы за получение государственной власти.

Нынешняя криминогенная ситуация в Российской Федерации усиливается состоянием уголовно-правовой политикой. Современное состояние уголовно-правового законодательства характеризуется хаотичными и противоречивыми попытками противодействовать преступности, в рамках которого следует выделить ряд угрозообразующих факторов:

- частая практика освобождения от уголовной ответственности совершивших крупномасштабное экономическое преступление;

- фактический отказ от реальных методов борьбы с незаконным обогащением путем полной конфискации;

- освобождения от реального наказания в виде лишения свободы путем веденной системы денежных штрафов, которой пользуются состоятельные граждане;

- имитация сокращения уровня преступной деятельности с помощью декриминализации общественно опасных деяний.

Всё это приводит к выстраиванию дискриминационной социальной системы на основе неравенства

материальных возможностей граждан в уголовно-правовой сфере.

В анализируемой системе коррупционная пораженность государственного аппарата в современной обстановке среди угроз государственному суверенитету представляет значительную опасность .

Согласно статистическим данным, в 2012 г. в России зарегистрировано 49 513 преступлений коррупционной направленности и выявлено 13 565 лиц, совершивших преступления данной категории. Отмечается рост преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ ("получение взятки"): в 2012 г. зарегистрировано 9,8 тыс. преступлений, в 2013 г. - 11,5 тыс., в 2014 г. - 11,9 тыс. (с учетом данных по Крымскому федеральному округу). Большая часть из них, то есть 90,1%, выявлено органами внутренних дел. Следует обратить внимание, что в основном именно низшие представители государственных служащих и органов местного самоуправления несут ответственность за коррупционные преступления. Удельный вес представителей органов государственной аппарата и управления среди осужденных за получение взятки составляет менее 1%. Доля фактов получения взятки в крупном размере в общем числе выявленных коррупционных преступлений -лишь 7,6%. Вместо привлечения взяточников к уголовной ответственности распространяется практика увольнения с занимаемой должности на государственной службе и переходом на другую должность в другой государственной структуре .

Можно назвать относительно новой угрозой государственному суверенитету Российской Федерации можно назвать усиление активности и экстремистскую деятельность структурных подразделений радикальной оппозиции. В 2014 г. по требованиям Генеральной прокуратуры РФ с более чем 3 тыс. интернет-страниц удалена информация с призывами к осуществлению экстремистской деятельности и участию в незаконных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного федеральным законодательством порядка. Основными факторами, предопределяющими террористическую деятельность в регионе, являются:

- наличие организационного центрального управления, структурных звеньев и подразделений, а также пособнических сетей незаконных вооруженных формирований;

- активная работа по вербовке террористов и использование информационно-пропагандистской ресурсов сети Интернет в террористических и иных экстремистских целях. По данным Генеральной прокуратуры РФ, количество преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет, имеет тенденцию к росту. Так, в 2014 г. по фактам совершения преступлений с использованием сети Интернет возбуждено 614 уголовных дел (в 2013 г. - 361, в 2012 г. - 231). Другой тенденцией является вовлечение в террористическую и иную экстремистскую деятельность неофитов из молодежной среды славянских этносов;

- обратный процесс возвращения из мест лишения свободы лиц, несших наказание за преступления террористического характера и имеющих активное намерение продолжить преступную деятельность;

- возвращение граждан, участвовавших в вооруженных конфликтах за рубежом в горячих точках либо проходивших (проходящих) обучение в тренировочных лагерях боевиков в Афгано-Пакистанской зоне, Сирии и Ираке.

- усугубление состояния масштабов незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов, а также анонимных угроз совершения терактов;

- массовая высокая безработица среди местного населения и иждивенческие настроения в молодежной

среде;

- арабизация Северо-Кавказского региона, используемая салафитскими идеологами для пропаганды религиозного экстремизма;

- уже затронутая проблема высокого уровня коррупции в органах государственной власти и управления.

Тактика деятельности незаконных вооруженных формирований Северо-Кавказского региона

адаптируется к динамике оперативной обстановки и специфике применяемых правоохранительными органами сил, средств, форм и методов работы. Банддвижение способно в быстрые сроки восстанавливать конспиративную систему координации террористической деятельности, нарушенную после нейтрализации бандглаварей различного уровня.

К числу современных тенденций развития террористической деятельности на территории СевероКавказского региона относятся:

- сращивание террористического бандподполья с организованными преступными сообществами, с одной стороны, и коррумпированной частью государственного аппарата Северо-Кавказского региона - с другой. Данная тенденция проявляется в организации преступных групп общеуголовного характера с целью финансирования бандподполья Северо-Кавказского региона; создании незаконных вооруженных формирований, полностью поддерживаемые лицами, отбывшими наказание за совершение преступлений экстремистского характера; формировании тюремных джамаатов (автономных боевых групп) в региональных учреждениях исполнения наказаний, осуществляющих деятельность по религиозно-экстремистской обработки осужденных и сбор финансовых средств в "бейтумал" ("казну мусульман"); использование членами незаконных вооруженных формирований связей в криминальной среде для приобретения поддельных документов, взрывчатых веществ, наркотиков, оружия и других предметов, изъятых из гражданского оборота; легальном административно-политическом прикрытии и финансировании террористической деятельности (в том числе за счет бюджетных средств) со стороны пособников бандподполья в органах власти и управления;

- создание в субъектах РФ за пределами Северо-Кавказского федерального округа "джамаатов", использующих террористов-смертников, с целью расширения зоны подготовки резонансных террористических актов в местах массового пребывания граждан;

- омоложение социальной базы незаконных вооруженных формирований за счет формирования школьных и студенческих джамаатов и организации "мусульманских" детских и юношеских лагерей, где под видом военно-спортивной подготовки детям дается радикальная трактовка ислама и прививаются навыки ведения боевых действий;

- создание пособниками боевиков общественных организаций и привлечение внимания правозащитных структур для легитимации своей деятельности;

- появление устойчивых транзитных каналов переправки рекрутов и боевиков в лагеря подготовки и "горячие точки" для получения боевого опыта и его последующего применения по возвращении в страну пребывания;

- формирование организационных связей ячеек северо-кавказского бандподполья с международной террористической организацией "Исламское государство" (запрещенной в России) и попытки переноса террористической деятельности последней на территорию России.

Угрозой государственному суверенитету следует считать длительное отсутствие объединяющей многонациональное государство государственной идеологии.

В настоящее время наиболее опасной угрозой со стороны внешней политики является политика США и её союзников: развязывание гонки вооружения, модернизация и развитие ПРО, продвижение НАТО к границе РФ, провокационная деятельность для вооруженных конфликтов в приграничных зонах, международная изоляция России, стимулировании провокаций, вооруженных конфликтов и очагов нестабильности в приграничных регионах и сопредельных с Россией государствах, дискредитации России и демонизации руководства страны средствами пропаганды, организации недружественных коалиций и международной изоляции России, разрушении интеграционных связей с Украиной, членами ЕС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, попытках

недопущения диверсификации российской экономики и развития ее стратегически важных отраслей, наращивании санкционного давления и стремлении нанести максимальный экономический ущерб. Этот список можно продолжать ещё долго, но все они однозначно являются угрозой государственного суверенитета. Например, США разместили системы «Иджис Эшор» в Румынии и Польши, согласовали размещение комплексов «ТНААО» в Республике Корея и завершили формирование компонентов морского базирования ПРО в Европе, обнародованы планы задействовать Данию в развертывание системы ПРО. И таких примеров множество. Параллельно с кампанией по обвинению России в якобы имевших место нарушениях Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и малой дальности США реализуют планы размещения в Европе модернизированных ядерных бомб "В 61 12", модификации и переоборудования самолетов "Торнадо" под новые ядерные задачи. Внешнее посягательство на суверенитет, как, правило, осуществляется под предлогом необходимости «защиты демократии», «борьба с диктаторскими режимами» и «защита от враждебного соседнего государства».

Мы видим, что угрозы государственного суверенитета начали представлять из себя целый комплекс угроз, причем угрозы «надвигаются» на РФ не по отдельности, а в сумме, в союзе. Что представляет собою опасность большого масштаба. Проблемы угроз внутренних в том, что власти, в лице органов власти и должностных лиц, еще не способны решить текущие вопросы или только приступили к длительному процессу их решения. А проблемы защиты государственного суверенитета на международном уровне связаны с трансформацией принципа верховенства международного права, то есть передача части полномочий государственных в руки международных организаций и агрессией США. Противодействие всему блоку методов ослабления и подрыва государственного суверенитета нуждается в создание целого механизма защиты. И рассматривать этот механизм нужно в нескольких аспектах: организационно-управленческий, правовой, институциональный и функционально-технический аспект. Механизм защиты государственного суверенитета включает в себя объект, методы, формы, субъекты защиты и показатели ослабления и подрыв государственного суверенитета. В связи с эти актуальной становится задача формирования специального института, способного противостоять угрозам ослабления и подрыва государственного суверенитета в долгосрочном порядке.

Список используемой литературы:

1. А. Р. Симонишвили «Проблемы понимания суверенитета государства в современных условиях»// международное публичное и частное право. 2014. N 1. С. 6-8.

2. Морозова А. С., Карасев А. Т. Некоторые подходы к пониманию государственного суверенитета // История государства и права. 2014. N 20. 45-50.

3. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (под ред. Ю. А. Дмитриева). -«Деловой двор», 2009 г.

4. Красинский В. В. Государственный суверенитет: гносеологический аспект проблемы // Современное право. 2015. N 7. С. 5-10.

5. Красинский В. В. Защита государственного суверенитета. Монография («НОРМА», «ИНФА-М»,

2017 г.)

6. Заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991г. // Ведомости Верховного Совета СССР.1991.Ш6.Ст.1308.

7. Ведерников Н.Т.,Петренко Д.С.Указ.соч.С.96.

8. Мироновский О.Б.Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации:Автореф.дис.канд.юрид.наук.М.,2001.С16; Ведерников Н.Т.,Петренко Д.С.Указ.соч.С.198.

9. Федеральный закон от30.031998.Ш4-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней".

10. Редько Т.Н.Теория государства и права.М.,2015.С.411.

11. Матузов Н.И., Малько А.В.,Теория государства и права.М.,2014.С.60;

12. Малько А.В.,Нырков В.В.Шундиков К.В.Теория государства и права.М.,2014.С.606.

13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв.Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.Ш351).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.