2018.01.016. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ / ВАДУАНИ Р.Д., ГАЛВЕС-БЕХАР Г., МЕРСЕ-ЛИС Ж., ГУАНИНИ А.
Academic entrepreneurship and institutional change in historical perspective / Wadhwani R.D., Galvez-Behar G., Mercelis J., Guagni-ni A. // Management & organizational history. - 2017. - Vol. 12, N 3. -P. 175-198. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/17449359. 2017.1359903
Ключевые слова: академическое предпринимательство; институциональные изменения; история науки и технологии; история высшего образования.
Интернациональный коллектив авторов (США, Франция и Италия) рассматривает институциональные изменения, произошедшие в сфере науки и высшего образования в связи с развитием академического предпринимательства (АП). Авторы полагают, что, несмотря на большой поток литературы, посвященной этой тематике, его концепция остается весьма неопределенной. Как правило, в качестве основного признака развития АП рассматривается коммерциализация, которая имеет место в сфере науки и высшего образования. Однако, по мнению авторов, коммерциализация не является чем-то новым для этой сферы. В реальности наука и образование никогда не представляли собой «башню из слоновой кости». Ученые всегда (особенно активно начиная с XIX в.) искали возможности прикладного использования добытого знания и извлечения из него коммерческой пользы. Поэтому авторы полагают, что дать определение понятию «академическое предпринимательство» и изучить, что же это такое, можно только в контексте институциональных изменений, которые оно инициировало на протяжении исторического развития науки и образования вплоть до настоящего времени. Цель авторов статьи - рассмотрение механизмов, с помощью которых АП изменяло институциональную структуру современной науки и образования.
Понятие «академическое предпринимательство» традиционно связывается с вовлечением научного сообщества в процессы коммерциализации результатов научной деятельности. В современной литературе, посвященной данной тематике, основное вни-
мание уделяется таким аспектам АП, как создание новых инновационных предприятий, взаимосвязи, существующие между организационной структурой современных исследовательских университетов и их эффективностью в плане коммерциализации результатов научной деятельности, осуществление трансферта технологий между университетами и промышленностью. Многие исследователи, однако, полагают, что развитие АП выходит далеко за пределы традиционных форм коммерциализации научного знания через трансферт технологий и получение патентов и лицензий на изобретения. В историческом аспекте институциональные изменения, связанные с развитием АП, в современной литературе принято рассматривать начиная с XIX в. Ученые выделяют шесть основных тем: 1) процессы интеграции научных исследований, включающих создание специализированных лабораторий и институтов; 2) приоритетное развитие естественных и технических наук; 3) попытки реформирования учебных планов, которые позволили бы снизить разрыв между академической сферой и другими сферами общественной жизни; 4) вовлечение представителей академического сообщества в процессы институциональных изменений за пределами сферы академической деятельности и системы высшего образования; 5) осознание того, что крайняя степень централизации в системе высшего образования и исследовательской деятельности препятствует развитию АП; 6) роль основных понятий и концептов в инициировании и легитимизации институциональных изменений (с. 178).
В первую очередь историки науки уделяют внимание тому, как предпринимательские мотивы изменяли систему институтов, обеспечивающих осуществление научной и образовательной деятельности и взаимодействие и сотрудничество ученых. Подобные изменения в структуре институтов прослеживаются с середины XIX в. Главным результатом этих изменений стало быстрое развитие исследовательской функции университетов как ведущей в их деятельности. Это привело к созданию принципиально новой инфраструктуры, в частности учебных и исследовательских лабораторий и подобных структур. В различных странах этот процесс имел свои национальные особенности. Во многом он зависел от возможностей финансирования, направленного на строительство и оснащение новых научных институтов, а также от возможностей
оплаты труда персонала, но в конечном итоге он неизбежно вел к интеграции научной и образовательной деятельности в единую систему. Для продвижения этого процесса ученые и университетская администрация активно использовали растущий спрос на новые научные и технические ИР со стороны бурно развивающейся промышленности и государства, преследующего цель технологической модернизации.
Следующим важным этапом в развитии науки и образования стало выстраивание системы научных школ и учебных дисциплин. Создание подобных институций несло с собой определенный риск для тех представителей академического сообщества, которые инициировали этот процесс и участвовали в нем. Он требовал от них использования каждой благоприятной возможности, которую можно было обнаружить в окружающей институциональной среде. Ученые должны были не только генерировать новое научное знание, но и находить эффективные каналы для его распространения и коммерциализации, а также изыскивать возможности для карьерного роста своих учеников и сотрудников. Кроме того, они должны были обладать предпринимательскими навыками - умением планировать, организовывать и координировать междисциплинарные исследования.
Институциональные изменения, связанные с развитием АП, затрагивали не только сферу фундаментальных и прикладных научных исследований, но и сферу высшего образования. Это непосредственно отражалось на формировании образовательных программ и учебных планов. Яркий пример такого влияния -возникновение в Англии в конце XIX в. «университетов красного кирпича» в шести крупнейших промышленных центрах страны. Образовательная модель этих новых университетов, целиком зависевших от частного финансирования, резко отличалась от традиционной системы университетского образования. Но это не означало, что эти университеты были целиком подчинены интересам регионального бизнеса. Очень часто они сами оказывали позитивное воздействие на регион, в котором были расположены, и способствовали развитию новых образовательных и бизнес-стратегий. В частности, научное сообщество Манчестерского университета убедило своих покровителей среди региональной бизнес-элиты в необходимости формирования системы фундаментального научно-
го образования, которое, как они сумели доказать, является и с точки зрения практики, и с точки зрения статуса более ценным, нежели чисто прикладная техническая подготовка1.
Еще одной яркой чертой институциональной трансформации академического сообщества, связанной с развитием АП, стало открытие новых сфер приложения для научной продукции. В начале ХХ в. лабораторные исследования стали проводиться не только в университетах, но и в иных исследовательских структурах - разнообразных коммерческих, промышленных и государственных организациях. В результате многие ученые оказались вовлечены в сложную сеть взаимодействий и сотрудничества за пределами университетов. Они играли активную роль в развитии новых институтов, в создании национальных исследовательских советов и учреждении различных научных организаций. В этом процессе принимали участие не только ученые, но и многочисленные представители местной и центральной администрации, промышленности и военных.
В свою очередь развитие АП существенным образом зависело от сложившейся институциональной структуры, в частности от степени централизации научной и образовательной системы. Более высокий уровень централизации оказывал сдерживающее влияние на предпринимательскую активность в академической сфере. Поэтому многие исследователи отмечают, что наука и высшее образование в США отличались более высокой степенью динамизма по сравнению с наукой и образованием в европейских странах именно вследствие сложившейся в Европе более высокой степени централизации в этих сферах2. В частности, это проявилось в более быстром развитии в США химических технологий, генетики, молекулярной биологии и т.д. Тем не менее невозможно отрицать и несомненные достижения европейской науки за тот же период.
:Kargon R.H. Science in Victorian Manchester: Enterprise and expertise. -Manchester, NH: Manchester univ. press, 1977.
Knowledge creation, entrepreneurship, and economic growth: A historical review / Carlsson B., Zoltan J. A., Audretsch D.B., Braunerhjelm P. // Industrial and corporate change. - 2009. - Vol. 18, N 6. - P. 1193-1229. - DOI: 10.1093/icc/dtp043; Rosenberg N. America's entrepreneurial universities // The emergence of entrepreneur-ship policy: Governance, start-ups, and growth in the US knowledge economy / ed. David M.H. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2003. - P. 113-138.
Следовательно, высокий уровень централизации может оказывать двойственное влияние на предпринимательскую активность. С одной стороны, централизация создает ограничение и внутреннее напряжение, которые увеличивают конфликтность, с другой - она может открывать новые возможности взаимодействия, которые отсутствуют или недостаточно развиты в децентрализованной системе. Это подтверждается целым рядом исторических примеров. Наиболее ярким из них является французская система, которая считается образцом централизации. Тем не менее создание в конце XIX в. в Париже Высшей школы физики и химии и Высшей электротехнической школы явилось образцом институциональных изменений, произведенных за пределами национальной системы высшего образования (с. 183).
В провинциальных регионах развитие новых институциональных структур происходило главным образом за счет объединения разрозненных научных организаций при поддержке представителей местной промышленности и региональной администрации. Почвой для их развития стала автономия, которую получили французские университеты и отдельные факультеты в последнее десятилетие XIX в. Однако, по мнению большинства исследователей, бурное развитие АП, которое имело место на рубеже ХХ в., было во многом обеспечено изнутри самой централизованной системы управления наукой и образованием, а не вопреки ей.
Исследователи истории науки и техники выделяют в качестве важного аспекта институциональных преобразований формирование соответствующего дискурса, который легитимизирует происходящие изменения. Например, появились такие понятия, как «ученый», «фундаментальные / прикладные науки», «фундаментальные исследования», «инновации» и т.д., которые использовались для того, чтобы утвердить или, напротив, поставить под сомнение происходящие изменения, выражавшиеся в установлении междисциплинарных связей, новых образовательных подходов, в открытии новых областей исследования. Кроме того, новая терминология активно использовалась за пределами научного сообщества, в переговорах с промышленными представителями и государственными структурами.
Проведенный авторами статьи анализ научной литературы по истории развития науки, техники и образования приводит их к вы-
воду о том, что в основе всех сколько-нибудь значимых институциональных изменений в этой сфере за последние 150 лет лежит распространение предпринимательского поведения и стратегий среди представителей научного сообщества. Однако, по мнению авторов, в этой литературе отсутствует системный аналитический подход, который позволил бы выявить взаимосвязь между развитием АП и происходящими институциональными изменениями. Создание такого обобщающего аналитического подхода является междисциплинарной проблемой, которая может быть решена только на базе взаимодействия представителей естественных, технических и социальных наук. И прежде всего необходимо сформировать четкую концепцию АП. Коммерческое предпринимательство предполагает приращение ценности путем создания новых товаров и услуг или осуществления транзакций. Однако выгода от этого процесса необязательно должна иметь форму прибыли, как в случае с коммерческим предпринимательством. В качестве ценности может выступать общественное благо, техническая эффективность, научный прогресс или что-то иное. Базовой чертой предпринимательства является изменение сложившейся системы институтов, которое лежит в основе всех экономических, социальных и политических трансформаций. В поиске благоприятных возможностей для достижения своих целей предприниматели активно используют различные технологические и социальные инновации и тем самым меняют сложившуюся структуру социально-экономической системы. Эта концепция предпринимательства была выдвинута еще в начале ХХ в. Й. Шумпетером1. Институты же могут быт определены как правила, нормы и идеи, которые управляют человеческим поведением. В современной институциональной теории они рассматриваются как необходимые условия эффективного социального взаимодействия, позволяющие снизить уровень неопределенности в различных сферах социальной жизни.
АП, по мнению авторов, должно рассматриваться как особый вид предпринимательства, осуществляемый в академической сфере. Академическая сфера - это совокупность организационных структур и субъектов, которые признают себя и друг друга в каче-
1Schumpeter J.A. Capitalism, socialism and democracy. - N.Y.: Harper and Brothers, 1942.
стве производителей знания как специфической научной продукции, которая обладает не только коммерческой, но и социальной ценностью. Это не исключает преследования данными организациями других целей, в том числе получения чисто коммерческой прибыли, однако все это должно оставаться вторичным по сравнению с целями продуцирования, воспроизводства и распространения нового знания. В противном случае академические структуры утрачивают свой научный статус. Поэтому АП следует определить как стремление к приращению ценности путем создания нового научного знания, а также его распространения и практического применения.
На практике подобная деятельность может иметь множество самых разнообразных форм, начиная от развития и передачи знаний внутри различных сфер научного сообщества и заканчивая организацией различных форм прикладного использования научного знания в неакадемической сфере. При этом АП, по мнению авторов, не сводится только к коммерциализации результатов научных исследований, а включает в себя всю деятельность, необходимую для разработки, продвижения и использования нового научного знания, в том числе и создание необходимых для этого организационных структур и институтов. АП также не может быть сведено исключительно к интеллектуальной деятельности. Оно предполагает использование самых разных ресурсов для достижения поставленных целей и активное взаимодействие с самыми разными структурами как в академической, так и в неакадемической сферах, включая коммерческие фирмы и государственные учреждения. В силу этого навыки социального взаимодействия играют ключевую роль в развитии АП. При этом большую роль играет научный статус ученых, берущих на себя предпринимательские функции. Академический предприниматель, получивший признание в нескольких смежных областях исследования, имеет больше шансов получить поддержку как академических, так и неакадемических организаций и создать структуры, необходимые для продвижения своих исследовательских проектов. Способность вести диалог с представителями разных областей исследования и разных сфер деятельности существенно облегчает продвижение новых идей и исследовательских проектов. Необходимо также учитывать, что процесс институциональных изменений, инициируемый академи-
ческими предпринимателями, носит кумулятивный характер, т.е., начавшись с первых небольших изменений, он затем разворачивается в целый поток институциональных преобразований, в котором каждое изменение влечет за собой целый ряд последующих. Исторически этот процесс выражается в том, что большое количество новых институций появляется практически одновременно или, точнее, в течение достаточно короткого периода времени. При этом АП постоянно находилось под давлением рыночной среды и государственных структур, его развитие определялось преимущественно потребностями или одной, или обеих этих сфер. Но и процессы институциональных изменений, инициированные академическими предпринимателями, оказывали влияние на образ действий государственных институтов и характер функционирования рыночного механизма. Этот процесс взаимного влияния наиболее ярко проявился в сфере национальной обороны, где научные структуры стали играть ведущую роль в разработке новых видов вооружений, и в сфере экономической политики, где представители академической экономической науки стали играть роль экспертов и советников при принятии важнейших решений. Это наложило свой отпечаток как на функционирование государственных структур, так и на работу рыночного механизма.
Проведенный анализ позволил авторам прийти к выводу о том, что исследование АП представляет собой перспективное направление в плане раскрытия институциональных изменений в сфере науки, образования и технологий. Однако для этой цели традиционное понятие АП должно быть существенно расширено: его смысл не должен сводиться исключительно к деятельности, направленной на коммерциализацию результатов научных исследований. АП следует рассматривать как деятельность, направленную на преобразование институциональной структуры в интересах создания, распространения и практического применения нового знания. Такое определение будет максимально полно включать все виды деятельности, приводящие к развитию институциональной структуры науки и образования.
М.О. Лихачев