Научная статья на тему '2017. 03. 032. Менщиков И. С. , Федоров С. Г. Политические деятели викторианской Англии. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2016. - 234 с'

2017. 03. 032. Менщиков И. С. , Федоров С. Г. Политические деятели викторианской Англии. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2016. - 234 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЯ / ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА / ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАРХИЯ / ПРИНЦ АЛЬБЕРТ / ЛОРД ДЕРБИ БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ / ЛОРД УИ́ЛЬЯМ Ю́АРТ ГЛА́ДСТОН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 032. Менщиков И. С. , Федоров С. Г. Политические деятели викторианской Англии. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2016. - 234 с»

автор, в целом не противоречат европейской идентичности, но сближение региональной и наднациональной идентичностей гарантирует ЕС большую устойчивость (с. 511).

Проблемным аспектам вхождения малых стран в Единую Европу посвящен раздел канд. ист. наук Л.В. Сидоренко. Автор рассматривает две группы государств, небольших по размерам территории, численности населения и по показателям абсолютного социоэкономического потенциала: страны «Бенилюкс» и «страны Альпийского региона» - Австрия, Швейцария и Лихтенштейн. Именно эти страны стали образцовыми примерами двух основных моделей европейской интеграции. «Находясь в непосредственной близости от главных локомотивов единой Европы - Франции и Германии - они продемонстрировали два разных пути европейской идеи» (с. 525): модель стран Бенилюкса и австрийская модель.

Швейцария осталась в стороне от общего процесса интеграции, решившись только на вступление в ни к чему не обязывающую Ассоциацию свободной торговли. Представляет интерес также история Лихтенштейна и структур европейской интеграции, в которые герцогство так и не вошло.

В заключение отмечается, что европейская интеграция - это сложный и неоднозначный процесс. Будет ли он завершен и когда -в настоящее время вряд ли возможен ответ на этот вопрос.

И.Е. Эман

2017.03.032. МЕНЩИКОВ И.С., ФЕДОРОВ С.Г. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ ВИКТОРИАНСКОЙ АНГЛИИ. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2016. - 234 с.

Ключевые слова: Англия; Викторианская эпоха; парламентская монархия; принц Альберт; лорд Дерби Бенджамин Дизраэли; лорд Уильям Юарт Гладстон.

Монография преподавателей Курганского университета состоит из разделов «Викторианская эпоха», «Королева Виктория» и очерков, посвященных наиболее видным политическим деятелям викторианской эпохи (1837-1901). В их число включены не только прямые участники политических процессов, но и те, кто так или иначе оказывал на них влияние. Книга снабжена иллюстрациями и карикатурами на Дизраэли и Гладстона из журнала «Панч».

В XIX в. Британия сохраняла форму правления, не типичную для империй, - парламентскую монархию; и продолжала поиск оптимального пути для усовершенствования этой системы. Так, в годы царствования королевы Виктории окончательно определилось место кабинета министров в системе власти и роль премьер-министра, ставшего ключевой фигурой в кабинете. Завершилось формирование политических партий и современной двухпартийной системы. В книге прослеживаются этапы процесса превращения «тори» и «вигов» (поначалу это были презрительные клички для политических противников) в собственно партии. Партийная принадлежность определялась родственными связями и нередко передавалась по наследству, что отчасти сохранялось и в XIX в. Британская аристократия через систему «гнилых» или «карманных» местечек контролировала выборы в нижнюю палату, а также любого члена парламента через прямой или косвенный подкуп. По мере становления системы политических партий происходил процесс утраты королевских прерогатив в области исполнительной власти. Монарх отстранялся от участия в политических решениях, его функции брал на себя премьер-министр. Тем не менее афоризм «король царствует, но не правит», утверждают авторы, не точен. Королева Виктория прекрасно сознавала размеры своей власти и влияния. Если до нее короли сами выбирали премьер-министра и министров, то теперь, когда оформились партии, возможность выбора для суверена была сужена. Королева Виктория в большей степени прислушивалась к парламенту и могла воспрепятствовать выбору неугодных ей лиц (с. 9). В ряде случаев она единолично назначала премьер-министра.

Политическая традиция Англии требует отношения к государственной деятельности как к своего рода хобби: «Парламент -тот же клуб», - любят повторять британцы. В отличие от положения в других европейских странах, в Британии XIX в. политическая должность не только не обогащала ее обладателя, а, скорее, требовала от него изрядных финансовых затрат. Поэтому почти все государственные деятели были людьми весьма состоятельными и обогатиться за счет казны не стремились: таков был кодекс чести джентльмена. Они устраивали совещания и вели дела у себя дома, даже премьер-министры имели ограниченный штат сотрудников. Транспортных средств за счет казны не полагалось. Государствен-

ная резиденция на Даунинг-стрит, 10, состояла из официальной и личной частей, причем содержание последней ложилось на плечи самого премьер-министра (с. 11).

Реформа 1832 г., увеличившая число избирателей почти в полтора раза, и борьба за отмену «хлебных законов», за свободу торговли способствовали формированию либеральной и консервативной партий. Период 1832-1867 гг. был временем перехода от старых аристократических группировок к партиям парламентского типа. Группировки то объединялись, то расходились, что обусловило политическую нестабильность и частую смену кабинетов, особенно в 1850-е годы. Однако именно этот период авторы называют «золотым веком британского парламентаризма, временем, когда парламент реально разрабатывал и принимал законы и контролировал ситуацию в стране. Не случайно его охотно сравнивали с древнеримским сенатом. В неустойчивой политической ситуации значение имел каждый голос, поэтому яркое выступление какого-либо члена парламента могло играть решающую роль, например, доклад Робака привел к падению кабинета Абердина» (с. 13).

После расширения избирательной реформы в 1867 г. у партий появилась определенная структура - Национальная либеральная федерация и Национальный союз консервативных ассоциаций, свои лидеры, программные установки. Произошло заметное усиление роли кабинета и влияния премьер-министра. Одновременно несколько видоизменились, а, по мнению некоторых исследователей - сократились полномочия парламента. «Он уже не разрабатывает законы, а утверждает, редактирует или отклоняет предложения кабинета (так называемый министериализм). Это не означает упадка его влияния и утраты контроля над правительством. Напротив, в некоторых случаях эта его функция была очень действенной» (с. 14).

Введение всеобщего избирательного права для мужчин (законы 1880-х годов) вынудили тори обратить большее внимание на народные массы. Это нашло отражение в программных установках партий: «В среде консерваторов это была сформулированная Диз-раэли доктрина "демократического торизма" (или "торийской демократии"); у либералов это был "популизм"» (с. 15).

Следующий раздел посвящен королеве Виктории - ключевой фигуре Великобритании XIX в. Ее долгое правление (63 года и

семь месяцев) стало целой эпохой, названной в ее честь. Имея многочисленное потомство, Виктория и ее муж принц Альберт заключили выгодные браки для своих детей, благодаря чему почти все монархи Европы оказались довольно близкими родственниками. Королева стала образцовым монархом. «В Европе за годы ее правления произошел ряд революций, монархи возводились на престол и свергались; и на фоне этого бурного политического моря Британия выглядела оплотом стабильности, но при этом активнейшим образом развивалась. Страна не только смогла сохранить первенство на море в "век пароходов", но и усилить свое владычество, модернизировав свою экономику и став первой в мире державой по уровню экономического развития» (с. 16).

Виктория, ставшая в 1837 г. королевой в 18 лет, безукоризненными манерами и верно найденным стилем поведения сразу же «расположила к себе тех, с кем ей предстояло жить и работать долгие годы» (с. 18). Молодость и неопытность не помешали ей проявлять твердость в принятии решений. Так, она отвергла притязания фаворита матери сэра Джона Конроя на пост своего личного секретаря. Но ее убедили доводы премьер-министра лорда Мельбурна, который вполне добросовестно и откровенно информировал юную королеву обо всех политических проблемах в стране, о повседневной работе парламента и кабинета министров, хотя и не рассказывал ей о царящей во многих районах нищете и бедности. Она оставила его в этой должности, но в 1839 г. Мельбурн был вынужден уйти в отставку, и его сменил тори Роберт Пиль, что повергло королеву в уныние. В то время многие из фрейлин королевы были женами вигов, и Пиль намеревался сменить их женами тори. Однако королева заявила, что не откажется ни от одной из своих придворных дам. Пиль отказался действовать с ограничениями и подал в отставку, позволив тем самым Мельбурну вернуться на свою должность. Это событие вошло в историю как «кризис с фрейлинами». За ним скрывался не каприз, а желание вернуть на пост премьер-министра Мельбурна, которого королева считала своим главным защитником и покровителем.

В 1839 г. на торжества по случаю дня рождения королевы в Лондон прибыл цесаревич Александр, будущий император Александр II. Повышенное внимание Виктории к наследнику российского престола вызвало панику в британских правительственных

кругах. Премьер-министр Мельбурн советовал Виктории держаться подальше от России. Однако вопрос о замужестве, имевший политическую подоплеку, требовал решения. По настоянию влиятельных кругов аристократии выбор был сделан в пользу герцога Альберта, брак с которым состоялся 10 февраля 1840 г. Хотя принцу-консорту было 20 лет, то есть столько же, сколько и его супруге, он оказал очень сильное влияние на королеву в плане более глубокого осознания своего долга перед народом и государством. Ко времени женитьбы Альберт был уже сложившейся личностью. Он был неплохо образован, энергичен, инициативен, питал стремление к реформам, к ликвидации анахронизмов, свойственных английскому обществу, что привело его поначалу к столкновениям с этим обществом. Альберт привлек всеобщее внимание к такому варварскому институту, как рабство, что способствовало его уничтожению. Пользуясь своим влиянием в армейских кругах, он содействовал постепенной отмене дуэлей и замене их судами чести. По инициативе принца было упорядочено управление дворцовым хозяйством, благодаря чему королева получила большую финансовую свободу. Глубокий интерес, проявленный принцем к сельскому хозяйству, фермерству, знание новинок сельхозтехники сделали его своего рода пропагандистом новых методов ведения сельского хозяйства и использования новых модификаций машин и оборудования.

Особенно заметной областью деятельности принца стали культура, искусство, наука и образование. Он содействовал оживлению концертной и театральной жизни в Англии; организации общедоступных выставок художников-классиков и современников; внес весомый вклад в реформу университетского образования, приглашал известных ученых для чтения лекций. В 1851 г. по его инициативе была проведена Первая всемирная выставка в Лондоне, ставшая триумфом принца-консорта (с. 26).

Неурожай и страшный голод в Ирландии после 1845 г., революционные события на континенте заставили королеву уделять больше внимания проблемам бедности в стране и выступить за оказание помощи неимущим. Она была рада, когда принц Альберт стал президентом Общества по улучшению положения рабочего класса, поддержала его усилия по разработке проектов домов для рабочих. Королеву чрезвычайно беспокоило Чартистское движение, в частности она опасалась, что момент подачи чартистской

хартии в парламент в апреле 1848 г. могли иметь место акты насилия среди беднейших слоев населения. Спустя пять месяцев в тронной речи на открытии сессии парламента 5 сентября 1848 г. королева имела основания торжественно заявить: «Все наши политические институты выдержали чрезвычайно серьезное испытание на прочность и доказали свою жизнеспособность... Многие пытались подорвать доверие народа к монархии и правительству, однако потерпели сокрушительное поражение. Мой народ впервые ощутил все преимущества порядка и безопасности и полностью разрушил злые замыслы организаторов и вдохновителей преступных беспорядков» (цит. по с. 28).

Последним совместным деянием королевы и принца Альберта было урегулирование вооруженного выступления 1856 г. против колониальных войск в Индии в духе взаимопонимания и примирения. 1 ноября 1858 г. в торжественной обстановке была оглашена Декларация британского правительства о разрешении конфликта. В документе говорилось, что отныне Ост-Индская компания прекращает свою деятельность, а вся власть в стране переходит в руки королевы и правительства. Отмечалось, что британское правительство готово строго соблюдать и уважать религиозные обычаи и древние традиции индийского народа, а также помиловать мятежников, не принимавших участия в убийствах европейцев (с. 31).

Смерть принца Альберта 14 декабря 1861 г. была сокрушительным ударом для королевы. Она продолжала выполнять королевские обязанности, но перестала выходить в свет, превратилась в затворницу. Траурные мероприятия были беспрецедентны по масштабам: при дворе все должны были соблюдать траур до 1863 г. Пять лет после смерти Альберта Виктория не произнесла ни одной тронной речи в парламенте, а в первые два года вообще не появлялась на публике. Это противоречило самому духу британской монархии. Простые люди стали выказывать недовольство тем, что королевы не видно, появились слухи, что королева мертва, а приближенные скрывают это от подданных: «Традиции, складывающиеся веками, весь придворный этикет, церемонии появления королевы перед ее подданными теряли свой смысл в отсутствие ее. Этому придавалось огромное значение в английском обществе» (с. 33).

Постепенно королева возвращалась к исполнению своих обязанностей, но только в 1868 г. согласилась сама открыть работу парламента. В своем окружении она предпочитала сохранять старые связи. Однако у нее было гораздо меньше возможностей влиять на перемены в правительстве. Фактически она не имела никакого контроля над составом кабинета министров, а смена премьер-министров всегда вызывала у нее тревогу и беспокойство. Для нее было большим утешением увидеть в составе правительства лорда Дерби Бенджамина Дизраэли, который много сделал в свое время для ее супруга, а после его смерти решительно выступил в поддержку идеи создания мемориала принца Альберта. Именно Дизраэли в феврале 1868 г. сменил на посту премьер-министра лорда Дерби, но уже в конце этого года королева была вынуждена принять его отставку и признать правительство лорда Гладстона. Он много общался с королевой, вводя ее в курс дел во всех подробностях, но эти беседы ее утомляли. Гладстон поставил перед собой непосильную задачу: решить так называемый вопрос о «королевских привилегиях и прерогативах», то есть вопрос о том, как вести дела с королевой, если она наотрез отказывается появляться на публике и выступать перед общественными организациями.

24 мая 1874 г. королева отметила очередной юбилей - ей исполнилось 55 лет. В этом же году победил на выборах Дизраэли. «Именно с этого времени Виктория постепенно превращается из затворницы в символ нации. Она постепенно преодолела депрессию, переживаемую с момента смерти принца Альберта» (с. 36.). Новой утратой для королевы была смерть Дизраэли в 1881 г., который за долгие годы работы в парламенте и правительстве стал для нее настоящим другом. На смену ему пришел лорд Гладстон. Признавая его таланты, королева не питала к нему симпатии. Она «не научилась придерживаться строгих ограничений конституционной монархии... и каждый раз высказывалась против Гладстона, но вынуждена была уступить давлению парламента и позволить ему сформировать правительство страны». Она лишь просила сообщить ему «о недопустимости демократических уклонов и радикальных изменений во внешней политике». Это означало, что королева продолжала настаивать на продолжении ведущихся в Афганистане и Судане колониальных войн до победного конца. Гладстон вынужден был выслушивать выговоры со стороны королевы и читать

многочисленные гневные письма, составленные ею. Конфликт между Викторией и правительством привел к политическому кризису. В июне 1885 г. Гладстон вынужден был уйти в отставку, но в следующем, 1886 г. был вновь назначен на пост премьер-министра. Королева решительно сопротивлялась законопроекту Гладстона о введении гомруля (автономии) для Ирландии. В итоге законопроект провалился, а сам премьер ушел в отставку. Королева с удовлетворением передала этот пост лорду Солсбери и впоследствии всегда находила общий язык со своим премьер-министром и парламентом.

В 1887 г. были отмечены золотой, а в 1897 г. - бриллиантовый юбилеи королевы. Проходили они в весьма торжественной обстановке, сопровождались церковными службами, военными парадами, приемами, а главное - торжественной процессией по улицам Лондона, когда королеву приветствовали толпы восторженных подданных.

Последним крупным событием в истории правления королевы Виктории стала Англо-бурская война 1899-1902 гг. Война была успешной для Британии, но ее не поддержали практически все крупные державы, а английские войска вынуждены были сражаться не только с бурами, но и с многочисленными национальными бригадами. Королева, как и в Крымскую войну (1854-1856), встречалась с солдатами, поддерживала их моральный дух, следила за награждениями достойных.

Королева Виктория скончалась 22 января 1901 г. Ее кончину современники восприняли как завершение всего XIX в. Ушла самая блистательная и спокойная эпоха в истории Англии. В ХХ в. с ностальгией вспоминали «добрые старые времена королевы Вики».

Далее следуют очерки-портреты таких виднейших деятелей Викторианской эпохи, как Артур Уэсли, герцог Веллингтон; Уильям Лэм, виконт Мельбурн; сэр Роберт Пиль; лорд Джон Рассел;

3.Дж. Смит Стэнли, граф Дерби; Дж. Гамильтон-Гордон, граф Абердин; Генри Дж. Темпл, виконт; Б. Дизраэли, граф Биконсфилд; Уильям Гладстон; Р. Артур Г. Сесил, маркиз Солсбери; Генри Пальмерстон; Чарлз Ст. Парнелл; Дж.Р. Киплинг; С.Дж. Роудз;

4.В. Дилк; А.Ф. Примроуз, граф Розбери.

Т.М. Фадеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.