Научная статья на тему '2014. 02. 023. O’келл Р. Дизраэли: политический роман. O’kell R. Disraeli: the romance of Politics. - Toronto: Univ.. Of Toronto Press, 2013. - 624 p'

2014. 02. 023. O’келл Р. Дизраэли: политический роман. O’kell R. Disraeli: the romance of Politics. - Toronto: Univ.. Of Toronto Press, 2013. - 624 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗРАЭЛИ Б / РОМАН АНГЛИЙСКИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Красавченко Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 02. 023. O’келл Р. Дизраэли: политический роман. O’kell R. Disraeli: the romance of Politics. - Toronto: Univ.. Of Toronto Press, 2013. - 624 p»

всех, а не только на элиту, «фрески сменяют миниатюры». Из всего этого следовало ослабление позиций поэзии и все более возрастающая популярность романа.

В 1830-х годах во Франции наметилась смена парадигмы. Отныне культура коммерциализуется и выполняет функцию посредника между миром и читателем: «Пресса и литература сообщают информацию о мире и вырабатывают поэтику репрезентации». Если о существовании массовой культуры говорить еще рано, то о появлении инструмента средств массовой информации вполне возможно. Шандор Кале полагает, что спор о романе-фельетоне можно рассматривать как одно из первых проявлений смены этой парадигмы, имеющее не только литературные и лингвистические, но и культурные последствия. Кроме того, проявляется оппозиция между продуктами культуры, потребляемыми элитой и основной массой населения. Современное общество становится поликультурным, разгораются споры вокруг продуктов культурной индустрии (комиксов, видеоигр, фильмов «для массового зрителя»). С этой точки зрения, дискуссия вокруг романа-фельетона является первым проявлением данной тенденции.

П.А. Макарова

2014.02.023. О'КЕЛЛ Р. ДИЗРАЭЛИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН. O'KELL R. Disraeli: The romance of politics. - Toronto: Univ. of Toronto press, 2013. - 624 p.

Книга канадского литературоведа Р. О'Келла - о Бенджамине Дизраэли (1804-1881), писателе и политическом деятеле, премьер-министре Великобритании в 1868 и 1874-1880 гг., лидере Консервативной партии. Дизраэли начал как литератор, пробовавший себя в разных формах, роман оказался наиболее адекватным для него жанром. Между 1828 и 1831 гг. он путешествовал по Испании и Италии, впечатления от этих и последующих поездок (в Албанию, Левант, Египет) использовал в своих будущих романах.

В феврале 1832 г. двадцативосьмилетний Дизраэли опубликовал свой третий, автобиографический роман - «Контарини Флеминг» с подзаголовком «психологический роман», указывавшим на специфику произведения. Р. О' Келл прочитывает роман как биографический источник, выявляющий формирование Дизраэли-политика из интровертного юноши.

Книга Р. О'Келла построена на том, что, прослеживая жизненный путь Дизраэли, он выстраивает его образ на основе скорее прочтения романов, чем анализа его политической карьеры.

В свое время Дизраэли вызывал у читателей противоположные реакции - одни его ненавидели, другие, как и члены его партии, любили. Парламентские вельможи считали Дизраэли литературным дилетантом; коллеги из диккенсовского «литературного братства» видели в нем выскочку, любителя показать себя, порой называли лишенным «совести».

Цель Р. О'Келла - примирение литературной и политической карьеры Дизраэли на основе анализа его отношения к роману. Ученый считает свою книгу не «типичной биографией» или «критическим исследованием», а скорее повествованием об эмоциональной подоплеке обеих карьер Дизраэли. Такой подход позволяет ему связать воедино казалось бы противоположные начала деятельности Дизраэли. Политическую карьеру он рассматривает в известной мере как «вымышленное построение» (fictional construct), романтизированное, драматическое и основанное на воображении. И уделяет значительное внимание «личной» стороне его жизни, в частности, все более ухудшавшимся взаимоотношениям Дизраэли с Уильямом Гладстоном, премьер-министром Великобритании в 1868-1874, 1886, 1892-1894 гг., лидером Либеральной партии с 1868 г., чем непосредственным политическим событиям, стоявшим за этими отношениями. О том, что происходило между публикацией романа Дизраэли «Танкред» в 1847 г. и принятием им поста премьер-министра в 1868 г. Р. О'Келл почти не пишет. В результате получается неполный, но тем не менее представляющий интерес портрет: исследователь представляет Дизраэли как политика-романиста или как романиста-политика.

Р. О'Келл называет карьеру Дизраэли «невероятной». У Диз-раэли не было университетского образования, с семнадцати лет он работал в юридической фирме. Когда юриспруденция надоела ему, он занялся бизнесом с другом отца - издателем Джоном Мерреем, в результате наделал долгов и рассорился с ним.

В 1826 г. Дизраэли опубликовал свой первый, не одобренный критикой роман «Вивиан Грей» - о «приключениях» с Мерреем. Далее последовали другие романы, политические памфлеты и эпическая поэма, в которой Дизраэли выступил как наследник Байро-

на. В 1830-е годы он неоднократно пытался баллотироваться в парламент, несмотря на проявления антисемитизма и аристократического пренебрежительного отношения к себе. В 1830-е годы Дизраэли стал видной фигурой в высших социальных и политических кругах общества, что нашло отражение в двух его романах: «Генриетта Темпл» - о его бурном романе с Генриеттой Сайкс, и «Венеция» - о Шелли и Байроне, обе книги вышли в 1839 г.

В 1837 г. Дизраэли был избран в парламент как член Консервативной партии (тори) от Майдстона. Его первая речь стала провалом, но это его не смутило, он развивал связи с влиятельными тори и совершенствовал свое ораторское мастерство. Женитьба на Мэри Энн Льюис в 1839 г. облегчила его финансовое положение, но он по-прежнему жил в страхе из-за возможного роспуска парламента и опасался ареста за долги. В 1841 г. он не смог получить место в Кабинете министров Роберта Пиля, премьер-министра в 1841-1846 гг. И в 1846 г. в процессе парламентских дебатов «отомстил», поспособствовав отставке его правительства.

Р. О'Келл пишет о том, что Дизраэли собрал вокруг себя кружок идеалистов-заднескамеечников, ставших известными как «Молодая Англия». В прославившей его трилогии - «Конингсби» (1844), «Сибилла» (1845), «Танкред» (1847), своего рода образце первого реалистического политического романа в Англии, он стал голосом «Молодой Англии», верившей в необходимость прихода во власть политических лидеров с воображением и талантом.

В течение 1850-1860-х годов Дизраэли постепенно укрепил свою позицию лидера протекционистского крыла партии тори в Палате общин, а позднее, после смерти Пиля, стал в ней лидером тори. Раздираемая расколом партия тори находилась у власти лишь периодически. В 1851, 1866-1868 гг. Дизраэли был министром финансов. А в 1868 г. сменил заболевшего лорда Дерби на посту премьер-министра, но проиграл следующие выборы. Тем не менее в 1874-1880 гг. его избрали премьер-министром. Правительство Дизраэли предприняло ряд широких социальных реформ и участвовало в дебатах, известных как «Восточный вопрос», в результате которых королева Виктория стала императрицей Индии.

Два последних романа Дизраэли - «Лотарио» (1870) и «Эн-димион» (1880), написанный уже по завершении политической карьеры. Смерть помешала ему закончить роман «Фальконе».

Многие персонажи романов Дизраэли - это своеобразные портреты выдающихся личностей, мужчин и женщин того времени. Восхищение и вместе с тем насмешливое презрение к высшему обществу - светскому и политическому, сочетались в его творчестве с острой иронией, меткими наблюдениями, с сочувствием к униженным и оскорбленным. Умер Дизраэли в возрасте семидесяти шести лет в 1881 г. Королева Виктория оплакивала эту утрату.

Р. О'Келл рассматривает карьеру Дизраэли как «фэнтези», где ранние его «подвиги», «приключения» с Мюрреем открыли писателю путь к настоящей драме. Ученый выявляет «психологическое напряжение» в творчестве и деятельности Дизраэли между «соперничающими склонностями к альтруизму и целесообразности». И на протяжении всего исследования использует понятие «психологический романтический роман» (romance) для обозначения повествования о конфликте между религиозной верой, любовью и долгом, игравшим важную роль как в жизни, так и в творчестве Дизраэли.

Книга Р. О' Келла изобилует пересказами романов Дизраэли, в том числе и мало известных. Явное ее достоинство - сочетание прочтений романов, использование речей, докладных записок, газетных статей и писем, что в целом создает целостное представление о личности Дизраэли, позволяет услышать его голос. Так, обсуждая отношения Дизраэли и Пиля, Р. О'Келл ссылается на романы «Конингсби», «Сибилла» и на полупримирительные письма, которыми обменивались политические деятели, а также на письма Дизраэли жене и сестре, на его речи об Ирландии в Палате общин, а также на его речи о познании и литературе в манчестерском «Атенеуме». Особенностью жизни Дизраэли в этот период Р. О'Келл считает слияние социальных, литературных и политических элементов личного опыта и общественного бытия. В результате Дизраэли был свободен от ограниченности и условностей своего времени, его трудно «уложить» в прокрустово ложе этических категорий эпохи.

В этом ракурсе Р. О'Келл разбирает роман «Лотарио» (1870) -историю борьбы героя, стремившегося сохранить верность Англиканской церкви в противостоянии доктрине католицизма. Источником для Дизраэли послужила история обращения в католицизм маркиза Бьюта в 1868 г., когда ему был 21 год. В центре романа -

положение католицизма в протестантской Англии, автор относился к католицизму не без симпатии. Исследователь выявляет связи между «Лотарио» и ранними романами Дизраэли. В сущности, в «Ло-тарио» Дизраэли выразил свою политическую позицию (ее отзвуки слышны и в «Венеции», «Сибилле», «Танкреде») по поводу необходимости спасения Британии от «коварных внешних влияний».

В некоторых суждениях Р. О' Келла, например, о том, что в образе Лотарио воплотилась «смесь» общественного и личного опыта самого Дизраэли, видна склонность исследователя к психоанализу, образ Лотарио он связывает с «амбивалентностью личности Дизраэли» времен его юности.

Роман «Сибилла», по мнению Р. О'Келла, - свидетельство того, что Дизраэли импонировала «теория смешанного этнического состава», тогда как истинными органичными представителями британского общества считались чистокровные аристократы.

В заключение Р. О'Келл замечает, что «роман» или «романтические отношения» между Дизраэли и королевой Викторией (его «Королевой фей») перекликаются с его политической карьерой, по фантастичности напоминающей его ранние романы. В молодости Дизраэли хотел быть Шелли своего времени: гениальным поэтом, политическим мыслителем. Даже став старше, более зрелым, он не забывал о свойственном Шелли убеждении, что поэты - это «непризнанные законодатели мира». И на личном примере попытался доказать, что поэт может стать признанным законодателем, реформировать коррумпированное общество, сохранив ясность видения мира и высокие идеалы. В книге Р. О'Келла Дизраэли предстает в трех измерениях: эмоции, воображение и политика. В целом же исследователь существенно расширяет наше представление о викторианской культуре.

Т.Н. Красавченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.