Научная статья на тему '2006. 01. 022-023. Политическая история Великобритании. (сводный реферат)'

2006. 01. 022-023. Политическая история Великобритании. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
639
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 022-023. Политическая история Великобритании. (сводный реферат)»

но стояла на последнем месте в борьбе с международным терроризмом: американцы считали, что сами в состоянии выиграть любые войны. В 2003 г. это отношение изменилось: союзники понадобились США для устройства послевоенной жизни в Афганистане и в Ираке. Что же касается собственно европейской политики, то она осталась мало предсказуемой, так как зависит от субъективных предпочтений верхушки американской администрации. Политика же немонолитного ЕС во многом определяется желанием ощущать внимание США к своему европейскому союзнику.

На вопрос, что же объединяет современную Европу и какой «враг» заставляет европейцев укреплять свое единство, Т.Эш отвечает, что средневековое противопоставление «мусульмане-христиане» для сегодняшней Европы устарело и не является определяющим. США же -не только враг, но и самый верный союзник по меньшей мере для половины Европы (с. 221-234).

В конечном итоге, в качестве важнейшего фактора объединения европейцев и американцев, по мнению Т. Эш, выступают общие задачи, стоящие перед западным миром в целом. Это ближневосточная проблема, перспективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего Китая), борьба с бедностью, проблемы окружающей среды. Таким образом, политолог рассматривает кризис как состояние, «предшествующее выздоровлению, т.е. обновленного единства свободного западного мира, способного решать стоящие перед ним грандиозные задачи» (с. 292).

В.М. Соломатина

Страны Европы

2006.01.022-023. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. (Сводный реферат).

1. ВИНОГРАДОВ В.Н. Бенджамин Дизраэли и фея на престоле. - М.: Наука, 2004. - 191 с.

2. АЙЗЕНШТАТ М.П. Великобритания нового времени: Политическая история. - М., ИВИ РАН. 2002. - 100 с.

Ключевые слова: Проблемы политической истории Великобритании Нового времени.

Реферируемая книга (1) представляет собой биографию Бенджамина Дизраэли (1804-1881) - лидера консервативной партии

аристократии, канцлера казначейства, премьер-министра Великобритании в 1868 и 1874-1880 гг. Как премьер-министр он совершил сделку века, покупку акций Суэцкого канала. Любимец королевы Виктории - он добился провозглашения ее императрицей Индии. Последовательный защитник имперских интересов Великобританки, Дизраэли с успехом укреплял позиции державы на морях и континентах в противоборстве, прежде и больше всего с Россией (1, с. 3).

Дизраэли вошел в историю как крупный социальный реформатор, заложивший традиции гибкости и маневренности в политике консервативной партии. Будучи одним из основателей современного консерватизма, он оставил преемникам метод его приспособления к меняющейся действительности.

Начав свою политическую карьеру с клятв верности радикальным идеям, этот политик затем круто сменил курс, выдвинув формулу «корона - церковь - аристократия - народ». Третий компонент этой формулы, а именно, подчеркивание социальных обязанностей носителей собственности, способствовал формированию в Британии общественного и национального консенсуса. Идея Дизраэли о том, что «обладание собственностью должно сочетаться с исполнением долга перед народом» является, с точки зрения автора книги, ключевой в развитии консервативной мысли и весьма продуктивной (1, с. 185). Дизраэли связывал эту идею с восстановлением существовавших в «доброй, веселой, старой Англии» порядков, при которых лэндлорд будто бы по-отечески заботился о йомене.

Политик исходил из того, что собственность должна выполнять определенные социальные обязательства. Он осуществил ряд реформ, из которых важнейшая - избирательный закон 1867 г. - понимая, что «дворец не будет в безопасности, пока коттедж остается несчастным» (1, с. 187). Дизраэли выступал глашатаем помещичье-фермерской «деревенской партии», вместе с тем, понимал значение буржуазного развития нации. Автор считает, что призыв к сохранению баланса между двумя великими отраслями национальной экономики - сельским хозяйством и индустрией - являлся провидением, поскольку пренебрежение сельским хозяйством чревато деформацией национальной жизни.

Преимущества исторически сложившейся государственно-административной системы Великобритании Дизраэли видел в децентрализации, в прочных основах местного самоуправления.

Последнее он считал гарантией как от «тирании отдельных лиц», так и от «ярости народной», и осуждал как демократию, так и олигархию (1, с. 189).

Важное место в мировоззрении Дизраэли занимала религия. Церковь он считал хранительницей обычаев, непременным институтом общества, связующим прошлое с настоящим и высоко ценил этот институт в иерархии национальных ценностей.

Дизраэли был апологетом имперских интересов. Автор видит в нем своего рода предшественника Р. Киплинга в воспевании цивилизаторской миссии англосаксов в мире.

Автор подробно прослеживает весь жизненный путь Дизраэли, его «путь к славе», уделяя большое внимание его литературному наследию, поскольку романы Дизраэли, помогавшие ему и в политической карьере, переиздаются и поныне.

М.П. Айзенштадт прослеживает основные этапы сложного процесса британской политической модели Нового времени. На протяжении первых столетий деятельности парламента вырабатывались основные функции и структуры, принципы активного и пассивного избирательного права, привилегии депутатов. Если главным результатом английской революции середины XVII в. было значительное освобождение экономики от пут феодальных институтов, создание условий для ее капиталистического развития, то вопрос о характере политической власти решался в ходе Славной революции. Государственный переворот 1688 г., который, отмечает автор, с полным правом можно рассматривать как политическую революцию, закрепил победу парламентаризма в стране, утвердив государственно-политический режим Англии - конституционную монархию. «Билль о правах» регламентировал деятельность самого парламента; в нем закреплялись существовавшие уже в Средние века его права: свобода выборов, свобода слова для депутатов во время заседаний, регулярный созыв парламента, являвшегося высшим законодательным и судебным органом. Решения парламента конца XVII в. заложили фундамент либеральных свобод в стране: свобода вероисповедания и свобода слова. Было закреплено право британцев обращаться с жалобами в парламент и к королю, подтверждена неприкосновенность личности и жилища.

С конца XVII до середины XVIII в. определились основные тенденции политического развития Великобритании, которые заключались в дальнейшем ограничении прерогатив короны, оформлении парламентских группировок вигов и тори.

Важным новым явлением становится деятельность кабинета министров как органа исполнительной власти. Двадцатилетие, когда во главе правительства стоял Роберт Уолпол (1676-1745), способствовало укреплению этого относительно нового парламентского института, выработке его функций и задач.

Важнейшим итогом политического развития Британии с середины XVIII до начала XIX в. явились глубокие сдвиги в политической сфере. Оттачивался, совершенствовался механизм управления страной через кабинет министров. Внутри клановых по своему характеру группировок -тори и вигов - началось размежевание на либералов и консерваторов. «Появление и формирование среднего класса принесло с собой существенное расширение политической сферы, что выразилось в становлении "третьей силы" на политической арене - радикалов, массовом радикальном движении, деятельности различного рода демократических обществ и организаций» (2, с.59).

Отдельно рассмотрена парламентская реформа 1832 г. Автор подчеркивает, что уже в ходе борьбы за реформу пресса становится важным фактором общественно-политической жизни страны. Автор отмечает, что избиратели пристально следили за парламентской деятельностью своих представителей, констатируется, что бывали случаи, когда избиратели отказывались избирать кандидатов вновь, если на протяжении полномочий прежнего парламента их имена не встречались в отчетах о дебатах или деятельности комитетов.

Заключительная глава посвящена политическим партиям в викторианскую эпоху. Первая половина XIX столетия стала временем социальной и политической активности среднего класса, рабочих и фермеров. По всей стране создавались многочисленные разнообразные организации, выступившие с требованием проведения широких реформ, в том числе и преобразования системы представительства в парламенте. Во второй половине века общественные организации стали основой формирования массовых политических партий.

Парламентская реформа 1867 г. существенно расширила число избирателей, однако среди них по-прежнему отсутствовали сельские батраки, основная масса городских рабочих и женщины, т.е. подавляющая часть населения. Тем не менее реформа имела весьма важное значение для дальнейшего политического развития страны, подчеркивает автор. Сокращение представительства от «карманных» местечек и большое увеличение обладавших правом голоса, делали подкуп избирателей неэффективным

или просто невозможным. От настроений, симпатий и антипатий избирателей зависел приход к власти той или иной партии. Реформа способствовала вовлечению граждан страны в обсуждение государственных дел, повышению уровня национального самосознания (2, с. 188). Логичным продолжением этой реформы явилась реформа 1884 г., которая ввела единую систему представительства и сохранила невысокий имущественный ценз. В результате реформы число избирателей возросло до 5 млн. человек, что составило 16% взрослого населения страны (2, 93).

Каждая реформа, свидетельствует автор, увеличивала электорат, постепенно вовлекая в политическую жизнь общества средний класс города и деревни. В то же время он стал оказывать большее влияние на формирование политики парламентских партий, вынужденных считаться с расширением числа избирателей. Партийные лидеры вырабатывали программы с учетом интересов различных слоев населения, привлекая в свои ряды новых сторонников. Изменился и социальный состав партий. В целом реформы способствовали постепенному вытеснению аристократов и формированию нового облика члена парламента, человека, связанного со своим округом и проявившего себя в нем и как политик, и как администратор.

В 1900 г. на конференции представителей тред-юнионов, профсоюзных советов, социалистических организаций и Независимой партии был создан Комитет рабочего представительства, переименованный в 1905 г. в Лейбористскую партию, которая формировалась на основе коллективного членства и на федеративных началах. На политической арене появилась новая сила, которая заявила о себе на исходе викторианской эпохи.

Так на протяжении веков постепенно формировалась британская парламентская система, сословно-представительные институты трансформировались, расширялись демократические тенденции. Отличие британского парламента от европейских, пишет автор, заключалось в формировании политических институтов как результат всего развития страны и постепенного приспособления правящей верхушки к социально-политическим изменениям, происходившим в обществе. Создание политических партий во второй половине XIX в., опиравшихся на массовые организации, явилось как результатом, так и показателем определенной зрелости гражданского общества в Великобритании, заключает автор (с. 96).

И.Е. Эман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.