Научная статья на тему '2017. 03. 026. Чайка М. , хоболт М. Увеличивает ли нелегальную миграцию в Европу ужесточение политики в области предоставления убежища и виз? Czaika M. , Hobolth M. do restrictive asylum and Visa policies increase irregular migration into Europe? // European Union Politics. - N. Y. , 2016. - Vol. 17, n 3. - p. 345-365'

2017. 03. 026. Чайка М. , хоболт М. Увеличивает ли нелегальную миграцию в Европу ужесточение политики в области предоставления убежища и виз? Czaika M. , Hobolth M. do restrictive asylum and Visa policies increase irregular migration into Europe? // European Union Politics. - N. Y. , 2016. - Vol. 17, n 3. - p. 345-365 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 026. Чайка М. , хоболт М. Увеличивает ли нелегальную миграцию в Европу ужесточение политики в области предоставления убежища и виз? Czaika M. , Hobolth M. do restrictive asylum and Visa policies increase irregular migration into Europe? // European Union Politics. - N. Y. , 2016. - Vol. 17, n 3. - p. 345-365»

2017.03.026

2017.03.026. ЧАЙКА М., ХОБОЛТ М. УВЕЛИЧИВАЕТ ЛИ НЕЛЕГАЛЬНУЮ МИГРАЦИЮ В ЕВРОПУ УЖЕСТОЧЕНИЕ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УБЕЖИЩА И ВИЗ? CZAIKA M., HOBOLTH M. Do restrictive asylum and visa policies increase irregular migration into Europe? // European Union politics. -N.Y., 2016. - Vol. 17, N 3. - P. 345-365.

Ключевые слова: визовое законодательство; миграция; нелегальная миграция.

В работе Матиаса Чайки (Великобритания) и М. Хоболта (Дания) анализируются данные иммиграционного притока в 29 стран Европы из более чем 200 стран мира на протяжении 20082011 гг. Гипотеза автора исходит из того, что увеличение нелегальной миграции является следствием естественной поведенческой адаптации мигрантов в ответ на ужесточение государственной политики в области приема беженцев и соблюдения визового законодательства. Иными словами, многие беженцы, столкнувшиеся с невозможностью легализовать свой статус, принимают решение остаться в нелегальном статусе. Наличие этого побочного эффекта жестких мер иммиграционной политики и проверяют авторы данной статьи. Для оценки уровня нелегальной миграции авторы используют статистику задержаний в странах Европы из-за нарушений регистрационных документов. Подобные данные, собранные по унифицированному образцу для стран Европы, доступны лишь с 2008 г. Иных способов для объективной оценки численности нелегальных мигрантов нет, хотя эти данные значительного различаются по странам и зависят от потенциала европейских стран в борьбе с нелегальной миграцией (интенсивности работы полиции по выявлению и пресечению нарушений миграционного режима, а также от численности полиции в странах Европы). Ключевые показатели в моделях М. Чайки и М. Хоболта (строгость мер в отношении беженцев и строгость визового режима) измеряются распространенностью отказов в выдаче статуса беженца и виз на въезд.

Результаты исследования показывают, что увеличение числа отказов на 10% соответствует увеличению числа задержанных за нарушение визового режима на 3-4%. При этом наблюдается интересное различие, связанное с местом задержания нелегальных мигрантов, - на территории страны или на границе. Так, увеличение

2017.03.027

отказов в предоставлении статуса беженца увеличивает численность задержаний на территории страны. Напротив, учащение отказов в выдаче виз приводит к значительному увеличению задержаний на границе. Таким образом, ужесточение визового режима увеличивает число попыток нелегального пересечения границ, в то время как ужесточение требований к получению статуса беженца приводит к росту числа мигрантов, решающих остаться нелегально на территории отказавших им в убежище стран. Исследование выявило еще одну интересную закономерность: общий миграционный контингент (migrant stock) в стране прибытия положительно связан с распространенностью нелегальной миграции.

Общий вывод исследования авторов состоит в том, что ужесточение иммиграционной политики увеличивает распространенность нелегального пребывания мигрантов в странах Европы, как бы выталкивает мигрантов из правового поля. Этот побочный эффект иммиграционной политики практически не упоминается в современных общественно-политических дискуссиях, хотя есть все основания полагать, что он заслуживает пристального внимания не только исследователей, но и политиков, и законодателей. В действительности же постоянное ужесточение мер иммиграционной политики в странах Европы можно расценивать значительно менее успешным, чем принято считать.

А.В. Четвернина

2017.03.027. МОРРИС Э. ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ И ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ЕС: ГДЕ ЖЕНЩИНЫ? MORRIS E. Family reunification and integration policy in the EU: Where are the women? // Journal of international migration and integration. - N.Y., 2015. - Vol. 1, N 3. - P. 639-660.

Ключевые слова: Европейский союз; миграционная политика; воссоединение семьи; права женщин.

Статья Элеоноры Моррис (США) посвящена гендерным аспектам миграционной политики европейских стран, а точнее - проблемам воссоединения семей и влиянию интеграционной политики Европейского союза на положение женщин. Директива ЕС о праве на воссоединение семьи была принята еще в 2003 г., т.е. когда Европейский союз предпринял первую попытку создать унифициро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.