мательства», урегулировав в нем вопросы приобретения и утраты статуса социального предпринимательства; положение о реестре субъектов социального предпринимательства и другие. В них следует зафиксировать полномочия федеральных органов государственного управления и, соответственно, субъектов РФ по поддержке социального предпринимательства с конкретизацией прав и обязанностей с учетом правоприменительного опыта, в том числе зарубежного, например Великобритании и Южной Кореи. Рекомендуется предусмотреть возможность создания общероссийского объединения социальных предпринимателей как формы самоорганизации и представительства их интересов в органах власти всех уровней, а также меры контроля и надзора за деятельностью социальных предпринимателей, механизм защиты от злоупотреблений со стороны проверяющих органов. Формулируются предложения по принятию ряда нормативных правовых актов для улучшения положения в сфере социальной защищенности российских граждан.
Н.В. Крысанова
2017.02.012. ВАЙПАН В.А., ГУЗАНОВ К.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЯЗИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ВНЕДРЕНИЕ LTE-ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ. -М.: Юстицинформ, 2016. - 120 с.
Ключевые слова: LTE-технологии; правовое регулирование связи нового поколения; конверсия; распределение частот.
В.А. Вайпан - доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, К.А. Гуза-нов - аспирант этой же кафедры. Действующим законодательством, подчеркивают авторы, закреплен механизм выделения радиочастот для внедрения новых технологий. Однако он является крайне сложным для субъектов предпринимательской деятельности. Установлены административные барьеры, и их преодоление занимает много времени.
Термин LTE (Long Term Evolution, также 4 G LTE) означает «долговременное развитие». Развитие технологий мобильной передачи данных при помощи LTE повышает скорость передачи данных, расширяет и улучшает качество данной услуги. Распределение частот радиочастотного спектра осуществляется в форме
конверсии - добровольного соглашения между должником (государством) и кредитором (оператором связи). Особенностью правовой природы конверсии признается относительная свобода действия государства (в лице органов исполнительной власти) в области регулирования условий деятельности кредиторов (операторов связи) и должника (государства). В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О связи» конверсия радиочастотного спектра определяется как «...экономические, организационные и технические мероприятия, направленные на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения».
Правовое регулирование деятельности ЬТБ-инфраструктуры осуществляется как Федеральным законом «О связи», так и подзаконными актами - решениями Государственной комиссии по распределению частот (ГКРЧ), фиксирующими результаты работ по определению возможности и условий использования некоторых полос радиочастот. Причем применение указанного Федерального закона невозможно без ссылки на решения ГКРЧ. После принятия решения ГКРЧ № 10-10-03-2 определился ряд основных субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся оказанием услуг связи на территории РФ: МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Ростелеком», образовавших Временное объединение операторов связи («Консорциум 4 О»). Данное объединение вызвало негативную реакцию на рынке услуг связи. Ассоциация региональных операторов при обращении в Федеральную антимонопольную службу ссылалась на то, что «Консорциум 4 О» игнорирует иных участников рынка и нарушает положения Федерального закона «О защите конкуренции».
Внедрение перспективных радиотехнологий затруднено отсутствием законодательства, устанавливающего возможность принудительного досрочного освобождения частот, используемых устаревшими технологиями, в пользу технологии следующего поколения связи. Уступка полос связи в условиях действующего законодательства для оператора связи означает либо высокие издержки при переносе своего сигнала на другие радиочастоты, либо прекращение работы с данными частотами на безальтернативной основе, что равносильно окончанию или перепрофилированию предпринимательской деятельности.
Основным принципом использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является право доступа к нему всех пользователей, но с учетом государственных приоритетов. Следующий принцип - конверсия радиочастотного спектра; он связан с положением о том, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства, которое в качестве одного из основных принципов установило приоритет своих собственных интересов. Еще один принцип - прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.
В целях развития современных инфокоммуникационных услуг на базе LTE-технологий авторы предлагают принять единый комплексный законодательный акт в виде инфокоммуникационно-го кодекса, регулирующего данные услуги и устанавливающего особенности правовой регламентации смежных отношений с учетом специфики данной отрасли.
Н.В. Крысанова
2017.02.013. ЭДЕЛЬМАН Б.Дж., ДЖЕРАДИН Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ: КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАКИХ КОМПАНИЙ, КАК AIRBNB И UBER?
EDELMAN B.G., GERADIN D. ЕГйаепаез and regulatory shortcuts: How should we regulate companies like Airbnb and Uber? // Stanford technology law review. - 2016. - Vol. 19, N 2. - P. 293-328. - Mode of access: https://journals.law.stanford.edu/sites/default/files/stanford-tech nology-law-review/print/2016/04/19-2-4-edelman-geradin-final.pdf.
Ключевые слова: правовое регулирование; программные платформы; рынок; информационные технологии; аренда апартаментов; транспортный сервис; перевозка пассажиров; Uber; Airbnb; США.
Статья Бенджамина Эдельмана (адъюнкт-профессора Гарвардской школы права) и Дамиена Джерадина (профессора права Тильбургского университета, Школы права Университета Джорджа Мэйсона и практикующего юриста) посвящена проблематике правового регулирования деятельности, которая осуществляется на