ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
2017.02.011. ГРИШИНА Я.С. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / Под ред. Баринова НА. - М.: Юр-литинформ, 2016. - 421 с.
Ключевые слова: предпринимательское право; социально-имущественные потребности; социальное партнерство; защита прав предпринимателей.
Автор - доцент Саратовской государственной юридической академии. Глобальный социально-экономический кризис, повлиявший на снижение до критического уровня качества жизни и социальной защищенности российских граждан, продемонстрировал «хроническую несостоятельность национальной социально-правовой политики» (с. 3). По мнению автора, необходимы поиск инновационных подходов для решения социальных проблем российского общества, а также эффективные инструменты борьбы с кризисом. Таковым в развитых странах признается социальное предпринимательство. В связи с этим предлагается разработать концепцию правового обеспечения социального предпринимательства и специальное законодательство о социальном партнерстве. Социальное предпринимательство рассматривается как система взаимодействия частных и публичных правовых средств в целях решения или сглаживания социальных проблем.
Однако в России до сих пор социально ориентированные организации не имеют правового статуса, позволяющего оказывать реальную помощь нуждающимся. Государственное регулирование социального партнерства ограничивается приказами Минэкономразвития России, рассматривающего социальных предпринимателей как субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на конкурсной основе на получение государственных
субсидий. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не легализовал социальное предпринимательство как деятельность, осуществляемую в целях оказания социальных услуг.
Одним из важнейших системообразующих понятий модели правового обеспечения социального предпринимательства является категория «социально-имущественные потребности», являющаяся родовой по отношению к категориям «социально необходимые товары» и «социально необходимые объекты». Под социально-имущественными потребностями, в отличие от общественных благ, не включенных в товарооборот (национальная оборона, деятельность судебной, законодательной, исполнительной власти), понимаются объекты рыночного товарообмена (лекарственные препараты, средства детской гигиены, продукты питания первой необходимости, работы по протезированию и т.д.), удовлетворяющие имущественные потребности граждан в социальной сфере, обеспечение которых осуществляется частноправовыми и публично-правовыми средствами. К обороту данных товаров государство предъявляет особые требования по безопасности и качеству. Это касается и лицензирования предприятий, осуществляющих данный вид предпринимательской деятельности. В случае необходимости правительство вправе регулировать цены на эту группу товаров, в частности, ограничивать торговые надбавки, устанавливать нормативы рентабельности, требовать декларирования изменения цен и т. д., что обусловливается необходимостью воздействия публично-правовых средств для обеспечения достойного образа жизни. Некоторые виды товаров (например, лекарственные средства) наделяются статусом ограниченных в обороте, а удовлетворение социально-имущественных потребностей обеспечивается специальным правовым режимом. К социально необходимым объектам относится также часть объектов народного достояния, например, имущественные комплексы, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации, такие как социальные объекты недвижимого имущества, предназначенные для социального содействия детям, оставшимся без попечения родителей, пожилым гражданам и т.п. (с. 371).
Необходимо, по мнению автора, принять федеральный закон «О государственных гарантиях развития социального предприни-
мательства», урегулировав в нем вопросы приобретения и утраты статуса социального предпринимательства; положение о реестре субъектов социального предпринимательства и другие. В них следует зафиксировать полномочия федеральных органов государственного управления и, соответственно, субъектов РФ по поддержке социального предпринимательства с конкретизацией прав и обязанностей с учетом правоприменительного опыта, в том числе зарубежного, например Великобритании и Южной Кореи. Рекомендуется предусмотреть возможность создания общероссийского объединения социальных предпринимателей как формы самоорганизации и представительства их интересов в органах власти всех уровней, а также меры контроля и надзора за деятельностью социальных предпринимателей, механизм защиты от злоупотреблений со стороны проверяющих органов. Формулируются предложения по принятию ряда нормативных правовых актов для улучшения положения в сфере социальной защищенности российских граждан.
Н.В. Крысанова
2017.02.012. ВАЙПАН В.А., ГУЗАНОВ К.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ СВЯЗИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ВНЕДРЕНИЕ LTE-ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ. -М.: Юстицинформ, 2016. - 120 с.
Ключевые слова: LTE-технологии; правовое регулирование связи нового поколения; конверсия; распределение частот.
В.А. Вайпан - доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, К.А. Гуза-нов - аспирант этой же кафедры. Действующим законодательством, подчеркивают авторы, закреплен механизм выделения радиочастот для внедрения новых технологий. Однако он является крайне сложным для субъектов предпринимательской деятельности. Установлены административные барьеры, и их преодоление занимает много времени.
Термин LTE (Long Term Evolution, также 4 G LTE) означает «долговременное развитие». Развитие технологий мобильной передачи данных при помощи LTE повышает скорость передачи данных, расширяет и улучшает качество данной услуги. Распределение частот радиочастотного спектра осуществляется в форме