Научная статья на тему 'Специфика экономики радиочастотного спектра в Российской Федерации'

Специфика экономики радиочастотного спектра в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / АУКЦИОН / НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПЕКТРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобелев Сергей Георгиевич

Принципы взимания платы за использование радиочастотного спектра отражают техническую политику государства в области его использования. Мировой опыт показывает, что надлежащим образом финансируемая программа регулирования использования спектра обеспечивает благоприятные условия для операторов связи и производителей оборудования и способствует развитию экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика экономики радиочастотного спектра в Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИКИ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кобелев С.Г.

Кобелев Сергей Георгиевич - кандидат экономических наук, Советник генерального директора,

ООО «Энергобалтаудит», г. Москва

Аннотация: принципы взимания платы за использование радиочастотного спектра отражают техническую политику государства в области его использования. Мировой опыт показывает, что надлежащим образом финансируемая программа регулирования использования спектра обеспечивает благоприятные условия для операторов связи и производителей оборудования и способствует развитию экономики страны.

Ключевые слова: радиочастотный спектр, аукцион, начальная цена, оценка эффективности регулирования спектра.

Введение

Необходимость развития системы государственного регулирования использования радиочастотного спектра вызвана глубокими структурными преобразованиями на современном этапе реформирования российской экономики, формированием новых приоритетов в развитии радиослужб страны и усиливающейся интеграцией России в мировое сообщество. Значимость решения данной задачи определяет стремительное повышение спроса на радиочастотный спектр, усиление влияния его использования, как одного из важнейших ресурсов материального производства, на развитие экономики государства.

Соответствующим распределением частот можно или создать условия для интенсивного внедрения того или иного вида связи в различные отрасли хозяйства, или, наоборот, затормозить развитие не только этого вида связи, но и отрасли, которую он призван обслуживать. Одним из существенных рычагов, влияющих на эффективность использования радиочастотного спектра и обеспечение сбора финансовых средств за его использование, являются экономические методы. В связи с глобальным увеличением спроса на использование современных радиосистем, экономические методы регулирования использования радиочастотного спектра на национальном уровне приобретают первостепенное значение и становятся все более востребованными.

Администрации связи стран мирового сообщества активно проводят политику широкого внедрения экономических методов регулирования использования радиочастотного спектра. К ним относятся: введение платы за использование радиоспектра, проведение аукционов, организация работ по конверсии и высвобождению спектра и др. Национальные системы регулирования использования радиочастотного спектра, в разных странах имеют много общих черт, но и сохраняют существующие различия, учитывающие достигнутый уровень развития радиосредств, а также национальные, социально-экономические и другие особенности каждой страны. Кроме этого, система регулирования использования спектра в стране должна обеспечивать развитие предприятий и государственных учреждений, которые непосредственно занимаются проведением работ по частотному регулированию.

Внедрение экономических методов регулирования использования радиочастотного спектра позволит органам государственного управления стимулировать повышение эффективности его использования, удовлетворять наибольшее количество заявок на использование радиочастот и радиочастотных каналов, обеспечивать гибкость в регулировании использования спектра при

24

рыночных и технологических изменениях, получать государству дополнительные финансовые средства за использование радиоспектра - ценного природного ресурса.

Результаты исследования

Учитывая, что радиочастотный спектр используется как в целях гражданского, так и военного применения, ответственность за общее регулирование использования и защитой орбитально-частотного ресурса в Российской Федерации несут Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Государственная политика в области распределения, использования и защиты радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи осуществляется на следующих основных принципах:

- исключительном праве государства на распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса. При этом орбитально-частотные позиции не подлежат передаче в собственность, приватизации или постоянному бессрочному закреплению;

- разработке и реализации единой технической политики и процедур в области использования орбитально - частотного ресурса с учетом международных договоров Российской Федерации;

- обеспечении приоритета нужд президентской и правительственной связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка и др.

Нормативно-правовые акты специального характера по регулированию информационно-коммуникационного рынка регламентируют вопросы:

- собственности на сети и средства связи;

- обеспечения интеллектуальной собственности на информационные ресурсы;

- антимонопольного регулирования;

- лицензирования деятельности;

- обеспечения качества услуг;

- тарифного регулирования;

- распределения ограниченных ресурсов (радиочастоты, нумерация, коды сетей);

- обеспечения информационной безопасности и др.

Законом установлено, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи -Государственной комиссией по радиочастотам (далее ГКРЧ), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. Положение о Государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Регулирование использования радиочастотного спектра на международном уровне осуществляется через участие стран в деятельности Международного союза электросвязи и других международных организаций, в результате которой обеспечивается международно-правовое признание и защита национального использования радиочастот.

При использовании экономических методов в системе регулирования использования радиочастотного спектра, приходится решать ряд проблем:

- определения области применения экономических методов;

- выбор метода ценообразования за использование радиочастотного спектра;

- определение прав пользователей радиочастотного спектра;

- выбор национального варианта экономического регулирования использования спектра применительно к Российской Федерации.

Экономически сложной задачей, относящейся к регулированию использования радиочастотного спектра, является установление платы за его использование. В Законе «О связи» ст. 23.4. определено: для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Впервые в законе закреплена возможность предоставления операторам связи лицензий путем проведения торгов (ст. 29-43). Они проводятся в случаях, если услуга связи предусматривает использование радиочастотного спектра на территории, где доступный спектр ограничивает возможное число операторов связи, или если на территории есть ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, например, ресурс нумерации. Таким образом, Законом сформулирована конкурсная процедура использования ограниченного ресурса.

Согласно теории экономики стоимость ресурса определяется как функция «ренты». Ренту, взимаемую за ресурс, можно количественно определить ценой, с которой этот ресурс выставляется на свободный рынок, однако, учитывая природные характеристики радиочастотного спектра, регулирование его использования должно осуществляться государством с различными техническими и правовыми ограничениями.

Решение вышеуказанных вопросов в значительной мере может быть осуществлено за счет усиления рентной составляющей в системе налогов, сборов, и других обязательных платежей в сфере использования радиочастотного спектра, как природного ресурса. В данном случае проводимая государством политика экономического регулирования использования спектра может стать достаточно эффективным инструментом выравнивания соотношений в рентабельности, что поможет преодолеть разрыв между традиционными операторами и операторами, предоставляющими пакет услуг с использованием радиосистем, а также другими пользователями.

Учитывая, что оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра приносит дополнительную прибыль операторам, по сравнению с услугами проводной связи, можно говорить, что данное экономическое преимущество должно выравниваться при помощи платы за пользование радиочастотного спектра.

Иначе говоря, стоимость пользования частотой или частотным каналом есть по своей сути некая рента, в которой выражается экономическое отношение между государством, как собственником радиочастотного ресурса, и оператором или владельцем радиоэлектронных средств, как хозяйствующим субъектом, использующим этот ресурс в своей экономической деятельности.

Принципы взимания платы за использование радиочастотного спектра отражают техническую политику государства в области его использования и состоят в следующем:

- платежи за спектр должны покрывать расходы государства на управление его использованием и обеспечивать поступления дополнительных финансовых средств в бюджет;

- взимание платы за спектр должно стимулировать развитие передовых технологий связи;

- плата за использование радиочастотного спектра, при наличии в диапазоне совмещенных радиослужб, не должна быть выше платы в полосах радиослужб, использующих спектр только в интересах одной радиослужбы;

- уровень платы за спектр должен соответствовать уровню загрузки спектра в регионе;

- плата должна соответствовать экономической ценности спектра на телекоммуникационном рынке страны.

Вопросы стратегии экономических подходов к регулированию использования радиочастотного спектра на национальном уровне и его финансирование, взимания платы за пользование частотами в различных диапазонах, опыт продаж спектра рассматривались во многих странах и Исследовательских комиссиях Международного Союза электросвязи, на радио конференциях СЕРТ (Париж). При этом введение платы за регулирование использования радиочастотного спектра мотивируется не только необходимостью восполнения эксплуатационных, административных и инвестиционных затрат на регулирование за его использование, но и как фактор, способствующий применению более совершенных систем связи и информационных технологий. Кроме того, введение этой платы обусловлено появлением новых технологий связи.

Введение рентных платежей в сфере природопользования предполагает изъятие у хозяйствующих субъектов в бюджет часть прибыли (сверхприбыли), не являющейся результатом непосредственной предпринимательской деятельности, а полученной при использовании природного ресурса, обладающего соответствующими количественными и качественными характеристиками.

Практика государственного и хозяйственного управления, действующий экономический механизм регулирования использования радиочастотного спектра в настоящее время не опирается на четкую научную концепцию рентных отношений. Не определен уровень ренты, изымаемой из прибыли сверх оптимального уровня рентабельности. Здесь необходимо учитывать и ценность используемых полос радиочастотного спектра, и меняющиеся условия рыночной коньюктуры и региональные особенности и другие многочисленные факторы. Решение вышеуказанных вопросов в значительной мере может быть осуществлено за счет усиления рентной составляющей в системе налогов, сборов, и других обязательных платежей в сфере использования радиочастотного спектра, как природного ресурса. Изъятие финансовых средств за использование радиочастотного спектра возможно также и путем включения соответствующих рентных платежей в лицензии операторов связи. Именно прописывание в лицензиях операторских компаний условий использования выделенного радиочастотного спектра дает возможность учета множества индивидуальных особенностей.

Мировой опыт показывает, что надлежащим образом финансируемая программа регулирования использования спектра обеспечивает благоприятные условия операторов связи и производителей оборудования и способствует развитию экономики страны.

В нашей стране начиная с 2012 года, за восемь лет, пользователями радиочастотного спектра перечислено в бюджет более 140 млрд рублей. Это менее 20 млрд в год, что для такого государства, как Российская Федерация, показатель более чем скромный. Несмотря на неоднократный пересмотр ставок по разовым платежам и ежегодной плате за пользование радиочастотным спектром, их

индексация по состоянию на 1 января 2019 года по сравнению с 2015 годом фактически не проводилась.

Индексирование на уровень инфляции могло бы привести к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 5,5 млрд рублей. К тому же с 2019 года поступления в федеральный бюджет (расчетно) снизятся на не менее 7,6 млрд рублей ежегодно в сравнении с поступлениями 2018 года [2].

В соответствии с требованиями законодательства, лицензии на право оказания услуг отдельных видов связи выдаются по результатам проведения торгов (аукциона, конкурса). Согласно Правилам проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи, вступившим в силу в 2014 году, начальная цена предмета аукциона должна определяться на основании заключения оценщика или в соответствии с Методикой определения начальной цены предмета аукциона, и устанавливается Минкомсвязью России. При этом Методика определения начальной цены предмета аукциона на получение лицензии на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра (далее - Методика определения начальной цены предмета аукциона) утверждена приказом Минкомсвязи России.

В период, с 2015, когда Роскомнадзором проведено два аукциона на право получения лицензий на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг передачи данных и на оказание телематических услуг связи и использование радиоэлектронных средств сетей связи стандарта GSM, LTE и последующих его модификаций в соответствии с решениями Государственной комиссии по радиочастотам. Учитывая отсутствие Методики определения начальной цены предмета аукциона, оценка осуществлялась независимым оценщиком. В условиях отсутствия в Российской Федерации каких-либо нормативов или объектов для определения стоимости, независимый оценщик использовал Международные стандарты оценки и в отчете об определении рыночной стоимости у казал, что его услуги не являются оценочными услугами в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности. Несмотря на это, аукционы были проведены с начальной ценой, указанной в отчете об оценке. По итогам проведенных аукционов цена была увеличена более чем в два раза - с 6,9 млрд рублей до 14,6 млрд рублей.

Учитывая, что аукцион проведен по ценам, значительно ниже установленных при расчете в соответствии с Методикой (расчетно), на 12958,5 млн рублей, можно сделать вывод, что стоимость лотов, определенная независимым оценщиком, не отвечала требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и привела к не поступлению значительного объема доходов в федеральный бюджет [2].

Предлагается обзор реализации платности использования радиочастотного спектра развитыми странами мирового сообщества [4].

Страна Год проведения аукциона Какой диапазон разыгрывался Сколько было выручено денег

Австрия 2013 800, 900 МГц, 1800 МГц 2 млрд евро

Австралия 2013 700 МГц, 2,5 ГГц $2 млрд

Аргентина 2014 700-800 МГц, 1,7-1,9, 2,1 ГГц $2,2 млрд

Бельгия 2014 800 МГц 360 млн евро

Бразилия 2014 1,8, 1,9 и 2,5 ГГц $3,6 млрд

Великобритания 2000 1,9-2,1 ГГц 16,1 млрд евро

2013 800 МГц, 2,6 ГГц 2,6 млрд евро

Германия 2000 1,9, 2,1 ГГц 50,8 млрд евро

2006 3,4-3,6 ГГц 56,1 млн евро

2010 800 МГц, 1,8, 2,0 и 2,6 ГГц 4,4 млрд евро

2015 700, 900 МГц, 1,5 и 1,8 ГГц 5 млрд евро

Индия 2015 800 и 900 МГц, 1,8 ГГц, 2,1 ГГц $14,6 млрд

Ирландия 2012 800, 900 МГц, 1,8 ГГц 854 млн евро

Испания 2011 800, 900 МГц, 2,6 ГГц 1,8 млрд евро

Италия 2008 3,4-3,6 ГГц 136,3 млн евро

Канада 2008 700 МГц $4,8 млрд

2014 700 МГц $5,2 млрд

Китай (Гонконг) 2011 800 МГц $251 млн

2014 1,9-2,2 ГГц $312 млн

Норвегия 2013 800, 900 МГц, 1,8 ГГц 212 млн евро

2015 1,8 ГГц 94,3 млн евро

Сингапур 2005 2,3 ГГц, 2,5 ГГц $78 млн

2013 1,8 и 2,5 ГГц $283,4 млн

Словакия 2014 800 МГц, 1,8 ГГц, 2,6 ГГц 163,9 млн евро

США 2008 700 МГц $19,1 млрд

2015 700 МГц $44,9 млрд

Тайвань 2013 700, 900 МГц, 1,8 ГГц $4 млрд

Франция 2007 3,4-3,6 ГГц 125,8 млн евро

Чехия 2013 800 МГц, 1,8 ГГц, 2,6 ГГц 316 млн евро

Швейцария 2012 800 и 900 МГц, 1,8 ГГц, 2,6 ГГц 824,7 млн евро

Швеция 2011 800 МГц 199,5 млн евро

Приведенный сравнительный анализ показывает, что в России получение дохода за пользование радиочастотным спектром, значительно ниже по сравнению с развитыми странами мирового сообщества на несколько порядков.

Так, согласно исследованию Международной ассоциации операторов GSM (GSMA) "European Mobile Industry Observatory 2011" аукционы на лицензии 3G, прошедшие в начале 2000-х годов, принесли в бюджеты стран Европейского союза более 100 млрд. евро [5].

В Российской Федерации операторы связи не участвовали в радиочастотных аукционах и не понесли расходов на приобретение лицензий в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра. К одной из видимых причин отставания в нашей стране по внедрению передовых методов регулирования использования радиочастотного спектра можно отнести медленное реагирование регулятора на изменение обстановки в данной отрасли. Так предусмотренное Законом о связи принятие Правительством Российской Федерации порядка взимания разовой платы за использование радиочастотного спектра было осуществлено лишь в 2011 году. Таким образом, с момента введения в 2003 году Законом о связи нормы о взимании разовой платы за использование радиочастотного спектра до нормативного оформления порядка

ее взимания прошло около 9 лет, в результате федеральный бюджет недополучил поступления денежных средств.

Необходимо понимать, что независимо от того, как финансируется регулирование использования спектра, эти расходы оплачиваются населением. Даже выдача администрацией прав на использование радиочастотного спектра бесплатно, бремя расходов на регулирование его использования неявно, через налоги, ложится на плечи населения страны.

На практике страны активно применяют введение платы за перераспределение спектра. Например, в Швейцарии плата за перераспределение спектра является одной из основных составляющих платы за использование радиочастотного спектра, которая взимается с каждого оператора ежегодно в государственный бюджет. Данный метод действительно направлен на повышение эффективности использования радиочастотного спектра, так как позволяет ускорить внедрение новых систем, а следовательно, способствует росту экономической и социальной составляющих развития общества и государства в целом.

Кроме экономических показателей эффективности использования РЧС существуют такие показатели, которые не обеспечивают непосредственных поступлений в бюджет государства. К ним относят социальные преимущества, несмотря на то, что не приносят дохода бизнесу. Это обеспечение связью органов государственного управления, силовых структур и органов правопорядка, служб спасения и аварийных служб, пожарных, мониторинг окружающей среды, метеорология, радиоастрономия и многое другое.

Тем не менее, вполне реально разработать такую систему платежей, которая обеспечит компенсацию всех затрат на регулирование использования спектра. Несмотря на декларируемые принципы, каждая национальная администрация связи строит свою экономическую модель регулирования использования спектра, в основе которой, как правило, лежит затратный метод, который базируется с учетом прогноза расходов национального регулирующего органа по управлению спектром на год, предшествующий формированию бюджета для управления спектром.

Что касается определения ценности спектра при выставлении его полос на торги, то данную процедуру необходимо рассматривать, как допуск, к спектру конкретного пользователя. Пока аукционы являются наилучшим принципом распределения спектра. Положительно, что проведение аукционов прозрачно и объективно, снижается вероятность коррупционных проявлений по сравнению с конкурсами, к примеру, стимулируются инвестиционные процессы и внедрение новых, перспективных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аукцион - означает продажу на аукционе операторских лицензий в целях максимизации дохода государства. При проведении аукционов может возникнуть угроза монополизации радиочастотного спектра крупными операторами связи, что отразится на ценах на услуги для потребителей, ограничении перечня услуг и их качестве, если только не работает программа поддержки малых предприятий. Практика показывает также, что при сильной конкуренции на проводимых торгах, победитель, получивший право на использование радиочастот, может понести весьма значительные финансовые затраты, и оператор связи не сможет развиваться на выделенном участке спектра, ввиду вымывания финансовых средств, как это произошло в Европе с рядом компаний, приобретавших лицензии на 3G. Операторы поставили себе одну цель - купить лицензию. Результат -компании финансово обезвожены, а перспективы оперативного строительства сетей оказались весьма неопределенны.

Административная тарификация требует от регулирующего органа первоначально установить цену ресурса, основываясь на экспертных оценках, поэтому возникает необходимость разработать методику определения цены частотного спектра. Методология определения цены базируется на вычислении так называемой «предельной цены участка радиочастотного спектра». Эта экономическая категория может быть оценена на основе определения самой дешевой и реальной альтернативы,

30

позволяющей оказывать такие же, как и с использованием необходимого участка радиочастотного спектра, услуги. Если не существует альтернативы для предоставления услуг связи другими способами, предельная цена может быть определена исходя из величины, на которую будет уменьшена планируемая прибыль из-за не выделения желаемого частотного ресурса. Как только тарификация спектра обеспечит равновесие между спросом и предложением на радиочастотный спектр, возникнут условия для развития рынка спектра. Это позволит расширять рыночные механизмы и привлекать частный сектор для регулирования использования спектра. Процесс проведения аукционов требует тщательной подготовки, их проведение оправдано для удовлетворения потребностей в радиочастотном спектре тех служб, которые планируют его использование длительное время.

Торги в форме аукциона на получение лицензии на оказание услуг связи с использованием радиочастотного спектра могут проводиться только в том случае, если радиочастотный спектр, с использованием которого планируется оказывать услуги связи, не распределен радиослужбам и (или) не используется радиоэлектронным средством любого назначения. Это означает, что аукционы могут проводиться только на полностью свободных участках радиочастот, которые практически отсутствуют, либо после проведения длительных и дорогостоящих мероприятий по высвобождению и (или) конверсии спектра.

Бытует глубоко ошибочное мнение, что использование частот не требует расходов. Это обусловлено тем, что в России получение прав на пользование частотами выдается за умеренную плату, связанную только с административными затратами и затратами на частотные присвоения. Фактически же использование радиочастотного спектра и регулирование его использования являются весьма дорогостоящими. В целях его обеспечения работают федеральные органы - ГКРЧ, Минкомсвязи, подразделения МО и ФСО, научные и проектные организации, выполняющие частотно-территориальное планирование, разработку технической политики и концепций, расчеты ЭМС, а также подразделения, осуществляющие регистрацию и ведение базы данных частотных присвоений и технических средств радиосвязи, контроль параметров излучений радиоэлектронных средств, радиопеленгацию, контроль лицензируемой деятельности и др. Сложилась ситуация, когда государство, осуществляя дорогостоящие мероприятия по регулированию использования радиочастотного спектра на национальном и международном уровне, обеспечивает операторов свободными, как правило, не имеющими помех полосами частот, и они все это потребляют практически без соответствующих затрат, получая при этом немалую экономическую выгоду.

При решении задач о возможности использования гражданских радиосредств, в диапазонах правительственного назначения, следует помнить, что помимо коммерческих выгод существуют и задачи безопасности государства. В целях грамотного и эффективного использования частот в полосах правительственного назначения, задачи проектирования гражданских объектов связи, работающих в правительственных диапазонах, целесообразно решать комплексно и в тесном сотрудничестве всех радиочастотных органов. Учитывая сложность частотного планирования в участках спектра, занятых правительственными радиосредствами, такой подход позволит распознать многие потенциальные проблемы.

Высвобождение радиочастотного спектра невозможно без активного использования экономических методов регулирования использования спектра, которые позволят не только компенсировать государству затраты на проводимые работы, но и получать значительную прибыль от его использования. Кроме того, особенностью процедуры высвобождения и перепланирования спектра (так же как и распределения спектра) является необходимость ее осуществления только на национальном или транснациональном уровне и невозможность осуществления на региональном.

Внедрение экономических методов регулирования использования радиочастотного спектра, совершенствование системы взимания платы за его использование позволят

31

получить основной источник финансирования работ по высвобождению и конверсии радиочастотного спектра в Российской Федерации. Проведение конверсии радиочастотного спектра необходимо рассматривать, как процесс высвобождения военного имущества, за которое необходимо выплачивать компенсацию.

В целях проведения конверсии и высвобождения спектра, регулятором размещается государственный заказ научно-исследовательским институтам для разработки рекомендаций по проведению работ по конверсии и высвобождения спектра, а также для прогнозирования последствия их проведения и подготовке заключений по электромагнитной совместимости радиоэлектронными средствами различных ведомств.

На основании рекомендаций научно-исследовательских учреждений, и после публичного обсуждения, принимается решение ГКРЧ о высвобождении радиочастотного спектра или проведения работ по его конверсии. Далее необходимо организовать конструирование новых образцов и заказать промышленности необходимые объемы производства РЭС различного предназначения, для нужд Вооруженных Сил РФ (понимаем, как все силы, которые вооружены) и ряда государственных структур, оснастить этими радиоэлектронными средствами все ведомства, участников конверсии в полном объеме, включая резервы. Т.е. перевести работу всех радиоэлектронных средств, в освобождаемом диапазоне, в другие полосы частот.

Мы определили, что затраты на конверсию спектра колоссальны, и главное, финансируются они из государственного бюджета. Кроме того, именно данный вид затрат оказался исключен из расчетов стоимости платы за пользование радиочастотным спектром и определении ценности диапазонов спектра при подготовке к проведению аукционов.

В таком случае производимые колоссальные финансовые затраты, государством из бюджета, никаким образом не компенсируются в дальнейшем. Финансовые средства, выделенные из бюджета и потраченные на проведение комплекса мероприятий по конверсии и (или) высвобождению полос радиоспектра, после передачи данного ценного природного ресурса бизнесу, для его использования в целях извлечения прибыли (сверхприбыли), в бюджет не возвращаются. Государство фактически выступает кредитором бизнес структур в области использования радиочастотного спектра, при этом выделяемый кредит, является невозвратным, ввиду отсутствия у регулятора административных и экономических рычагов воздействия на пользователей с такой целью.

Необходимо отметить, что при определении эффективности функционирования системы государственного регулирования использования радиочастотного спектра, исходим из того, что эффективность неизбежно является оценочной категорией [3].

При расчетах прогнозов поступления в федеральный бюджет по итогам аукционов, проводимых Роскомнадзором, использовалась удельная стоимость (на душу населения) 1 МГц радиочастотного спектра в диапазоне частот в странах, сопоставимых по уровню экономического развития с Российской Федерацией (ВВП на душу населения) - Португалии, Польше, Чехии, Венгрии, причем использовались данные британского телекоммуникационного регулятора О£сот, Каким образом можно сопоставить уровни социально-экономического развития Российской Федерации и вышеназванных стран, площадь их территорий, количество населения и другие показатели, совершенно неясно. При этом указанные европейские страны при организации частотных аукционов у себя получают доходы в бюджет, несравнимо выше, чем в России. Такой подход в расчетах начальной цены стоимости полос частот на аукционе существенно занижает их реальную ценность, что влечет громадные потери для бюджета, и поэтому применение такого подхода не оправдано. Сравнение затрат на содержание Радиочастотной службы, с получаемыми доходами за пользование радиочастотным спектром, приводимые в ряде публикаций, к оценочной категории не относятся. Также, нормы пункта 4 статьи 23 Федерального закона «О связи» в части целевого назначения использования платы за использование

32

радиочастотного спектра, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, не в полной мере обеспечивают принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации. Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения: Плату за использование радиочастотного спектра необходимо включить в Налоговый кодекс Российский Федерации неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер;

Необходимо реализовать ряд мер, направленных на существенное увеличение собираемости разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, а также на приведение норм Закона о связи в соответствие с БК РФ в части бюджетных правоотношений;

Российской Федерации необходимо последовательно двигаться в сторону реализации рыночной модели регулирования использования радиочастотного спектра, что позволит увеличить доходы федерального бюджета за счет эффективного управления использования радиочастотного спектра;

В целях стимулирования проведения мероприятий по конверсии и высвобождению радиочастотного спектра предлагается предусмотреть возможность оплаты расходов на конверсию операторами связи, в пределах платы за диапазон радиочастот, в котором проводятся конверсионные мероприятия в интересах данного оператора, в целях развития (расширения) его бизнеса.

Мы определили, что затраты на конверсию и (или) высвобождение спектра финансируются из государственного бюджета. Данный вид затрат в настоящее время исключен из методик расчета стоимости ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром и определении ценности полос радиоспектра, при подготовке к проведению аукционов, что приводит к существенным потерям для государственного бюджета.

Очевидно, что система государственного регулирования использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, в настоящее время не в полной мере способствует его эффективному использованию, как ограниченного ресурса.

Список литературы

1. Федеральный закон «О связи» - новая редакция 2003 г. // СЗ РФ, 2003. № 28.

2. Шторгин С.И. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочий главного администратора (администратора) доходов в части администрирования доходов от поступления платы пользователей радиочастотным спектром, а также правильности исчисления, полноты и своевременности внесения платы пользователей радиочастотным спектром в 2015-2017 годах и истекшем периоде 2018 года». Шторгин С.И., аудитор СП РФ, отчет утвержден Коллегией СП РФ 29.03. 2019 г.

3. Кобелев С.Г. Развитие системы государственного регулирования использования радиочастотного спектра: дис. канд. экон. наук / С.Г. Кобелев; С-Петерб. гос. инж-экон. университет. Санкт-Петербург, 2008.

4. RSpectr. com LTE с молотка. Мировой опыт проведения радиочастотных аукционов [Электронный ресурс]. Режим доступа: RSpectr. сот, связь(дата обращения: 02.02.2016).

5. Акберов Д.И. Радиочастотный спектр как источник доходов федерального бюджета. Статьи по предмету Финансовое право. [Электронный ресурс]. Акберов С.И, компания Justicemaker. Режим доступа: e-mail: justicemaker@yandex.ru/ (дата обращения: 19.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.