Научная статья на тему 'О совершенствовании механизма платности радиочастотного спектра'

О совершенствовании механизма платности радиочастотного спектра Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЧАСТОТНЫЙ СПЕКТР / РАДИОЧАСТОТНЫЙ РЕСУРС / УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОЧАСТОТНОГО СПЕКТРА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Нарукавников А. В.

Сегодня большинство ученых, специалистов, экспертов и представителей регулирующих органов отрасли связи единодушны в том, что радиочастотный спектр (РЧС) является одним из важнейших государственных ресурсов. От эффективности его использования в значительной степени зависит развитие радиосвязи, вещания и в конечном итоге уровень культуры, экономики и обороноспособности нашей страны. В свою очередь, рациональность использования радиочастотного спектра во многом зависит от того, насколько совершенна система взимания платы за РЧС. В статье рассматриваются методы управления использованием РЧС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании механизма платности радиочастотного спектра»

РЕГУЛИРОВАНИЕ

В

□а

ваа

ваа

□а

в

В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ

О совершенствовании механизма платности радиочастотного спектра

Сегодня большинство ученых, специалистов, экспертов и представителей регулирующих органов отрасли связи единодушны в том, что радиочастотный спектр является одним из важнейших государственных ресурсов.

От эффективности его использования в значительной степени зависит развитие радиосвязи, вещания и в конечном итоге -уровень культуры, экономики и обороноспособности нашей страны.

В свою очередь, рациональность использования радиочастотного спектра во многом зависит от того, насколько совершенна система взимания платы за РЧС.

Согласно Регламенту радиосвязи Международного союза электросвязи, радиочастотный спектр - это совокупность действующих и потенциально возможных частотных назначений в диапазоне от 9 кГц до 400 ГГц, выделенных государственными органами для работы радиоэлектронных средств на определенной территории, удовлетворяющих международным требованиям и учитывающих: диапазон частот, ширину занимаемого спектра, используемые технологии, время действия разрешения на использование указанного ресурса.

Радиочастотный ресурс (РЧР) в силу его ограниченности и при постоянно растущем на него спросе приобретает все большее значение в экономике любого государства.

Эффективность использования РЧС

Как известно, РЧР не амортизируется, то есть не требует затрат на восстановление, однако необходимы расходы на его обслуживание (координацию, радиоконтроль, обеспечение электромагнитной совместимости и пр.). Кроме того, как уже говорилось выше, РЧР является ограниченным ресурсом, спрос на который сегодня превышает предложение, следовательно, вопрос его эф-

фективного использования весьма актуален.

Эффективное использование РЧР дает весомый вклад в валовой внутренний продукт и рост занятости в национальной экономике. Это происходит как непосредственно, за счет предоставления инфокоммуникационных услуг населению и организациям, так и косвенно - через повышение производительности труда и снижение издержек в других отраслях, использующих этот ресурс (например, нефтегазовая отрасль, все виды транспорта, геологоразведка, охрана окружающей среды и др.).

Единого критерия эффективности использования РЧР не существует: к примеру, для телерадиовещательных компаний важно охватить как можно больше зрителей; операторов сетей сотовой связи интересует обслуживание абонентов с заданным качеством предоставления услуг по привлекательной стоимости; для служб спасения на первый план выходит оперативность и надежность связи, удобство ее использования.

О методах управления использованием РЧС

Повышение отдачи от РЧР зависит не только от пользователей, но и от системы распределения и управления

А.В. НАРУКАВНИКОВ,

директор Департамента экономики и финансов Минкомсвязи России

этим ресурсом, а также от развития радиотехнологий.

Методы управления использованием радиочастотного спектра (РЧС) можно условно разделить на административные, технические и экономические. Условность подобного деления связана с тем, что на практике они применяются в комплексе, и можно говорить лишь о преобладании тех или иных подходов в процессе управления использованием РЧС. Как правило, окончательное управленческое решение принимается в административном порядке при наличии технического и экономического обоснования.

Экономические методы управления использованием РЧС позволяют государственным органам управления получить новые рычаги для стимулирования повышения эффективности его использования, выделения полос радиочастот наиболее современным радиосистемам, удовлетворения наибольшего количества заявок, обеспечения гибкости управления пользования радиочастотным спектром при рыночных и технологических изменениях, а также для получения государством денежной компенсации за использование РЧС - ценнейшего государственного ресурса. К этим методам прежде всего относится взимание платы за использование РЧС.

Введение системы оплаты

При рассмотрении вопроса оплаты за использование РЧС часто путают платы (сборы) за получение права на использование и само использование (эксплуатацию) РЧС. Между тем за использование РЧС предусмотрены следующие виды оплаты:

а) за лицензию на право оказания услуг связи;

б) за получение Заключения радиочастотной службы о возможности присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов;

в) за оформление Разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

г) за регистрацию РЭС;

д) за использование РЧС.

Первые три вида (а—в) являются платами за право использования РЧС. Оплата за регистрацию РЭС (г) - это плата за право эксплуатации регистрируемого средства. Все приведенные виды оплаты (а-г) рассчитываются по специальным методикам и взимаются отдельно от платы за использование РЧС (д).

Таким образом, разграничение оплаты за право использования РЧС и за само использование РЧС в РФ закреплено законодательно. Поэтому дальнейшее рассмотрение вопросов определения оплаты за использование РЧС будет ограничено рамками непосредственного использования (эксплуатации) РЧС, которое наступает только после регистрации РЭС.

Основная цель введения платы за использование РЧС - создание условий, при которых РЧС будет использоваться с максимальным социальноэкономическим (общественным) эффектом. Под социально-экономическим эффектом понимается многосторонний полезный эффект, выражающийся в увеличении валового внутреннего продукта, повышении уровня жизни, увеличении числа рабочих мест, улучшении экологии и т.п.

Максимальный эффект будет достигаться при рациональном использовании радиочастотного ресурса и создании наиболее благоприятных условий для обеспечения частотным ресурсом новых, перспективных, социально значимых радиотехнологий.

Следовательно, плата за использование РЧС является одним из эффективных рычагов в руках органов, регулирующих использование спектра. При этом особое значение имеют принципы, определяющие эту плату.

В настоящее время регулирование использования радиочастотного спектра в России осуществляется на платной основе в соответствии с устарев-

шими постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 июня 1998 г. № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» и от 6 августа 1998 г. № 895 «Об утверждении Положения об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О связи» для пользователей радиочастотным спектром устанавливается разовая и ежегодная плата за его использование, которая направляется на обеспечение системы контроля радиочастот, конверсию радиочастотного спектра и финансирование мероприятий по переводу действующих РЭС в другие полосы радиочастот.

Порядок установления размеров разовой и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования в соответствии с Федеральным законом «О связи» определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Исследования, проведенные в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и США, показывают, что наиболее привлекательными с точки зрения взимания платы представляются вещательные, фиксированные и подвижные службы. По-видимому, управление использованием РЧС любительской, метеорологической, радионавигационной, радиолокационной службами должно оставаться некоммерческим. На первый взгляд, под такое управление попадают и военные службы в связи с проблемами обеспечения секретности их работы и безопасности государства, а также из-за особенностей характеристик военных радиосистем. Между тем, известно, что военными службами занята весьма значительная часть РЧС, и вероятно, в результате конверсии и создания условий военным службам продажа или передача на время прав использования частот определенных полос коммерческим операторам (что станет дополнительным источником финансирования) будет очень привлекательной для тех и других.

Вопрос о возможности взимания платы за использование радиочастотного спектра с государственных пользователей следует рассматривать комплексно, с учетом многоаспектности и комплексности правового регулирования этих отношений различными отраслями права.

а ::::

В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ аза

аа

а

Для проведения масштабных мероприятий по конверсии и высвобождению РЧС требуются значительные финансовые средства из государственного бюджета, которые невозможно обеспечить взиманием существующей платы с ограниченного круга пользователей РЧС.

Таким образом, при формировании новых принципов, которые должны быть заложены в систему определения платы за использование РЧС в России, в первую очередь, на наш взгляд, необходимо выделить следующие:

^ общий подход ко всем пользователям РЧС в полосах частот гражданского назначения (ГР) и совместного пользования (СИ);

^ в полосах для нужд государственного управления (ПР) плата за фактическое использование РЧС спец-потребителями приравнивается к нулю;

^ при одинаковых условиях использования РЧС должны быть одинаковые уровни оплаты.

Эти принципы являются основным условием обеспечения рационального использования дефицитного ограниченного ресурса. Вопросы обеспечения необходимым частотным ресурсом бюджетных пользователей РЧС, таких как правительственные структуры, Минобороны, МЧС, МВД, скорая помощь и т.п., в полосах ГР и СИ должны решаться через бюджетное финансирование необходимых расходов на РЧС. В противном случае значительных потерь не избежать. Утверждение о том, что не рационально перекладывать из одного государственного кармана в другой, - не совсем состоятельно, особенно, когда дело касается экономного использования дефицитного и ограниченного ресурса. Лучшей аналогией оплаты за РЧС в других областях будет оплата бюджетными организациями за горючесмазочные материалы.

Хотя принцип равной оплаты за РЧС всеми его пользователями является основным условием, но в то же время он не может быть достаточным для эффективного регулирования использования спектра.

В качестве дополнительных принципов, которые должны быть реализованы при создании системы определения платы за использование РЧС с целью обеспечения эффективности его использования, должны быть следующие: ^ четкая и понятная пользователю зависимость величины платы от условий использования РЧС;

^ гибкое изменение величины платы в зависимости от условий использования РЧС;

РЕГУЛИРОВАНИЕ

№ 1 • 2011 ВЄК КАЧЕСТВА

13

в на

РЕГУЛИРОВАНИЕ Есе В АДМИНИСТРАЦИИ СВЯЗИ на а

^ максимальное соответствие расчетной величины платы за использование РЧС реальной оценке потребителей этого ресурса на телекоммуникационном рынке страны.

Под условиями использования РЧС следует понимать совокупность факторов, влияющих на эффективность использования спектра. В качестве основных таких факторов (условий использования) можно отметить такие:

^ интенсивность использования (загруженность) полосы радиочастот; ^ перспективность полосы радиочастот для использования современными радиотехнологиями;

^ использование новых, перспективных видов радиотехнологий;

^ использование новых, перспективных, частотно-экономичных видов РЭС;

^ использование частотно-экономичных методов частотно-территориального планирования сетей радиосвязи;

^ использование РЧС в коммерческих целях.

Основные выводы

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы:

1. При рассмотрении вопроса оплаты за использование РЧС можно выделить плату (сборы) за получение права на использование и само использование (эксплуатацию) РЧС.

2. Плата за использование РЧС должна распространяться на всех пользователей РЧС в полосах частот ГР и СИ.

3. В полосах частот ПР для спецпользователей устанавливается плата, равная нулю.

4. Опережающий рост по-

требностей в свободном радиочастотном спектре обуславливает важность решения государственной задачи по совершенствованию платы за использование РЧС. Однако до настоящего времени тарифы на услуги по использованию радиочастотного спектра, установленные Постановлениями Правительства РФ от 2 июня 1998 г. № 552 и от 6 августа 1998 г. № 895, не отвечают основным положениям ФЗ «О связи», что говорит о необходимости разработки методики платы за использование РЧС. ■

NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS -» НОВОСТИ -» NEWS -» НОВОСТИ -> NEWS НОВОСТИ

-» NEWS 1

Обеспечение малонаселенных районов сотовой связью может стать одним из условий конкурсов на новые диапазоны частот

Проблему обеспечения связью малонаселенных пунктов обсудили Председатель Правительства РФ Владимир Путин и министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щёголев на рабочей встрече 15 февраля. Глава Минкомсвязи рассказал об инициативе министерства: обязать победителей конкурсов на диапазоны частот для сотовой связи обеспечивать связью малонаселенные районы.

По словам министра, сотовая связь становится базовой услугой для очень многих наших граждан. Те, кто живет в регионах, где такой связи пока нет, высказывают много пожеланий и в адрес Минкомсвязи и Правительства как можно скорее ее развернуть. До последнего времени обеспечение малонаселенных пунктов связью не входило в условия развертывания сети.

«Мы проводим такой эксперимент. Сейчас в восточной части России, за Уралом, на Дальнем Востоке объявлены конкурсы в 17 регионах на частоты GSM, где мы в качестве социального обременения внесли обязательство победителю конкурса в определенные сроки обеспечить сотовой связью сначала населенные пункты населением от 500 человек и выше, а затем, на последующем этапе, и от 200 до 500 человек», -- сообщил глава Минкомсвязи. Таким образом, большинство населенных пунктов, а также федеральные и региональные автомобильные дороги должны быть обеспечены связью.

Если этот опыт окажется удачным, то, по словам Игоря Щёголева, он будет распространен и на те конкурсы, которые будут проводиться в новых диапазонах. «Чтобы наши операторы, делая заявку на победу, понимали, что им придется разворачивать связь не только в тех местах, где это экономически выгодно, но и с тем, чтобы у нас было равномерное покрытие по всей территории страны», -- подытожил министр. ■

Роскомнадзор приступил к приему заявок на конкурс №1/2011 на право получения лицензий на оказание услуг мобильной связи стандарта GSM

Роскомнадзор приступил к приёму заявок на участие в конкурсе № 1/2011 на право получения лицензий на оказание услуг мобильной связи стандарта GSM. Конкурс состоится 12 апреля.

Роскомнадзор проводит консультации для заявителей по вопросам оформления конкурсных заявок тел.: (495) 987-67-59. Кроме того, на основании письменного обращения Службой могут быть инициированы запросы в арбитражные суды о предоставлении организатору конкурса сведений о том, что в отношении заявителя не возбуждено дело о банкротстве.

Конкурсы на право оказания услуг мобильной связи стандарта GSM на территории 17 субъектов Российской Федерации проводятся по решению Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 29.10.2010 № 10-09-04 «О выделении полос радиочастот 890-915 МГц, 935-960 МГц, 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц радиоэлектронным средствам стандарта GSM на территории субъектов Российской Федерации». Конкурсы № 2/2011 и № 3/2011 состоятся 19 апреля, № 4/2011 - 26 апреля.

Сокращение сроков оформления разрешительных документов

Руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников поручил подведомственному ФГУП «ГРЧЦ» и профильным управлениям Федеральной службы в ускоренном порядке рассматривать заявительные документы телерадиовещателей - победителей конкурсов, проводимых Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию (ФКК).

Тем самым, как отметил С. Ситников на совещании в Роскомнадзоре, вещательные компании смогут в самые короткие сроки получать вещательную лицензию, разрешение на использование радиочастот и начинать работу.

В ходе совещания директор ФГУП «ГРЧЦ» Константин Чертков доложил, что возглавляемое им предприятие готово выдавать заключения экспертизы ЭМС победителям конкурсов в течение 30--40 дней. Еще 20--30 дней потребуется на оформление разрешения на использование радиочастот и вещательной лицензии в Роскомнадзоре.

Как подчеркнул С. Ситников, в результате общие сроки оформления разрешительных документов победителям конкурсов будут сокращены до 50--60 дней.

Федеральная конкурсная комиссия проводит конкурсы на право осуществления телерадиовещания в городах с численностью населения свыше 200 тыс. человек. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.